Виды и понятие безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 10:44, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы заключается, прежде всего, в серьезных экономических и социальных издержках, которые влечет за собой безработица. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих местах для всех кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов к ней приступить, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1
СУЩНОСТЬ БЕЗРАБОТИЦЫ И ЕЕ ВИДЫ…………………………………........5
1.1. Сущность безработицы, причины ее возникновения……………………........5
1.2. Формы безработицы и их характеристика…………………………………...13
ГЛАВА 2
ПОСЛЕДСТВИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ……………………………………………….18
2.1. Экономические и социальные последствия безработицы………………….18
2.2. Анализ уровня безработицы в Республике Беларусь за 2011-2012 годы….26
ГЛАВА 3
МЕРЫ БОРЬБЫ С БЕЗРАБОТИЦЕЙ……………………………………………..31
3.1. Меры ограничения роста безработицы………………………………………31
3.2. Мероприятия, направленные на ограничение роста безработицы в Республике Беларусь……………………………………………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………....52

Файлы: 1 файл

безработица заказ новый.doc

— 414.00 Кб (Скачать файл)

При этом преимущественное выделение  субсидии производится лицам, организующим наиболее социально значимые для конкретного региона виды предпринимательской деятельности. Для них также проводится консультирование о порядке и условиях организации предпринимательской деятельности, подготовке необходимых документов для получения финансовой поддержки.

Желающие открыть свое дело могут  пройти обучение по различным специальностям, необходимым для организации  определенного вида деятельности, а  также по курсу «Основы предпринимательской  деятельности», где они получат  знания, необходимые для успешной организации собственного дела, по ведению финансов, статистики, налоговому законодательству. Следует отметить, что в европейских странах обязательным условием для предпринимателя к осуществлению им того либо иного вида деятельности является наличие соответствующей профессиональной подготовки.

Обязательным условием предоставления субсидии является разработка технико-экономического, в том числе финансового, обоснования (бизнес-плана) эффективности организуемого  вида деятельности. Научно-исследовательский институт труда нашего министерства разрабатывает пособия по подготовке технико-экономических, в том числе финансовых обоснований (бизнес-планов) по наиболее востребованным видам индивидуальной деятельности, в том числе в сфере услуг и в сельской местности, для содействия безработным в организации предпринимательской, ремесленной деятельности, а также деятельности в сфере агроэкотуризма.

Только в первом квартале 2012 года органы по труду, занятости и социальной защите гор(рай)исполкомов оказали финансовую поддержку в виде субсидий для организации предпринимательской деятельности 882 гражданам, из которых 153 проживают в сельской местности, 244 – в малых городах. Профессиональное обучение по профессии «Предприниматель» прошли 320 человек (36,3 % получивших субсидию), в том числе 98 женщин. За пять лет (2006–2010 годы) помощь в организации предпринимательской деятельности оказана 14139 безработным, выплачено субсидий на сумму более 31,3 млрд. рублей. В настоящее время Министерство труда и социальной защиты планирует внести следующие дополнения в нормативные правовые акты, направленные на содействие в открытии собственного дела:– увеличение размера финансовой поддержки безработных, организующих предпринимательскую деятельность, связанную с реализацией и внедрением научных исследований и разработок;– расширение возможностей для организации профессионального обучения безработных основам предпринимательской деятельности посредством участия в учебных мероприятиях, проводимых некоммерческими организациями, объединениями промышленников и нанимателей, центрами поддержки предпринимательства. С 2013 года в республике предусматривается проведение на постоянной основе ежеквартальных обследований домашних хозяйств по вопросам занятости на основе методологии Международной организации труда. Это даст возможность получать более полную информацию о структуре занятого населения, причинах незанятости граждан и позволит вырабатывать конкретные меры по вовлечению в экономику незанятого населения.

Для стимулирования переселения  семей безработных граждан в сельскую местность в сентябре 2008 года были внесены изменения в постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27 июня 1996 года № 51 об увеличении размеров выплат денежных средств безработным, данные представлены в таблице 3.1.

Таблица-3.1 Переселение безработных  и членов их семей на новое место  жительства и работы по направлению  государственной службы занятости

 

2008г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Брестская область 

14

7

18

15

13

Витебская область

115

106

109

108

82

Гомельская область 

27

28

29

22

15

Гродненская область 

11

8

16

7

6

Минская область 

35

46

46

39

32

Могилевская область 

63

69

61

57

38

г. Минск 

12

15

8

11

1


Источник: [17, дата доступа 21.10.2013г]

Начиная с 2010 года, в республике наблюдается тенденция к снижению количества семей, желающих переселиться по направлениям органов государственной службы занятости. Основными причинами такой тенденции являются снижение качества предоставляемого жилья, увеличение потребности нанимателей в специалистах высшего и среднего звена при одновременном спросе на содействие в переселении со стороны граждан, в большинстве своем не отвечающих требованиям нанимателей по уровню и качеству образования

Важным направлением мер активной политики на рынке труда является профессиональное обучение граждан, таблица 3.2. В период поиска постоянной работы безработные и другие категории населения имеют возможность принять участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с участием средств ФондаНа объектах социальной сферы силами граждан выполнялись работы по благоустройству территорий населенных пунктов и гражданских кладбищ, ремонту помещений учреждений образования, учреждений Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Таблица- 3.2 Профессиональное образование безработных

 

 

 

 

Направлено на профподготовку

январь-декабрь 2010 г.

январь-декабрь 2011 г.

2011 г. к 2010 г., %

 

 

 

тыс чел.

 

 

% от

нуждавшихся в

трудоycтрой-ствe

тыс. чел.

 

 

% от

нуждавшихся в

трудоустройстве

Республика Беларусь

Брестская

Витебская

Гомельская 

Гродненская

Минская

Могилевская

г. Минск 

28,8

 

4,0

4,6

4,3

3,6

4,0

3,9

4,4

8,5

 

8,2

7,4

7,9

8,5

8,5

8,3

11,3

29,6

 

4,2

4,6

4,2

3,7

4,1

4,2

4,5

8,0

 

6,9

7,0

7,2

8,4

7,7

8,5

11,1

102,8

 

105,0

100,0

97,7

102,8

102,5

107,7

102,3


Источник: [17, дата доступа 21.11.2012г]

В целях формирования мотивации  к труду осуществляется трудоустройство  учащейся и студенческой молодежи на временных рабочих местах в свободное  от учебы время ежегодно из средств Фонда социальной защиты предусматриваются средства на организацию вторичной занятости молодежи. Подростками выполнялись работы по ремонту школьной мебели, благоустройству территории школ, ремонту книжного фонда, изготовлению сувениров, пошиву постельного белья с безвозмездной передачей в дома-интернаты.

Социальная поддержка безработных  осуществляется путем выплаты пособия  по безработице и материальной помощи в период активного поиска работы, таблица 3.3.

Таблица- 3.3 Выплата пособия по безработице

 

на 1 января 2011 г.

на 1 января 2012 г.

 

получали

пособие

тыс.чел.

в % к числу состоящих  на учете

получали пособие

тыс.чел.

в % к числу состоящих  на учете

Республика 

Беларусь 

Брестская

Витебская

Гомельская 

Гродненская

Минская

Могилевская

г. Минск 

59,7

 

10,0

10,6

10,2

7,5

8,2

8,5

4,7

45,7

 

51,0

46,3

46,8

52,4

47,4

46,7

28,7

61,2

 

12,1

10,2

10,1

7,3

8,4

9,0

4,0

45,0

 

51,5

45,3

43,5

48,3

45,2

50,0

26,3


Источник:[17, дата доступа .11.2012г]

Основной деятельностью по организации занятости населения занимаются комитеты по труду, занятости и социальной защите.

В советском государстве первые биржи труда, занимавшиеся трудоустройством населения и предоставлением  гражданам, потерявшим работу, гарантий социальной поддержки стали создаваться в 1918 году. В функции бирж труда входил: учет безработных, распределение безработной рабочей силы, учет потребности хозяйственных органов в рабочей силе, учет совместительства, проверка правильности приема на работу учреждениями и предпринимателями, вербовка рабочей силы. Уже в 1927 - 1928 годах биржи удовлетворяли спрос предприятий в рабочей силе на 75 процентов.

Шесть десятилетий (с 1931 по 1991 годы) органа, подобного бирже труда, в стране не было. Все вопросы найма рабочей силы были переданы непосредственно организациям. Общее количество рабочих мест в большинстве регионов страны превышало объем трудовых ресурсов. Основной проблемой в этот период был поиск резервов рабочей силы для замещения вакансий.

Начавшиеся процессы реформирования экономики привели к появлению значительного числа граждан, потерявших работу и заработок. Возникла необходимость создания структуры, занимающейся вопросами регулирования трудовой занятости населения. В 1988 году в областях республики и в нашей области был создан областной хозрасчетный центр по трудоустройству, переобучению и профориентации населения, аналогичные центры - в городах областного подчинения, хозрасчетные бюро по трудоустройству населения - в районах.

В 1991 году в целях создания условий для реализации права граждан на труд, получения ими бесплатной государственной помощи в трудоустройстве, профориентации, подготовке и переподготовке, повышении квалификации, а также для социальной защиты временно незанятых граждан в соответствии с постановлением Верховного Совета Белорусской ССР от 5 июня 1991 года № 845 – VII был введен в действие Закон "О занятости населения Белорусской ССР". Законом был определен порядок признания неработающего гражданина республики безработным, определены права и обязанности безработного. В этот период хозрасчетные центры и бюро были переименованы в областной, городские и районные центры занятости населения, а также образован областной фонд содействия занятости населения.

Безработным признавался трудоспособный гражданин, не имеющий работы и заработка, который зарегистрирован в службе занятости в целях поиска подходящей работы, ищет работу и готов приступить к ней.

Законом о занятости населения  было утверждено Положение о государственной  службе занятости. В период перехода экономики Республики Беларусь к рыночным отношениям служба занятости претерпела ряд преобразований, в результате чего в январе 2003 года управление областной службы занятости населения было передано в структуру облисполкомов, а центры занятости населения переданы в структуру соответствующих горрайисполкомов. В ноябре 2006 года управления областных служб занятости населения облисполкомов присоединены к комитету по труду и социальной защите облисполкома. Комитет были переименованы в комитеты по труду, занятости и социальной защите облисполкомов. [23,c.3-8]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Безработица, сопровождала человечество на всех этапах его жизненного пути. Она является неотъемлемой частью нашей  жизни. Есть множество теорий возникновения  безработицы, разрабатываются методы борьбы с ней, но все они бессильны в отношении данной проблемы. Единственное к чему они могут привести – это приблизится к естественному уровню безработицы. Но и эта модель не идеальна.

В конкурентном рынке труда, всегда есть вероятность того, что твой труд будет востребован и высоко оценен, что тебе предложат лучшие условия труда. Но также и велика вероятность того, что твое место займет кто-нибудь другой, тот, чей труд будет эффективней. Покупатель труда будет требователен и не приклонен в поисках лучших кадров и награда за труд будет соответствующая. Конкурентный рынок труда – это шаг на пути борьбы с безработицей.

Информация о работе Виды и понятие безработицы