Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 13:31, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в современных условиях каждое государство стремится к экономическому росту, полной занятости, устойчивым ценам и увеличению объема экспорта. Достижение этих целей предполагает макроэкономическое равновесие. Однако долговременные экономические цели достигаются через колебания слагаемых равновесия. Одна из причин этого — несбалансированность дохода, потребления и накопления капитала, которая отражается в темпах экономического роста. Установить ее можно с помощью модели Солоу или функции технического прогресса, отражающей соотношение между темпом накопления капитала и темпом изменения дохода. В экономических циклах проявляется макроэкономическая нестабильность, требующая государственного регулирования.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...4
1 ЦИКЛИЧНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ…...6
1.1 Экономический цикл: понятие, виды и фазы…………………………….….6
1.2 Причины циклических колебаний в экономической теории……………….9
2 КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АНТИЦИКЛИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ…………………………………………………………..…17
2.1 Неокейнсианский подход…………………………………………………….17
2.2 Монетаристский подход……………………………………………………...21
3 ОСОБЕННОСТИ АНТИЦИКЛИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ
ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………..29
3.1 Анализ динамики основных макроэкономических показателей………....29
3.2 Экономический цикл и антициклическая полититка Беларуси……….…33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..……………...36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..…..38
Растущее несоответствие между сужающейся доходной базой бюджета и минимально необходимыми государственными расходами ведет к обострению бюджетного кризиса, возможности смягчения которого в рамках проводимой экономической политики исчерпаны. Дальнейшее использование государственных займов на внутреннем рынке затруднено уже накопленным государственным долгом, втянувшим почти все свободные кредитные ресурсы. Привлечение дополнительных займов на внешнем рынке практически неосуществимо из-за низкого доверия инвесторов к платежеспособности правительства и рекордной величины имеющегося внешнего долга. Здесь потребуются дополнительные гарантии, в том числе за счет прав на использование месторождений природных ресурсов. В данной ситуации необходимо законодательство о соглашениях в части раздела продукции, превращающее запасы недр в относительно ликвидный товар. В то же время наращивание государственного долга в условиях экономического спада оставляет мало шансов на его своевременное погашение - для этого темпы роста должны превышать процент по привлекаемым займам. Неизбежно наступление момента неплатежеспособности и введение процедур отчуждения заложенных в обеспечение внешних займов участков недр. Невыполнимые внешние обязательства ведут к быстрой утрате независимости. Колониальные черты приобретает и система государственной экономической политики. Она фактически лишена национального суверенитета, определяется международными организациями и формируется под сильным давлением извне в интересах транснационального капитала. По основным признакам - технологиям подготовки и принятия решений, кадровой политике, ситуационному поведению - правительство все более принимает облик колониальной администрации.
В целом за период 2012-2015 гг. конечное потребление возрастет на 14-15%. Относительно низкие темпы роста данного показателя будут обусловлены как повышением спроса на инвестиционные ресурсы, так и реализацией мероприятий по снятию дотаций и прекращению перекрестного субсидирования в жилищно-коммунальном хозяйстве и на транспорте.
К концу периода среднегодовой уровень инфляции не должен превысить 6-7%. Однако во время активного осуществления реформы жилищно-коммунальной сферы и изменения механизма финансирования ЖКХ и пассажирского транспорта ожидаются несколько более высокие темпы роста потребительских цен.
Произойдет изменение потоков и пропорций между реальным и финансовым секторами экономики, что проявится в опережающем росте промышленного производства по сравнению с ВВП в период до 2015 гг.
На новой технологической базе ускорится обновление производственного аппарата и улучшатся параметры воспроизводства основных фондов. Объем инвестиций в основной капитал увеличится примерно в 1,4 раза при повышении эффективности использования последнего. Коэффициент выбытия устаревших и неэффективных основных фондов возрастет с 2 до 6%.
Процессы оживления экономики и сбалансированное развитие реального и финансового секторов увеличат долю заработной платы в структуре доходов и обеспечат более активное стимулирование эффективной трудовой деятельности.
В результате изменения
условий хозяйственной
Реализация мер по
активизации промышленного
В общем объеме промышленного производства увеличится доля продукции обрабатывающих отраслей, что будет определяться расширением выпуска инвестиционных товаров и непродовольственных товаров народного потребления.
Удельный вес топливно-сырьевых
отраслей снизится. За счет относительно
более высоких темпов развития газовой
промышленности будет обеспечено улучшение
структуры внутреннего
В производстве машиностроительной продукции приоритетное развитие получат направления, в которых промышленность занимает ведущие или близкие к мировому уровню позиции, в том числе электротехническая промышленность, производство приборов СВЧ.
Наиболее динамично будут развиваться легкая промышленность, промышленность строительных материалов и изделий, химическая и нефтехимическая отрасли.
Внедрение прогрессивных технологий и культур позволит сократить площади посевов, необоснованно увеличивавшиеся в условиях применения экстенсивных методов ведения сельского хозяйства, и снизить нагрузку на почву. Повысится уровень обеспечения за счет внутреннего производства потребности страны в основных видах сельскохозяйственной продукции, прежде всего в зерне.
3 ОСОБЕННОСТИ
АНТИЦИКЛИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИ
ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1 Анализ динамики основных макроэкономических показателей
Указом Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2012 года № 136 утверждена Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2012– 2015 годы.
Основной целью социально-
Достижение поставленной цели будет осуществляться через реализацию следующих приоритетных направлений:
-развитие человеческого потенциала, включая повышение уровня благосостояния, рост рождаемости и увеличение продолжительности жизни, укрепление здоровья граждан и повышение качества образования;
-радикальная модернизация всех секторов экономики, создание новых наукоемких и высокотехнологичных производств;
-стимулирование предпринимательства и деловой инициативы;
-рост экспорта товаров и услуг, сбалансированность и эффективность внешней торговли;
- развитие импортозамещающих производств;
- устойчивое развитие регионов;
-строительство качественного и доступного жилья;
- повышение эффективности агропромышленного комплекса.
Основными задачами социальной
политики государства являются повышение
уровня и качества жизни населения
и создание условий для развития
человеческого потенциала на основе
повышения эффективности
Экономическая политика государства в предстоящем пятилетии будет сосредоточена на эффективности и качестве, что количественно найдет отражение в росте показателей производительности труда, рентабельности, доле инвестиций в основной капитал в ВВП, удельном весе отгруженной инновационной продукции, снижении энерго- и материалоемкости и других.
На основе совершенствования экономических институтов и механизмов государственного регулирования будут созданы стимулы для экономического роста на основе раскрепощения субъектов хозяйствования, формирования более благоприятного рыночного бизнес-климата, отказа от преимущественно административного управления, развития конкурентной среды и механизмов частно-государственного партнерства.
Точка роста экономики республики в предстоящем пятилетии — динамичное развитие малого и среднего предпринимательства, обеспечение их свободного доступа к кредитно-финансовым, материально-техническим, земельным ресурсам и недвижимости, рост инвестиционной деятельности; сокращение административных барьеров для привлечения иностранных инвестиций. Согласно прогнозу доля малого и среднего предпринимательства в ВВП в 2015 году должна составить не менее 30%.
Основными задачами инвестиционной политики являются: приоритетная реализация инвестиционных проектов, направленных на ускорение инновационных процессов, призванных сохранить позиции Беларуси в мировом сообществе и повысить конкурентоспособность страны, приоритетное выделение инвестиций на создание новых наукоемких и высокодоходных экспортоориентированных видов деятельности. Прогнозируется повысить долю инвестиций в основной капитал за пятилетие до 37,5%.
В развитии отраслей промышленности упор будет сделан на опережающее развитие производств, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью: микроэлектроника, приборостроение, точное машиностроение, информационные технологии, телекоммуникации, измерительное и медицинское оборудование, освоение выпуска светодиодной техники.
Трансформационные процессы в сельском хозяйстве будут осуществляться в соответствии с Государственной программой развития сельских территорий на 2012–2015 годы и другими отраслевыми программами. Основной целью развития отрасли остается формирование высокоэффективного, конкурентоспособного, устойчивого и экологически безопасного агропромышленного производства, обеспечивающего продовольственную безопасность страны и увеличение экспортных поставок.
Опережающее развитие получит сфера услуг, что обуславливается, с одной стороны, мировыми тенденциями развития, с другой стороны, услуги в 2–3 раза менее энерго- и материалоемкие, некапиталоемкие по сравнению с выпуском товаров. В качестве целевого индикатора предусматривается повышение доли услуг в ВВП с 40,3% до 50%.
Приоритетными направлениями
внешнеэкономической
Важнейшей целью региональной политики Республики Беларусь является повышение уровня жизни, уменьшение существующих различий между регионами по уровню социально-экономического развития на основе более эффективного использования производственного, ресурсного и кадрового потенциалов регионов за счет углубления специализации экономик регионов, повышения активности и ответственности местных органов управления и самоуправления.
В предстоящем пятилетии продолжится реализация мер по дальнейшему развитию малых и средних городских поселений. Усилится их роль как центров развития предпринимательства и инновационных технологий, агропромышленного производства, туристско-рекреационной деятельности.
Реализация мер по укреплению экономических основ функционирования социальной системы, проведению реформы социальной сферы, направленной на обеспечение социальной справедливости при формировании доходов и пользовании услугами, приведет к заметному улучшению параметров, характеризующих уровень жизни населения страны.
Реальные доходы населения возрастут на 16-20%. В общем объеме доходов повысится доля фонда оплаты труда. В структуре расходов будет сокращаться доля средств, направляемых на оплату товаров при увеличении удельного веса оплаты услуг в ходе отмены жилищно-коммунальных дотаций и перекрестного субсидирования при стабилизации сбережений.
Социальный результат реализации предлагаемых мер выразится в изменении структуры потребления. В среднем доля расходов на жилищно-коммунальные услуги в общих потребительских расходах в 2012-2015 гг.возрастет втрое против 2000 г.
Исходя из предположения, что в группу дотируемых слоев населения войдут семьи, у которых расходы на жилищно-коммунальные услуги превысят 20% их совокупного дохода, численность нуждающихся в адресном субсидировании не будет выше 20-25% против 100%-ного косвенного дотирования населения по действующей схеме.
В ходе процессов дедолларизации
экономики в структуре
Реализация мер по борьбе с неплатежами, совершенствованию налоговой системы и повышению дисциплины уплаты налогов и платежей в бюджет и социальные фонды улучшит положение в сторону своевременности выплат зарплат и социальных трансфертов, что будет способствовать реальному повышению уровня жизни населения даже при относительно небольшой величине прироста номинальных величин.
Реформа пенсионной системы позволит приблизить размер гарантированной минимальной (социальной) пенсии к величине прожиточного минимума и обеспечит ее увеличение с учетом трудового вклада. В результате средний размер пенсии превысит прожиточный минимум пенсионера примерно на треть, а соотношение среднего размера пенсии и средней зарплаты составит не менее 30%.
По оценке, доля лиц с доходами ниже прожиточного минимума значительно снизится и составит в 2015 г. около 16-18%.
Активизация структурных сдвигов в экономике страны приведет к усилению процесса перераспределения рабочей силы между отраслями и производствами в соответствии с динамикой их развития. В этих условиях следует ожидать временного увеличения доли безработных в составе экономически активного населения до 6-8%.
Практически стабилизируется на уровне не менее 65,5 лет ожидаемая продолжительность жизни. При этом коэффициент демографической нагрузки (количество нетрудоспособных на 1000 лиц трудоспособного возраста) уменьшится более чем на 12%.
Реализация мероприятий,
направленных на повышение
Сокращение положительного сальдо внешней торговли будет связано с активизацией инвестиционного процесса в стране и соответствующим повышением спроса на оборудование и комплектующие изделия. В результате доля машин и оборудования в структуре импорта увеличится до 50%.
Информация о работе Теория политико-экономического цикла и антициклическая политика государства