Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 20:59, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является изучение роли конкуренции и методов антимонопольного регулирования в современном мире.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: определить особенности ценообразования в условиях совершенной и несовершенной конкуренций; проанализировать основные точки зрения западных экономистов на совершенную и несовершенную конкуренции. Для написания курсовой работы были использованы учебники и учебные пособия, средства массовой информации.
Введение …………………………………………………………………………3
Основная часть……………………………………………………………….. ..5
1 Совершенная конкуренция как идеальная модель рынка и способ анализа реальных рыночных структур………………………………………5
1.1 Монополия: понятие,условия существования, факторы монопольной
власти. Виды монополий……………………………………………………… 5
1.2 Естественная монополия и дилемма ее регулирования. Ценовая дискриминация.…………………………………………………………………. 9
1.3 Неэффективность распределения ресурсов при монополии. Монополии и научно-технический прогресс…………………………………………………...11
2 Олигополия в рыночной экономике…………………………………….....13
2.1 Основные модели олигопольного рынка …………………………....15
2.2 Олигополистическая ценообразование…………………………….20
2.3 Роль неценовой конкуренций в олигополии……………………....23
3 Монополистическая конкуренция:особенности рыночной структуры.24
3.1 Ценовая и неценовая конкуренция……………………………………28
3.2Монополистическая конкуренция и обще¬ственная эффективность. Особенности рыночных структур в российской экономике…………………...30
Заключение…………………………………………………………………….....39
Глоссарий…………………………………………………………………………42
Список использованных источников ………………………………………..45
Итак, монополистическая конкуренция характеризуется тем, что каждая фирма в условиях дифференциации продукции обладает некоторой монопольной властью над своим товаром: она может повышать или же понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов. Однако эта власть ограничивается как наличием достаточно большего количества производителей аналогичных товаров, так и значительной свободой входа в отрасль других фирм. Например, «фанаты» кроссовок фирмы «Рибок» готовы заплатить за ее продукцию большую, чем за товары других фирм цену, однако если разница в ценах окажется слишком значительной, покупатель всегда найдет на рынке аналоги менее известных фирм по более низкой цене. То же относится к продукции косметической промышленности, производству одежды, обуви и т.д.
Рынок монополистической конкуренции:
На рынке монополистической конкуренции, в отличие от олигополии, действует значительное количество фирм, продающих близкие, но не совершенные товары- заменители. Основы модели и само название были разработаны в 1933 г. Эдвардом Х. Чемберленом в работе «Теория монополистической конкуренции».
Ключевой характеристикой данной рыночной структуры является дифференциация продукции. Питьевой йогурт «Данон», например, может отличаться от аналогичного продукта других компаний наличием особых биокультур или добавками. Однако на рынке существует значительное количество производителей молочной продукций, и если цена Йогурта «Данон» значительно возрастает, потребители легко могут перейти на другие виды йогуртов.
Дифференциация товаров создает возможность ограниченного влияния на рыночные цены, поскольку многие потребители сохраняют приверженность к конкретной марке и фирме даже при некотором повышении цен. Однако данное влияние будет относительно небольшим из-за схожести товаров конкурирующих фирм.
Вход на рынок монополистической конкуренции является достаточно свободным, что связано с относительно небольшими размерами уже действующих предприятий и небольшими первоначальными инвестициями.
Вместе с тем из-за дифференциации продукции и приверженности потребителей фирменной марке вхождение на рынок более сложно, чем при совершенной конкуренции. Новая фирма должна не только производить конкурентоспособную продукцию, но и иметь возможность привлечь к себе покупателей уже действующих фирм, что требует дополнительных издержек на усиление дифференциации своей продукции и обеспечение ее продвижение на рынок.
Для рынка
монополистической конкуренции не свойственна
высокая концентрация. Обычно показатель
концентрации и используют для отнесения
какого-либо рынка к одному из типов. По
западным меркам число производителей-конкурентов
должно быть не менее 10-15, причем доля крупнейшего
из них не должна превышать 31% общего объема
продаж соответствующей продукции, двух
– более 44%, трех – 54% и четырех – 64%. На
рынках монополистической конкуренции
экономическая прибыль и убытки не могут
существовать долго. В долгосрочном периоде
фирмы, терпящие убытки, предпочтут выйти
из отрасли, а высокие экономические прибыли
станут стимулом вступления в нее новых
фирм. Новые фирмы, производя близкую по
характеру продукцию, получат свою долю
рынка, и спрос на товары фирмы, получавшей
экономическую прибыль, снизится.
Сокращение спроса снизит экономическую
прибыль фирмы до нуля. Иными словами,
долгосрочной целью фирм, действующих
в условиях монополистической конкуренции,
является безубыточность.
Обычно предполагается, что модель монополистической конкуренции наиболее реалистична в отношении рынка услуг (розничная торговля, услуги частнопрактикующих врачей или юристов, парикмахерские косметические услуги и т.п.)
Что касается вещественных благ, таких, как различные сорта мыла, зубной пасты или безалкогольных напитков, то их производство, как правило, не характеризуете с небольшими размерами, многочисленностью или свободой вхождения на рынок фирм- производителей. Поэтому более правильно предположить, что оптовый рынок этих товаров относится к олигопольной структуре, а розничный рынок - монополистической конкуренции.
Как и при чистой монополии, для определения оптимального объема производства монополистическому конкуренту следует сопоставить свой предельные издержки и придельный доход.
Дополнительное рыночное предложение приведет к усилению конкуренции между ними и сокращению рыночной доли отдельной компаний. Кривая спроса на продукцию отдельной фирмы сместится влево, эластичность спроса возрастет, а рыночная власть, которая находится в обратной зависимости от эластичности спроса, сократится.
Вследствие этого монополистические конкуренты, несмотря на наличие рыночной власти, получат в долгосрочном периоде нулевую экономическую прибыль.
Аналогичным образом, если фирмы отрасли не получают в краткосрочном периоде нормальную прибыль, то наименее эффективные предприятия скорее всего начнут покидать отрасль.
Оставшиеся фирмы постараются снизить свои издержки, стимулировать спрос, повысить эффективность своего производства. Кривые индивидуального спроса сместятся вправо, их эластичность из-за снижения числа товара - заменителей понизится. В результате оставшиеся фирмы отрасли смогут зарабатывать хотя бы нормальную прибыль.
Необходимо, однако, оговорится, что рыночный механизм выравнивания действует при монополистической конкуренции не так сильно, как при совершенной конкуренции.
С одной стороны, отдельные фирмы могут получать экономическую прибыль и в долгосрочном периоде, если они:
- имеют патент на товар с уникальными характеристиками;
- размещаются
в географически выгодном
- разработали новую продукцию и применяют новую технологию.
С другой стороны, вход на рынок может быть затруднен из-за необходимости дополнительных инвестиции, связанных дифференциации продукцией, и необходимости стимулирования сбыта, что также дает возможность получения долгосрочной прибыли.
- рынок обогащает определённую часть, населения, Однако рынок не следует идеализировать, поскольку ему присущи недостатки. Можно указать наследующие проявления отрицательного, влияния рыночного механизма на экономическую и социальную жизнь общества:
- как
саморегулирующаяся система
-
одной из форм нарушения равновесия и
одновременно формой нестабильности экономики
является инфляция, рост цен. Последствия
этой формы макроэкономической нестабильности
экономически разрушительны и социально
опасны;
- рыночная
система не обеспечивает полного использования
ресурсов. Ей свойственны неполная занятость
вещественных и трудовых ресурсов. Безработица
- неизбежный спутник рынка, ее последствия
социально драматичны;
- рынок
сам порождает факторы, которые нарушают
свободу предпринимателя; Такими факторами
являются различные формы монополизма,
которые деформируют правила игры на свободном,
классическом рынке;
- рынок
не учитывает так называемых отрицательных внешних
эффектов (например, загрязнение окружающей
среды). Товаропроизводители, нарушая
экологическую среду, не хотят нести затраты
по восстановлению сил природы, по восстановлению
экологического равновесия
- рынок
не в полной мере учитывает
влияние положительных внешних
эффектов (услуги образования, науки,
здравоохранения и т.п.). Он учитывает
только индивидуальный
- рынок
безразличен к производству
- рынок не только обогащает, но и неизбежно
разоряет часть предприятий и часть домашних
хозяйств;
- рынок не способен решить целый ряд социальных проблем: содержание пенсионеров, больных, инвалидов, сирот и т. п.;
- рынку
чужды нравственные идеалы
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что рыночный механизм нуждается в регулировании, в корректировке. Такой механизм имеет смешанная экономика.
Структура и типы рынка.
Характеристику рынка как совокупности актов купли-продажи можно раскрыть через его структуру, систему и инфраструктуру. Становление и налаживание эффективно функционирующей системы инфраструктуры рынка является важнейшим компонентом процесса перехода экономики России на рыночные условия хозяйствования.
Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.
Признаками любой структуры являются:
а) тесная связь между ее элементами
б) определенная устойчивость этих связей
в) целостность, совокупность данных элементов
Совокупность всех рынков, разделенных на отдельные элементы на основе самых разнообразных критериев, образует систему рынков.
Анализ сравнительных
Вместе с тем для монополистических конкурентов характерны относительно небольшие размеры производственной деятельности. Размер фирм жестко ограничен быстрым появлением убытков при росте масштаба производства (отрицательный эффект масштаба производства). И если существующие фирмы полностью используют возможности экономии на масштабе производства, то отраслевое предложение вырастает за счет входа в отрасль новых фирм, анне за счет расширения деятельности старых.
Малые размеры и предопределяют основные проблемы, с которыми сталкиваются фирмы, функционирующие в условиях монополистической конкуренции. Это прежде всего нестабильность малого и среднего бизнеса.
Если рыночный спрос слаб, то это может привести к финансовым потерям, банкротству, выходу из отрасли.
Если рыночный спрос силен, то это усиливает приток новых фирм в отрасль и ограничивает получение прибылей выше нормального уже действующих фирм, а также финансовые возможности для проведения НИОКР и инновационной деятельности. Большинство малых фирм не являются технически передовым или инновационными. Но бывают исключения: так согласно корпоративной легенде персональный персональный компьютер Apple был разработан в гараже.
Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.
Антимонопольное регулирование - важнейшая составная часть экономической
политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой.
Антимонопольное регулирование - это целенаправленная государственная
деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых
действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения
экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной
конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.
Следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики
является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в
способности воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики
состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную
власть, расширить возможности конкуренции и перевести ее в неценовую.
Подводя итог сказанному, можно утверждать, что антимонопольное
законодательство является важнейшей составляющей современной экономики. Сфера
его функционирования затрагивает интересы не только производителей, но и
потребителей, обеспечивая одним возможность реализовать свой товар на рынке в
условиях конкурентной борьбы, а другим - оптимальные цены на товары и услуги.
Опыт западных стран в антимонопольном законодательстве велик и разнообразен.
Возникновение подобного законодательства обусловлено историческими причинами.
В силу особенностей развития экономики различных стран сложились разные
системы антимонопольного регулирования. Несмотря на разность подходов к
антимонопольному регулированию в различных странах запада. Особенно развитым
в этом отношении принято считать антимонопольную практику США, поскольку её
юридический (законодательный) аспект, как и другие области права в США
основывается на прецедентной системе.
Специфика российских монополий сказалась и на особенностях законодательного
регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии
Информация о работе Теория конкуренции и антимонопольного регулирования