Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 20:59, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является изучение роли конкуренции и методов антимонопольного регулирования в современном мире.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: определить особенности ценообразования в условиях совершенной и несовершенной конкуренций; проанализировать основные точки зрения западных экономистов на совершенную и несовершенную конкуренции. Для написания курсовой работы были использованы учебники и учебные пособия, средства массовой информации.
Введение …………………………………………………………………………3
Основная часть……………………………………………………………….. ..5
1 Совершенная конкуренция как идеальная модель рынка и способ анализа реальных рыночных структур………………………………………5
1.1 Монополия: понятие,условия существования, факторы монопольной
власти. Виды монополий……………………………………………………… 5
1.2 Естественная монополия и дилемма ее регулирования. Ценовая дискриминация.…………………………………………………………………. 9
1.3 Неэффективность распределения ресурсов при монополии. Монополии и научно-технический прогресс…………………………………………………...11
2 Олигополия в рыночной экономике…………………………………….....13
2.1 Основные модели олигопольного рынка …………………………....15
2.2 Олигополистическая ценообразование…………………………….20
2.3 Роль неценовой конкуренций в олигополии……………………....23
3 Монополистическая конкуренция:особенности рыночной структуры.24
3.1 Ценовая и неценовая конкуренция……………………………………28
3.2Монополистическая конкуренция и обще¬ственная эффективность. Особенности рыночных структур в российской экономике…………………...30
Заключение…………………………………………………………………….....39
Глоссарий…………………………………………………………………………42
Список использованных источников ………………………………………..45
На (рис.2) кривая реагирования I представляет максимизирующий прибыль выпуск первой фирмы как функцию от выпуска второй. Кривая реагирования II представляет максимизирующий прибыль выпуск второй фирмы как функцию от выпуска первой.
Кривые реагирования можно использовать для того, чтобы-показать, как устанавливается равновесие. Если следовать стрелкам, нарисованным от одной кривой к другой, начиная с выпуска q1 = 12 000, то это приведет к осуществлению равновесия Курно в точке Е, в которой каждая фирма производит 8000 изделий. В точке Е пересекаются две кривые реагирования. Это и есть равновесие Курно.
Модель Бертрана или конкуренция по Бертрану — модель ценовой конкуренции на олигополистическом рынке, сформулированная французским математиком и экономистом Жозефом Бертраном в 1883 году.
Модель описывает поведение фирм на олигополистическом рынке, конкурирующих за счет изменения уровня цен на свою продукцию. Парадоксальный вывод модели - фирмы будут назначать цену, равную предельным издержкам, как и фирмы в условиях совершенной конкуренции- назван парадоксом Бертрана.
Равновесие в классической модели Бертрана
Оптимальная цена фирмы 1 зависит от ее ожиданий относительно цены, назначаемой фирмой 2. Назначение своей цены немного ниже цены конкурента позволяет получить весь спрос потребителей D и максимизирует прибыль. Если фирма 1 ожидает, что фирма 2 будет устанавливать цену, не превышающую предельных издержек MC, то ее наилучшим ответом является установление цены, равной предельным издержкам.
На диаграмме 1 показана функция наилучших ответов фирмы 1 p1’’(p2). Она показывает, что при p2 < MC фирма 1 устанавливает p1=MC. При p2 в интервале между MC и монопольной ценойpM фирма 1 назначает цену немного меньше p2. Наконец, если p2 выше pM, фирма 1 назначает монопольную цену p1=pM.(рис.3)
Так как функции издержек обеих фирм одинаковы, наилучший ответ фирмы 2 p2’’(p1) будет симметричным относительно диагонали I координатного угла. Функции наилучших ответов обеих фирм приведены на диаграмме 2.(рис.4)
Результатом выбора стратегий фирмами является равновесие Нэша, представляющее собой пару цен (p1, p2) от которых невыгодно отклоняться ни одной фирме. Оно может быть найдено как точка пересечения кривых наилучших ответов (точка N на диаграмме). Видно, что в этой точке p1 = p2 = MC, т.е. обе фирмы устанавливают свои цены равными предельным издержкам.
Модель Бертрана имеет два разумных исхода:
В несимметричном случае, когда одна из фирм имеет более низкие предельные издержки (например, при использовании лучшей технологии производства), она может устанавливать цену ниже предельных издержек конкурента и получить весь рынок. Это явление получило название "предельного ценообразования".
Одной из наиболее простых моделей этого класса является модель ломаной кривой спроса, предложенная независимо П. Суизи, а также Р. Хитчем и К. Холлом в 1939 г. для объяснения относительной стабильности цен на продукты олигополистических отраслей по сравнению с товарами конкурентных отраслей.
При условиях данной модели поведения фирма будет иметь две разные линии спроса при различном поведении фирм-конкурентов: линию D1 - если конкуренты последуют за изменениями цен данной фирмы и линию D2 - если они не отреагируют на ее изменения цен. Линии D1 и D2 пересекаются в точке 1 (которое соответствует определенный объем выпуска продукции - Q1 и уровень цен - Р1).
Пусть изначально фирма выбрала цену Р1 и объем производства Q1. Изменение цены может быть в двух направлениях - повышения или понижения. Соответственно, мы можем наблюдать и две разные ситуации на рынке в связи с этим:
Если фирма снизит цену на свой товар, а конкуренты последуют ее примеру, то рассматриваемый нами производитель может рассчитывать, что его объем продаж вырастет в меньшей степени, чем в том случае, если бы конкуренты сохранили свои цены без изменения. Конкуренты же, скорее всего, снизят цену с тем, чтобы потерять как можно меньше своих покупателей. Следовательно, при ценах ниже Р1 линией спроса будет отрезок линии D1.
Если фирма повысит цену, то разумно предположить, что конкуренты не последуют за ней и объем продаж увеличится меньше, чем при совместном повышении цен. Тогда при ценах выше Р1 линия спроса фирмы пойдет по отрезку линии D2.
Единая кривая спроса, которая учитывает оба сценария развития, окажется с изломом в точке 1. На графике она выделена жирным поверх пунктирных линий спроса D1 и D2.
Предполагая, что конкуренты будут вести себя рационально, фирма будет воздерживаться от изменения первоначальной цены Р1. И только значительное изменение затрат может склонить фирму к изменению цены. Это объясняется формой кривой предельного дохода фирмы (эта кривая проходит через точки 2345). Ломаной линии спроса соответствует разрывная ломаная линия предельного дохода (разрыв соответствует точке 1. Если кривая предельных затрат (МС), которую можно провести на этом же графике, пересечет линию предельного дохода в точке вертикального участка (34), то оптимум фирмы будет достигаться при цене Р1 и объеме выпуска 01. Таким образом, сдвиг кривой предельных затрат (МС) выше или ниже этого положения не повлечет за собой изменения оптимальной комбинации цены и объема выпуска, если точка пересечения с линией предельной выручки не выйдет за пределы отрезка 34.
Модель ломаной кривой спроса олигополиста подразумевает, что олигополист при снижении или увеличении цены и последующих действий конкурентов «перемещается» с одной кривой спроса на другую, вследствие чего на его общей линии спроса образуется «надлом» в точке пересечения двух альтернативных линий спроса.
Критики модели ломаной кривой спроса правы в том, что эта модель не может быть основной, а тем более общей моделью олигополии, на статус которой она первое время претендовала. Однако в тех ситуациях, когда представления олигополистов о возможном поведении соперников ограничены, эта модель может быть использована для разумного объяснения их поведения. К числу подобных ситуаций относятся новые отрасли на раннем этапе их становления, когда соперники «еще не познакомились друг с другом», а также в случае присоединения к отрасли новых, ранее неизвестных фирм.(рис.5)
2.2Олигополистическое ценообразование
Отмеченное ранее многообразие рыночных ситуаций в условиях олигополии приводит к неопределенности главного вопроса: как определить объем производства и цену фирмам данной отрасли. Решение этого вопроса осложняется всеобщей взаимозависимостью олигополии.
Рассмотрим основные черты олигополистического ценообразования:
• олигополистические цены изменяются реже, чем цены в условиях совершенной конкуренции, монополистической конкуренции или даже в некоторых случаях чистой монополии;
• цены в условиях олигополии имеют тенденцию быть «жесткими», негибкими;
• в случае изменения цены одним производителем велика вероятность того, что другие производители также изменят цены;
• олигополистическое ценовое поведение предполагает наличие стимулов и согласованных действий при назначении или изменении цен.
Выделяют четыре основные модели олигополистического ценообразования:
1). Не основанная на тайном сговоре олигополия.
В данной модели рассматривают олигополию, состоящую из трех фирм, каждая их которых контролирует треть рынка. Одна из фирм отталкиваясь от некой текущей цены, снижает ее и увеличивает долю рынка и объем производства. Дальнейший уровень цены и объема производства будет зависеть от реакции двух других фирм. Если они последуют за первой фирмой, то помешают ей получить существенное преимущество. В результате этих действий произойдет небольшое увеличение продаж по отрасли в целом за счет других отраслей. Если же фирмой будет повышена цена, то конкуренты скорее всего не последуют за ней и будут проявлять твердой намерение захватить долю рынка, потерянную первой фирмой. Если конкуренты последуют за повышением цены, то в случае эластичного спроса это может привести к общей потери объема продаж отрасли в пользу других.
2). Основанная на тайном сговоре.
Для участвующих в тайном сговоре фирм характерна тенденция к максимизации общих прибылей, то есть их поведение близко к поведению чистого монополиста. Однако различие в спросе и издержках, наличие более чем 3 — 4 фирм, мошенничество на скидках (ценовая дискриминация) возможное вступление в отрасль потенциального конкурента, внезапные спады деловой активности, антимонопольное законодательство препятствует тайному сговору. Эти препятствия способствовали упадку весьма преуспевающего картеля ОПЕК – в 80-е годы.
3). Лидерство в ценах (молчаливое тайное соглашение).
В данном случае формальное тайное соглашение отсутствует. Крупнейшая и наиболее эффективно функционирующая фирма предпринимает изменение цен, а все другие следуют за ней.
Поведение ценового лидера обусловлено следующими обстоятельствами. Во-первых, цена будет изменена только тогда, когда условия формирования издержек и спроса изменяется значительно во всей отрасли (повышения цены на материальные или топливно-энергитические ресурсы, увеличение или снижение налогов и т.п.). Во-вторых, цена может изменяться в целях сохранения существующей олигополистической структуры отрасли и недопущения вхождения в отрасль потенциальных конкурентов. Данная ситуация складывается в том случае, если барьером для вступления в отрасль является эффект масштаба производства. Если цена в отрасли очень высокая, то даже относительно небольшая и неэффективно работающая фирма может войти в отрасль и даже расширить свою деятельность. Поэтому ценовой лидер будет снижать цену и соответственно прибыль. В-третьих, оповещение о необходимости изменения цены происходит всегда гласно через средства массовой информации, что оказывает психологическое воздействие на конкурентов и позволяет добиться их согласия.
4). «Издержки плюс».
В этом случае в основе цены лежат издержки на единицу продукта и к ним добавляется накидка для установления конечной цены. Накидка представляет собой целевую прибыль, а издержки на единицу продукции рассчитываются при стандартной предполагаемой загрузке мощностей. Например, «Дженерал моторс» использовала этот метод ценообразования в течении 40 лет. Следует отметить, что модель формирует стандартную цену, которая используется как исходная база при принятии ценовых решений. Причем, ценовые решения могут основаны на тайном сговоре или установлены фирмой – ценовым лидером. Идеальной может быть ситуация когда несколько производителей имеют примерно одинаковый уровень издержек. В этом случае стандартная цена и ее изменения будут колебаться в небольших пределах.
2.3 Роль
неценовой конкуренции в
Как отмечено выше, ценовая конкуренция весьма затруднительна в олигополии, поэтому наибольший упор переносится на неценовую конкуренцию, особенно при производстве дифференцированного продукта.
Это обусловлено следующим.
1. Конкуренты фирмы могут быстро и легко ответить на снижения цен, поэтому возможность значительного увеличения чьей-нибудь рыночной доли мала. Конкуренты быстро аннулируют любое возможное увеличение продаж, отвечая на снижения цен. В тоже время всегда существует риск, что ценовая конкуренция ввергнет участников в ценовую войну. Менее вероятно, что неценовая конкуренция выйдет из-под контроля. В олигополии, благодаря неценовой конкуренции, могут быть получены более долговременные преимущества перед конкурентами, потому что изменения продукта, усовершенствования производственной технологии и удачная реклама, послепродажное обслуживание не могут быть так же быстро и так же полно дублированы, как снижения цен.
2. Промышленные олигополисты
Следовательно, хотя неценовая конкуренция является основной чертой как отраслей с монополистической конкуренцией, так и олигополистических отраслей, последние обычно имеют более значительные финансовые ресурсы, которые позволяют им более полно заниматься неценовой конкуренцией. Обычно доли рынка в олигополии определяются на базе неценовой конкуренции.
Если в начале капитализма господствовала свободная конкуренция, то позднее (особенно на рубеже Х1Х-ХХ веков), с развитием и укрупнением производства, стал набирать силу монополизм. В современной же экономике конкуренция и монополия неизбежно и противоречиво сосуществуют и подчас сложно переплетаются .Тем не менее в большом многообразии сегодняшнего хозяйства можно выделить четыре основные модели рынка . Чистая конкуренция и чистая монополия -это две крайние и достаточно редкие ситуации. Между ними располагаются более характерные для современного рынка две модели под общим нации тем "несовершенная конкуренция".
Внутриотраслевая конкуренция — это соперничество между предпринимателями, занятыми производством и реализацией одинаковой или взаимозаменяемой продукции. Этот вид конкуренции направлен на то, чтобы завоевать и удержать «место под солнцем», т. е. склонить покупателя к приобретению продукта именно данной фирмы. Для этого нужно продавать товары по более низким ценам. А чтобы снижение цен не носило ущерба прибыли, надо снижать издержки производств.
Информация о работе Теория конкуренции и антимонопольного регулирования