Анализ, планирование и факторный анализ валового дохода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 03:21, курсовая работа

Описание работы

Финансовый результат деятельности предприятий в конечном итоге характеризуется показателями прибыли (убытка). Известно, что без получения прибыли предприятие не может развиваться в рыночной экономике, за исключением организаций, финансируемых за счёт государства или других источников. Поэтому задача улучшения финансового результата является жизненно важной для хозяйствующего субъекта. Валовой доход – показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение выручки от продажи товаров над затратами по их приобретению за определённый период времени.

Содержание работы

Введение 3
Сущность и значение валового дохода в хозяйственной
деятельности торгового предприятия 5
1.1 Экономическая сущность валового дохода, его значение,
источники образования 5
Факторы, влияющие на величину валового дохода 8
Факторный анализ валового дохода в розничной торговле 14
Анализ валового дохода торгового предприятия 18

Экономико-организационная характеристика магазина
«Продукты» 18
Анализ основных показателей магазина «Продукты» 23
Анализ валового дохода магазина «Продукты» 32
3 Пути повышения валового дохода 36
Заключение 40
Список использованных источников 43
Приложения 45

Файлы: 1 файл

курсовой 893.docx

— 90.01 Кб (Скачать файл)

 

Фактический уровень товарооборота превышает  прогнозный объем в целом за год  на 8,38%, в т.ч. в 1 квартале на 7,03%; в 2 квартале – 11,61%; в 3 квартале – 2,76%; в 4 квартале – 11,6%. В абсолютном размере перевыполнение прогнозных показателей продажи  товаров в целом за год составило 457,996 тыс. руб., в т.ч. за счет перевыполнения в 1 квартале на 82,4 тыс. руб.; в 2-м квартале – 150,9 тыс. руб.; в 3-м квартале – 38,296 тыс. руб.; в 4-м квартале – 186,4 тыс. руб. Недовыполнение объема товарооборота наблюдается в январе и августе. Связано это с уменьшением спроса на продовольственные товары. В январе объем товарооборота снижается за счет увеличения расходов в предыдущем месяце и с рождественскими каникулами, когда большинству населения не выплачивается заработная плата. В августе происходит снижение товарооборота за счет увеличения расходов трудоспособного населения на подготовку детей к учебному году. Наибольший удельный вес товарооборота наблюдается в конце года, что связано с увеличением спроса населения на продовольственные товары в связи с празднованием Нового года.

 

 

    1. Анализ валового дохода

 

Розничное торговое предприятие магазин «Продукты» имеет следующие данные о валовом доходе (таблица 9).

Исходя из данных таблицы, в 2011 году, по сравнению с предыдущим,  возросла сумма реализованных торговых надбавок на 517,44 тыс. рублей или на 20,4 %. Этому  способствовали рост товарооборота  магазина на 15,48 % и повышение уровня реализованных торговых надбавок.

 

 

 

 

Таблица – 9 Показатели выполнения плана по валовому доходу магазина «Продукты»

Показатель

2010 год

2011 год

Отклонение 2011 от 2010 г.

Темп роста 2011 к 2010 г., %

Товарооборот, тыс. руб.

в действующих ценах

в сопоставимых ценах

 

Общая сумма валового дохода от реализации товаров, тыс.руб.

 

Средний уровень валового дохода в % к товарообороту в действующих  ценах

 

Сумма налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет валового дохода, тыс. руб.

 

Налоги и другие обязательные платежи, взимаемые за счет валового дохода, в % к товарообороту в действующих  ценах

 

Сумма валового дохода, остающегося  в распоряжении магазина, тыс.руб.

 

Уровень валового дохода, остающегося  в распоряжении магазина, в % к товарообороту

 

5129,4

5129,4

 

2036,60

 

 

39,70

 

 

 

213,12

 

 

 

 

5,15

 

 

 

 

 

1823,48

 

 

 

35,55

 

5923,3

5019,75

 

2554,04

 

 

43,12

 

 

 

274,5

 

 

 

 

4,63

 

 

 

 

 

2279,54

 

 

 

38,48

 

793,9

-109,65

 

517,44

 

 

3,42

 

 

 

61,38

 

 

 

 

- 0,52

 

 

 

 

 

456,06

 

 

 

2,93

 

115,48

97,86

 

120,4

 

 

108,61

 

 

 

128,8

 

 

 

 

89,9

 

 

 

 

 

119,63

 

 

 

108,24


 

Рассмотрим влияние факторов на изменение суммы валового дохода (таблица 10).

В связи с ростом товарооборота  на 793,9 тыс. руб. сумма валового дохода возросла на 315,1 тыс. рублей. Повышение  среднего уровня валового дохода на 3,42 % к товарообороту способствовали увеличению реализованных торговых надбавок на 202,5 тыс. рублей.

 

 

Таблица 10 – Расчет влияния факторов на сумму валового дохода магазина «Продукты»

Факторы

Влияние на динамику валового дохода

Расчет

Сумма, тыс. руб.

Изменение объема товарооборота в  действующих ценах 

 

Изменение среднего уровня валового дохода в % к  товарообороту

 

793,9 × 39,7 / 100

 

 

5923,3 × 3,42 / 100

 

+ 315,1

 

 

+ 202,5

ВСЕГО

 

+ 515,6


 

Средний уровень валового дохода может  изменяться в связи с изменением состава и структуры товарооборота, размеров торговых надбавок на отдельные  товары, наличия товарных потерь, уценки и прочего расхода товаров.

План  по сумме валового дохода, остающегося  в распоряжении магазина «Продукты» в динамике возрос на 479,1 тыс.руб. Для изучения влияния факторов на сумму валового дохода, оставшегося в распоряжении магазина составляют таблицу 11.

 

Таблица 11 - Расчет влияния факторов на сумму валового дохода, оставшегося в распоряжении магазина «Продукты»

 

Факторы

Влияние на динамику валового дохода

Расчет

Сумма, тыс. руб.

Изменение объема товарооборота в  действующих ценах 

 

Изменение среднего уровня валового дохода в % к  товарообороту

 

793,9 × 38,48 / 100

 

 

5923,3 × 2,93 / 100

 

+ 305,5

 

 

+ 173,6

ВСЕГО

 

+479,1


 

Валовой доход, остающийся в распоряжении магазина «Продукты» в динамике возрос на 479,1 тыс. руб. на выполнение плана по валовому доходу, остающемуся в распоряжении торгового предприятия, положительно повлиял рост общей суммы реализованных торговых надбавок (на 517,44 тыс. руб.) и отрицательно – увеличение суммы налогов, взимаемых за счёт валового дохода (на 61,38 тыс. руб.).

Влияние изменения структуры товарооборота  на уровень валового дохода определяют способом процентных чисел с применением  приёма абсолютных разниц (Приложение А). Изменение структуры розничного товарооборота привело к уменьшению уровня валового дохода на 0,43 %, что составляет 25,47 тыс. руб.   [5923,3 × (- 0,43) : 100].

Для изучения динамики валового дохода за последние  три года составлена таблица (Приложение Б).

Оценивая  показатели, отражённые в Приложении Б можно сказать следующее: общая сумма валового дохода от реализации товаров на протяжении ряда лет (2009, 2010, 2011 гг.) неуклонно растёт, что свидетельствует об успешном функционировании торговой организации.  Наблюдается увеличение уровня валового дохода по сравнению с прошлым и позапрошлым годами.

Проведённый анализ показал наличие ухудшающейся тенденции структуры розничного товарооборота.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Пути повышения валового дохода

 

Учитывая, что наибольшее влияние на сумму  валового дохода оказывают такие  факторы, как объем реализации товаров, уровень цены закупки товаров  и уровень цены реализации товаров, в разрезе этих основных факторов на предприятиях торговли и осуществляется поиск резервов повышения доходов  от торговой деятельности, обеспечивающих достижение их плановых показателей.

Под резервами  понимаются возможности повышения  эффективности деятельности предприятия  на основе использования достижений научно-технического прогресса и  передового опыта.

Основными резервами повышения доходов  за счет снижения уровня цен закупки  товаров являются:

а) сокращение числа посредников при закупке  товаров, не требующих длительного  периода хранения и оптовой подсортировки. Наиболее низкий уровень цены может  быть обеспечен при закупке товаров  у непосредственных производителей; 

б) использование  всей системы ценовых скидок в  процессе «уторговывания» партий закупаемых товаров, в первую очередь, скидок на количество или сумму закупаемых товаров, а также скидок постоянным партнерам;

в) осуществление товарообменных (бартерных) операций при благоприятном соотношении уровней цен на обмениваемые товары на различных региональных рынках;

г) закупка партий товаров на сезонных и предпраздничных их распродажах по существенно сниженным ценам. Это мероприятие может осуществляться в увязке с возможностями и стоимостью хранения таких товаров и лишь при гарантии последующей быстрой их реализации.

Предметом ценовой политики торгового предприятия  выступает не цена товара в целом, а лишь один из ее элементов - торговая надбавка. Именно этот элемент цены товара характеризует цену торговых услуг, предлагаемых покупателю при его реализации торговым предприятием. И только этот элемент цены с учетом конъюнктуры потребительского рынка, условий своей хозяйственной деятельности, уровня цены производителя и других факторов торговое предприятие формирует самостоятельно. Несмотря на высокую степень связи с ценой производителя, уровень торговой надбавки далеко не всегда определяется уровнем цены на товар. Так, при низком уровне цены на товар, предложенном его производителем, может быть сформирован высокий уровень торговой надбавки, и наоборот - при высоком уровне цены производителя торговые предприятия часто ограничиваются низким уровнем торговой надбавки.

Эта специфика  торговой деятельности определяет особенности  формирования ценовой политики предприятия  торговли. Под формированием ценовой  политики торгового предприятия  понимается обоснование системы  дифференцированных уровней торговой надбавки на реализуемые товары и  разработка мероприятий по обеспечению  оперативной их корректировки в  зависимости от изменения ситуации на потребительском рынке и условий  хозяйствования.

Основными резервами повышения валового дохода от реализации товаров, продукции и  услуг за счет роста уровня цен  реализации являются:

а) эффективная реализация разработанной ценовой политики на предприятии, ее своевременная корректировка в связи с изменяющимися условиями рынка;

б) использование благоприятной торговой конъюнктуры, складывающейся на рынке потребительских товаров и услуг;

в) повышение уровня торгового обслуживания, создающего условия для повышения цен на отдельные товары, виды продукции.

Основными резервами увеличения валового дохода за счет роста объема реализации товаров  являются:

а) осуществление эффективной маркетинговой политики;

б) расширение ассортимента товаров, способствующее повышению комплексности покупок за счет включения в ассортиментный перечень взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров, предлагаемых покупателям;

в) предоставление потребительского кредита для реализации дорогостоящих товаров;

г) более эффективное использование всех видов ресурсов, способствующих росту объема товарооборота, а соответственно, и валового дохода.

Оптимизация валового дохода представляет собой  сложный и многоплановый процесс, имеющий целью направить развитие потребительской кооперации к наилучшему состоянию, обеспечивающему не только надлежащее торговое обслуживание, но и достижение прогнозных показателей валового дохода, прибыли и издержек обращения.

Задача  оптимизации валового дохода на практике должна отвечать следующим требованиям:

- стабильное  получение положительных финансовых  результатов;

- наличие  научного, достаточно надежного  и принятого практикой методического  обеспечения;

- постоянное  и эффективное управление, которое  сводится к совокупности управляющих  воздействий посредством использования  научно обоснованных средств  преодоления налагаемых на деятельность  потребительской кооперации социальных  и экономических ограничений  рынка.

Действенным стимулом для увеличения получаемых доходов может быть организация  экономического соревнования между предприятиями торговли.

Экономическое соревнование выполняет ряд важных функций, основными из которых являются экономическая, социальная и воспитательная.

Экономическая функция соревнования находит свое выражение в росте трудовой активности работников предприятий, направленной на достижение функциональной цели - совершенствования обслуживания населения.

Социальная  функция соревнования проявляется  посредством его влияния на улучшение  условий труда и быта работников общественного питания, на повышение  их социальной активности, на укрепление морально-психологического климата  трудового коллектива и и.д.

Воспитательная  функция соревнования выражается в  том, что в ходе экономического соревнования у работников отрасли формируются  такие качества, как сознательная дисциплина труда, бережное отношение  к материальным ресурсам, творческий подход к выполнению своих обязанностей.

Экономическое соревнование в торговле, как и в других отраслях кооперативного хозяйства направлено на достижение высоких конечных результатов, максимизацию доходов и, в конечном счете, на повышение социально-экономической эффективности деятельности кооперативной организации и потребительской кооперации в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Целью данной курсовой работы является проведение факторного анализа валового дохода, позволяющего объективно оценить хозяйственную  деятельность розничного торгового  предприятия.

Валовой доход – один из основных видов доходов, способствующий решению следующих основных задач:

1) возмещение издержек производства и обращения, что обеспечивает совокупность, текущей хозяйственной деятельности предприятий торговли;

Информация о работе Анализ, планирование и факторный анализ валового дохода