Теневая экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

Составной частью национальной экономики является так называемая теневая экономика. Что такое теневая экономика? На этот вопрос даются самые разные ответы. Высказывается мнение, согласно которому теневая экономика - экономическая деятельность, противоречащая данному законодательству, т.е. она представляет собой совокупность нелегальных хозяйственных действий, осуществляемых с нарушением действующих в данной стране законов .

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3
1.СУЩНОСТЬ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ…………………………………….6
1.1.Особенности и источники возникновения теневой экономики…….6
1.2.Формы проявления теневой экономикии её структура………….…11
1.3.Механизм функционирования теневой экономики…………………16
2.СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ………………20
2.1.Теневой сектор рынка………………………………………………...20
2.2.Последствия теневой экономики…………………………………….25
3.МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ…………………………29
3.1.Роль государства по ограничению теневой экономики в стране…....29
3.2.Создание условий для сокращения теневой экономики……………..33
3.3.Меры по уменьшению масштабов теневой экономики на практике..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...43

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

Не менее  важными направлениями являются проведение политики глубоких административных реформ с целью упорядочения организационных  структур власти, правоохранительных органов, координации их деятельности; реформирование корпуса госслужащих, развитие межгосударственного сотрудничества в борьбе с экономической преступностью; усиление воспитательной функции государства в формировании этической основы предпринимательства. [12,с.5]

При выборе механизмов реализации стратегических целей важно найти оптимальное соотношение между экономическими и административными мерами государственного воздействия на теневую экономику.

Практически ни у кого не вызывает сомнения, что  существующая налоговая система - это  тормоз для дальнейших финансово-экономических преобразований. НЭП в свое время легализовал скрытые капиталы. Существенную роль при этом сыграла разумная налоговая политика: налог составлял 25% дохода частника. Это позволило ему развернуться, причем прежде всего в сферах, работающих на потребителя. Когда же власть решила вытеснить частника, налоги стали повышаться: сначала до 30%, а затем, с переходом к индустриализации и массовой коллективизации, - до 90% и более.

Оппоненты налоговой  реформы часто приводят такой  пример: уменьшим налоги - завалим бюджет. К сожалению, они не замечают, что именно из-за высоких налогов бюджет пустой. К тому же, кроме налогов, есть и другие источники пополнения казны. [12,с.5]

Как представляется, проблема легализации теневого капитала должна базироваиться на следующих принципах:

-     благоприятные для бизнеса изменения правохозяйственных условий (налоговая политика, приватизация, внеэкономическая деятельность), причем изменения, носящие упреждающий характер к необходимому усилению карательных мер;

-     четкое разграничение капиталов криминальных элементов и теневиков-хозяйственников и учет данного разделения в законодательных актах по борьбе с организованной преступностью и коррупцией, о легализации преступных доходов, в Уголовном Кодексе.

-     формирование нового отношения к отечественным предпринимателям, в том числе к “новым русским”, проживающим за рубежом, отношения на основе эффективной программы репартации капиталов и превращения их в инвестиционный ресурс России;

-     укрепление доверия к власти, предполагающего в качестве одной из мер демонстрацию эффективной защиты населения от финансовых мошенничеств, защиты сбережений, капиталов и самого института частной собственности;

-     Установление общественного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов в границах правового поля. Механизм такого контроля должен быть основан на данных о правонарушениях в сфере экономики, что облегчает выбор партнера в деловых отношениях.

Следует отметить, что, поскольку государству не удается  зарегистрировать доходы, оно стремится поставить под контроль расходы граждан. Это, как ожидается, позволит выявить действительные расходные параметры состоятельных групп населения, принудить их указать источники сокрытых средств и помочь собрать недовыплаченные налоги.

Почему-то не принимаются  во внимание общие экономические  условия хозяйствования и те причины, которые вынуждают предпринимателей скрывать свои капиталы. И поскольку  в законопроектах упор сделан не на устранение условий, препятствующих переходу “теневой” деятельности в легальную, а на преследование людей, экономические результаты его принятия могут оказаться во многом противоположными декларируемым: вместо расширения налоговой базы – ее сужение, вместо подавления криминальных тенденций – их усиление.

Здесь также существует ряд правовых нюансов. Большинство преступлений, которые совершаются в экономической сфере, в той или иной степени связаны с банками, они – чаще всего посредники в перекачке криминальных денег. Защитить общество от банковских афер и банковских служащих, от притязаний криминальных структур оказалось не так просто. Выбирая между собственной безопасностью и допуском к банковской тайне сыщиков, руководители банков предпочитают все же не делиться секретами даже в чрезвычайно опасной для себя ситуации. Объясняют они это тем, что в правоохранительных органах возросло предательство и секретная информация, полученная сотрудниками милиции или налоговой полиции, все чаще оказывается у конкурентов. Как показывает отечественная практика, банки преимущественно сотрудничают отнюдь не с правоохранительными органами, а с клиентами, чей капитал сомнительного или откровенно преступного происхождения. [5,с.147]

Создается впечатление, что в новом российском государстве  абсолютно все занимаются “проблемами  борьбы с “теневой” экономикой”. Борьба с проявлениями “теневой” экономики возложена на ряд государственных органов: МВД, ФСБ, Госналогслужбу, ФСНП. Практически все государственные ведомства на федеральном и региональном уровне, начиная с ЦБ и Министерства юстиции и заканчивая Министерством труда, в той или иной степени соприкасаются с проблемами “теневой” экономики. Однако сложилась парадоксальная ситуация: множество ведомств занимаются этими проблемами, а она продолжает развиваться. Несогласованность действий ведомств, дублирование управленческих функций ведет именно к образованию “управленческого вакуума” и позволяет теневикам безнаказанно продолжать свою преступную деятельность.

В сложных схемах уклонения от налогообложения всегда присутствуют фиктивные фирмы. Однако из-за того, что признаки объективной стороны налогового преступления при этом не усматриваются, расследование уголовного дела по факту незаконного предпринимательства приходится передавать, в конечном счете, в МВД России. Разрывается логическая цепочка сложного преступления. Две части, по сути, одного преступления вынужденно могут расследоваться двумя правоохранительными органами, что препятствует полному и всестороннему его раскрытию. [3,с.22]

В большинстве  развитых стран приняты и совершенствуются системы мер по предупреждению и пресечению использования финансово-кредитных институтов в преступных целях. Новый законопроект “О предупреждении легализации (“отмывании”) доходов, полученных незаконным путем” учитывает опыт стран с развитой банковской системой и российскую специфику.

В законопроекте  закладывается подробная схема  противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, определены правомочия госорганов. Он позволяет  поставить под контроль легальными, правовыми средствами широкий спектр доходов, ускользающих от налогов и пополнить бюджет. Когда особо крупные средства ставятся под контроль государства и общества, организованная преступность лишается свой мощной экономической основы.

 

3.3.Меры  по уменьшению масштабов теневой экономики на практике

Необходимость сокращения масштабов теневой экономики  привела к принятию ряда мер. Рассмотрим основные из них.

1. Снижение уровня  дифференциации доходов населения.

Мероприятия, проводимые в этом направлении, должны одновременно способствовать повышению жизненного уровня и препятствовать выведению денежных сумм в теневой оборот.

Первым шагом может стать  установление минимального размера оплаты труда на уровне не ниже прожиточного минимума. Ни один работодатель при этом не должен платить работникам меньше  этого уровня (в пересчете на часовой тариф). Следующим шагом в решении вопросов регулирования оплаты труда должен стать переход от произвольного установления должностных окладов управленческого звена к расчетному.

Справедливым решением вопроса  с экономической и социальной точки зрения может быть установление зависимости оплаты труда руководителей от уровня рентабельности работы предприятия и установленного на нём минимального размера оплаты труда, который не должен быть меньше этого показателя, принятого в законодательном порядке:

 

ЗПрукрmin

где :  ЗПрук – заработная плата руководителя предприятия;

         Зmin – минимальная заработная плата на данном предприятии;

           Кр – коэффициент кратности.

 

Чем выше уровень рентабельности предприятия, тем больше значение Кр. В этом случае пресекается возможность повышения уровня рентабельности за счёт снижения заработной платы рядовых работников.

2. Изменение налогового  законодательства.

Основная цель введения единого  социального налога – снижение издержек легальности, то есть создание условий, когда предприятию было бы дешевле полностью показывать доходы своих работников, нежели затрачивать усилия на их выведение в «тень». Другая цель – создание стимулов для достойной оплаты труда работников в открытой, легальной форме.

Следует признать, что снижение налоговой  нагрузки на физических лиц, получающих значительные доходы, является полумерой, и этот шаг нельзя рассматривать  как панацею.

3. Легализация теневого  капитала и экономическая амнистия.

Теневой капитал следует рассматривать как потенциальный инвестиционный ресурс России. Вовлечение его в экономический оборот будет способствовать преодолению кризиса в инвестиционной сфере, а в перспективе – выходу всей экономики из кризисного состояния. Думается, что попытки экспроприации теневого капитала не дадут желаемого результата по двум причинам.

Во-первых, это потребует значительных усилий и затрат, связанных с приведением  внутреннего законодательства в  соответствие с международными требованиями, точным установлением местонахождения активов, оформлением доказательственной базы, подтверждающей противозаконный характер происхождения капитала.

Во-вторых, при размещении теневых  капиталов их владельцы предприняли  соответствующие меры предосторожности (прежде всего юридического характера), обеспечивающие сохранность активов. [9,с.39]

Наиболее приемлемое решение проблемы легализации теневого капитала многие исследователи видят в объявлении экономической амнистии. Проводя  её, государство не должно выдвигать  никаких встречных требований финансового характера, поскольку в перспективе оно рассчитывает получить гораздо больший эффект от работы легализованного капитала.

Легализация теневого капитала сужает финансовую базу теневой экономики  и способствует уменьшению её масштабов, создавая необходимые условия для активации борьбы с отмыванием доходов, полученных в результате последующей теневой деятельности.

4. Борьба с отмыванием  незаконных доходов.

Экономическая амнистия не может носить перманентный характер, поэтому необходимо принять меры, создающие препятствия на пути дальнейшей легализации теневых капиталов.

Но законодательное ограничение уголовной ответственности случаями легализации доходов, полученных преступным путём, значительно усложнило процедуру возбуждения уголовного преследования, поскольку для этого необходимо предварительное судебное разбирательство и признание преступной той деятельности, в результате которой легализованные доходы были извлечены.

5.Ограничение коммерческой  и банковской тайны.

Особое значение имеет ограничение коммерческой и банковской тайны. Если в начальный период рыночных преобразований в России их абсолютизация способствовала становлению, развитию и укреплению предпринимательства, то в настоящее время чрезмерная закрытость частнопредпринимательских структур от внешнего контроля создаёт угрозу не только для отечественного, но и мирового экономического общества.

Для работников организаций, осуществляющих финансовые операции, следует установить обязанность сообщать КФМ о незаконных или подозрительных операциях, одновременно обеспечив иммунитет от ответственности за разглашение сведений, составляющих банковскую или коммерческую тайну, если они предоставлены уполномоченному органу в законном порядке.

Кроме того, для этих работников необходимо установить ответственность:

  • за отказ от предоставления уполномоченному органу сведений о незаконных операциях или операциях, требующих особого контроля;
  • за разглашение информации о предоставлении таких сведений;
  • за невыполнение требований о регистрации финансовых операций и лиц, их совершивших;
  • за уничтожение таких документов;
  • за нарушение правил работы с наличными деньгами.

Предлагаемый комплекс мер, направленных на борьбу с отмыванием доходов, полученных преступным путём, не следует рассматривать  как покушение государства на свободное предпринимательство или вторжение в частную жизнь. Они направлены на создание условий «дискомфорта» для теневого, и, прежде всего, криминального бизнеса, на подрыв его экономической базы. [10,с.153]

Однако это  лишь морально-психологическая сторона дела. А есть и чисто экономические факторы, связанные, в частности, с тем, что любая сфера, в том числе “теневая”, имеет свои пределы поглощения капитала, и раньше или позже “теневики“ - хозяйственники оказываются перед необходимостью выхода за границы занятой ниши.

Наиболее активными  критиками идеи легализации “теневого“ капитала являются представители правоохранительных органов. И это понятно: по долгу  службы они обязаны бороться с  любыми нарушениями закона, а вся  “теневая“ сфера в большей или меньшей степени кримина-лизирована (это, как говорится, следует “по определению“). Но здесь стоит вспомнить народную мудрость: “не пойман — не вор“.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Если бы экономика  не уходила в тень, ВВП каждого государства существенно бы «подросло». Правда, вероятность такого сценария маловероятна. Согласно общемировым объёмам выручки, теневая экономика в современной России вполне способна конкурировать с официальной. У теневой экономики уже появились свои определённые принципы, специфический набор профессий со своим кодексом поведения, способы обеспечения соблюдения контрактов, работают собственные механизмы инвестирования и ценообразования. [7,с.188]

Информация о работе Теневая экономика