Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 13:31, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в современных условиях каждое государство стремится к экономическому росту, полной занятости, устойчивым ценам и увеличению объема экспорта. Достижение этих целей предполагает макроэкономическое равновесие. Однако долговременные экономические цели достигаются через колебания слагаемых равновесия. Одна из причин этого — несбалансированность дохода, потребления и накопления капитала, которая отражается в темпах экономического роста. Установить ее можно с помощью модели Солоу или функции технического прогресса, отражающей соотношение между темпом накопления капитала и темпом изменения дохода. В экономических циклах проявляется макроэкономическая нестабильность, требующая государственного регулирования.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...4
1 ЦИКЛИЧНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ…...6
1.1 Экономический цикл: понятие, виды и фазы…………………………….….6
1.2 Причины циклических колебаний в экономической теории……………….9
2 КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АНТИЦИКЛИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ…………………………………………………………..…17
2.1 Неокейнсианский подход…………………………………………………….17
2.2 Монетаристский подход……………………………………………………...21
3 ОСОБЕННОСТИ АНТИЦИКЛИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ
ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………..29
3.1 Анализ динамики основных макроэкономических показателей………....29
3.2 Экономический цикл и антициклическая полититка Беларуси……….…33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..……………...36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..…..38
Активизации интеграционных процессов в рамках СНГ будут способствовать формирование и реализация совместных межгосударственных инвестиционных проектов и программ. Экспорт в страны СНГ возрастет примерно на 32%, импорт из этих стран - на 41%.
К главным макроэкономическим целям следует отнести:
1.Достижение устойчивого экономического роста не ниже 5-6% в год, а также высоких темпов инвестиций, необходимых для осуществления структурных преобразований.
2.Проведение
3.Осуществление прогрессивных
структурных сдвигов в
4.Обеспечение роста реальных доходов и объемов потребления населения, ощутимое продвижение в борьбе с бедностью.
3.2 Экономический цикл и антициклическая полититка Беларуси
Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:
1.Создать макроэкономические условия для структурной перестройки и экономического роста: темпы инфляции не выше 6-8% в год, дефицит бюджета в конце периода - 1,5-2% ВВП.
2.Провести реформу предприятий с целью повышения эффективности управления ими в рыночных условиях, в том числе путем ужесточения контроля за деятельностью руководителей со стороны собственников, исключения возможности присвоения отдельными лицами имущества предприятия или нанесения ему ущерба иными способами, установления порядка оплаты труда руководителей в зависимости от размеров налогооблагаемой прибыли, прироста капитала и выплачиваемых по голосующим акциям дивидендов.
3.Осуществить реформу
социальной сферы, включая
4.Обеспечить реализацию
системы минимальных
5.Провести налоговую
реформу, предусмотрев
6.Воздействовать на
формирование оптимальной
7.Обеспечить уровень
накоплений в экономике до 27-30%
ВВП и создать условия для
трансформации сбережений в инв
8.Добиться прекращения
долларизации экономики,
9.Сократить объемы государственных заимствований и обеспечить ускорение их оборачиваемости. Снизить доходность государственных ценных бумаг к концу периода до 2-3 процентных пунктов сверх уровня инфляции в расчете на год. Добиться снижения среднего уровня процентных ставок до уровня, обеспечивающего движение капитала в реальный сектор.
10. Обеспечить формирование конкурентоспособного финансового сектора, включающего рынок долгосрочных государственных ценных бумаг, систему государственных институтов страхования и гарантирования инвестиций, банки развития с государственным участием, специализирующиеся на инвестировании реального сектора, рынки корпоративных ценных бумаг, коммерческие банки, финансовые, инвестиционные компании и инвестиционные фонды.
11. Решить проблему неплатежей на неинфляционной основе и добиться за счет этого существенного сокращения использования бартера и денежных суррогатов в хозяйственном обороте. Ввести ограничения для неплатежеспособных предприятий на применение в хозяйственной практике форм расчетов и методов учета реализации продукции, приводящих к уменьшению поступлений средств на расчетные счета, на предоставление коммерческого кредита поставщикам и покупателям, ссуд - физическим лицам, а также на использование средств предприятий на иные цели потребления. Ввести, в частности, нормирование заработной платы и фонда потребления, предусматривающее выплату сверхнормативной заработной платы и фонда потребления по окончании выполнения обязательств предприятия перед бюджетами и государственными внебюджетными фондами.
12.Обеспечить
защиту интересов
Таким образом, можно сделать вывод, что достигнутый по итогам первого полугодия темп роста валового внутреннего продукта – 111%, улучшение качественных показателей развития и выполнение большинства прогнозных параметров свидетельствуют о наращивании экономического потенциала страны. Экономический рост обеспечен в условиях сохранения положительной динамики качественных параметров развития: производительность труда по итогам января-мая 2011 г. возросла на 12,3%. энергоемкость ВВП снижена на 10,4%. Высокий темп роста ВВП поддерживался положительной динамикой роста добавленной стоимости в обрабатывающей промышленности (112,1%), строительстве (120,5%) и торговле (129,5%).Прирост ВВП во многом обусловлен динамикой развития промышленного комплекса. Индекс производства продукции промышленности в январе-июне 2011 года составил 111,5% к соответствующему периоду предыдущего года.
Такому росту способствовали благоприятная конъюнктура на внешних рынках, в особенности - увеличение спроса на низкоценовых сегментах российского направления, а также повышенный потребительский спрос внутри страны, вызванный инфляционными ожиданиями населения.
Положительная динамика в промышленности достигнута за счет опережающего роста обрабатывающей промышленности (темп роста 113%) и главным образом, за счет нефтепереработки, вклад которой в темп роста промышленного производства составляет более трети.
Наиболее активно в I полугодии 2011 г. прирастало производство транспортных средств – 131%, электрооборудования, электронного и оптического оборудования – 120,2%. Высокий рост в данных отраслях связан с увеличением производства основных видов продукции: оборудования общего назначения (погрузчики – 150,4%), сельхозтехники (зерноуборочные комбайны – 119,6%, тракторы – 129%, автомобили – 170,9%), бытовой техники, автомобильной и радиоэлектронной продукции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обобщая и дополняя вышеизложенное
можно сделать следующие
1.Обеспечение экономического роста в условиях переходной экономики требует согласованного решения задач построения технологической, институциональной и организационной структур, способных соединить все необходимые элементы в целостные воспроизводственные контуры современного технологического уклада, создать условия для модернизации и повышения эффективности экономики, а также формирования благоприятной для подъема инвестиционной и инновационной активности макроэкономической среды и адекватных мотивов предпринимательского поведения на микроуровне.
2.Для нейтрализации негативных последствий дезинтеграции экономики и восстановления нормального воспроизводственного процесса следует предпринять специальные меры по обеспечению основных потоков оборота капитала. Кроме того, необходимы шаги по осуществлению взаимосвязи между спросом населения и предложением отечественных товаров, предусматривающие: восстановление доходов и сбережений населения, их трансформацию в спрос, загрузку простаивающих производственных мощностей, рост заработной платы и спроса населения. Экономическая политика государства должна ориентироваться на реализацию конкурентных преимуществ промышленности. Мировой опыт доказывает, что ключевым аспектом структурной перестройки является поддержка тех областей национальной экономики, которые могут быть носителями экономического роста в масштабах мирового рынка.
3.Возникновение кризисов перепроизводства как экономического феномена обусловило пристальное внимание экономистов к указанной проблеме. С момента возникновения теорий циклов до появления кейнсианства они не играют решающей роли в экономической науке, ибо колебания деловой активности не считаются фундаментальными свойствами экономических систем. В этот период причины циклических колебаний связываются с особенностями движения основного капитала или нововведениями. В конце 30 — начале 60-х гг. господствующее положение в рамках экономической мысли занимает кейнсианство. Представители данного направления объясняли кризисы перепроизводства недостаточной склонностью к потреблению, поэтому выход виделся ими в стимулировании эффективного спроса. На практике основными инструментами регулирования стали бюджетная и денежно-кредитная политика. В 70-е гг. регулирование совокупного спроса стали рассматривать в качестве дестабилизирующего фактора из-за несвоевременности мер, неправильности выбора, чрезмерных масштабов государственного вмешательства. Возрождение классических идей сопровождалось усилением позиций монетаризма. Вмешательство государства рассматривалось монетаристами как дестабилизирующий фактор, поэтому они предлагали сосредоточить внимание только на контроле за ростом денежной массы, так как именно нарушение денежного обращения являлось, по их мнению, причиной циклических колебаний.
4.Особенности современного экономического цикла заключаются в следующем:
1.Благодаря регулирующей
деятельности государства
2.Ранее фазы цикла
в разных странах наступали
в разное время. К настоящему
времени цикл
3.Благодаря антициклическому регулированию границы между отдельными фазами цикла стали более размытыми и фазы цикла стали плавно переходить одна в другую.
4.С начала 70-х годов
XX в. экономическому циклу стала
присуща стагфляция —
5.Макроэкономическая политика государства, кроме других направлений, должна включать меры по стабилизации экономики и достижению экономического роста. С этой целью государство влияет на источники и факторы экономического роста. Его обобщающие показатели: ВВП, ВНП и национальный доход на душу населения, а также норма накопления возрастают, когда политика государства направлена на поощрение инвестирования с целью увеличения основного капитала. Устойчивому экономическому росту соответствует определенное значение нормы сбережений, которое обеспечивает максимум потребления на одного работника и таким образом максимизирует экономическое благосостояние. Если в стране запасы основного капитала ниже равновесного уровня, государственная политика должна быть направлена на увеличение нормы сбережений и инвестиций.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Агапова, Т.А., Серегина, С.Ф. Макроэкономика. Тесты: Учебное пособие. – 2-е издание. – М., 2005. – 488 с.
2.Агапова, Т.А. Макроэкономика для преподавателей: Учебно-методическое пособие. – М., 2011. – 433 с.
3.Гальперин, В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика. – СПб., 1994. – 419 с.
4.Долан, Э., Линдсей Д. Макроэкономика: Пер. с англ. – СПб., 2007. – 560 с.
5.Дорнбуш, Р., Фишер С. Макроэкономика. – М., 2011. – 864 с.
6.Макконелл, К., Брю, С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. – М., 2000. – 400 с.
7.Макроэкономика: Учебник. / Под ред. К.А. Хубиева. – М., 2009. – 600 с.
8.Матвеева, Т.Ю. Введение в макроэкономику: Учебник. – М., 2010. – 578 с.
9.Молотов, Н.Г. Макроэкономика. – М., 2006. – 456 с.
10.Мэнкыо Н.Г. Принципы макроэкономики. – СПб., 2007. – 784 с.
11.Макроэкономика: Учеб. пособие/ М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М.И. Плотницкого. — М.: Новое знание, 2002.
12.Титова, Н.Е. История экономических учений: Курс лекций. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011.
13.Экономическая теория / Под ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасовича. М., 2009.
14.Экономическая теория: Учебник /Под ред. Базылева Н.И., Гурко С.П., 3-е изд., перераб. и доп. – Мн.: БГЭУ, 2007.
15.Экономическая теория: Системный курс: Учеб. пособие /Под ред. Лобковича Э.И., - Мн.: ООО ''Новое знание'', 2009.
Информация о работе Теория политико-экономического цикла и антициклическая политика государства