Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 20:59, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является изучение роли конкуренции и методов антимонопольного регулирования в современном мире.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: определить особенности ценообразования в условиях совершенной и несовершенной конкуренций; проанализировать основные точки зрения западных экономистов на совершенную и несовершенную конкуренции. Для написания курсовой работы были использованы учебники и учебные пособия, средства массовой информации.
Введение …………………………………………………………………………3
Основная часть……………………………………………………………….. ..5
1 Совершенная конкуренция как идеальная модель рынка и способ анализа реальных рыночных структур………………………………………5
1.1 Монополия: понятие,условия существования, факторы монопольной
власти. Виды монополий……………………………………………………… 5
1.2 Естественная монополия и дилемма ее регулирования. Ценовая дискриминация.…………………………………………………………………. 9
1.3 Неэффективность распределения ресурсов при монополии. Монополии и научно-технический прогресс…………………………………………………...11
2 Олигополия в рыночной экономике…………………………………….....13
2.1 Основные модели олигопольного рынка …………………………....15
2.2 Олигополистическая ценообразование…………………………….20
2.3 Роль неценовой конкуренций в олигополии……………………....23
3 Монополистическая конкуренция:особенности рыночной структуры.24
3.1 Ценовая и неценовая конкуренция……………………………………28
3.2Монополистическая конкуренция и обще¬ственная эффективность. Особенности рыночных структур в российской экономике…………………...30
Заключение…………………………………………………………………….....39
Глоссарий…………………………………………………………………………42
Список использованных источников ………………………………………..45
появились, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы
воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы.
Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных
монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому западный опыт в
определенной, и достаточно значительной своей части неприменим в российских
условиях.
Безусловно, демонополизация производства, основанного на государственной
собственности, - это долгий и сложный процесс. Отчасти преодоление
монополизма может осуществляться путем разукрупнения предприятий,
механического раздела их на части. Для строительства же новых предприятий-
дублеров потребовалось бы слишком много средств, которыми наша страна в
настоящее время не располагает. Можно предположить, что преодоление
монополизма пойдет за счет диверсификации производства на действующих
предприятиях, которым под силу использовать свободные мощности (или расширять действующие) для выпуска дефицитных товаров. В процессе формирования рыночных отношений доля государственной собственности постепенно сокращается, заторазвиваются различные формы индивидуальной и коллективной собственности:
индивидуальные предприятия, товарищества с полной и с ограниченной
ответственностью, акционерные общества открытого и закрытого типов,
кооперативы, ассоциации и др. Различные формы собственности, функционирующие
в общей системе экономических отношений, не могут быть изолированными друг от
друга. Преодолевая свою специфику, они неизбежно переплетаются. На основе
этого переплетения могут возникать смешанные формы собственности. Объективная
основа этого переплетения - взаимное дополнение и использование тех
специфических возможностей, которые заложены в каждой из конкретных форм
хозяйствования. Так, в российских АО сейчас сливается собственность отдельных
граждан, коллективов и государства. Создание и развитие АО является главным
путем разгосударствления собственности.
В России на данном этапе проблема монополизации перестает быть чисто
экономической, и все больше становится политической. Однако, общеизвестно,
что у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности. И
только тогда государство в полном объеме сможет заменить десятилетиями
складывающиеся монополии свободным и самоорганизующимся рынком.
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Естественная монополия |
Структура рынка, обусловленная существованием в отдельных отраслях значительного положительного эффекта масштаба производства. Достижение фирмой минимальных средних издержек при объемах производства, обеспечивающих полностью потребности в данном товаре, вытесняет остальные фирмы. |
22 |
Ломаная кривая спроса |
Кривая спроса фирмы- олигополиста при отсутствии сговора, основанная на допущении, что фирма- конкуренты присоединятся к решению о снижении цен, но проигнорирует решение о повышении цен. |
33 |
Монополистическая конкуренция |
Рынок, на котором действует значительное количество фирм, производящих дифференцированную продукцию; доступ на рынок относительно свободный; фирма обладает определенной монопольной властью и использует значительную неценовую конкуренцию. |
44 |
Монополия |
Рынок, на котором число продавцов столь незначительно, что каждый из них может повлиять на общий объем предложения и на цену товара. Модель чистой монополии предполагает наличие в отросли единственного производителя конкретного товара и отсутствие у фирмы прямых конкурентов. |
55 |
Монопольная (рыночная) власть |
Способность фирмы или группы фирм, действующих совместно, поднимать рыночную цену выше конкурентного уровня. |
66 |
Монопсония |
Рынок, на котором действует лишь один покупатель товара или услуги. |
77 |
Несовершенная конкуренция |
Все рынки, за исключением тех, на которых выполняются условия совершенной конкуренции: монополия, монопсония, монополическая конкуренция, олигополия и олигопсония; рынки, на которых покупатели или продавцы способны в одностороннем порядке влиять на рыночные цены. |
88 |
Неценовая конкуренция |
Конкуренция посредством дифференциации продукции, рекламы, мер по стимулированию сбыта и т.д.; воздействие на рыночной спрос в целях увеличения объемов продаж при неизменных ценах. |
99 |
Олигополия |
Рынок, на котором действует ограниченное количество фирм, производящих однородную или дифференцированную продукцию; монопольная власть отдельной фирмы ограничена особой взаимозависимостью фирм друг с другом; преобладает сильная неценовая конкуренция. |
110 |
Совершенная конкуренция |
Рынок, на котором действует значительное количество независимых друг от друга производителей, выпускающих однородную продукцию, отсутствуют неценовая конкуренция и барьеры на пути вхождения новых фирм. |
1 |
Борисов Е.Ф. Экономическая теория: - М.: Манускрипт,1993 |
2 |
Браунинг П. Современные экономические теории — буржуазные концепции. М., 1987 |
3 |
Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика.М.1997 |
4 |
Куликов, Л.М. Основы экономической теории: Учебник:- М.: Финансы и статистика, 2006 |
5 |
Киселева Е.А., Чепурин М.Н. Курс экономической теории: Учебник: - Киров, "АСА", 2001 |
6 |
Корнаи Я. Путь к свободной экономике: - М., 1990 |
7 |
Мамедов О. Ю. Современная экономика. Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие. 5-е издание. - Ростов н/Д.: «Феникс», 2003 |
8 |
Райзберг Б.А. Курс экономики: Учебник: – М.: ИНФРА, 2001 |
9 |
Станковская, И.К, Стрелец, И.А. Экономическая теория: Учебник:- М: Изд-во «Эксмо», 2006 |
10 |
Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. Курс экономической теории. Киров, 2002. |
11 |
Шишкин А.Ф. Экономическая теория: Учебник: - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1996 |
А |
. |
Б |
|
В |
|
Г |
|
Д |
Информация о работе Теория конкуренции и антимонопольного регулирования