Теория конкуренции и антимонопольного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является изучение роли конкуренции и методов антимонопольного регулирования в современном мире.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: определить особенности ценообразования в условиях совершенной и несовершенной конкуренций; проанализировать основные точки зрения западных экономистов на совершенную и несовершенную конкуренции. Для написания курсовой работы были использованы учебники и учебные пособия, средства массовой информации.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………3
Основная часть……………………………………………………………….. ..5
1 Совершенная конкуренция как идеальная модель рынка и способ анализа реальных рыночных структур………………………………………5
1.1 Монополия: понятие,условия существования, факторы монопольной
власти. Виды монополий……………………………………………………… 5
1.2 Естественная монополия и дилемма ее регулирования. Ценовая дискриминация.…………………………………………………………………. 9
1.3 Неэффективность распределения ресурсов при монополии. Монополии и научно-технический прогресс…………………………………………………...11
2 Олигополия в рыночной экономике…………………………………….....13
2.1 Основные модели олигопольного рынка …………………………....15
2.2 Олигополистическая ценообразование…………………………….20
2.3 Роль неценовой конкуренций в олигополии……………………....23
3 Монополистическая конкуренция:особенности рыночной структуры.24
3.1 Ценовая и неценовая конкуренция……………………………………28
3.2Монополистическая конкуренция и обще¬ственная эффективность. Особенности рыночных структур в российской экономике…………………...30
Заключение…………………………………………………………………….....39
Глоссарий…………………………………………………………………………42
Список использованных источников ………………………………………..45

Файлы: 1 файл

Курсавая.docx

— 83.00 Кб (Скачать файл)

появились, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы

воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы.

Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных

монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому западный опыт в

определенной, и достаточно значительной своей части неприменим в российских

условиях.

Безусловно,  демонополизация производства, основанного на государственной

собственности, - это долгий и сложный процесс. Отчасти преодоление

монополизма может осуществляться путем разукрупнения предприятий,

механического раздела их на части. Для строительства же новых предприятий-

дублеров потребовалось бы слишком много средств, которыми наша страна в

настоящее время не располагает. Можно предположить, что преодоление

монополизма пойдет за счет диверсификации производства на действующих

предприятиях, которым под силу использовать свободные мощности (или расширять действующие) для выпуска дефицитных товаров. В процессе формирования рыночных отношений доля государственной собственности постепенно сокращается, заторазвиваются различные формы индивидуальной и коллективной собственности:

индивидуальные предприятия, товарищества с полной и с ограниченной

ответственностью, акционерные общества открытого и закрытого типов,

кооперативы, ассоциации и др. Различные формы собственности, функционирующие

в общей системе экономических отношений, не могут быть изолированными друг от

друга. Преодолевая свою специфику, они неизбежно переплетаются. На основе

этого переплетения могут возникать смешанные формы собственности. Объективная

основа этого переплетения - взаимное дополнение и использование тех

специфических возможностей, которые заложены в каждой из конкретных форм

хозяйствования. Так, в российских АО сейчас сливается собственность отдельных

граждан, коллективов и государства. Создание и развитие АО является главным

путем разгосударствления собственности.

В России на данном этапе проблема монополизации перестает быть чисто

экономической, и все больше становится политической. Однако, общеизвестно,

что у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности. И

только тогда государство в полном объеме сможет заменить десятилетиями

складывающиеся монополии свободным и самоорганизующимся рынком.

 

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Естественная монополия

Структура рынка, обусловленная существованием в отдельных отраслях значительного положительного эффекта масштаба производства. Достижение фирмой минимальных средних издержек при объемах производства, обеспечивающих полностью потребности в данном товаре, вытесняет остальные фирмы.

22

Ломаная кривая спроса

Кривая спроса фирмы- олигополиста при отсутствии сговора, основанная на допущении, что фирма- конкуренты присоединятся к решению о снижении цен, но проигнорирует решение о повышении цен.

33

Монополистическая конкуренция

Рынок, на котором действует значительное количество фирм, производящих дифференцированную продукцию; доступ на рынок относительно свободный; фирма обладает определенной монопольной властью и использует значительную неценовую конкуренцию.

44

Монополия

Рынок, на котором число продавцов столь незначительно, что каждый из них может повлиять на общий объем предложения и на цену товара. Модель чистой монополии предполагает наличие в отросли единственного производителя конкретного товара и отсутствие у фирмы прямых конкурентов.

55

Монопольная (рыночная) власть

Способность фирмы или группы фирм, действующих совместно, поднимать рыночную цену выше конкурентного уровня.

66

Монопсония

Рынок, на котором действует лишь один покупатель товара или услуги.

77

Несовершенная конкуренция

Все рынки, за исключением тех, на которых выполняются условия совершенной конкуренции: монополия, монопсония, монополическая конкуренция, олигополия и олигопсония; рынки, на которых покупатели или продавцы способны в одностороннем порядке влиять на рыночные цены.

88

Неценовая конкуренция

Конкуренция посредством дифференциации продукции, рекламы, мер по стимулированию сбыта и т.д.; воздействие на рыночной спрос в целях увеличения объемов продаж при неизменных ценах.

99

Олигополия

Рынок, на котором действует ограниченное количество фирм, производящих однородную или дифференцированную продукцию; монопольная власть отдельной фирмы ограничена особой взаимозависимостью фирм друг с другом; преобладает сильная неценовая конкуренция.

110

Совершенная конкуренция

Рынок, на котором действует значительное количество независимых друг от друга производителей, выпускающих однородную продукцию, отсутствуют неценовая конкуренция и барьеры на пути вхождения новых фирм.


 

Список использованных источников

1

Борисов Е.Ф. Экономическая теория: - М.: Манускрипт,1993

2

Браунинг П. Современные экономические теории — буржуазные концепции. М., 1987

3

Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика.М.1997

4

Куликов, Л.М. Основы экономической теории: Учебник:- М.: Финансы и статистика, 2006

5

Киселева Е.А., Чепурин М.Н. Курс экономической теории: Учебник: - Киров, "АСА", 2001

6

Корнаи Я. Путь к свободной экономике: -  М., 1990

7

Мамедов О. Ю. Современная экономика. Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие. 5-е издание. - Ростов н/Д.: «Феникс», 2003

8

Райзберг Б.А. Курс экономики: Учебник: – М.: ИНФРА, 2001

9

Станковская, И.К, Стрелец, И.А. Экономическая теория: Учебник:- М: Изд-во «Эксмо», 2006

10

Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. Курс экономической теории. Киров, 2002.

11

Шишкин А.Ф.   Экономическая теория: Учебник: - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1996


 

Приложения

А

.

Б

 

В

 

Г

 

Д

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Теория конкуренции и антимонопольного регулирования