Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 20:59, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является изучение роли конкуренции и методов антимонопольного регулирования в современном мире.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: определить особенности ценообразования в условиях совершенной и несовершенной конкуренций; проанализировать основные точки зрения западных экономистов на совершенную и несовершенную конкуренции. Для написания курсовой работы были использованы учебники и учебные пособия, средства массовой информации.
Введение …………………………………………………………………………3
Основная часть……………………………………………………………….. ..5
1 Совершенная конкуренция как идеальная модель рынка и способ анализа реальных рыночных структур………………………………………5
1.1 Монополия: понятие,условия существования, факторы монопольной
власти. Виды монополий……………………………………………………… 5
1.2 Естественная монополия и дилемма ее регулирования. Ценовая дискриминация.…………………………………………………………………. 9
1.3 Неэффективность распределения ресурсов при монополии. Монополии и научно-технический прогресс…………………………………………………...11
2 Олигополия в рыночной экономике…………………………………….....13
2.1 Основные модели олигопольного рынка …………………………....15
2.2 Олигополистическая ценообразование…………………………….20
2.3 Роль неценовой конкуренций в олигополии……………………....23
3 Монополистическая конкуренция:особенности рыночной структуры.24
3.1 Ценовая и неценовая конкуренция……………………………………28
3.2Монополистическая конкуренция и обще¬ственная эффективность. Особенности рыночных структур в российской экономике…………………...30
Заключение…………………………………………………………………….....39
Глоссарий…………………………………………………………………………42
Список использованных источников ………………………………………..45
Введение …………………………………………………………………………3
Основная часть……………………………………………………………….
1 Совершенная конкуренция как идеальная модель рынка и способ анализа реальных рыночных структур………………………………………5 1.1Монополия:понятие,условия существования, факторы монопольной
власти. Виды монополий……………………………………………………… 5
1.2Естественная монополия и дилемма ее
регулирования. Ценовая дискриминация.…………………………………………
1.3Неэффективность
распределения ресурсов при монополии.
Монополии и научно-технический прогресс…………………………………………………...
2 Олигополия в рыночной экономике…………………………………….....13
2.1 Основные модели олигопольного рынка …………………………....15
2.2 Олигополистическая ценообразование…………………………….20
2.3 Роль неценовой конкуренций в олигополии……………………....23
3 Монополистическая конкуренция:особенности рыночной структуры.24
3.1 Ценовая и неценовая конкуренция……………………………………28
3.2Монополистическая конкуренция и общественная эффективность. Особенности рыночных структур в российской экономике…………………...30
Заключение……………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Список использованных источников ………………………………………..45
Приложения……………………………………………………
В современных условиях особую актуальность принимают проблемы антимонопольного регулирования и поддержки конкурентных структур. В этой связи поучительным представляется опыт подобного регулирования, имеющийся в развитых странах. Этот опыт во многом опирается на теоретические концепции конкуренции, конкурентного рынка и целей конкурентной политики, которые преобладали в тот или иной период времени в той или иной стране.
Конкуренция выступает мощным фактором концентрации производства, характер ее зависит развитости и степени монополизации производства.
Конкуренция - общественная форма столкновения субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов. Конкуренция в экономике выполняет ряд функций: выявляет и устанавливает рыночную стоимость товара; сводит конкретный труд к общественно необходимому; содействует выравниванию индивидуальных стоимостей и прибыли в зависимости от производительности труда и эффективности управления производством . Посредством конкуренции происходит распределение не только факторов производства, но и доходов в соответствии с вкладом и эффективностью деятельности хозяйствующих субъектов.
Эффективное использование ресурсов позволяет производителям получать высокие доходы, при неэффективном использовании ресурсов они несут убытки и могут быть вытеснены с рынка. Конкуренция направлена на то, чтобы завоевать и удержать «место под солнцем», т. е. склонить покупателя к приобретению продукта именно данной фирмы. Отсутствие конкурентной среды делает неэффективным использование рыночных механизмов в регулировании деятельности естественных монополий.
В
силу специфического положения
таких монополий в экономике
России единственной силой, способной
им противостоять является
Целью
написания курсовой работы
Для
достижения поставленной цели
необходимо решить следующие
задачи: определить особенности
ценообразования в условиях
Конкуренция
В условиях рыночного хозяйства экономическая реализация собственности — это процесс, далеко выходящий за пределы индивидуальной деятельности. Он предполагает сложное взаимодействие многих физических и юридических лиц, наличие многочисленных противоречий. Одним из наиболее существенных средств разрешения этих противоречий является конкуренция.
Конкуренция — это соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции. Можно сказать: нет конкуренции — нет рынка, нет его управляемости.
Являясь непременным условием существования рынка и реализации его функций, конкуренция приобретает различные формы, каждая из которых является действенным рычагом регулирования экономики.
1.1 Монополия: понятие, условия существования, факторы монопольной власти. Виды монополий.
Монополия в узком смысле -это рыночное господство одного продавца. Однако в широком значении под ней подразумевают любое господствующее положение одного или группы лиц в какой-либо сфере деятельности.
В частности, в экономике
различают четыре варианта
Основными признаками монополизма в производстве и на рынке являются следующие три:
- высокая концентрация хозяйственной деятельности в руках одной или нескольких объединившихся фирм.
- доминирующее, то есть преобладающее, положение этих фирм на рынке определенных товаров
- установление монопольных цен завышенных при продаже или заниженных при покупке товаров и, благодаря этому, получение для себя сверхприбылей.
Суть своекорыстных действий монополиста сводится к тому, что, намеренно сокращая количество своих продаж и создавая тем самым искусственный дефицит на рынке, он добивается повышения цены. В отличие от этого монополист напротив, уменьшает закупки у своих поставщиков (скажем, зерна у фермеров), создаёт для них искусственные трудности сбыта продукции, вынуждая тем самым снижать цены.
По происхождению выделяют два главных вида монополии: естественную и искусственную Естественная монополия возникает и существует закономерно, по объективным условиям. Например, в отраслях (автомобильная, газовая, алюминиевая), где экономически оправданно крупномасштабное производство, обеспечивающее большую эффективность, низкие затраты, а значит, и возможность покупать продукцию по более низким ценам. Или там, где целесообразнее иметь единый хозяйственный комплекс (городской метрополитен, водоснабжение, связь), поскольку разделение этих комплексов на отдельные конкурирующие предприятия привело бы к неоправданному дублированию капитальных сооружений и росту затрат. Наконец, монополия естественна при добыче редких ископаемых, производстве редких сортов чая, винограда, в сфере оригинальных художественных промыслов и т.п.
Иное дело - * искусственная монополия. Это монополия "рукотворная", специально созданная путём концентрации в чьих-то руках определённой хозяйственной деятельности. При этом для получения рыночной власти и сверхприбылей сильные компании или подавляют своих конкурентов (с помощью, скажем, демпинга); или осуществляют так называемое враждебное поглощение соперников (скупая их акции, иногда анонимно); или добровольно объединяются друг с другом (обычно путём взаимного обмена акциями) в различные союзы, чтобы уже не конкурировать, а упорядоченно и выгодно владеть рынком совместно. Исторически сложились три главные формы монополистических союзов: картели, синдикаты и тресты . Основные различия между ними - в широте соглашений участников и "плотности" их объединения. Так, наиболее простая и до сего дня распространённая форма - * картель. Его участники (производящие однородную продукцию - нефть, сахар, кофе, бананы и пр.) договариваются о разделе рынков, торговых квотах и уровне цен (кто, где, сколько и почём продаёт ). При этом они полностью сохраняют свою хозяйственную самостоятельность - как производственную, так и коммерческую (торговую).
Однако цивилизованный мир стремится ограничивать картельные соглашения. В этих условиях монополисты могут прибегать, например, к тайному сговору (негласному соглашению друг с другом) или используют так называемое лидерство в ценах (ведущая в данной отрасли фирма устанавливает нужный уровень цен, а остальные "молчаливо" следуют за ней).
Ради повышения доходов применяются и другие ценовые "хитрости". Так, на сопряженные, дополняющие друг друга товары (скажем, принтер и краска к нему) устанавливается "система связанных цен": на основной продукт (принтер) цена относительно невелика (для стимулирования его сбыта), а на сопутствующий (краску) - завышенная (для получения компенсирующей сверхприбыли). Ещё пример: новые товары монополисты сначала продают по повышенным "иенам снятия сливок" (для "избранных", богатых покупателей), а затем в ход идут пониженные "цены проникновения" - для завоевания кошельков широкой публики.
Вторая, более тесная форма союза - * синдикат. В нём, как и в картеле, тоже обычно объединяются производители однородных продуктов. Но в дополнение к своему картельному соглашению (о квотах и ценах) они организуют совместный сбыт продукции и закупку сырья через общую торговую сеть (коммерческая самостоятельность участников, стало быть, здесь утрачивается).
Наконец, третий и наиболее тесный монополистический союз *трест. Входящие в него предприятия объединяются полностью под единым управлением. Именно такие гигантские сверхмонополии были типичны для экономики бывшего СССР. Достаточно назвать знаменитый Аэрофлот, многочисленные городские объединения (бытовых услуг, торговли хлебопродуктами, тресты столовых и пр.), отраслевые министерства и главки с их жёстким централизованным управлением. Все они были абсолютными монополистами в своих сферах и господствовали над потребителями. Тресты -наиболее сильное и антиобщественное проявление монополизма, поэтому сегодня в большинстве стран мира они запрещены.
Иногда среди монополистов могут оказаться и так называемые концерны. * Концерн (от англ.- фирма, предприятие) - это главная и весьма эффективная форма современных хозяйственных объединений. Обычно он представляет собой крупный диверсифицированный (многоотраслевой) экономический комплекс, в который могут входить промышленные, торговые, банковские и другие предприятия, подчас разбросанные по многим странам мира.
Их объединение вокруг себя обеспечивает особый институт, так называемый холдинг - головная компания, владеющая акциями участников концерна и благодаря этому влияющая на их деятельность.
Многие концерны опираются на густую сеть мелких и средних предприятий и добиваются высокой эффективности, прежде всего за счёт гибкого маневрирования капиталами и направления их в наиболее доходные отрасли экономики. При этом в отдельных сферах деятельности концерна может сложиться монополизм.
В заключение важно упомянуть и такую особую форму экономических союзов, как консорциум. Это временное объединение промышленных, банковских и других компаний для осуществления совместных крупных предпринимательских проектов (строительство туннеля, железной дороги, создание нового авиалайнера, космической станции и т.п.).
1.2Естественная монополия и дилемма ее регулирования. Ценовая дискриминация.
Естественная монополия - отрасль, в которой долгосрочные средние издержки минимальны только в том случае, если всего одна фирма обслуживает весь рынок.
Естественная монополия может существовать в результате барьеров для доступа конкурентов, привилегий государства или ограниченной информации.
Естественная монополия отличается большой возрастающей отдачей от масштаба, а производственные затраты много ниже в сравнении с совершенной конкуренцией или олигополией.
Естественная монополия основана на особенностях технологии, отражающих естественные законы природы, а не на правах собственности или государственных лицензиях. Принудительное рассредоточение производства на нескольких фирмах неэффективно, поскольку оно привело бы к увеличению издержек производства.
Существует ряд отраслей (коммунальное хозяйство, телекоммуникации и др.), в которых преобладают естественные монополии.
Существование естественной монополии является главным доводом в пользу национализации таких отраслей, как, например, железнодорожный транспорт.
Имеется и иное решение проблемы естественной монополии: государство (или местная власть) берут на себя обязанности предоставлять этот вид услуг. В таком случае государственная (местная) компания может получать субсидии из государственного местного бюджета. Считается, что практика субсидирования неэффективна, поскольку требующееся для этого налогообложение искажает систему конкурентных цен.
Существуют несколько вариантов государственного регулирования цен и тарифов естественных монополий. Выделим два варианта.
Первый. В России и США образованы специальные органы регулирования тарифов на электроэнергию. Уровень тарифов устанавливается по принципу: "затраты плюс прибыль".
Информация о работе Теория конкуренции и антимонопольного регулирования