Теория поведения потребителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 13:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - раскрыть теорию поведения потребителей в условиях рыночной экономики.
Достижение цели исследования потребовало решения следующих задач:
1) определить экономическую сущность позиций теории поведения потребителей;
2) рассмотреть равновесие потребителя и проявление эффекта дохода и эффекта замещения в рыночной экономике;
3) охарактеризовать применение основных аспектов теории потребительского поведения в маркетинге.

Содержание работы

Введение 3
1. Экономическая сущность позиции теории поведения потребителя 5
2. Равновесие потребителя и проявление эффекта дохода и эффекта
замещения в рыночной экономике 13
3. Применение основных аспектов теории потребительского поведения в
маркетинге 24
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Файлы: 1 файл

Теория поведения потребителя_испр_4.docx

— 446.07 Кб (Скачать файл)

Управление поведением потребителей возможно  при  системном 
 исследовании факторов,  влияющих на процесс потребительских решений. 
 Растущая нестабильность  бизнес-среды обусловила повышенное внимание 
 маркетологов к комплексному пониманию поведения потребителей.

В современных условиях выбор потребителя ограничен высокими ценами и его скромным бюджетом.  Общее  снижение жизненного  уровня  
населения привело  к  росту потребления товаров низшей категории  (хлеб, 
 картофель, крупы и т.д.),  на  приобретение продуктов питания и вещей 
 первой необходимости тратится большая часть доходов средней российской 
 семьи.  А предпринимательство как наиболее мобильный слой общества  в 
 первую очередь реагирует на изменения потребительского спроса. 

В современных условиях значительное воздействие на поведение потребителя оказывают как фирмы, так и государство. 

 

 

Заключение

 

Проблема потребительского выбора в рыночной экономике одна из центральных.  Она непосредственно связана с изучением поведения потребителя и того влияния,  которое потребительский выбор оказывает на принятие 
 предпринимательский решений  в  условиях ограниченности ресурсов  и 
 необходимости  их  эффективного использования для удовлетворения 
 растущих потребностей.  В  этом смысле теория потребительского выбора 
 служит исходным пунктом микроэкономического анализа  как  основы 
 принятия жизненно важных решений. 

Так,  реакция потребителя  на изменение цен  тех или иных товаров 
 неоднозначна и,  согласно теории полезности, получила название «эффекта 
 дохода» и «эффекта замещения»

В ответ на  изменение реального дохода потребитель изменяет объем 
 потребления различных видов благ  в  зависимости  от  их оценки как 
 нормального или низшего качества.  Следует помнить,  что  рост дохода 
 стимулирует спрос на нормальные товары и уменьшает спрос  на  товары 
 низшего качества.  Однако  потребитель,  если не хочет увеличения 
 потребления подешевевших товаров,  может перейти  на  потребление 
 аналогичных,  но более качественных и дорогих товаров.  Эффект дохода 
 вызывает в этом случае эффект замещения (субституции)

Эффект дохода  -  это изменение спроса на товар только как результат 
 колебания покупательной способности денежного дохода,  вызванного  в 
 свою очередь изменением цен. 

Эффект замещения будет иметь место тогда,  когда потребитель начнет 
 покупать больше товаров,  на которые снизились цены,  или заменять их 
 товаром, на который цены постоянны или даже выросли. 

Таким образом,  на основе стратегического маркетингового анализа 
 выявляются существующие  и потенциальные потребители,  определяются 
 группы индивидуумов, домохозяйств или фирм со сходными потребностями.

Эти рыночные сегменты описываются  по  значимым для маркетинга 
 параметрам  (например,  географическое положение,  демографические 
 параметры, жизненный стиль,  медиа-предпочтения);  выделяются целевые 
 рынки.

Стратегия маркетинга фирмы формулируется  так,  чтобы сохраняя 
 конкурентоспособность, максимизировать потребительскую ценность своего продукта. С учетом выявленных особенностей потребительского поведения формулируются продуктовая,  ценовая, сбытовая,  коммуникационная 
 стратегии маркетинга. Реакция целевого рынка на комплекс стратегий маркетинга формирует имидж продукта / товарной марки,  определяет уровень 
 продаж и степень удовлетворенности потребителей.

Управление поведением потребителей возможно  при  системном 
 исследовании факторов,  влияющих на процесс потребительских решений. 
 Растущая нестабильность  бизнес-среды обусловила повышенное внимание 
 маркетологов к комплексному пониманию поведения потребителей.

В современных условиях выбор потребителя ограничен высокими ценами и его скромным бюджетом.  Общее  снижение жизненного  уровня  
населения привело  к  росту потребления товаров низшей категории  (хлеб, 
 картофель, крупы и т.д.),  на  приобретение продуктов питания и вещей 
 первой необходимости тратится большая часть доходов средней российской 
 семьи.  А предпринимательство как наиболее мобильный слой общества  в 
 первую очередь реагирует на изменения потребительского спроса. 

В современных условиях значительное воздействие на поведение потребителя оказывают как фирмы, так и государство. 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  • Анурин, В.М.   Исследования потребительского  рынка  [Текст]  /  В.М. Анурин. - М.: Владос, 2010. – 144 с.
  • Аукуционек,  С. Капитальные вложения промышленных  предприятий  [Текст] / С. Аукуционек // Российский экономический журнал. - 2011. - №9. – С. 66-75.
  • Афанасеко, С.А. Прогноз социально – экономического  развития российской федерации на  2011 год,  параметры прогноза  на период до   
    2012 года и предельные уровни цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий [Текст] / С.А. Афанасеко // Российский экономический журнал. – 2012. - № 4. – С.3-28.
  • Батяева, А.  Масштабы неинвестирования   в российской промышленности  [Текст] / А. Батяева  //  Вопросы экономики. - 2011. - №10. - С. 85-92.
  • Белоусов, А.Р.  Российская экономика  в среднесрочной перспективе: сценарии развития  [Текст] / А.Р. Белоусов // Проблемы прогнозирования. - 2011. - № 4. - С. 3-28.
  • Блэкуэлл, Д.У. Поведение потребителей [Текст] / Д.У. Блэкуэлл. - СПб.: Питер, 2010. – 379 с.
  • Варга, В.  Роль государства в рыночном хозяйстве [Текст] / В.Варга  //  Международная экономика и международные отношения. – 2011. - №11. - С.11-17.
  • Гурова, Т. И др.  Новости национального потребления  [Текст]  /  Т. Гурова, Д. Медовников, А. Новиков // Эксперт. – 2010. - № 5. – С.17 -20.
  • Еремин, Ю.В.   Экономическая теория (Экономика).  Ч. I. Общая экономическая теория [Текст] / Ю.В. Еремин. – М.: Инфра, 2009. - 382 с.
  • Котлер, Ф. Основы маркетинга. 4-е европейское издание [Текст]  /  Ф.  Котлер.  -  М.,  2009. – 548 с.
  • Меликян,  О.М.  Поведение потребителей  [Текст] / О.М. Меликян.  - М.: ИНФРА-М, 2009. – 257 с.
  • Нуреев, Р.М.  Курс микроэкономики  [Текст] / Р.М. Нуреев. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 572 с.
  • Сидоров, А.Ф.  Основы экономической теории:  учеб. пособие  [Текст] / А.Ф.  Сидоров. – Краснодар: КГАУ, 2010. – 287с.
  • Титова, Н.Е.  История экономических учений  [Текст] курс лекций  / Н.Е. Титова. — М.: ВЛАДОС, 2010. — 288 с.
  • Чепурин, М.Н.  Курс экономической теории  [Текст] /  М.Н. Чепурин. - Киров.: АСА, 2011. – 832 с.
  • Экономика:  Учебник,  3-е изд., перераб. и доп.  /  Под ред.  д-ра экон. наук проф.  А.С. Булатова. — М.: Экономистъ, 2011. — 896 с.

 


Информация о работе Теория поведения потребителя