Теория политико-экономического цикла и антициклическая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 13:31, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в современных условиях каждое государство стремится к экономическому росту, полной занятости, устойчивым ценам и увеличению объема экспорта. Достижение этих целей предполагает макроэкономическое равновесие. Однако долговременные экономические цели достигаются через колебания слагаемых равновесия. Одна из причин этого — несбалансированность дохода, потребления и накопления капитала, которая отражается в темпах экономического роста. Установить ее можно с помощью модели Солоу или функции технического прогресса, отражающей соотношение между темпом накопления капитала и темпом изменения дохода. В экономических циклах проявляется макроэкономическая нестабильность, требующая государственного регулирования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...4
1 ЦИКЛИЧНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ…...6
1.1 Экономический цикл: понятие, виды и фазы…………………………….….6
1.2 Причины циклических колебаний в экономической теории……………….9
2 КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АНТИЦИКЛИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ…………………………………………………………..…17
2.1 Неокейнсианский подход…………………………………………………….17
2.2 Монетаристский подход……………………………………………………...21
3 ОСОБЕННОСТИ АНТИЦИКЛИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ
ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………..29
3.1 Анализ динамики основных макроэкономических показателей………....29
3.2 Экономический цикл и антициклическая полититка Беларуси……….…33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..……………...36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..…..38

Файлы: 1 файл

tsiklicheskie_kolebaniya (1).doc

— 300.00 Кб (Скачать файл)

В январе-июле 2011 года внешнеторговый оборот увеличился на 11 процентов; экспорт на 10,1; импорт - на 11,8 процента. Дефицит внешней торговли составил 989 млн. долларов США, что на 162 млн. долларов США превышает уровень аналогичного периода прошлого года. Объем сальдо внешнеторговых операций, требующих денежной оплаты (с учетом положительного сальдо по услугам), составляет примерно 400 млн. долларов США.

Рост дефицита торгового  баланса, превышение темпов роста импорта над экспортом свидетельствуют о слабой работе МВЭС по координации экспортно-импортных потоков. На этом направлении необходимы конкретные и эффективные решения.

Особую озабоченность  вызывает рост дефицита внешней торговли со странами дальнего зарубежья (858 млн. долларов). Проведенный анализ показал, что это обусловлено прежде всего переориентацией импортных потоков из стран СНГ на государства дальнего зарубежья (ниже цена - выше качество), предпочтительностью наращивания объемов экспорта в государства Содружества и сохранения рынков сбыта в данном регионе.

В структуре импорта  из государств дальнего зарубежья инвестиционные товары занимают 33 процента. На долю сырьевых ресурсов приходится 44 процента. По сравнению  с соответствующим периодом 1997 года доля инвестиционных товаров возросла на 6 процентных пунктов, а доля сырьевых ресурсов и критического импорта сократилась на 8 пунктов.

В числе основных причин падения белорусского экспорта в  страны дальнего зарубежья в январе-июле текущего года (-103 млн. долларов), по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, можно отметить сокращение объемов поступления в республику российской нефти и реализации нефтепродуктов. Снижение экспорта капролактама и азотных удобрений допущено из-за падения мировых цен на эту продукцию и неблагоприятной финансовой ситуацией в странах Юго-Восточной Азии.

На состоянии торгового  баланса сказывается и все  более дискриминационная политика западных стран, в частности ЕС. Поэтому  необходимо повышать конкурентоспособность  нашей продукции, активизировать меры по стимулированию экспорта и рационализации импорта, по защите отечественных производителей, адекватно предпринимать ответные меры.

Анализируя внешний  товарооборот, следует отметить достижение положительного итога в торговле с Россией (122,0 млн. долларов США), а также уменьшение до 130 млн. долларов США дефицита внешней торговли со странами СНГ.

Россия по-прежнему остается для нас доминирующим торгово-экономическим  партнером (86,6 процента от торгового  оборота со странами СНГ). За семь месяцев объем торговли с Россией увеличился на 18 процентов и достиг почти 6 млрд. долларов США (экспорт увеличился на 21,8 процента).

Полностью оправдал себя курс Президента страны на развитие прямых связей с регионами России. В ходе реализации заключенных договоров и соглашений с регионами восстанавливаются прямые хозяйственные и человеческие связи, выравнивается торговый баланс между двумя союзническими государствами.

Такой положительный  опыт регионального сотрудничества, в духе договоренностей президентов двух стран, предстоит реализовать и в контактах с Украиной.

Необходимо продолжить работу по улучшению условий внешней  экономической деятельности на рынках стран СНГ. Один из центральных вопросов - это порядок взимания акцизов  и налога на добавленную стоимость.

В отношениях с основными  партнерами по СНГ при исчислении налога на добавленную стоимость  действует принцип “страна происхождения”, что автоматически приводит к  удорожанию импортируемого сырья и  материалов, а затем и белорусской  продукции, которая оказывается в невыгодном положении. В ходе очередных межправительственных переговоров мы намерены обстоятельно рассмотреть эту проблему с учетом интересов Беларуси и позитивной мировой практики.

Эффективность работы внешнеэкономического комплекса республики, в том числе Министерства внешних экономических связей, Министерства иностранных дел, отраслевых министерств по итогам семи месяцев текущего года рассмотрена на специальном заседании Правительства. Были отмечены положительные изменения, но сделаны и серьезные замечания за недостаточный уровень работы по координации внешнеэкономической деятельности, по обеспечению валютной окупаемости предприятий, отраслей и регионов, по организации исполнения договоренностей, достигнутых на высшем уровне, по системе контроля. Совет Министров дал соответствующие оценки кадрам, определил перечень мер с конкретными сроками исполнения и будет держать эти проблемы под контролем.

За 8 месяцев 2012 года промышленность выполнила практически все прогнозные показатели. Объем продукции увеличился на 12 процентов (прогноз на год 108-109 процентов). Замедлились темпы роста дебиторской и кредиторской задолженности.

Отрасль вышла фактически на 100-процентную оплату текущего потребления  энергоресурсов.

Вместе с тем сложным  остается финансовое положение ряда предприятий. Рентабельность промышленного производства в январе — июле 2011 года составила 11,1 процента против 13,1 процента в соответствующем периоде прошлого года.

В текущем году рентабельность предприятий промышленности увеличилась с 9,7 процента (январь) до 11,1 процента (январь - июль).

Однако 15,7 процента предприятий  оказались убыточными (2011 год - 15,5), 48,1 процента предприятий промышленности имеют рентабельность до 10 процентов, что весьма недостаточно (когда критическая рентабельность составляет 22 - 24 процента).

В качестве основных причин снижения рентабельности наш директорский корпус чаще всего выделяет: рост амортизации (из-за переоценки основных фондов); 2-процентное ограничение роста цен на продукцию, реализуемую на внутреннем рынке; обязательную 40- процентную продажу валютной выручки по курсу МВБ и покупку недостающей валюты (на закупку сырья и материалов) по высокому рыночному курсу.

Но следует учитывать  и другие не менее важные обстоятельства:

-длительную незагруженность основных фондов. Настало время обращать внимание не только на рентабельность продукции, но и на рентабельность производства;

- наличие излишнего  персонала (отсюда - уравнительность  в зарплате);

-высокий удельный  вес в себестоимости условно-постоянных расходов;

-низкую конкурентную  способность выпускаемой продукции  по качеству и вынужденность  ее реализации (особенно на внешних  рынках) по заниженным экспортным  ценам;

-приобретение на внешних  рынках сырья и материалов, как  правило, по ценам выше мировых.

Что вызывает такие переплаты - доминирование бартера, дефицит  СКВ или монополизм поставщиков, недоступность рынков сырья или  теневой переток капитала? По всем этом необходимо разобраться предельно  конкретно с каждой отраслью и  с каждым предприятием в этой отрасли.

При наличии противозатратного  механизма складывалась бы иная картина, так как эффективный собственник  сам заинтересован в рационализации производства. Что касается противозатратного  механизма, то эта проблема в последнее  время приобретает особое звучание. Рост издержек производства стабильно провоцирует инфляцию. Слабость противозатратного механизма усиливает опасность вытеснения белорусских товаров с внешних рынков. Отсутствие простого и высокоэффективного стимула снижать материалоемкость и энергоемкость продукции будет постоянно сдерживать рост национального уровня заработной платы, ее удельный вес в ВВП.

Повышению удельного  веса оплаты труда в издержках  производства должно предшествовать заметное снижение материалоемкости продукции, повышение производительности труда. Это та ключевая проблема, о которой долгое время профсоюзы и большинство наших хозяйственников стараются не говорить. Тем временем кучи металлических стружек, тепло, уходящее в трубу, другие бросовые затраты оплачивают или потребители (через рост цен, если с этим мирятся), или производители - снижая чистый доход и зарплату персоналу.

Да, в республике разработана  и принята Республиканская программа  энергосбережения. В текущем году на этом участке есть положительные  сдвиги. Так, весь прирост ВВП (+11 процентов) получен без увеличения потребления топлива. Энергоемкость ВВП по сравнению с соответствующим периодом прошлого года снижена на 13 процентов. Но это только первые шаги в решении этой глобальной задачи.

Кроме того, существуют и другие проблемы, которые негативно влияют на конечные результаты производственно-хозяйственной деятельности.

Особо надо выделить проблему качества продукции, обновление ассортимента. Определенная работа в этом направлении  ведется. На освоение конкурентоспособной продукции направлены президентские программы “Бытовая электроника”, межотраслевая программа “Фурнитура” и другие.

Положительно, что в  модернизации производства все более  активно задействуется отечественное  станкостроение. Пример Минского моторного завода и других предприятий показывает, что такие задачи можно успешно решать собственными силами, загружая имеющиеся производственные мощности.

Вместе с тем работа по обновлению ассортимента и повышению  качества продукции ведется еще  слабо.

Следует отметить, что государством постоянно оказывается значительная “точечная помощь” промышленным предприятиям путем представления различных преференций, в том числе налоговых и таможенных льгот, выделения прямых ассигнований из бюджета и предоставления гарантий по иностранным кредитам, реструктуризации задолженности, льгот по оплате за энергоресурсы, по распределению выручки, а также путем предоставления льготных кредитов.

Предприятиям с длительным циклом производства было разрешено  произвести дооценку материальных ценностей по цене их последнего приобретения, что укрепило их собственные оборотные средства. 23 предприятиям Минпрома была предоставлена финансовая льгота в виде нормативного распределения выручки от реализации продукции.

Необходимо отметить, что в большинстве случаев эти и другие виды поддержки себя оправдывали. Они способствовали улучшению работы объединений “Интеграл”, “Горизонт”, “Минский тракторный завод”, “БелавтоМАЗ”, а также ряда других предприятий.

Вместе с тем надо признать справедливыми критические замечания Комитета государственного контроля по поводу предоставления льгот и преференций, а также учета получаемого экономического эффекта. Здесь явно не дорабатывают и Минфин, и Минэкономики, и отраслевые министерства. Необходимо внести необходимые изменения в нормативные документы, улучшить систему оперативного учета и контроля, повысить ответственность предприятий за эффективное использование предоставляемой помощи.

Вопросы надежного обеспечения  народного хозяйства Республики Беларусь топливно-энергетическими ресурсами (включая их поставку, условия оплаты, соблюдение платежной дисциплины) - в центре внимания Правительства.

За 8 месяцев в республику поставлено 9,8 млрд. куб. метров газа (96,5 процента от запланированного объема). Основная проблема сегодня - это своевременная оплата поставок газа.

Контролируя вопрос погашения  образовавшегося долга, Правительство  ведет работу по уточнению условий  и схем оплаты поставок газа в республику. С Минфином России ведутся переговоры по взаимозачету, в счет поставок белорусских товаров бюджетным организациям России. “Белтрансгаз” с участием Белгазпромбанка, Газонефтехимической компании уже использует краткосрочный кредит с последующей поставкой материально-технических ресурсов субъектам хозяйствования России.

С учетом установок, предусмотренных  Указом Президента страны, в хозрасчетной сфере зарплата находится в зависимости  от увеличения объемов производства и повышения эффективности хозяйств. С принятием нового варианта Единой тарифной сетки, впервые после преодоления в экономике кризисных явлений, будет установлено оптимальное соотношение межразрядных коэффициентов не менее 7 процентов.

 

 

2.2. Моделирование тенденций экономического состояния

 

 

Сложившаяся направленность экономики позволяет предположить следующие структурные характеристики будущего состояния, к которому она самопроизвольно эволюционирует. Наибольший вес будут иметь экспортно-ориентированные отрасли топливно-энергетического и химико-металлургического комплексов, сфера услуг. Это обрекает страну на глубокую внешнюю зависимость и неэквивалентный внешнеэкономический обмен, при которых в оплату интеллектуальной ренты, содержащейся в цене поступающих по импорту готовых изделий, идет экспорт невозобновляемых природных ресурсов. В результате образующаяся в экономике природная рента используется для финансирования научно-технического прогресса и экономического роста за рубежом.

Моделирование тенденций  экономического состояния показывает, что оно характеризуется включением элементов сохранившихся производственно-технических систем во внешние воспроизводственные контуры, свертыванием от 1/2 до 2/3 имеющегося научно-производственного потенциала, высвобождением до 1/3 численности занятых, установлением внешнего контроля над наиболее ценными запасами природных ресурсов, утратой основных внутренних факторов современного экономического роста и способности к самостоятельному устойчивому развитию.

Информация о работе Теория политико-экономического цикла и антициклическая политика государства