Анализ, планирование и факторный анализ валового дохода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 03:21, курсовая работа

Описание работы

Финансовый результат деятельности предприятий в конечном итоге характеризуется показателями прибыли (убытка). Известно, что без получения прибыли предприятие не может развиваться в рыночной экономике, за исключением организаций, финансируемых за счёт государства или других источников. Поэтому задача улучшения финансового результата является жизненно важной для хозяйствующего субъекта. Валовой доход – показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение выручки от продажи товаров над затратами по их приобретению за определённый период времени.

Содержание работы

Введение 3
Сущность и значение валового дохода в хозяйственной
деятельности торгового предприятия 5
1.1 Экономическая сущность валового дохода, его значение,
источники образования 5
Факторы, влияющие на величину валового дохода 8
Факторный анализ валового дохода в розничной торговле 14
Анализ валового дохода торгового предприятия 18

Экономико-организационная характеристика магазина
«Продукты» 18
Анализ основных показателей магазина «Продукты» 23
Анализ валового дохода магазина «Продукты» 32
3 Пути повышения валового дохода 36
Заключение 40
Список использованных источников 43
Приложения 45

Файлы: 1 файл

курсовой 893.docx

— 90.01 Кб (Скачать файл)

Розничные торговые предприятия полностью  списывают на уменьшение валового дохода потери, возникшие в связи с  возвратам поставщикам на переработку  прокисшего молока, черствого хлеба, частично (в размере торговой надбавки) – нормируемые товарные потери, бой, лом и уценку товаров, принятые за счёт торгового предприятия.

Анализ  валового дохода, как и других показателей  хозяйственной деятельности предприятия, должен проводиться не только сравнением данных отчётного года с показателями за прошлый период, но и в динамике за ряд лет.

Особое  внимание уделяется выявлению и  мобилизации возможностей и прогнозных резервов роста валового дохода за счёт увеличения объёма розничного товарооборота, улучшения его структуры, совершенствования  звенности товародвижения, сокращения и предупреждения товарных потерь, уценки и порчи товаров и т.д. Важным резервом роста валового дохода являются изучение, обобщение и использование опыта работы лучших торговых предприятий и их подразделений. Путём сравнения уровня валового дохода каждого однотипного торгового предприятия с уровнем реализованных торговых надбавок лучшего из них можно подсчитать, насколько возрастёт их валовой доход, если каждое предприятие достигнет уровня валового дохода лучшего магазина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ валового дохода торгового предприятия

 

 

 

    1. Экономико-организационная характеристика магазина

«Продукты»

 

 

Объектом  данного анализа является  – индивидуальный предприниматель Миронова И.В. магазин продовольственных товаров «Продукты». Магазин находится в Свердловской области, Белоярский район, с. Бруснятское, ул. Советская, 43.

Индивидуальный предприниматель  Миронова И.В. является физическим лицом по законодательству РФ, пользуется правами и выполняет обязанности, связанные с его деятельностью, имеет в собственности обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный счет в рублях, печать, и другие реквизиты, выступает в суде от своего имени.

ИП Миронова И.В. осуществляет самостоятельную финансовую деятельность в пределах, установленных действующим законодательством. Строит свои отношения с юридическими лицами, частными предпринимателями во всех сферах своей деятельности исключительно на основе договоров. В своей деятельности учитывает также и интересы потребителей, соблюдая требования к качеству товаров и ycлyг.

Деятельность предпринимателя осуществляется на основе самостоятельно разработанных планов. Перспективные планы, а также годовые и текущие утверждаются ИП Мироновой И.В.

ИП  Миронова  И.В. свободно в выборе формы и предмета хозяйственных договоров и обязательств, любых других условий хозяйственных взаимоотношений, не противоречащих законодательству Российской Федерации. Магазин «Продукты» реализует товары, работы, услуги по ценам и тарифам, установленным самостоятельно или на договорной основе, если иное не предусматривает законодательством РФ. Контроль и ревизия производственной и хозяйственной деятельности осуществляется налоговыми, природоохранными и другими органами, имеющими право контроля.

ИП Миронова И.В. начала свою деятельность с  марта 2008 года. Основной вид деятельности – розничная торговля продовольственными товарами, специализируется на продаже продуктов питания. Основной целью предпринимателя является осуществление предпринимательской деятельности для удовлетворения общественных потребностей в товарах и услугах и получения на этой основе прибыли.

Магазин «Продукты» - это предприятие розничной  торговли. Основная услуга, которую  оказывает магазин «Продукты» - это  реализация товаров.

Общая площадь  торгового предприятия составляет 52 кв. м. Площадь торгового зала магазина  составляет 40 кв. м.

Предметом деятельности ИП Миронова И.В. является:

  • розничная торговля продовольственными товарами;
  • оказание платных услуг населению;
  • развитие мелкорозничной торговли;
  • внешнеэкономическая деятельность.

Главными  целями  являются реализация товаров, получение прибыли от реализации, улучшение сервиса без повышения  цен на товары.

В целях  повышения заинтересованности членов трудового коллектива, индивидуального предпринимательства Миронова И.В. в процессе своего развития и создания новых основных фондов тридцать процентов прибыли остается в распоряжении предприятия после обязательных платежей бюджету.

Численность предприятия составляет 12 человек. Оказание торговых услуг осуществляется персоналом, прошедших курсы обучения. Выполнением управленческих функций занято 3 человека. При найме работников магазин учитывает внешние данные и возраст. Эти требования предъявляются к продавцам, так как они непосредственно контактируют с клиентами и постоянно находятся на виду. Средний возраст персонала составляет 28 лет.

На предприятии  применяются в основном две системы  оплаты труда: повременная и сдельная. При повременной оплате труда  заработная плата работнику начисляется  в соответствии с окладом за фактически отработанное время. Сдельная система  представляет собой оплату в зависимости  от объема работ по установленным  расценкам. Повременная оплата труда  применяется для работников бухгалтерии  и руководства. Заработная плата  продавцам выплачивается в зависимости  от объема товарооборота. Процент от выработки определяется в каждом случае индивидуально в зависимости  от трудоемкости реализуемых товаров. Заработная плата заведующих отделами состоит из фиксированных окладов  и суммы, исчисляемой в процентах  к товарообороту закрепленных за ними отделов. Такая система оплаты труда является дополнительным стимулом и влияет на качество их работы и  деятельности всего магазина. Бухгалтерией ведется учет всех затрат предприятия, и эти данные используются руководством для принятия решения об уменьшении или увеличении некоторых статей расходов.

Магазин реализует крупы, хлебобулочные, мясные, кисломолочные продукты, а также свежие фрукты и овощи и др. Поставки осуществляются с периодичностью 2 раза в неделю, что позволяет сохранить свежесть продуктов. Предприятие ориентировано на людей, ведущих здоровый образ жизни, и людей, заботящихся о своем здоровье.

          Огромное значение для формирования  эффективной системы управления  персоналом имеет организационная  структура магазина. Типовая организационная  структура для магазина «Продукты»  представлена на рисунке 1.

Такая организационная  структура управления позволяет  рационально распределить функции  управления между руководителями, обеспечивает минимальность звеньев структуры  управления, что в свою очередь  позволяет ускорить принятие и исполнение принимаемых управленческих решений отделами магазина.

Краткая экономическая характеристика деятельности магазина представлена в таблице 1.

 

Таблица 1 - Основные экономические показатели хозяйственной  деятельности магазина «Продукты» за 2010 – 2011  г.г., в тыс. руб.

Показатели

2010 г.

2011 г.

Отклонение 2011г. от 2010 г.

Темп роста 2011 к 2010, %

Товарооборот в действующих ценах, тыс.руб.

 

5129,40

 

5923,30

 

793,90

 

115,48

Индекс цен, %

-

118,0

-

118,0

Товарооборот в сопоставимых ценах,

тыс.руб.

 

5129,40

 

5019,75

 

-109,65

 

97,86

Валовой доход от реализации, тыс.руб.

 

2036,60

 

2554,04

 

517,44

 

120,40

Уровень валового дохода, в % к товарообороту

 

39,70

 

43,12

 

3,42

 

108,61

Издержки обращения, тыс.руб.

1486,60

1700,32

213,72

114,38

Уровень издержек обращения, % к товарообороту

28,98

 

28,71

 

-0,27

 

99,07

 

Прибыль от реализации, тыс.руб.

550,0

853,72

303,72

128,93

Рентабельность продаж, %

10,7

14,4

3,7

134,58

Среднесписочная численность работников,

12

 

12

 

-

 

100,00

 

в том числе

торгово-оперативных работников

 

9

 

9

 

-

 

100,00

Торговая площадь, кв.м.

40

40

-

100,0

Товарооборот на 1 среднесписочного работника, тыс.руб.

 

427,45

 

493,61

 

66,16

 

115,48

Товарооборот на 1 торгово-оперативного работника, тыс.р.

569,93

 

658,14

 

88,21

 

88,21

 

Товарооборот на 1 кв.м. торговой площади

128,24

148,08

19,84

115,47


 

 

 




 

 

 

 


 


 

 

 

 

 

Рисунок 1 - Организационная структура магазина «Продукты»

 

Проведенный анализ основных показателей хозяйственной  деятельности магазина «Продукты» показал, что товарооборот организации за 2011 год составил в действующих ценах 5923,30 тыс. руб., что на 793,90 тыс. руб. больше, чем за аналогичный период 2010 г., что составляет 115,48 %.

Отмечается  рост среди анализируемых показателей  за 2011 год по прибыли от реализации - 28,93 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Рост  товарооборота привел к увеличению товарооборота, приходящегося на 1 кв. м. торговой площади: за 2011 год. Этот показатель составил 19,84 тыс. руб., увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (128,24 тыс. руб.) на 15,5%.

Таким образом, в магазине «Продукты», за анализируемый период наблюдается рост основных экономических показателей деятельности организации, поэтому можно сказать, что магазина является динамично развивающейся организацией розничной торговли.

 

2.2 Анализ основных показателей  магазина «Продукты»

 

Рассмотрим  основные показатели, характеризующие  использование на предприятиях исследуемой торговой организации трудовых ресурсов и фонда заработной платы (таблица 2).

При анализе  обеспеченности торговой организации  трудовыми ресурсами используются данные о списочной и среднесписочной  численности, структуре рабочей  силы.

 

Таблица 2 - Списочная численность списочного состава по категориям магазина «Продукты» за 2010 – 2011 г.г.

Категория персонала

Среднесписочная численность, человек

(в целых единицах)

Отклонение отчетного периода, человек

Отчетный период, %

2010 г.

План

На 2011 г

2011 г.

От плана 2011г

От 2010г.

К плану 2011г

К 2010 г.

Всего, чел.

12

11

12

1

0

109

100

в т.ч:

             

основной вид деятельности

из них:

 

 

9

 

 

10

 

 

10

 

 

0

 

 

1

100

111

Руководитель, чел.

2

2

3

1

1

150

150

Специалист, чел.

3

2

2

0

-1

100

67

Продавец, чел.

2

4

2

-2

0

50

100

Рабочий, чел.

2

2

3

1

1

150

150

не основная деятельность

3

1

2

1

-1

200

67


 

Списочная численность работников в целом  по предприятию составила 12 человек. По плану численность предусмотрена  в составе 11 человек. За счет этого  происходит отклонение от плана на 1 человека. В процентном выражении отклонение от плана составляет 9%. В отчетном периоде по основному виду деятельности отклонений от плана нет. Однако, в сопоставлении с предыдущим годом произошло увеличение списочного состава на 11%. В категории работников основного вида деятельности удельный вес руководителей вырос на 50% как по отношению к плану, так и по отношению к предыдущему году. Это отрицательная тенденция. Произошло это за счет введения новой незапланированной должности «Начальник службы охраны» в связи с появлением необходимости более тщательного ведения охранной деятельности в магазине.

По категории  «Специалист» отклонений от плана нет, но происходит снижение по сравнению с предыдущим годом на 33%. Удельный вес категории «Продавец» в сравнении с базисным годом не изменился, тем не менее, существует отклонение от плана на 50%. Это отрицательное явление в деятельности торгового предприятия. Так как именно продавцы находятся в непосредственном контакте с клиентами предприятия, и именно от них зависит товарооборот предприятия. Удельный вес работников вырос на 50% как по сравнению с планом, так и по сравнению с базисным годом. Связано это с введением нового рабочего места «Фасовщик». По не основной деятельности план не выполнен ни в отчетном, ни в базисном году. Объясняется это введением должности «Начальник службы охраны», кандидатура которого была отобрана из внутренних кадров, т. е. за счет повышения в должности охранника. Вместе с тем превышение численности охранников объясняется необходимостью наличия надежной охранной системы. В будущем в связи с этим необходимо ввести в план большее количество рабочих мест охранника.

Структура среднесписочной численности по основному виду деятельности в отчетном году (таблица 3) составила 83,33 % от общей численности работников магазина. За год структура работников магазина, задействованных в основном виде деятельности, увеличилась на 8,33 % , что является положительной тенденцией в деятельности организации. Но все же численность персонала основного вида деятельности не достигает плановой величины. Это связано с низкой оснащенностью специалистами. Это негативный фактор в деятельности магазина, так как именно от них зависят многие аспекты деятельности организации.

 

Таблица 3 - Структура среднесписочной численности списочного состава работников магазина «Продукты» за 2010 - 2011гг.

 

Категории работников

2010 г

План на 2011 г

2011 г

Изменение удельного веса по сравнению, %

Чело-

век

%

Чело-век

%

Чело-век

%

с планом

с предыдущим периодом

Всего

12

100

11

100

12

100

х

х

в т.ч.:

               

Основной вид деятельности из них:

9

75,00

10

90,91

10

83,33

-7,58

8,33

Не основной вид деятельности

3

25,00

1

9,09

2

16,67

7,58

-8,33

Информация о работе Анализ, планирование и факторный анализ валового дохода