Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 13:54, курсовая работа
Цель курсовой работы - раскрыть теорию поведения потребителей в условиях рыночной экономики.
Достижение цели исследования потребовало решения следующих задач:
1) определить экономическую сущность позиций теории поведения потребителей;
2) рассмотреть равновесие потребителя и проявление эффекта дохода и эффекта замещения в рыночной экономике;
3) охарактеризовать применение основных аспектов теории потребительского поведения в маркетинге.
Введение 3
1. Экономическая сущность позиции теории поведения потребителя 5
2. Равновесие потребителя и проявление эффекта дохода и эффекта
замещения в рыночной экономике 13
3. Применение основных аспектов теории потребительского поведения в
маркетинге 24
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Содержание
Введение 3
1. Экономическая сущность позиции теории поведения потребителя 5
2. Равновесие потребителя
и проявление эффекта дохода и эффекта
замещения в рыночной экономике 13
3. Применение основных аспектов
теории потребительского поведения
в
маркетинге 24
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Введение
Социально-экономические изменения последнего времени, испытываемые Россией, находят свое специфическое выражение в процессе потребления. Однако в нашей стране, как раньше, так и теперь не уделяется достаточного внимания вопросам изучения и использования на практике закономерностей процессов потребления, особенно в применении к конкретным социальным группам. В период социально-экономической трансформации России проблематика потребления по ряду причин вообще выпала из круга внимания отечественных политэкономов.
В результате можно определить актуальность изучения факторов поведения потребителей, которые напрямую связаны с практикой, так как имеют большое значение для решения проблемы реализации товаров и повышения эффективности деятельности предприятий. В западной экономической теории разработаны микроэкономические концепции поведения отдельного потребителя и фирмы в сфере потребления. Понятна практическая нацеленность этих исследований, однако нельзя ограничивать экономическую теорию потребления уровнем только микроэкономического анализа.
В процессе своей жизнедеятельности человек должен питаться, одеваться, защищаться от неблагоприятных погодных условий, противостоять и поддерживать свой организм в нормальном состоянии, то есть удовлетворять самые разнообразные свои потребности. Потребности человека практически неутолимы, поскольку всегда существуют ограничения для их полного удовлетворения, такие как земля, труд, капитал. Поэтому возникает необходимость экономического выбора, необходимость распределять имеющиеся ресурсы таким образом, чтобы наиболее полно удовлетворить собственные потребности. Удовлетворение человеческих потребностей осуществляется путём использования различных благ и ресурсов. Ограниченный ресурс денежного дохода может быть распределен между текущим и будущим потреблением; между товарами длительного пользования и сиюминутного потребления, между малым количеством дорогостоящих и большим количеством дешевых товаров.
Объект исследования – потребление,как элемент общественного воспроизводства.
Предмет исследования – отношения возникающие в сфере потребления в условиях рыночного хозяйства.
Цель курсовой работы - раскрыть теорию поведения потребителей в условиях рыночной экономики.
Достижение цели исследования потребовало решения следующих задач:
1) определить экономическую сущность позиций теории поведения потребителей;
2) рассмотреть равновесие потребителя и проявление эффекта дохода и эффекта замещения в рыночной экономике;
3) охарактеризовать применение основных аспектов теории потребительского поведения в маркетинге.
1. Экономическая сущность позиции теории поведения потребителя
Теория потребительского поведения учитывает ряд ограничений,
которые не дают людям
из таких ограничений - бюджетное
потребителей ограничены в
имеет ограниченный бюджет, то и приобрести он сможет
ограниченное
количество благ. Следующим ограничением
представленные на рынке блага имеют заданную
величиной издержек производства этих благ.
Издержки производства
возникают потому, что производство благ
Механизм потребительского
поведения опирается на ряд
1. Множественность, то если потребности человека,
человеческого
общества велики и
способствующих удовлетворению
желает потреблять множество
каждый конкретный момент
2. Суверенитет, когда каждый
воздействия на их
эти индивидуальные решения
совокупное решение до
пользу определенного блага и потребители приобрели
его, уплатив
определенную цену, то производитель данного
право на дальнейшее развитие
его способность определять, какие блага
и в каком количестве должны
3. Рациональность – это
полезность разным людям. Каждый потребитель тяготеет
набору жизненных благ. Не существует какой-то объективной шкалы,
позволяющей определить
потребитель имеет свою субъективную шкалу
может сравнить различные
для себя.
Микроэкономический анализ
рядом предпосылок и прежде
потребности. Экономическое
или в дискомфорте,
Потребности классифицируются
критериями. Так, различают первичные и
вторичные потребности.
Первичные потребности – это такие потребности,
которые человек
испытывает в любой ситуации, поскольку их удовлетворение
важно (например, еда, вода,
которые возникают с развитием
телевизоры). Кроме того, различают индивидуальные и
потребности. Индивидуальные – это такие
испытывает как отдельная личность. Социальные потребности люди
ощущают как члены общества. Например, еда
и вода являются
индивидуальными потребностями,
удовлетворение своих
еду и одежду у других людей. В то же время правительство или
общественные организации обеспечивают
потребностей. Поэтому индивидуальные
частными, а социальные –
Потребности удовлетворяются
то, что потребитель готов
потребности. Например, мясо, хлеб,
товарами. Однако к
доступны в ограниченном
удовлетворять потребности, с другой – они ограничены,
то есть их
недостаточно.
Анализ потребительского
понятиями, как доход,
микроэкономическими понятиями. Эти же понятия
в контексте
макроэкономического анализа
С экономической точки зрения поведение
рациональным, если выбранный им вариант позволяет ему
максимум удовлетворения от приобретенного набора
основе гипотезы о
сопоставления потребительских
предложению английского
пользы здесь понимают те или
увеличить или уменьшить
максимизация полезности
Приняв гипотезу полезности, экономисты получили
создать теорию
сопоставимости разнообразных
при заданных ценах покупатель
(полезность) от их
вкусами и представлениями,
Полезность для человека – это удовольствие, которое он
На языке экономики любой
полезным. Поскольку полезность – это
иметь большую ценность для
полезными, потому что они
В теории полезности
потребительского поведения
Кардиналистская, или количественная, теория
поведения при решении поставленной задачи
теоретической измеримости полезности блага.
Иными словами,
предполагается, что можно определить точную
получаемой при потреблении блага. Количественная измеримость
полезности дает возможность как для сравнения различных
полезности, так и для определения
теории полагали, что полезность измеряется
в условных единицах – ютилях.
Количественная измеримость
измерить полезность любой
полезность) и оценить величину общей
благ. В кардиналистской теории
является субъективной величиной, поскольку отражает
отношение конкретного
Основополагающее положение
предельной полезности благ. Опираясь на
этот постулат, можно
сформулировать правило
Ординалистская, или порядковая, теория
исходит из того, что потребитель не может
получаемой от потребления блага полезности,
но может сравнивать и
ранжировать наборы благ с
тезис, необходимо принять ряд
предпочтения и безразличия потребителя.
Современная экономическая
модель потребительского