Хотя номинальные
и реальные доходы населения
растут, до 50 % общего объема этих
денежных доходов ныне концентрируются
у 20 % населения страны: коэффициент
Джини (показатель степени неравенства
в распределении доходов) за 2009 год - 0,404.
3.5 Заработная плата
как важнейшая часть доходов
Заработная плата
(оплата труда работника) —
вознаграждение за труд в зависимости
от квалификации работника, сложности,
количества, качества и условий
выполняемой работы, а также компенсационные
выплаты и стимулирующие выплаты.
(ст.129 ТК РФ)
Согласно договора
о найме человек обязан в
течение оговоренного времени
работать на предприятии (учреждении),
а предприниматель в обмен
на его труд выплачивает ему
определенную сумму денег. В
результате совершается сделка
по купле-продаже определенного
товара - труда. Таким образом,
заработная плата воспринимается
как цена труда-товара.
В производстве
человек создает новую стоимость,
равную стоимости его рабочей
силы, за необходимое рабочее
время. Поэтому его рабочий
день делится на оплаченное (необходимое)
и неоплаченное (прибавочное) время.
Если бы бизнесмен
стал оплачивать весь труд
работников, он потерял бы источник
своего обогащения.
Частично оплаченный
труд воспринимается всеми как
полностью оплаченный, а заработная
плата на поверхности экономической
жизни выглядит как цена труда,
не существующего в действительности
товара.
Таким образом,
заработную плату нельзя сводить
к вещественной связи типа "товар
(труд) - деньги (заработная плата)".
Сущность дохода
работника выражается законом
заработной платы. Этот закон
отражает объективную экономическую
зависимость - заработная плата
определяется стоимостью, или ценой
рабочей силы. Ее размер зависит
от величины стоимости, или
цены, фонда жизненных средств,
созданных работником за необходимое
рабочее время. Если стоимость
рабочей силы повышается, должна
расти и заработная плата, и
наоборот.
Количество зарабатываемых
человеком денег зависит от
величины стоимости его рабочей
силы. Такая стоимость имеет верхний
и низший уровни. Низшим пределом
часто принято считать так
называемый прожиточный минимум,
который определяет границу бедности
и идет на поддержание жизнедеятельности
работников с низкой квалификацией.
Верхняя граница стоимости рабочей
силы учитывает дополнительные
затраты на удовлетворение социально-культурных
потребностей.
Действительная
величина заработной платы как
цены рабочей силы зависит
и от конъюнктуры на рынке
труда, то есть от отношения
между спросом и предложением
рабочей силы, остроты конкурентной
борьбы между ее продавцами
и покупателями, а также в среде
самих продавцов и между покупателями.
Конкуренция на рынке труда
ведет к приближению уровня
заработной платы к равновесной
цене. Это означает, что конкуренция
выступает уравнительницей заработной
платы. В национальном масштабе
устанавливается примерно одинаковая
оплата труда работникам определенной
профессии с равным уровнем
образования и квалификации. То
есть рынок труда со свойственной
ему конкуренцией утверждает
принцип - равная оплата за
равный труд.
Однако
многие экономисты ставят под
сомнение эластичность закона
заработной платы к понижению
ставки самой заработной платы.
Это явление известно под названием
эффекта “храповика”. Он наблюдается
в случаях с нестабильной экономической
ситуацией и частым изменением
уровня реального дохода или
реальной заработной платы. Причём
не только в сторону понижения,
но и повышения. Например, после
планового повышения уровня минимальной
заработной платы в пределах
одного предприятия связанного
с увеличением инфляции наступает
стабилизация экономики, временное
или постоянное контролирование
уровня инфляции и повышение
покупательной способности национальной
валюты, что в свою очередь
вызовет необходимость снижения
как номинальной, так и реальной
заработной платы. Однако понижение
заработной платы не устроит
работников данного предприятия,
что в свою очередь вызовет
изменение в предложении рабочей
силы. Следовательно заработная
плата не подвержена только
лишь изменениям в спросе и
предложении рабочей силы, но
и подвержена влиянию макроэкономических
процессов.
Начиная
с 1992 года по 2009 год бедность
проявила себя во всей красе,
тем более что «условия» складывались
соответствующие - обвальное падение
производства, жесточайшая инфляция.
Специфическая
черта российской бедности - ее
«трудоспособное лицо». Другими
словами, удельный вес работающих
бедных беспрецедентно высок.
Низкая
зарплата - хотя и очень важный,
но не единственный фактор
формирования бедности среди
работающих. Другой обусловлен тем,
что новые рабочие места, созданные
в течение последних пяти лет,
отмеченных экономическим оживлением,
в значительной своей части
являются «периферийными» с точки
зрения качества, уровня оплаты,
социальной защиты Таким образом,
наличие работы отнюдь не является
средством преодоления бедности.
3.6 Государственное
регулирование заработной платы
Однако
нельзя не учитывать необходимость
государственного вмешательства
и государственного регулирования
заработной платы. Действия государства
по организации оплаты труда
соответственно существующим рыночным
условиям можно условно разбить
на направления:
Первое
направление можно было бы
обозначить как активное блокирующее
вмешательство государства в
процесс дальнейшего снижения
покупательной способности заработной
платы. Это вполне достижимо
при консолидации усилий органов исполнительной
и законодательной власти в центре и на
местах на разработке, принятии и строгом
обеспечении исполнения пакета правовых
актов, включающего первоочередную задачу
индексации средней заработной платы.
Содержательная сторона данного пакета
документов представляется следующей.
Во-первых, правительство за месяц до начала
очередного квартала определяет ожидаемый
размер инфляции.
Второе- принятие нормативных актов об
обязательной выплате начисленной работникам
заработной платы на основе мобилизации
всех активов предприятия, включая обязанность
работодателя получить на эти цели кредит
банка. Действие этого акта, предусматривающего
обязательную выплату работникам очередной
заработной платы (при постепенной выплате
накопившейся ранее задолженности), надлежит
распространить на работодателей как
бюджетной, так и внебюджетной сфер экономики.
В условиях
же развитой рыночной экономики
(или хотя бы попыток её строительства)
минимальная заработная плата,
прежде всего, несёт на себе
задачу воспроизводства рабочей
силы. А в настоящее время об
этом не идёт даже речь. Минимальная
ставка имеет скорее формальный,
чем реальный характер.
В рыночной
модели тарифные ставки и должностные
оклады представляют собой формы
проявления цены рабочей силы.
Именно за тарифную ставку (оклад)
работник и выполняет свои
трудовые обязанности; доля тарифной
заработной платы в заработке достигает
95- 100%. Переход в организации заработной
платы на рыночные принципы, требует того,
чтобы тарифные ставки полностью обеспечивали
воспроизводство рабочей силы, а для этого
их нужно сначала довести хотя бы до прежнего
уровня. Реконструкция потенциала тарифной
системы мыслима лишь в масштабах экономики
в целом, а значит, может быть обеспечена
только на основе централизованных решений,
совместно принятых работодателями и
работниками (через своих представителей).
Тут требуется целенаправленное и опирающееся
на механизм социального партнерства
регулирование изменения размеров выплат
по квалификационным группам в увязке
с динамикой минимальной заработной платы.
При этом правительством могли бы быть
разработаны рекомендательные уровни
тарифных ставок при одновременном установлении
допустимого «коридора» отклонений от
них в большую или меньшую сторону.
Другой назревший
шаг в восстановлении покупательной
способности тарифной части оплаты труда
- переход к регулированию её доли в составе
заработка работника во внебюджетном
секторе экономики. Данное требование
к организации заработной платы может
достаточно эффективно реализовываться
в различного рода территориальных соглашениях.
Социальные
слои с низкими доходами нуждаются
в индексации в большей мере,
чем страны с доходами средними
и высокими, а людям высшей
доходной группы, покупательский
спрос которых от уровня цен
практически не зависит. компенсация
их роста, естественно, вообще
не нужна.
3.7 Богач, бедняк
Самые богатые чиновники
живут в России в Ямало-Ненецком
автономном округе, где средняя зарплата
сотрудников региональных органов
исполнительной власти в первом полугодии
составила почти 125 тысяч рублей
в месяц.
А бедняков в стране больше
всего живет в Калмыкии - там
доходы ниже прожиточного минимума
в прошлом году получали более
38 процентов населения. Такие
данные приводит Росстат в
двух исследованиях - о численности
и оплате труда государственных
гражданских и муниципальных
служащих на региональном уровне
и в ежегодном бюллетене "Социально-экономические
индикаторы бедности".
Сейчас, как показывают цифры,
в среднем российские чиновники
регионального уровня получают
в месяц 42,481 рубля. К такому
же периоду прошлого года этот
показатель вырос на 12,1 процента.
И снижались за это время
зарплаты чиновников только в
семи регионах. А вот доходы
ниже прожиточного минимума в
России у 12,8 процента населения.
Это - более 18 миллионов человек
по всей стране. Причем есть
регионы, где за чертой бедности
живет каждый третий человек.
Характерно, зарплата чиновников
в этих же регионах порой
значительно выше, чем в соседних,
более благополучных.
Так, например, в Тыве средняя
зарплата чиновников составила
45,419 тысячи рублей, она выросла
за год на 16,4 процента. В то
время как во многих субъектах
она едва переваливает за 20 тысяч
рублей. При этом в республике
за чертой бедности живет 30,3
процента населения. И с 2010
года бедняков там стало больше.
А всего с 2010 по 2011 год малоимущих
стало больше в 52 регионах. Впрочем,
за последние четыре года уровень
бедности в России снизился. В
2008 году людей с доходом ниже
прожиточного минимума было 13,4 процента.
В Тыве зарплаты чиновников
выше, чем в других регионах. Но
за чертой бедности там живет
треть населения
Если же говорить о чиновниках,
то за "сотку" в месяц их
зарплаты перевалили также в
Ненецком автономном округе (почти
118 тысяч) и Ханты-Мансийском автономном
округе - около 102 тысяч ежемесячно.
Даже в Москве и Санкт-Петербурге
средняя зарплата чиновников
была 55 и 67 тысяч рублей соответственно.
"Разрыв в зарплатах связан
с полномочиями местных органов
исполнительной власти", - пояснил
"РГ" гендиректор Всероссийского
центра уровня жизни Вячеслав
Бобков. По словам эксперта, региональные
органы исполнительной власти
устанавливают уровень оплаты
труда своих сотрудников исходя
из возможностей регионального
бюджета. Почему зарплаты чиновников
никак не привязаны к общему
благополучию жителей региона,
эксперты сказать затрудняются.
Хотя, возможно, это имело бы смысл.
По его мнению, чиновник должен
получать заработную плату или
денежное содержание, которые обеспечат
ему и его семье высокие
стандарты потребления, а это
- не менее 11 бюджетов прожиточного
минимума. Они в каждом регионе
устанавливаются отдельно. Между
тем на протяжении многих лет
"стыдной" характеристикой
российской бедности является
то, что попадают за ее черту
работоспособные люди. Сейчас их
63,5 процента.
Средний уровень зарплат
чиновников представлен на рисунке 2
Рисунок 2 - Самые высокие
заработные платы чиновников.
4. Государственное регулирование распределения
доходов.
4.1 Основные
направления государственного регулирования
распределения доходов.
Разрешение
такой острой социальной проблемы
как бедность есть одно из
направлений деятельности государства
и связано с поддержкой на
уровне хотя бы прожиточного
минимума тех, кто не смог
обеспечить себе лучшую жизнь,
а также сокращением (экономическими
средствами) числа лиц, живущих
за чертой бедности. В противном
случае рост численности бедняков
чреват социальными взрывами
и нестабильностью в жизни
общества. Сокращение численности
бедняков -- одна из основных задач
социальной политики государства
в странах рыночной экономики.
Важным
направлением в социальной политике
при решении вопросов защиты
личных доходов является поддержка
беднейших слоев населения. Для
отнесения определенных категорий
населения к числу имеющих
право на получение социальной
помощи используются показатели,
определяющие уровень (порог)
бедности. Сама бедность в социальной
практике измеряется с помощью
прожиточного минимума. Последний
выражается в двух видах: социальный
и физиологический минимум. Социальный
минимум помимо минимальных норм
удовлетворения физических потребностей
включает затраты на минимальные
духовные и социальные запросы.
Он представляет собой совокупность
товаров и услуг, выраженных
в стоимостной форме и предназначенных
для удовлетворения потребностей,
которые общество признает необходимыми
для сохранения приемлемого уровня
жизни; при этом предполагается,
что бедные имеют более или
менее нормальные жилищные условия.
Физиологический минимум рассчитан
на удовлетворение только главных
физических потребностей и оплату
основных услуг, причем в течение
относительно короткого периода
(без приобретения одежды, обуви
и других непродовольственных
товаров).