Виды и понятие безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 10:44, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы заключается, прежде всего, в серьезных экономических и социальных издержках, которые влечет за собой безработица. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих местах для всех кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов к ней приступить, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1
СУЩНОСТЬ БЕЗРАБОТИЦЫ И ЕЕ ВИДЫ…………………………………........5
1.1. Сущность безработицы, причины ее возникновения……………………........5
1.2. Формы безработицы и их характеристика…………………………………...13
ГЛАВА 2
ПОСЛЕДСТВИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ……………………………………………….18
2.1. Экономические и социальные последствия безработицы………………….18
2.2. Анализ уровня безработицы в Республике Беларусь за 2011-2012 годы….26
ГЛАВА 3
МЕРЫ БОРЬБЫ С БЕЗРАБОТИЦЕЙ……………………………………………..31
3.1. Меры ограничения роста безработицы………………………………………31
3.2. Мероприятия, направленные на ограничение роста безработицы в Республике Беларусь……………………………………………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………....52

Файлы: 1 файл

безработица заказ новый.doc

— 414.00 Кб (Скачать файл)

Развитие системы профессионального образования позволяет повысить квалификацию работников, тем самым приспосабливая их к изменениям рынка труда. Особое внимание должно уделяться дефицитным специальностям и профессиям. Недостатком этого метода является то, что он не даёт быстрого результата и увеличивает неравенство среди работников, так как вероятность получения образования повышается в соответствии с занимаемым положением. Однако, безработица вызванная спадом производства или резким увеличением численности трудоспособного населения не может быть снижена таким образом.

Снижение пенсионного возраста. Это позволяет освободить некоторую  часть рабочих мест, но создаёт  дополнительную нагрузку на систему  пенсионного обеспечения.

Монетарные и фискальные меры, направленные на повышение спроса и регулирование цен путём борьбы с инфляцией. Такая политика, позволяя уменьшить инфляцию и улучшить сальдо торгового баланса, мало влияет на уровень безработицы Сторонники монетарной теории экономики критикуют такие меры, заявляя, что эти меры будут иметь кратковременный эффект и приведут лишь к росту цен. Исследования показали отсутствие в развитых странах связи между безработицей и инфляцией, но такая связь когда-то существовала.

Политика дерегламентации, предлагаемая либеральными экономистами, предполагает принятие следующих мер:

  • уменьшение влияния профсоюзов;
  • сокращение разного рода компенсаций;
  • отмена минимума заработной платы;
  • смягчение правил найма и увольнения работников.

А. С. Пигу и его последователи, считающие, что проблема в слишком высокой заработной плате, предлагают снижать заработную плату и разъяснять профсоюзам, что рост заработной платы, которого они добиваются, влечёт рост безработицы. Ещё они предлагают государству трудоустраивать безработных, претендующих на невысокий доход, в частности, содействовать развитию социаль­ной сферы. Такая политика является спорной и приводит к состоянию неуверенности работников в завтрашнем дне, побуждает домохозяйства к сбережению доходов, снижая потребление.

Поскольку многие описанные меры осуществляются с помощью заёмного капитала, то развитие системы кредитования может помочь их реализации.

Пассивная политика на рынке труда, направлена на формирование определённого отношения к безработице в обществе, и сглаживание её негативных последствий.

С точки зрения пассивной политики, субсидирование занятости — это поддержка безработных, открывающих собственное дело и льготное кредитование.

Помощь в оформлении досрочного выхода на пенсию, с частичным или  полным сохранением её размера, в  тех государствах, где такая возможность предусмотрена законодательством.

Пособия по безработице поддерживают тех, кто не имеет работы. Они позволяют  безработным искать место работы, частично сохраняя прежний уровень  жизни, поддерживают внутренний спрос  и ослабляют социальное неравенство. Но увеличение количества безработных и продолжительности безработицы создают угрозы финансовому равновесию всей системы пособий. Сторонники политики дерегламентации считают, что повышение пособий по безработице способствует её увеличению, однако существует и противоположное мнение. [22,c.123-127]

Наблюдение за обязательностью  выплаты установленного минимума заработной платы и пособий является необходимой  мерой для снижения уровня безработицы.

Политика пассивной занятости  в отличие от активной включает много мер, не уменьшающих скрытую безработицу и ограниченных следующим:

  • вопросами учёта и регистрации безработных в ее различных проявлениях;
  • поиском рабочих мест для безработных, их трудоустройством;
  • поиском соответствующих работников на вакантные рабочие места и материальной поддержкой безработных.

Общие для всех типов безработицы меры борьбы с безработицей:

  • создание новых рабочих мест
  • создание бирж труда и иных видов служб занятости.
  • Меры для борьбы с фрикционной безработицей:
  • усовершенствование системы информационного обеспечения рынка труда;
  • создание специальных служб для этого.

Меры для борьбы со структурной  безработицей:

  • создание возможностей для переподготовки и переквалификации безработных;
  • поддержка частных и государственных служб, которые этим занимаются;
  • протекционистские меры по защите рынка.

С циклической безработицей:

  • проведение стабилизационной политики;
  • создание дополнительных рабочих мест государством.

Различные экономические теории предлагают свои варианты уменьшения уровня безработицы.

С точки зрения кейнсианства саморегулирующаяся экономика не может преодолеть безработицу. Сторонники этой теории считают, что  уровень занятости населения  зависит от величины, называемой «эффективным спросом» (упрощенно — это уровень  потребления и инвестиций). Джон Мейнард Кейнс полагал, что тенденция к неполной занятости, характерная для общества того времени, имеет корни в недопотреблении. Причиной недопотребления он считал психологические факторы, которые побуждают потребителя к сбережению доходов при их увеличении, что снижает объём инвестиций и, в конечном счёте, влечёт спад производства и безработицу. Таким образом, кейнсианцы, указывая на неизбежность кризиса рыночной экономики, считали необходимыми меры государственного экономического воздействия для достижения полной занятости. Самыми главными задачами они считали повышение эффективного спроса, снижение ссудного процента и увеличение инвестиций.

Монетаристы считали кейнсианские методы неэффективными. В 1967 году Милтон Фридман предположил существование «естественного уровня безработицы», жёстко определенного условиями рынка труда и не изменяемого мерами государственной политики. Использование традиционных бюджетных и кредитных методов увеличения спроса для поддержания занятости выше «естественного уровня», по их мнению, будет иметь кратковременный эффект и приведёт лишь к росту цен. Важным аргументом монетаристов по поводу несостоятельности кейнсианской политики борьбы с безработицей считается непредсказуемость результатов государственного вмешательства из-за больших задержек в проявлении эффекта этих мер. Монетаристские методы регулирования занятости предполагают большие изменения на рынке труда. Монетаристы считают, что пособия позволяют безработным воздерживаться от поисков работы. Отсюда рекомендации отменить эти пособия, чтобы заставить людей работать. Монетаристы считают нужным отказаться от стимулирования экономического роста методом увеличения спроса. [24,c.137-142]

 

 

 

 3.2. Мероприятия, направленные на ограничение роста безработицы в Республике Беларусь

 

 

Государственное воздействие на занятость  и безработицу является неотъемлемой частью общей системы экономической  и социальной политики любого цивилизованного  государства.

Политика на рынке труда предусматривает  стимулирование структурной перестройки и ускорение процесса перераспределения высвобождаемых работников, наиболее быстрое вовлечение безработных в трудовую жизнь, предоставление работы каждому, кто желает работать и ищет работу.

На рынке труда страны сохраняется  управляемая ситуация, существенного ухудшения в плане регистрируемой безработицы не наблюдается.

Государство гарантирует безработным:

  • бесплатную профессиональную ориентацию, психологическую поддержку, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации с учетом общественных потребностей и в соответствии с имеющимися склонностями, способностями, навыками и особенностями их психофизического развития;
  • выплату пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, оказание материальной помощи безработным и членам их семей, находящимся на их иждивении;
  • компенсацию в соответствии с законодательством материальных затрат в связи с направлением органами по труду, занятости и социальной защите на работу (обучение) в другую местность;
  • бесплатный медицинский осмотр при приеме на работу и направлении на обучение;
  • возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
  • содействие в организации предпринимательской деятельности.

Регулирование занятости и безработицы осуществляется с помощью комплекса методов, к которым относятся законодательные, экономические, административные, идеологические, организационные. [20,c.21]

Законодательное регулирование осуществляется путем принятия государственных  законодательных актов, регулирующих процесс обучения и образования, трудоустройство представителей отдельных групп населения, направленных против дискриминации некоторых из них, в частности молодежи и женщин. Основными законодательными актами в области регулирования труда являются:

  • Декрет Президента Республики Беларусь от 24.11.2006г. №18
  • Закон Республики Беларусь от 15.06.2006 №125-3
  • Кодекс Республики Беларусь от 21.04.2003 № 193-3
  • Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 2 апреля 2009г. № 47
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.11.2006 №1595
  • Приложение №6 к постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 ноября 2006г. №149
  • Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 27.02.1996 №15[9,c.14]

Экономические методы заключаются  в проведении комплекса мер по стимулированию занятости на макроуровне  за счет кредитования, субсидирования, льгот и дотаций работодателям, регулирования уровня подоходного  налога, государственных закупок  и других мер, осуществляемых на макроуровне.

К административным методам относятся: изменение границ пенсионного возраста, установление определенной продолжительности  рабочей недели, оплачиваемого отпуска, либерализация или ограничение  иммиграции и эмиграции рабочей  силы, регулирование некоторых вопросов трудоустройства отдельных категорий населения.

Идеологические методы применяются  для разъяснения политики полной занятости, достижения оптимального сочетания  интересов работодателей и работников.

Суть организационных методов заключается в снижении или устранении различного рода барьеров, которые препятствуют территориальной, отраслевой, профессиональной и квалификационной мобильности трудовых ресурсов. С этой целью совершенствуется статистика занятости и безработицы, развивается автоматизированная система изучения и регулирования структуры спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, повышается эффективность работы органов по труду, занятости и социальной защите в направлении содействия трудоустройству.

Регулирующая функция государства не ограничивается только содействием трудоустройству незанятого населения, но охватывает и сферу наемного труда, способствует развитию предпринимательской инициативы граждан и самозанятости.

Управление занятостью заключается  в целенаправленном предоставлении государственных гарантий безработным, сохранении и создании рабочих мест для лиц неконкурентоспособных на рынке труда, а также работников, находящихся под угрозой увольнения. В первую очередь, это относится к убыточным предприятиям, которые могут быть признаны банкротами.

Специфика безработицы в республике потребовала переориентации политики занятости в сторону развития активных форм ее регулирования. Основной задачей государства по регулированию  рынка труда является обеспечение  занятости населения путем создания возможностей достойного труда желающим работать, недопущения массовой безработицы и поддержания безработицы на допустимом уровне. Решить эти проблемы позволят: повышение эффективности производства; совершенствование налоговой политики, поддерживающей малое предпринимательство и инвестирование; развитие кредитования производства; санация потенциально прибыльных и ликвидация потенциально убыточных предприятий; привлечение иностранных инвесторов, способных создать хорошо оборудованные и высокооплачиваемые рабочие места; совершенствование политики доходов. Эти важнейшие экономические преобразования определяют, в основном, положение в сфере занятости.

Особое значение имеет вопрос взаимосвязанного регулирования рынка труда и  заработной платы. Политика в области заработной платы влияет на текучесть рабочей силы, перелив рабочей силы из одних отраслей экономики в другие и, таким образом, достижение определенной сбалансированности на рынке труда.

В современных условиях для нормального развития рынка труда большое значение приобретает региональная политика. В целях повышения эффективности использования трудовых ресурсов в каждой области республики ежегодно разрабатываются мероприятия по содействию занятости населения, являющиеся составной часть Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь.

В рамках реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006г. №18 "О дополнительных мерах по государственной  защите детей в неблагополучных  семьях", органы по труду, занятости и социальной защите осуществляют трудоустройство родителей, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении. Комитет и управления по труду, занятости и социальной защите работают в тесном контакте с подразделениями облисполкома, городскими и районными исполнительными комитетами, органами внутренних дел, судами и предприятиями области. [23,c.4-7]

Государство оказывает безработным, выразившим желание организовать свое дело, финансовую поддержку в виде субсидии в размере 11-кратной величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. При организации предпринимательской деятельности в сельской местности и в малых городах и населенных пунктах с устойчиво высоким уровнем безработицы, перечень которых ежегодно определяется государственной и областными программами содействия занятости населения, эта сумма вырастает до 15-кратной величины.

Информация о работе Виды и понятие безработицы