Анализ, планирование и факторный анализ валового дохода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 03:21, курсовая работа

Описание работы

Финансовый результат деятельности предприятий в конечном итоге характеризуется показателями прибыли (убытка). Известно, что без получения прибыли предприятие не может развиваться в рыночной экономике, за исключением организаций, финансируемых за счёт государства или других источников. Поэтому задача улучшения финансового результата является жизненно важной для хозяйствующего субъекта. Валовой доход – показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение выручки от продажи товаров над затратами по их приобретению за определённый период времени.

Содержание работы

Введение 3
Сущность и значение валового дохода в хозяйственной
деятельности торгового предприятия 5
1.1 Экономическая сущность валового дохода, его значение,
источники образования 5
Факторы, влияющие на величину валового дохода 8
Факторный анализ валового дохода в розничной торговле 14
Анализ валового дохода торгового предприятия 18

Экономико-организационная характеристика магазина
«Продукты» 18
Анализ основных показателей магазина «Продукты» 23
Анализ валового дохода магазина «Продукты» 32
3 Пути повышения валового дохода 36
Заключение 40
Список использованных источников 43
Приложения 45

Файлы: 1 файл

курсовой 893.docx

— 90.01 Кб (Скачать файл)

Одним из внешних факторов, оказывающих влияние  на формирование уровня торговой надбавки (наценки), выступает конкуренция. В  зависимости от выбранной конкурентной стратегии фирма либо стремится  обеспечить себе лидерство по ценам, либо ориентируется на средний уровень  цен конкурентов. Последняя из стратегий  является преобладающей. Стремясь поддерживать цены на более низком уровне, чем  у конкурентов, предприятия торговли и общественного питания устанавливают соответствующий уровень торговых надбавок (наценок), осуществляя режим экономии издержек для того, чтобы возместить расходы и иметь возможность получить прибыль [21, с. 308].

Базой формирования уровня торговой надбавки (наценки) служит уровень цен приобретения товара.

Несмотря  на глубокую взаимосвязь, уровень торговой надбавки (наценки) далеко не всегда определяется уровнем цены на товар. Так, при низком уровне цены производителя может  быть сформирован высокий уровень  торговой надбавки (наценки), и, наоборот — при высоком уровне цены производителя  предприятия торговли и общественного  питания ограничиваются низким уровнем  торговой надбавки (наценки). В более  выгодном положении находятся предприятия, осуществляющие режим экономии и  получающие вследствие этого значительный размер прибыли.

Существенное  влияние на размер валового дохода оказывает платежеспособный спрос  населения на потребительские товары. Чем выше его объем, тем больше качественных и дорогостоящих товаров  будет приобретать население, тем  выше будут доходы торговли и общественного  питания от реализации товаров и  продукции собственного производства.

Складывающееся  на рынке соотношение спроса и  предложения предоставляет возможность  дифференцированно подходить к  определению уровня торговой надбавки (наценки). Рост спроса на товар (продукцию) при ограниченном его предложении  позволяет установить более высокий  уровень торговой надбавки (наценки) и сформировать значительную сумму  валового дохода. При превышении предложения  над спросом предприятиям торговли и общественного питания приходится снижать уровень торговой надбавки (наценки), иногда доводя ее до нижнего  предела. Чем больше разница между  объемом предложения и спросом, тем меньше возможностей для формирования необходимой суммы валового дохода.

При определении  уровня торговой надбавки (наценки) целесообразно  учитывать стадию жизненного цикла  товара (продукции). На этапе внедрения  нового товара (продукции) на рынок  уровень торговой надбавки (наценки) устанавливается минимальным, и  продажа зачастую бывает убыточной. На этапе подъема уровень торговой надбавки (наценки) возрастает, и соответственно растет объем валового дохода.

Наиболее  высокая торговая надбавка формируется  на стадии зрелости, когда объем  продажи максимален. Этап ухода товара (продукции) с рынка сопровождается падением уровня торговой надбавки и  значительным уменьшением валовых  доходов.

Величина  валового дохода зависит от территориального расположения предприятий общественного  питания относительно поставщиков  и района деятельности. Более высокий  уровень торговой надбавки (наценки) устанавливается на тех предприятиях торговли и общественного питания, которые расположены дальше от поставщиков  товаров и сырья. Это требует  повышенных расходов по доставке. Дифференциация торговых надбавок (наценок) в зависимости  от района деятельности предприятий  общественного питания выражается в том, что на одни и те же товары (продукцию) могут устанавливаться  торговые надбавки (наценки) разных уровней: более высокие — в престижных районах, меньшие — в обычных.

В системе  внутренних факторов, влияющих на формирование валового дохода, наиболее заметную роль играет товарооборот. Между этими  показателями существует прямая зависимость  — рост объема товарооборота сопровождается ростом объема валового дохода и характеризует  его с количественной стороны. Качественная характеристика валового дохода раскрывается при определении влияния фактора  цен. Так, получение валового дохода только за счет роста цен косвенным  образом свидетельствует о снижении объема продажи товаров в физических единицах и тем самым о потере предприятием общественного питания  определенной доли потребительского рынка. Чем больше валового дохода получено за счет роста цен, тем ниже качество его формирования.

Большое влияние на изменение объема валового дохода оказывает ассортиментная структура товарооборота. Повышение в товарообороте удельного веса товаров и товарных групп с высоким уровнем торговых надбавок ведет к росту валового дохода; при уменьшении их в товарообороте размер валового дохода снижается.

Фактором, снижающим уровень торговой надбавки (наценки), является рост звенности  товародвижения. Увеличение количества посредников в продвижении товара (продукции) в сфере обращения  приводит к значительному росту  его цены, так как каждый из них  прибавляет к цене приобретения свой уровень торговой надбавки. Чем выше эта цена, тем ниже уровень торговой надбавки устанавливает следующее  звено товаропроводящей сети, ориентируясь на цену, которую может заплатить  потребитель.

Существенны расхождения в уровнях торговых наценок в различных типах  предприятий общественного питания. Наиболее высокие наценки применяются  в ресторанах, кафе, барах и других предприятиях, которые предоставляют  потребителям комплекс высококачественных услуг по организации отдыха. Более  низкий уровень торговых наценок  формируется в столовых при промышленных предприятиях, вузах, техникумах, колледжах, в школьных столовых, целью которых  является организация быстрого обслуживания определенного контингента потребителей: работников предприятий, учащихся, студентов.

Уровень торговых надбавок (наценок) зависит  от применяемого метода организации  продажи. Так, внедрение самообслуживания, торговли по образцам, через торговые автоматы способствует установлению более  низкого уровня издержек за счет экономии средств на оплату живого труда.

Уменьшение  этих расходов обеспечивает возможность  снижения цены товара (продукции), одновременно стимулируя рост объема реализации и  величины валового дохода. На предприятиях общественного питания уровень торговых надбавок (наценок) дифференцируется в зависимости от качества товаров (продукции), культуры торгового обслуживания. Уровень торговых надбавок на высококачественные товары существенно отличается от уровня торговых надбавок на другие товары, имея в цене такого товара значительный удельный вес. Как свидетельствует опыт развитых стран, доля торговых надбавок в цене товара колеблется от 15 до 70%, а по товарам экстра-класса цена продажи превышает цену покупки более чем в 2—2,6 раза. Культура торгового обслуживания оценивается потребителем рядом показателей: широким выбором товаров (продукции), предоставлением дополнительных услуг, применением прогрессивных методов продажи товаров, профессионализмом и этикой обслуживающего персонала и др. Учитывая мнение покупателей о достигнутом уровне культуры торгового обслуживания, предприятия торговли и общественного питания устанавливают соответствующий размер торговой надбавки (наценки) на товар (продукцию). Высокая оценка культуры торгового обслуживания, данная потребителями, позволяет предприятию применить более высокий процент торговой надбавки (наценки) к цене приобретения товара (сырья).

Таким образом, уровень торговых надбавок (наценок) зависит от выбранной предприятием стратегической цели. Если целью является расширение сферы влияния на рынке, то уровень торговой надбавки (наценки) устанавливается исходя из рыночных цен приобретения и продажи товаров. При ориентации предприятий на получение прибыли уровень торговой надбавки (наценки) формируется таким образом, чтобы возместить издержки, осуществить развитие производственной и социальной сферы.

Все вышерассмотренные  факторы взаимосвязаны, действуют  одновременно и часто разнонаправлено, увеличивая или снижая валовой доход предприятия.

 

 

1.3 Факторный анализ валового дохода в розничной торговле

 

Анализ  валового дохода является составной  частью анализа финансовых результатов  деятельности торговых фирм.

Цель  анализа - получение информации о  формировании валового дохода за предплановый период и определение путей его  роста в соответствии с ресурсами  развития предприятия в будущем.

Основная  цель анализа - поиск резервов роста  валового дохода для обеспечения  большей финансовой устойчивости предприятий торговли на рынке [13, с. 228].

Задачами  анализа валового дохода являются:

- проверка степени выполнения плана и изучение динамики изменения показателей валового дохода по предприятию в целом и его подразделениям по общему объему, составу и структуре реализуемых товаров и продукции собственного производства;

- изучение формирования структуры валового дохода в зависимости от форм расчетов с поставщиками товаров;

- выявление и количественное измерение факторов, оказывающих влияние на выполнение плана валового дохода и его динамику;

- определение неиспользованных возможностей и резервов роста валового дохода;

- осуществление контроля за выполнением плана направленного на своевременное выявление факторов, отрицательно повлиявших на формирование валового дохода.

Основными материалами, используемыми для  анализа валового дохода, являются бухгалтерские, статистические данные и данные оперативного учета.

Анализ  валового дохода производится в определенной последовательности.

Анализ  финансовых результатов деятельности розничных торговых предприятий  обычно начинают с изучения валового дохода. Валовой доход изучают  как по сумме, так и по уровню (в % к обороту). В частности, определяют степень выполнения плана по валовому доходу, анализируют его динамику, измеряют влияние факторов на сумму  и уровень реализованных торговых надбавок.

Общая сумма  валового дохода торгового предприятия  находится в функциональной зависимости  от изменения объема розничного товарооборота  и уровня реализованных торговых надбавок. Их влияние на валовой  доход измеряют приемом абсолютных разниц. Так, отклонение от плана и  в динамике по товарообороту умножают на базисный уровень валового дохода (плановый или фактический за прошлый  период), делят на 100, а отклонение от плана или от данных прошлого периода по среднему уровню реализованных  торговых надбавок умножают на фактический  товарооборот отчетного периода  и делят на 100. Большое влияние  на валовой доход оказывает изменение  розничных (продажных) цен на товары. При повышении цен соответственно растет сумма торговых надбавок, и  наоборот. Для измерения влияния этого фактора на валовой доход необходимо прирост объема товарооборота за счет повышения розничных цен на товары умножить на базисный уровень реализованных торговых надбавок (плановый или фактический за прошлый период) и разделить на 100.

Одновременно  определяют и анализируют валовой  доход, остающийся в распоряжении торгового  предприятия. Он рассчитывается вычитанием из общей суммы валового дохода налогов  и других обязательных платежей, взимаемых  за счет реализованных торговых надбавок. Следовательно, сумма валового дохода, остающегося в распоряжении торгового  предприятия, находится в прямой зависимости от изменения общей  суммы реализованных торговых надбавок и в обратной — от налогов и  других обязательных платежей, взимаемых  за счет валового дохода. Их влияние  на сумму валового дохода, остающегося в распоряжении торгового предприятия, определяется прямым счетом.

Далее изучают  влияние факторов на средний уровень  валового дохода. Он может изменяться в связи с изменением состава  и структуры розничного товарооборота, размеров торговых надбавок на отдельные  товары, звенности товародвижения, списания товарных потерь, уценки и  прочего расхода товаров за счет валового дохода.

Реализация  продовольственных товаров в порядке мелкого опта дошкольным учреждениям, больницам, школам, детским лагерям ит.п., а также постоянным покупателям по пластиковым карточкам обычно производится с предоставлением покупателям в определённом размере скидки. Магазины предоставляют покупателям скидки с розничной цены товара для стимулирования реализации.

При поставке муки, крупы, масла животного и  некоторых других товаров в расфасованном  виде поставщики могут взимать с  магазинов наценку за их предварительную  фасовку. В связи с этим увеличение или уменьшение объёма поставки товаров  в расфасованном виде оказывает  определённое влияние на валовой  доход. Влияние указанного фактора  на реализованные торговые надбавки также определяют прямым счётом (по данным товарных и расчётных документов).

Значительное  влияние на валовой доход оказывает  изменение структуры розничного товарооборота. Увеличение в товарообороте  доли товаров с более высокими размерами торговых надбавок ведёт  к повышению среднего уровня валового дохода, и наоборот. Влияние изменения  структуры товарооборота на уровень  валового дохода определяют способом процентных чисел с применением  приёма абсолютных разниц.

При покупке  товаров через оптовые предприятия  и других посредников магазины отдают им часть торговой надбавки. Влияние  изменения звенности товародвижения на валовой доход изучают по данным договоров поставки товаров, счетам-фактурам, другим расчётным и товарным документам, данным учёта поступления товаров, торговых и оптовых надбавок.

Информация о работе Анализ, планирование и факторный анализ валового дохода