Теория конкуренции и антимонопольного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является изучение роли конкуренции и методов антимонопольного регулирования в современном мире.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: определить особенности ценообразования в условиях совершенной и несовершенной конкуренций; проанализировать основные точки зрения западных экономистов на совершенную и несовершенную конкуренции. Для написания курсовой работы были использованы учебники и учебные пособия, средства массовой информации.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………3
Основная часть……………………………………………………………….. ..5
1 Совершенная конкуренция как идеальная модель рынка и способ анализа реальных рыночных структур………………………………………5
1.1 Монополия: понятие,условия существования, факторы монопольной
власти. Виды монополий……………………………………………………… 5
1.2 Естественная монополия и дилемма ее регулирования. Ценовая дискриминация.…………………………………………………………………. 9
1.3 Неэффективность распределения ресурсов при монополии. Монополии и научно-технический прогресс…………………………………………………...11
2 Олигополия в рыночной экономике…………………………………….....13
2.1 Основные модели олигопольного рынка …………………………....15
2.2 Олигополистическая ценообразование…………………………….20
2.3 Роль неценовой конкуренций в олигополии……………………....23
3 Монополистическая конкуренция:особенности рыночной структуры.24
3.1 Ценовая и неценовая конкуренция……………………………………28
3.2Монополистическая конкуренция и обще¬ственная эффективность. Особенности рыночных структур в российской экономике…………………...30
Заключение…………………………………………………………………….....39
Глоссарий…………………………………………………………………………42
Список использованных источников ………………………………………..45

Файлы: 1 файл

Курсавая.docx

— 83.00 Кб (Скачать файл)

Важнейшим средством достижения этого является совершенствование техники и технологии производства, его организации, квалификации работников. Следовательно, внутриотраслевая конкуренция с неизбежностью для предпринимателей в борьбу за технический прогресс, Незамедлительное использование всех достижений науки и техники, совершенствование всех условий производства.

Действует и стимул к экономии на материальных оборотных средствах. Оказывается экономически необходимым искать и использовать более дешевые сырье и материалы, применять материалы и энергосберегающие технологии.

Не менее важным и действенным средством внутриотраслевой конкуренции является качество продукции и другие аспекты неценовой конкуренции. Если завоеван авторитет качества продукции какой-либо фирмы, то ей обеспечен сбыт продукции, даже если она продается дороже. Хорошо известно, что именно благодаря высокому качеству продукция ряда ведущих фирм завоевала рынок автомобилей, электронной техники, фото- и киноматериалов практически во всех странах мира. При этом не требуется специальных административных признаний качества продукции, никаких «знаков качества», которые безрезультатно применялись в Советском Союзе. Все гораздо лучше делает конкуренция.

Другой вид конкуренции — межотраслевая конкуренция, т. е. соперничество между предпринимателями, вложившими свои средства в отрасли, выпускающие различные виды продукции. И здесь есть свой положительный эффект. Каждый предприниматель скрупулезно оценивает результаты своей деятельности. Самый главный критерий такой оценки — это норма прибыли, позволяющая сопоставлять результаты с затратами. Норма прибыли в рамках различных отраслей по многим причинам оказывается неодинаковой. Например, в США в 1992 г. норма прибыли в деревообрабатывающей и пищевой промышленности составила 15; в металлообрабатывающей 10,2; в текстильной 2,4; в электротехнической 8,5%. В то же время ряд отраслей (машиностроение, стекольная, добывающая промышленность) завершил тот же год с убытками.

У тех, кто оказался менее удачливым, возникает естественное Желание не отставать от более преуспевающих в других отраслях И для этого есть средство — перепрофилировать свои предприятия или поменять акции одной отрасли на акции другой, более перспективной отрасли. Происходит перелив капитала, а вместе с ним и рабочей силы из отрасли в отрасль, что обеспечивает постоянную корректировку отраслевой структура хозяйства. Причем эта корректировка постоянно подпитывает капиталом те отрасли, которые имеют хороший сбыт продукции, а следовательно, выпускают то, что в первую очереди требует увеличения объема производства.

Положительный эффект конкуренции во многом зависит Я тех условий, в которых она действует, от количества соперников, степени открытости экономики и экономической свободы! В связи с этим различают конкуренцию совершенную и не совершенную.

Совершенная (чистая) конкуренция возникает при следующих условиях:

—  существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию, при этом потребителю безразлично, у какой конкретно фирмы он приобретает эту продукцию;

—  доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения данной продукции настолько мала, что любое ее решение о повышении или понижении цены не отразится Я цене рыночного равновесия;

—  вступление новых фирм в отрасль не встречает каких-либо препятствий или ограничений; вход и выход из отрасли абсолютно свободен;

—  нет ограничений на доступ той или иной фирмы к информации о состоянии рынка,  ценах на товары и ресурсы затратах, качестве товаров, технике производства и т.д.

Конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной. Для этого вида конкуренции характерно незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой-то группы предпринимателей (или даже одного предпринимателя) произвольно влиять на конъюнктуру рынка. При несовершенной конкуренции существуют жесткие барьеры для проникновения на конкретные рынки новых предпринимателей, отсутствуют близкие заменители продукции, выпускаемой привилегированными производителями.

Между совершенной и несовершенной конкуренцией лежит тот вид конкуренции, который весьма часто встречается и является как бы смесью этих двух видов конкуренции,— это так называемая монополистическая конкуренция. Данный вид конкуренции представляет собой тип рынка, в условиях которого большое количество мелких фирм предлагает разнородную продукцию. Вход на рынок, как и уход с него, обычно не связан с какими-либо трудностями; развита неценовая конкуренция. Существуют различия в качестве, внешнем виде и других характеристиках товаров, производимых разными фирмами, которые делают эти товары в чем-то уникальными, хотя и взаимозаменяемыми. Отсюда и название этого вида конкуренции, которое означает не монополию на весь рынок продукта, а уникальность некоторых разновидностей товара). Противоположностью конкуренции является монополия. В условиях монополии одна фирма является единственным продавцом данной продукции, не имеющей близких заменителей. Барьеры для вступления в отрасль других фирм практически непреодолимы.

Если в единственном числе выступает покупатель, то такая конкуренция называется монопсонией. В условиях монополии, как правило, выигрывает продавец; монопсония же обеспечивает привилегию для покупателей. В некоторых отраслях встречается своеобразная двусторонняя монополия, когда на рынке определенной продукции выступают один продавец и один покупатель (например, в области военного производства).

Чистая монополия и чистая монопсония — это сравнительно редкие явления. Гораздо чаще в ряде отраслей стран с рыночной экономикой складывается так называемая олигополия. Этот вид конкуренции предполагает существование на рынке нескольких крупных фирм, продукция которых может быть как разнородной (автомобили), так и однородной (алюминий, сталь). Вступление новых фирм в отрасль, как правило, затруднено. Особенностью олигополии является взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на свою продукцию.

Анализ модели рынка совершенной конкуренции используется для оценки эффективности использования ресурсов в реальной действительности. Экономическая наука рассматривает совершенную конкуренцию

как эталон эффективности. Чисто конкурентные рынки решают две основные задачи:

1. Участвующие  в производстве фирмы выпускают  такой набор продукции, который  наиболее предпочтителен, полезен  для потребителей.

2. Производство  осуществляется таким образом, что  издержки для общества становятся  минимальными, т. е. товары производятся с наименьшими возможными издержками.

фирмы в условиях совершенной конкуренции быстро реагируют на изменение потребительского спроса. Так, если спрос на какой-то товар возрастает, фирмы, выпускающие его, начнут получать экономическую прибыль за счет разницы между возросшей ценой и издержками. Экономическая прибыль привлечет новые фирмы к производству данной продукции, предложение увеличится, и спрос будет удовлетворен. Поскольку нет ограничений для входа в отрасль, производство реагирует на спрос максимально гибко.

Долгосрочное равновесие в условиях совершенной конкуренции наступает, когда цена и предельный доход равны минимальным средним издержкам фирмы. А это означает, что при данном уровне техники и технологии производство осуществляется с минимально возможными издержками. Другими словами, фирмы в условиях совершенной конкуренции производят максимально возможное количество продукции с минимальными издержками.

Конкурентная модель выбора оптимального объема производства может быть использована не только применительно к фирмам, действующим в условиях совершенной конкуренции. Рассмотренный принцип применим во всех случаях, когда фирма «соглашается с ценой», например, если фирма принимает как данную цену, установленную ведущим конкурентом, лидером в отрасли, а также в случае, если цена установлена государством, и т.д.

3.1 Ценовая и неценовая конкуренция

Наконец, конкуренция представляет собой в экономике соперничество между участниками рыночных отношений за лучшие условия и результаты производства, продажи и купли товаров и услуг. Так, производители товаров стремятся как можно дешевле их произвести  и как можно больше и дороже продать; наёмные работники получить большую заработную плату; потребители - купить товары качественнее и дешевле. В столкновении подобных разнонаправленных интересов, во взаимоуступках, в свободном выборе продавцов и покупателей, в рыночном успехе одних и неудаче других проявляется конкуренция. Чаще всего выделяют две основные формы конкурентной борьбы: ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция- это своеобразия соревнования цен: продавцы стремятся предложить свой товар дешевле, чем конкурент, привлекают покупателей различными скидками, премиями, распродажами. Ещё более разнообразны методы 

неценовой конкуренции. Это, в частности, обеспечение технического превосходства, высокого качества и надёжности изделий; лучшая система продажи послепродажного обслуживания; наконец, привлекательные реклама и оформление товара.

             Все эти методы неценовой конкуренции  призваны обеспечить так называемую  дифференциацию продукта, то есть  его видоизменение и обновление, а также наделение товара «фирменными»  чертами, которые отличали бы  его от аналогичного продукта  конкурента. Подобный выпуск по  существу одних и тех же  товаров в многочисленных вариантах  значительно расширяет выбор  потребителей – в этом плюс  товарной дифференциации. Но есть  и минус: трудно различить подлинные  и мнимые улучшения продукта, растут затраты времени и нервов  при покупках.

           Оценивая конкуренцию, Альфред Маршалл  замечает, что от неё «отдает  слишком большим привкусом зла», проявлениями» эгоизма и безразличия  к благополучию других людей. Это верно, примитивные капиталисты  – хищники ведут конкуренцию  жестокими методами. Но, во-первых, по  мере того как цивилизуется  общество, число этих диких людей  сокращается. А во-вторых, нормальная  конкуренция-это могучая животворная  сила рыночной экономики, играющая  в ней многогранную позитивную  роль.

           Конкуренция мощно стимулирует  хозяйственную активность, прогрессивные  новшества, рационализацию производства  и снижения затрат, «отбраковывая»  убыточные предприятия и повышая  тем самым огромное разнообразия  товаров и богатые возможности  выбора для всех партнёров  и потребителей, уравниваются и  в целом снижаются цены на  одинаковую продукцию разных  производителей.

          Вместе с тем конкуренция постоянно  находится под угрозой сговора  бизнесменов или чрезмерной концентрации  их экономической мощи в одних  руках с целью безраздельного  рыночного господства. В результате  возникает своего рода враг  конкуренции – монополия. 

 

3.2Монополистическая конкуренция и общественная эффективность. Особенности рыночных структур в российской экономике

Следует заметить, что совершенная конкуренция и монополия - это противоположные крайние модели рыночных структур. Однако могут существовать и промежуточные модели, которые не являются полностью конкурентными, не контролируются единственным продавцом и которые встречаются гораздо чаще - монополистическая конкуренция и олигополия.

Как подразумевает само название, монополистической конкуренции свойственны черты как монополии, так и совершенной конкуренции. Как и в условиях монополии, каждая фирма производит продукцию, которую покупатели полагают отличной от продукции всех других продавцов. Однако, в данных условиях имеет место и конкуренция, поскольку множество других продавцов предлагают близкие, хотя и не полностью взаимозаменяемые товары.

По существу, монополистическая конкуренция - это совершенная конкуренция плюс дифференциация продукции, дающая каждому монополистическому конкуренту некоторую власть над рынком, так как каждый конкурент, может слегка повышать цену, не теряя при этом своих традиционных покупателей. Но все же его монопольная власть уменьшается пропорционально количеству конкурентов, предлагающих подобные товары и услуги.

В условиях монополистической конкуренции, как и в условиях совершенной конкуренции, не существует барьеров вхождения в рынок новых фирм. Открыть новый ресторан, аптеку, автозаправочную станцию или магазин в большинстве крупных городов не составляет труда. Но отсутствие барьеров вхождения порождает отсутствие гарантии на получение значительной прибыли на протяжении долгосрочного периода.

Возможность дифференциации продукции ставит новые и трудные проблемы эффективности, продавцы должны четко решать, какие из продуктов производить и какие технологии использовать при их производстве, как проводить рекламу для повышения спроса на свой товар.

Дифференциация продукта в условиях монополистической конкуренции приводит к тому, что вместо единого рынка конкретного товара складывается сеть частично обособленных, но взаимосвязанных рынков, где существует широкое разнообразие цен, издержек, объемов выпуска продукции той или иной товарной группы. Отсюда следует, что на рынке монополистической конкуренции вступают в соперничество не столько через цены, сколько через всемерную дифференциацию продукта и услуг. Эта черта, называемая неценовой конкуренцией, является главной для данной структуры рынка.

Информация о работе Теория конкуренции и антимонопольного регулирования