Анализ и диагностика финансово - хозяйственной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 20:50, курсовая работа

Описание работы

Анализ производственных результатов предприятия

Содержание работы

Введение 3
1. Анализ производственных результатов предприятия. 4
1.1 Анализ динамики производства и реализации продукции. 5
1.2 Анализ ассортимента и структуры продукции. 11
1.3 Анализ качества выпускаемой продукции. 16
2. Анализ использования материальных ресурсов и состояния
их запасов предприятия. 18
2.1 Анализ состояния запасов материальных ресурсов. 18
2.2 Анализ использования материальных ресурсов 19
3. Анализ состояния и использования основных средств предприятия 24
4. Анализ использования трудовых ресурсов предприятия 29
4.1 Анализ эффективности использования трудовых ресурсов. 29
4.2 Расчет коэффициентов, характеризующих движение персонала 30
4.3 Анализ эффективности использования фонда заработной платы 38
4.4 Расчет непроизводительных затрат рабочего времени 39
5. Анализ затрат на производство и реализацию 48
Заключение 52
Список литературы 55

Файлы: 1 файл

курсовая АФХД.doc

— 817.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                               3

 

1.    Анализ производственных  результатов предприятия.                              4

 

1.1    Анализ динамики производства  и реализации продукции.                     5

 

1.2    Анализ ассортимента  и структуры продукции.                                     11

 

1.3    Анализ качества  выпускаемой продукции.                                             16

 

2.   Анализ  использования  материальных  ресурсов   и  состояния

     их  запасов предприятия.                                                                              18

 

2.1     Анализ состояния  запасов материальных ресурсов.                             18

 

 2.2     Анализ использования материальных ресурсов                                    19

 

3.    Анализ состояния и  использования основных средств  предприятия      24

 

4.    Анализ использования  трудовых ресурсов предприятия                          29

 

4.1   Анализ эффективности использования трудовых ресурсов.                  29

 

  4.2  Расчет коэффициентов, характеризующих движение  персонала         30

 

  4.3    Анализ эффективности использования фонда заработной платы       38

 

   4.4  Расчет непроизводительных затрат рабочего времени                         39

 

5.    Анализ затрат на производство и реализацию                                        48

 

Заключение                                                                                                        52

 

Список литературы                                                                                           55

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

К важнейшим показателям, характеризующим результаты производственной деятельности предприятия и его структурных подразделений, относятся объём выпущенной продукции и объем продаж.

Анализ деятельности предприятий начинается с изучения объемов производства и продаж продукции (работ, услуг), так как производство и реализация являются важнейшими аспектами их функционирования. От объема, ассортимента, качества выпущенной и реализованной продукции зависят издержки, прибыль, рентабельность, конкурентоспособность и рыночная активность организации. Деятельность хозяйствующих субъектов должна быть направлена на то, чтобы произвести и продать максимальное количество продукции высокого качества при минимальных затратах. Поэтому анализ объема производства и реализации продукции имеет огромное значение.

В настоящее время большое значение приобретает качество продукции  и  наличие возможности выбора товара  из  предлагаемого  ассортимента.  Именно поэтому управление  ассортиментом  и  качеством - это одни  из  самых главных направлений деятельности маркетинга каждого предприятия.  Лидерство в конкурентной борьбе получает  тот, кто наиболее компетентен в  ассортиментной  политике,  владеет  методами  её реализации и может максимально эффективно ею управлять.

Также одним  из  важнейших  факторов  роста  эффективности  производства является улучшение качества  выпускаемой  продукции.  Повышение качества    продукции  расценивается  в  настоящее   время,   как решающее условие её конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.

Цель работы: изучить методику анализа объемов производства и продаж, ассортимента и качества продукции.

 

1.  Анализ  производственных результатов предприятия. 

 

     Производственными результатами работы предприятия являются выполнение производственной программы, ассортиментного плана, выпуск продукции (работ, услуг), выработка на единицу вложенных материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Производственные результаты зависят от состояния и использования трудовых ресурсов и основных фондов, объема переработанного сырья, материалов, топлива, электроэнергии и других материальных затрат, уровня социального развития предприятия. Производственные результаты отражают три основные области:

1) эффективность использования  материальных, трудовых, финансовых  ресурсов;

2) удовлетворение общественных  потребностей;

3) пропорциональность или диспропорциональность финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение  ее  качества     непосредственно       влияют     на   величину     издержек,     прибыль      и  рентабельность      предприятия.     Поэтому     анализ    данных     показателей     имеет  важное значение.

Основными задачами экономического анализа являются:

       -  оценка динамики производства  и реализации продукции; 

       -  определение       влияния     факторов     на   изменение      величины        

          этих    показателей;

       -  выявление      внутрихозяйственных        резервов    увеличения    

          выпуска     и    реализации продукции; 

       -  разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

 

         

 

 

1.1 Анализ динамики  производства и реализации продукции. 

Успех или неуспех  хозяйствующего субъекта зависит от того, насколько тщательно изучены  и определены уровень, характер, структура  спроса и тенденции его изменения. Результаты исследования рынка кладутся в основу разработки хозяйственной стратегии и товарного ассортимента. Они определяют темпы обновления продукции (работ, услуг), техническое совершенствование производства, потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах Хозяйствующий субъект при планировании объема производства и определении производственной мощности определяет, какую продукцию, в каком объеме будет производить, где, когда и по каким ценам будет продавать. От этого зависят конечные финансовые результаты и финансовая устойчивость.

Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение  качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыли и рентабельности. Деятельность хозяйствующих субъектов  должна быть направлена на то, чтобы произвести и продать максимальное количество продукции высокого качества при минимальных затратах. По этому анализ объема производства и реализации продукции имеет важное значение.

 

Цель анализа производства и реализации продукции состоит  в выявлении наиболее эффективных путей увеличена объема выпуска продукции и улучшения ее качества, в изыскании внутренних резервов роста объема производства.

 Анализ начинается  с изучения динамики выпуска  и реализации продукции, расчета  базисных и цепных темпов роста и прироста.

Рассчитаем базисные и цепные темпы роста (таблица 1).

     Базисный  темп  роста показывает,  насколько  %  вырос  (снизился)  объем  производства и реализации  продукции  по  отношению  к  базовому  периоду.  За  базовый период принимаем 1 год.

     Цепной  темп  роста показывает,  насколько  %  вырос  (снизился)  объѐм  производства и реализации продукции по отношению к предыдущему периоду  (2 г. к 1 г., 3 г. ко 2 г. и т.д.).

 

Таблица 1  - Динамика производства  и  реализации продукции  в сопоставимых  ценах

 

Год 

Объем производства продукции, тыс.руб.

Темпы роста, %

Объем реализации, тыс.руб.

Темпы роста, %

базисные

цепные

базисные

цепные

1 год

975 152

100

100

711 861

100

100

2 год

1 098 515

112,6

112,6

1 208 367

169,7

169,7

3 год

1 111 439

113,9

101,2

1 222 583

171,7

101,2


 

                     

                                                                                                   

    Рисунок 1

 

 

 

Определяем среднегодовой  объем прироста производства и реализации продукции по  среднегеометрической взвешенной:

 

где Твп  – среднегодовой  объѐм прироста производства продукции,

 

      n – количество  анализируемых периодов, 

 

      Т1 , …, Тn  – темпы роста объѐма производства продукции за 1…n годы.

      

    Базисные:

= 1,132 =113,2%               пр =113,2 -100 = 13,2%

 

Цепные:

= 1,067 = 106,7%              пр =106,7 – 100 =6,7%

 

Среднегодовой   объѐм   прироста   реализации   продукции   рассчитывается  аналогично.

Базисные

= 1,7069 =170,69%        пр= 170,69 – 100 = 70,69%

Цепные:

= 1,310=131,0%            пр= 131 -100= 31,0%

 

Итак, среднегодовой темп прироста производства продукции по цепным показателям составляет 6,7%, значит за каждый год в среднем  имеем прирост 6,7%.

Прирост реализации продукции  составляет 31,0%, т.е. за каждый год в  редне м прирост составил 31,0%.

 

Представим динамику производства и реализации в виде графика Рис.2

 

 

 

 

 

Таблица 2   Выполнение плана производства и реализации продукции

 

Наименование показателей

Ед.изм.

1 год

2 год

3 год

Объем производства продукции

       

план

тыс.руб.

1174000

1200000

1250000

факт

тыс.руб.

975152

1098515

1111439

Изменения(+/-)

тыс.руб.

-198848

-101485

-138561

% выполнения плана

%

83,06

91,54

88,92

объем реализации продукции

       

план

тыс.руб.

970000

1098500

1111500

факт

тыс.руб.

711861

1208367

1222583

Изменения(+/-)

тыс.руб.

-258139

109867

111083

% выполнения плана

%

73,39

110,00

109,99


 

 

Из  таблицы 2 видим, что  план по объему производства продукции  на протяжении всех трех лет не выполнялся. Максимальный процент выполнения плана  наблюдается во 2 году и составляет 91,54%.

По реализации продукции  план не был выполнен в 1 году (процент  выполнения плана составил 73,39%). На протяжении 2 и 3 года план по реализации продукции перевыполнялся. Можно  предположить, что в данном периоде  сложился благоприятный спрос на данную продукцию.

Проведем анализ производства и реализации продукции по отдельным  товарам. Сведем данные в таблицу.

 

Таблица 3а-  Анализ объема производства и реализации продукции 

 

 

Изделие

Обем производства продукции,единиц

Цена, тыс.рублей

Объем реализации продукции,единиц

 

1 год

2 год

3 год

1 год

2 год

3 год

1 год

2 год

3 год

товар 1

57539

69047

69737

3,39

3,627

3,989

50059

75088

70583

товар 2

61874

67443

70815

2,364

2,482

2,606

46406

77961

72504

товар 3

76430

77959

74061

3,317

3,483

3,657

55794

85923

77330

товар 4

1008400

986236

827872

0,377

0,415

0,456

655977

1068410

1028180

итого

1204243

1200685

1042485

     

808236

1307382

1248597


 

 

 

 

 

 

Изделие

объем производства продукции  в ценах базового периода,тыс.руб

Реализация продукции  в ценах базового периода,тыс.руб

Удельный вес реализованной  продукци в ее выпуске,%

 

1 год

2 год

откл

%

1 год

2 год

откл

%

1 год

2 год

откл

товар 1

195057,2

234069

39012,12

120,00

169700,01

254548,32

84848,31

150,00

87,00

108,75

21,75

товар 2

146270,1

159435

13165,12

109,00

109703,78

184299,804

74596,02

168,00

75,00

115,60

40,59

товар 3

253518,3

258590

5071,693

102,00

185068,7

285006,591

99937,893

154,00

73,00

110,22

37,22

товар 4

380166,8

371811

-8355,828

97,80

247303,33

402790,57

155487,24

162,87

65,05

108,33

43,28

итого

975012,5

1023906

48893,1

105,01

711775,82

1126645,29

414869,46

158,29

73,00

110,03

37,03

Информация о работе Анализ и диагностика финансово - хозяйственной деятельности предприятия