Виды и понятие безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 10:44, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы заключается, прежде всего, в серьезных экономических и социальных издержках, которые влечет за собой безработица. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих местах для всех кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов к ней приступить, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1
СУЩНОСТЬ БЕЗРАБОТИЦЫ И ЕЕ ВИДЫ…………………………………........5
1.1. Сущность безработицы, причины ее возникновения……………………........5
1.2. Формы безработицы и их характеристика…………………………………...13
ГЛАВА 2
ПОСЛЕДСТВИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ……………………………………………….18
2.1. Экономические и социальные последствия безработицы………………….18
2.2. Анализ уровня безработицы в Республике Беларусь за 2011-2012 годы….26
ГЛАВА 3
МЕРЫ БОРЬБЫ С БЕЗРАБОТИЦЕЙ……………………………………………..31
3.1. Меры ограничения роста безработицы………………………………………31
3.2. Мероприятия, направленные на ограничение роста безработицы в Республике Беларусь……………………………………………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………....52

Файлы: 1 файл

безработица заказ новый.doc

— 414.00 Кб (Скачать файл)

Говоря о безработице, надо иметь в виду, что ее последствия  как сложного социально-экономического явления невозможно оценить однозначно. Она имеет не только негативное значение. Безработица - одно из важнейших условий  нормального и бесперебойного функционирования экономики. Она обеспечивает формирование резерва рабочей силы как важнейшего фактора развития рыночной экономики, которая постоянно предъявляет спрос на труд. Безработица обеспечивает необходимое производству перераспределение кадров, их сосредоточение в тех видах деятельности, которые производят продукты и услуги, пользующиеся большим спросом. [21,c.134-139]

 

 

 

2.2. Анализ уровня безработицы в Республике Беларусь за 2011 и 2012 годы

 

 

В 2011-2012 годах формирование трудового потенциала  происходит в условиях сокращения трудоспособного населения в связи со вступлением в трудоспособный возраст малочисленного поколения родившихся в 90-х годах прошлого века. Основными источниками пополнения рынка труда являются лица, уволенные по причинам текучести кадров, лица, имеющие длительный (более года) перерыв в работе до регистрации в органах по труду, занятости и социальной защите, а также выпускники учреждений, обеспечивающих получение общего базового и среднего образования.

Особая роль отводится созданию информационного пространства по взаимодействию временно неработающих граждан и нанимателей. Предполагается проведение «Ярмарок вакансий», «Дней предприятий», других массовых информационных мероприятий.

Создана единая компьютерная система массового информирования граждан и работодателей о спросе и предложении рабочей силы, осуществляется консультирование по вопросам трудового и социального законодательства, перемены занятий, профессионального обучения, профориентационной работы среди подростков и молодежи. [20,c.25]

Финансовый кризис вносит свои коррективы в ситуацию с занятостью населения. По данным Международной организации труда в мире могут потерять работу более 20,0 миллионов человек, в первую очередь, в таких сферах, как финансы, строительство, операции с недвижимостью, автомобилестроение, туризм, сфера услуг.

В условиях финансовой нестабильности многие профессии могут потерять свою актуальность. Так, в зоне риска  могут оказаться люди, чья профессиональная деятельность связана с финансовой сферой. Например, по мнению экспертов, под угрозой безработицы могут оказаться специалисты по оформлению кредитов, банковские работники, брокеры по недвижимости, менеджеры по развитию производства.

В условиях экономического кризиса  перед предприятиями стоит задача сохранить кадровый потенциал предприятий, обеспечить сохранение существующих рабочих мест и создание новых, не допустить массового высвобождения работников.

Основной причиной безработицы  в РБ, является общий, постоянный спад национального производства, поддерживаемый экстенсивным развитием народного хозяйства, неблагоприятным инвестиционным климатом и т.д. Естественно, что в таких условиях невозможно формирование рабочий мест. Большинство белорусских предприятий на сегодняшний день являются убыточными. Особенно это относится как к промышленности и к сельскому хозяйству. [23,c.19]

Процессы увеличения уровня безработицы  тесно связаны с системой образования. С одной стороны, выступает низкий уровень реакции образовательных  институтов на изменения на рынке, с  другой крайне низкий уровень профессионального образования и переквалификации. Низкая эластичность предложения на рынке труда и низкая эластичность заработных плат являются основным тормозом для процессов, способствующих формированию новых рабочих мест. Проблем предостаточно. Все экономические процессы, развивающиеся на рынке труда, тесно взаимосвязаны с ситуацией во внутренней и внешней экономике. В наиболее сложном положении на рынке труда оказываются женщины, имеющие малолетних детей, выпускницы учебных заведений, не имеющие опыта работы, женщины предпенсионного возраста, а также женщины, имеющие профессии, по которым при приеме на работу преимущество отдается мужчинам (строительные специальности и т. д.)

В Республике Беларусь в связи со вступлением в трудоспособный возраст  многочисленного поколения, родившихся в середине 80-х годов, на рынок труда усилился приток молодежи, в том числе не имеющей профессии и опыта работы и как следствие, неконкурентоспособной.

Уровень зарегистрированной безработицы  на конец 2011 г. составил 0,6 процента к численности экономически активного населения (в 2010 году – 0,8 процента), произошло снижение уровня безработицы на 0,1 процента, нормально функционирующая рыночная экономика предполагает наличие безработицы, при этом этот показатель не должен превышать 5%, и  ситуация на рынке труда не будет является напряженной: человек, ищущий работу, сможет достаточно быстро ее найти, в Республике Беларусь показатель безработицы значительно ниже, самый высокий уровень безработицы - 1,2 процента зарегистрирован в Ганцевичском и Лоевском районах, самый низкий – 0,2 процента в  Минском  и Смолевичском районах.

Спрос на рабочую силу, по сравнению  с 2010 годом, увеличился, на 2,9 тыс. человек рисунок 2.1. В 2011 в органы по труду, занятости и социальной защите поступили сведения о наличии 66,6 тыс. вакансий, что составило 105,5 процента к уровню 2010 года.

 

.

Рисунок 2.1 Спрос и предложение на рынке труда в 2003-2012 гг.

Источник: [17,дата доступа 21.11.2012]

 

В 2012 году более половины всех состоящих на учете безработных – мужчины (50,9 процента), молодежь в возрасте 16 -29 лет составляет (37,1 процента). Из числа безработных, состоящих на учете в 2012, имеют образование:

    • общее среднее – 38,2 процента,
    • общее базовое – 12,2 процентов,
    • профессионально-техническое – 25,4 процента,
    • среднее специальное – 13,7 процента,
    • высшее и послевузовское – 10,5 процента.

В 2012 г. регистрация безработных, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда (инвалидов, детей-сирот, родителей в многодетных и неполных семьях, а также воспитывающих детей инвалидов, освобожденных из мест лишения свободы, ветеранов боевых действий на территории других государств, молодежи в возрасте до 21 года, впервые ищущей работу и др.) составила 19,6 процента от общей численности зарегистрированных безработных (в 2011 году – 19,8 процента). Происходит снижение данного показателя на 0,2 процента благодаря социальной политике проводимой государством в 2012 году.

В 2012 г. средняя продолжительность безработицы снизилась на 0,2 месяца и составила  3,7 месяца против 3,9 месяца в 2010 году. Данный показатель свидетельствует о благоприятной тенденции на рынке труда.

В 2012 г. прием работников восполнил их выбытие на 87,9 процента, а в 2011 году – на 93,4 процента. Принято на работу 377,4 тыс. человек, что на 52 тыс. меньше, чем уволено (429,5 тыс. человек). Уволено в связи с сокращением численности или штата работников, ликвидацией организации 4,2 тыс. человек или 1 процент от числа уволенных. [17]

 По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь вынужденная неполная занятость в 2012 году составила 68,7 тыс. человек или 2,0 процента от списочной численности работников. По сравнению с периодом 2011 года показатель увеличился на 10,6 процента (в 2011 году 62,1 тыс. человек). [18]

 

ГЛАВА 3

МЕРЫ БОРЬБЫ С БЕЗРАБОТИЦЕЙ

 

 

3.1. Меры ограничения роста безработицы

 

 

Борьба с безработицей — комплекс мер по уменьшению уровня безработицы. Методы борьбы с безработицей определяются властями конкретной страны. Для эффективной реализации этих методов требуется выявить факторы, детерминирующие соотношение спроса и предложения рабочей силы. Очевидно, что только факторно-ориентированная политика воздействия на рынок труда может принести результаты. Сокращение безработицы является чрезвычайно сложной задачей, так как существует множество её типов. Поэтому невозможно выработать единый способ борьбы с безработицей и любому государству приходится использовать различные методы для решения этой проблемы. Описанные ниже меры рассматриваются применительно к рыночной экономике, но некоторые могут применяться в рамках командной экономики или только в ней. [19,c.134]

Не все из мер активной политики считаются эффективными и могут  подвергаться критике, так как степень  их воздействия на уровень безработицы трудно проверить. Существуют разные методы активного влияния на рынок труда, вот некоторые из них:

Монетаристы считают такие меры несостоятельными, указывая на большие  задержки в проявлении эффекта этих мер, что, по их мнению, ведёт к непредсказуемости результатов. Позднее монетаристы указывали на эффект вытеснения частных инвестиций в сферу государственных операций, опасаясь, что то, что выигрывает экономика от увеличения госинвестиций теряется из-за сокращения инвестиций из частного сектора.

Непосредственное создание новых  рабочих мест за счёт государственных  расходов, чаще всего для выполнения работ в интересах общества. Это, например, работа в области охраны окружающей среды, строительства автомобильных  и железных дорог, очистка мест проживания от мусора и так далее. Такой подход является частью кейнсианской модели экономики. Стимулирование большого и малого предпринимательства позволяет относительно быстро создать новые рабочие места. Предполагается, что, развиваясь, предприятия будут создавать новые рабочие места, содействуя занятости населения. Основным источником стимулирования малого бизнеса является банковская система, тогда как их поддержка является в основном государственной прерогативой. В странах с рыночной экономикой вмешательство государства в экономическую деятельность предприятий носит преимущественно косвенный характер, то есть путём регулирования налогообложения и кредитно-финансовых механизмов. Наряду с финансовыми, существуют административные методы регулирования, которые в странах с рыночной экономикой сводятся к корректировке законодательства и контролю за его соблюдением. В целом чаще всего применяется субсидирование процентных ставок по кредиту и снижение налогов.

Меры, объединённые общим названием  экономическая дипломатия, заключающиеся в продвижении товаров данной страны на внешнем рынке, поддержке инвестиционных проектов в других странах и привлечении иностранных инвестиций, обеспечении наилучших условий торговли на внешних рынках.

Протекционизм, то есть меры по защите внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Позволяет защитить неразвитые и неэффективные отрасли хозяйства страны, снижая безработицу, вызванную поражением предприятий в конкурентной борьбе. Вместе с тем снижается конкурентоспособность национальных предприятий, подрывается международная торговля, монополизируется производство, приводя к различным негативным для экономики последствиям.

Выплата государственных субсидий предприятиям. В данном случае государственные  субсидии (называемые ещё дотациями, субвенциями или премиями) используются для в стимулирования предприятий к совершению действий, которые они не стали бы осуществлять в обычных условиях в отсутствие подобной помощи ввиду их экономической неоправданности. субсидии начисляются определённым категориям лиц, а не по географическому признаку. Субсидии, выделяемые на борьбу с безработицей бывают 3-х видов:

  • субсидии, позволяющие избежать ликвидации рабочих мест, если предприятие столкнулось с экономическими трудностями.
  • освобождение предприятий от налогов и выплаты, упрощающие их создание.
  • полная или частичная выплата государством зарплат и пособий работникам, если в течение длительного времени предприятие не может этого сделать.

Воздействие на рынок труда, в том  числе с целью его развития. Это принятие мер по перераспределению имеющегося спроса на труд путем побуждения предприятий к уменьшению рабочего времени отдельных работников. Нехватка трудовых ресурсов компенсируется созданием новых рабочих мест. Склонить предприятие к такой политике можно только путём субсидирования. Пигу предлагает делить между работниками не только рабочее время, но и заработную плату, что позволяет снизить затраты на неё. Даже при неблагоприятной конъюнктуре, эти меры способствуют уменьшению безработицы. Уменьшение длительности рабочего времени не всегда даёт нужные результаты.

Помощь молодым специалистам в  интеграции на рынок труда. На рынке  труда молодёжь часто оказывается  в невыгодном положении по сравнению  с более опытными старшими работниками. Особенно остро эта проблема стоит в государствах, в которых рынок труда строго контролируется.

Улучшение обеспечения рынка труда  информацией о существующих вакансиях. Безусловно, если безработный не владеет  этой информацией, он не сможет устроиться на работу. Для решения этой проблемы создаются биржи труда, центры занятости и другие подобные частные или государственные организации. Не менее важны систематические исследования рынка труда. Это исследования структуры занятости на полном рынке труда государственных субъектов, проблем регистрируемой безработицы, проблем взаимодействия работника с работодателями, проблем занятости отдельных категорий населения, проблем организации работы службы занятости и ее отдельных направлений. Кроме того, могут проводится различные ярмарки вакансий, дни открытых дверей и тому подобное.

Устранение препятствий мобильности  рабочей силы. Важна как географическая мобильность, то есть миграция рабочей  силы, так и межпрофессиональная  мобильность. Существует тенденция  миграции рабочей силы из экономически отсталых районов в экономически развитые, что создаёт проблемы и там и там. Для решения этой проблемы необходимо концентрировать усилия по борьбе с безработицей в тех районах, где она выше. Существует особый вид мобильности рабочей силы, предполагающий дистанционное управление работником. Работодатель связывается с работником через интернет, даёт ему определённое задание, а затем получает результаты труда также через интернет. Конечно, существуют определённые ограничения такой мобильности: работодателю достаточно трудно оценить результат, если дело не касается обработки информации. Отсутствие активной государственной политики на рынке труда в сочетании с сокращающейся мобильностью населения может привести к социальным конфликтам.

Информация о работе Виды и понятие безработицы