Теория поведения потребителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 13:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - раскрыть теорию поведения потребителей в условиях рыночной экономики.
Достижение цели исследования потребовало решения следующих задач:
1) определить экономическую сущность позиций теории поведения потребителей;
2) рассмотреть равновесие потребителя и проявление эффекта дохода и эффекта замещения в рыночной экономике;
3) охарактеризовать применение основных аспектов теории потребительского поведения в маркетинге.

Содержание работы

Введение 3
1. Экономическая сущность позиции теории поведения потребителя 5
2. Равновесие потребителя и проявление эффекта дохода и эффекта
замещения в рыночной экономике 13
3. Применение основных аспектов теории потребительского поведения в
маркетинге 24
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Файлы: 1 файл

Теория поведения потребителя_испр_4.docx

— 446.07 Кб (Скачать файл)

Рисунок 4 – Кривая спроса на товары Гиффена

 

Из рисунка видно, что спрос на товары Гиффена,  при прочих равных  
условиях,  изменяется в том же направлении, что и его цена,  поскольку  
эффект дохода является сильнее эффекта замещения.

Функция полезности  –  соотношение между объемами потребляемых 
 благ и уровнем полезности,  достигаемой  при  этом потребителем.  
Математически функция полезности выглядит следующим образом:

    (3)

где f — символ функции; 

U — уровень полезности; 

QX, QY - количество товаров Х и Y,  потребленных за определенный  
период. 

В данную функцию  можно включить любое количество переменных.  
Эта функция демонстрирует, что полезность, получаемая человеком, зависит только от количества потребляемых благ.  Различают  предельную  и  
совокупную полезность блага.

Предельная полезность  –  дополнительная полезность, получаемая 
 потребителем  от  потребления дополнительной единицы блага.  Каждая  
последующая единица блага,  использованная потребителем,  вносит свой 
 вклад  в  удовлетворение данной потребности.  Поскольку по мере  
потребления дополнительных единиц блага потребность покупателя  будет  
постепенно удовлетворяться,  предельная полезность каждой последующей  
единицы блага будет убывать.  Закон убывающей предельной полезности  
гласит, что по мере потребления  дополнительных единиц блага предельная 
 полезность каждой последующей единицы будет меньше,  чем предыдущей. 
 Закон убывающей предельной полезности  еще  называют первым законом  
Госсена. Общая полезность  –  удовлетворение, получаемое потребителем 
 от потребления данного количества благ  за  определенный промежуток 
 времени.

Общая полезность обычно увеличивается  по  мере потребления  все 
 большего количества благ, но, как правило, со все меньшей скоростью. Если 
 дальнейшее потребление блага приносит вред  (предельная  полезность отрицательна), го общая полезность снижается (рисунок 5).

Рисунок 5 – Совокупная (а) и предельная (б) полезность

 

Совокупная  полезность  определяется суммированием показателей  
предельной полезности и рассчитывается следующим образом:

   (4)

где TU – совокупная полезность; 

MU – предельная полезность.

Предельная полезность определяется  как  отношение изменения  
величины совокупной полезности к изменению количества потребленного 
 блага:

    (5)

где TU1  и  TU2  –  первоначальная и новая величина совокупной 
 полезности; 

Q1 и Q2 – первоначальное и новое количество блага.

Закон убывающей предельной полезности лежит в основе определения  
спроса и объясняет,  почему кривая спроса является нисходящей.  Чем  
большим запасом блага обладает потребитель,  тем меньшую ценность для  
него имеет каждая следующая дополнительная  его единица. Если каждая 
 последующая единица блага обладает  все  меньшей и меньшей предельной  
полезностью,  то  потребитель станет покупать дополнительные единицы  
блага лишь при условии падения их цены.

Потребительское равновесие  –  ситуация,  когда  потребитель,  
ограниченный  данным бюджетом, не может увеличить общую полезность, 
 расходуя меньше средств на приобретение одного блага и больше  – на 
 приобретение другого. Как уже отмечалось, каждый потребитель использует 
 множество разнообразных благ  и  для  каждого из них действует закон  
убывающей предельной полезности.  Рациональный потребитель  будет  
приобретать  в первую очередь блага,  приносящие наибольшую полезность. 
 Потребитель будет наращивать потребление каждого блага до тех пор,  пока 
 предельные полезности этих благ не сравняются.  Действительно,  если  
предельная полезность  какого-либо  блага будет выше,  чем предельная  
полезность других благ, то потребитель предпочтет приобрести именно  его. 
 В свое время это правило поведения потребителя было сформулировано  Г. 
 Госсеном и получило название второго закона Госсена.  Ныне закон можно 
 сформулировать  следующим  образом:  чтобы получить максимум 
 полезности, потребитель, обладающий ограниченными ресурсами,  должен 
 потреблять каждого блага столько, сколько необходимо  для  выравнивания 
 предельных полезностей  по каждому благу.  Математически правило 
 потребительского равновесия выражается равенством :

МU1 = MU2 = ... = MUn.

В данном правиле  под  ограниченными ресурсами потребителя  в  
первую очередь понимается  его ограниченный доход.  Иными словами, 
 потребитель должен  так  распорядиться  своим  доходом,  чтобы 
 приобретенный им набор благ приносил бы максимальную полезность.  В  
ситуации потребительского равновесия полезности  денежных  единиц,  
затраченных на приобретение различных благ, должны быть равны. 

Правило максимизации полезности,  исходя  из  всего сказанного, 
заключается  в  том,  что денежный доход потребителя должен быть 
 распределен таким образом,  чтобы  последняя  денежная единица,  
затраченная на приобретение каждого вида блага,  приносила бы одинаковую 
 предельную полезность. Математически это выглядит следующим образом:

    (6)

где P — цена блага.

Иными словами, потребитель будет предъявлять спрос  на данное благо 
 до тех пор,  пока предельная полезность этого блага  в  расчете на одну 
 денежную единицу,  не  станет равной предельной полезности  на  одну  
денежную единицу, потраченную на приобретение другого блага.  Используя 
 это правило,  потребитель,  не выходя  за  пределы  своего бюджета, 
 приобретает набор товаров  и  услуг, приносящий ему наибольшую сумму 
 полезности.

Если равенство  не  выполняется,  то  произойдет  некоторое  
перераспределение потребительских расходов между благами в пользу блага 
 с более высоким уровнем предельной полезности  в  расчете на денежные 
 единицы,  что  приведет  к  увеличению совокупной полезности для 
 потребителя.  Действительно, если цена на второе  благо понизилась,  то 
 равновесие нарушается:

MU1/P1 < MU2/P2      (7)

То есть последняя денежная единица,  затраченная  на второе благо, 
 стала приносить большую полезность  чем последняя денежная  единица, 
 затраченная на первое благо.  Для восстановления равновесия,  исходя из 
 закона убывающей предельной полезности, существуют два пути.  В первом 
 случае необходимо увеличить предельную полезность первого блага,  для 
 чего следует  сократить потребление этого относительно дорогого  товара. 
 Во втором случае следует уменьшить предельную полезность второго блага, увеличив потребление этого относительно дешевого блага.  Поступая таким 
 образом, покупатель будет действовать в точном соответствии  с  законом 
 спроса и вновь достигнет состояния потребительского равновесия  и сможет 
 максимизировать получаемую полезность.

Предположим, что потребитель имеет набор благ, состоящий из X  и Y. 
 Все соотношения количеств этих благ для него равноценны,  потребителю 
 безразлично, какой набор выбрать.  Следовательно, эти товары принадлежат 
 к набору безразличия. 

Набор безразличия –  набор вариантов потребительского  выбора, 
 каждый из которых обладает одинаковой полезностью и поэтому  не  имеет 
 предпочтения перед другими.

Любая кривая безразличия  представляет  одинаковую совокупную 
 полезность различных благ для потребителя.  Кривая безразличия  (U) 
 состоит из точек, символизирующих наборы товаров  Х  и  Y. Совокупные 
 полезности всех наборов,  представленные точками  на  этой кривой 
 одинаковы,  т. е.  потребителю безразлично,  какую именно комбинацию 
 товаров Х и Y он приобретет.  Переходя от точки А к точке В,  потребитель 
 сокращает потребление блага Y  на  ΔY и наращивает потребление товара 
 X на ΔХ,  но общий уровень удовлетворения потребителя  (совокупная 
 полезность) остается неизменным (рисунок 6) .

Рисунок 6 – Зона замещения (субституции)

Из рисунка следует, что зона замещения (субституции)  –  участок  
 кривой безразличия,  на котором возможна эффективная замена одного блага 
 другим.

Взаимная замена благ X и Y возможна только в пределах отрезка  АВ  
(зоне замены).  Количество блага Х1 представляет минимально необходимое 
 количество потребления блага X,  от которого потребитель  не  может 
 отказаться, как бы много товара Y ни предлагалось взамен. Аналогично Y1 - минимально необходимое количество потребления блага  Y.  Предельная 
 норма замещения  -  норма, в соответствии с которой одно благо может быть 
 заменено другим благом  без  выигрыша или потери полезности  для 
 потребителя. Предельная норма замещения  -  количество одного блага, 
 от которого потребитель готов отказаться, чтобы получить дополнительную  
единицу другого  блага.  Предельная норма замещения рассчитывается 
 следующим образом:

    (7)

где MRS — предельная норма замещения; 

Qx — количество товара X; 

QY — количество товара Y.

Бюджетная линия  несет  объективную информацию  о величине  
дохода потребителя и ценах на товары.  Она  показывает  все доступные 
 потребителю комбинации благ  Х  и  Y.  Кривые безразличия несут  
субъективную информацию  о предпочтениях потребителя  и  строятся 
 на основе наборов безразличия.  Совмещая бюджетную линию  и  карту 
 безразличия, можно найти оптимум потребителя.

Точка оптимума потребителя  не  может лежать ниже бюджетной 
 линии,  так как это означало бы, что часть дохода потребителя  осталась 
 неизрасходованной.  Это противоречит допущениям ординалистской теории 
 потребительского поведения,  в  частности первому  постулату  о 
 ненасыщаемости,  который утверждает,  что  люди всегда предпочитают 
 большее количество данного блага меньшему.  Следовательно,  точка Е, 
 лежащая на кривой безразличия  U1 не  может  быть  точкой оптимума 
 потребителя (рисунок 7) .

Рисунок 7 – Графическая интерпретация потребительского равновесия

Из рисунка видно варианты, указанные точками А, В и С, лежащими на 
 бюджетной линии.  Приобретая наборы, соответствующие  этим точкам, 
 потребитель расходует весь свой бюджет.  Однако точки А и С,  лежащие 
 на кривой безразличия  U2,  не  являются  точками оптимального 
 потребительского выбора,  так как, перемещаясь по бюджетной линии вниз 
 от точки А и вверх от точки С,  можно перейти на кривую безразличия U3, 
 которая обеспечивает более  высокий  уровень полезности.  Точки А и С 
 показывают доступные данному потребителю комбинации благ  X  и  Y, 
 соответствующие меньшим совокупным полезностям, о чем свидетельствует 
 факт их расположения  на более низких кривых безразличия.  Комбинация 
 благ, максимизирующая полезность, будет соответствовать точке, лежащей 
 на наивысшей  из  доступных потребителю кривых безразличия.  Точкой 
 потребительского оптимума является точка B,  так как она расположена на 
 наиболее высоко лежащей из доступных потребителю кривых безразличия - U3.  Иными словам и, набор благ, соответствующий этой точке, приносит 
 потребителю наиболее высокую полезность,

Информация о работе Теория поведения потребителя