Анализ себестоимости продукции на предприятии (на примере ОАО «Золотые Луга»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 15:32, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является определение себестоимости молочной продукции на ОАО «Золотые Луга» и изучение путей ее снижения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты формирования себестоимости продукции;
- проанализировать себестоимость продукции на ОАО «Золотые Луга»;
- описать пути снижения себестоимости молочной продукции.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические аспекты формирования себестоимости продукции 5
1.1. Сущность и показатели себестоимости продукции 5
1.2. Классификация затрат на производство 11
1.3. Факторы, влияющие на себестоимость продукции 17
2. Анализ себестоимости продукции ОАО «Золотые Луга» 19
2.1. Общая характеристика предприятия 19
2.2. Основные показатели технико-экономического развития ОАО «Золотые Луга» 24
2.3. Анализ себестоимости продукции и пути ее снижения на примере ОАО «Золотые Луга» 26
Заключение 32
Литература 34
Приложения 36

Файлы: 3 файла

титульник курсовой.docx

— 16.75 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

курсовая работа.docx

— 120.60 Кб (Скачать файл)

 

информации, необходимой для оперативного руководства, осуществления контроля за производственными  затратами. Узкая сфера применения полученной информации обусловливается недооценкой учета и анализа себестоимости продукции как важнейшего источника экономической информации для нужд всех уровней управления.

Выбор темы исследования обусловлен актуальностью  и недостаточной разработанностью вышеперечисленных проблем применительно  к молочной промышленности.

Целью настоящей  курсовой работы является определение  себестоимости молочной продукции на ОАО «Золотые Луга» и изучение путей ее снижения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить теоретические аспекты формирования себестоимости продукции;

- проанализировать себестоимость продукции на ОАО «Золотые Луга»;

- описать  пути снижения себестоимости  молочной продукции.

Объектом  данного исследования является открытое акционерное общество «Золотые Луга».

Предметом – процессы и механизмы формирования себестоимости продукции на предприятии  молочной промышленности.

Работа  состоит из двух глав, введения, содержания, заключения, списка литературы, приложений.

Первая  глава содержит теоретические аспекты  формирования себестоимости продукции.

Во второй главе представлен анализ себестоимости продукции на ОАО «Золотые Луга».

Структура работы включает приложения: показатели технико-экономического развития ОАО «Золотые Луга», а также данные годовой и текущей отчетности предприятия.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ

 

    1. Сущность и показатели себестоимости продукции

 

Себестоимость продукции, работ или услуг – это денежное выражение суммы затрат, необходимых на производство и сбыт данной продукции, а более точно, ее единицы. Под затратами понимаются выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов: основных фондов, природного и промышленного сырья, материалов, топлива и энергии, труда, используемых непосредственно в процессе изготовления продукции и выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий производства и его совершенствования (более подробно затраты будут рассмотрены чуть ниже). Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, их классификация по статьям определяются государственным стандартом, а методами калькулирования − самими предприятиями.

Себестоимость продукции, представляя собой затраты  предприятия на производство и обращение, служит основой соизмерения расходов и доходов, т.е. самоокупаемости – основополагающего признака рыночного хозяйственного расчета. Себестоимость – один из важнейших показателей эффективности потребления ресурсов.

Себестоимость показывает все успехи и неудачи  предприятия в организации производства того или иного продукта. Если себестоимость такого же или аналогичного продукта конкурентов ниже, то это означает, что производство и сбыт на нашем предприятии были организованны нерационально. Следовательно, необходимо внести изменения. Решить, какие нужны изменения, поможет опять же себестоимость, так как она является одним из факторов формирования ассортимента. [1, стр.383]

Кроме того, себестоимость составляет часть  стоимости продукции и показывает, во что обходится производство продукции  для предприятия (фирмы), поэтому  себестоимость является основным ценообразующим фактором. Чем больше себестоимость, тем выше будет цена при прочих равных условиях. Разница между ценой и себестоимостью составляет прибыль. Следовательно, для увеличения прибыли необходимо либо повысить цену, либо снизить себестоимость. Снизить ее можно путем сокращения включенных в нее затрат.

Задачами  анализа себестоимости продукции  являются:

- оценка обоснованности и напряженности плана по себестоимости продукции, издержками производства и обращения на основе анализа поведения затрат;

- установление динамики и степени выполнения плана по себестоимости;

- определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости и выполнения плана по ним, величины и причины отклонений фактических затрат от плановых;

- анализ себестоимости отдельных видов продукции;

- выявление резервов дальнейшего снижения себестоимости продукции.

Таким образом, анализ себестоимости продукции  направлен на выявление возможностей повышения эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства, снабжения и сбыта продукции. Изучение себестоимости продукции позволяет дать более правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому на предприятиях. Но для правильной оценки и анализа себестоимости продукции недостаточно знать лишь определение этого показателя. Очень важной стороной в этом вопросе является рассмотрение и изучение статей затрат предприятия, включаемых в себестоимость. [2, стр.608]

Состав  затрат предприятия разнообразен. Это  не только затраты на сырье и материалы, на заработную плату, амортизацию, но и затраты предприятия, связанные с уплатой налогов, штрафов, содержанием жилья на балансе предприятия, оплатой путевок для работников предприятия, строительством новых объектов основных фондов и т.д.

Поэтому с целью регламентации перечня  затрат, включаемых в себестоимость продукции, законодательно разработано и является обязательным к применению всеми предприятиями «Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли».

Затраты на производство продукции (работ, услуг) включаются в себестоимость продукции того отчетного периода, к которому они относятся, независимо от времени оплаты. Следует отметить, что часть расходов, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), нормируется для целей налогообложения, например, расходы на подготовку кадров, рекламу, представительские расходы и т. п. В себестоимость включают полную сумму таких расходов, но при расчете налогооблагаемой прибыли к ее фактически полученной величине прибавляют расходы, произведенные предприятием сверх норм. Кроме того, в себестоимость продукции включают потери от брака, потери от простоев по внутрипроизводственным причинам и от недостачи поступивших материальных ресурсов в пределах норм естественной убыли.

Систематически  в течение года предприятие должно проводить анализ затрат с целью  выявления внутрипроизводственных резервов их снижения, а также для  анализа уровня и динамики изменения  стоимости продукции. Для этого  используется ряд показателей, основными  являются такие показатели, как затраты  на производство и реализацию всего  объема товарной продукции, затраты на один рубль товарной продукции и себестоимость конкретного вида продукции. [3, стр.464]

Таблица 1.1.

Расчет показателей  себестоимости продукции

Показатели

Формула

Затраты на производство

Материальные затраты + амортизация + оплата труда и отчисления в фонды + прочие затраты

Себестоимость валовой продукции

Затраты на производство – непроизводственные счета (затраты на капстроительство и капремонт своего предприятия, услуги транспорта сторонних организаций и непромышленных хозяйств своего предприятия, стоимость НИОКР, выполняемых для сторонних организаций) – расходы будущих периодов

Производственная себестоимость товарной (готовой) продукции

Себестоимость валовой продукции  – изменение остатков незавершенного производства (прирост вычитается, сокращение прибавляется)

Полная себестоимость товарной продукции

Производственная себестоимость + внепроизводственные  расходы (на упаковку, транспортировку, складские расходы, комиссионные сборы  и др.)

Себестоимость реализованной продукции

Полная себестоимость + коммерческие расходы (реклама, маркетинг) – переходящие остатки нереализованной продукции


 

Рассмотрим  данные показатели:

1. Затраты  на производство и реализацию  всего объема товарной продукции (полная себестоимость) определяются сметой затрат, то есть рассчитываются путем суммирования затрат по основным экономическим элементам. Данный показатель необходим для определения прибыли от реализации продукции, а следовательно, прибыли для налогообложения. На себестоимость товарной продукции могут повлиять следующие факторы:

- изменение объема выпущенной продукции;

- отклонения в ассортименте выпущенной продукции;

- цены на материальные ресурсы.

2. Затраты  на один рубль товарной продукции  рассчитываются как отношение полной себестоимости продукции ко всему объему реализованной товарной продукции (или к цене данного объема товарной продукции).

Это наиболее известный на практике обобщающий показатель, который отражает себестоимость единицы продукции в стоимостном выражении, без разграничения ее по конкретным видам. Он показывает, во сколько обходится предприятию получение каждого рубля выручки. Показатель широко используется при анализе снижения себестоимости и позволяет, в частности, охарактеризовать уровень и динамику затрат на производство продукции в целом по промышленности.

3. Себестоимость  конкретного вида продукции отражает  затраты предприятия на производство этого вида продукции. Этот показатель нужен предприятию для того, чтобы оно имело возможность определить, насколько эффективно производство того или иного вида продукции при сложившемся на рынке уровне цен на данный вид продукции и при сложившемся на предприятии уровне затрат (себестоимости). Если сложившаяся себестоимость выше рыночного уровня цен на данный вид продукции, предприятие вынуждено либо снимать с производства этот вид продукции, либо снижать свои затраты. В связи с этим предприятие, в принципе не регламентированное действующим законодательством к определению себестоимости каждого вида продукции, вынуждено постоянно рассчитывать этот показатель для организации безубыточного производства.

Виды  себестоимости продукции:

- от оперативного формирования (фактическая, плановая);

- от полноты включения расходов (цеховая, производственная (общезаводская), полная (производственная + по реализации);

- от объема продукции (единицы продукции, всего объема производства);

- от степени готовности продукции (валовой продукции, товарной продукции, реализованной продукции).

Необходимо  различать общую себестоимость  всей произведенной продукции и общую сумму затрат, приходящихся на изготовление продукции определенного объема и состава; индивидуальную себестоимость – затраты на производство только одного изделия (например, на изготовление уникального агрегата при условии, что в данном производственном звене никаких других видов продукции одновременно не производится); и среднюю себестоимость, определяемую делением общей суммы затрат на количество произведенной продукции.

В зависимости  от объема включаемых в себестоимость  затрат различают себестоимость операционную, цеховую, производственную и полную.

Операционная (технологическая, агрегатная) отражает затраты на выполнение данной технологической операции.

Цеховая себестоимость включает затраты  на производство продукции в пределах цеха, в частности прямые материальные затраты на производство продукции, амортизация цехового оборудования, заработная плата основных производственных рабочих цеха, социальные отчисления, расходы по содержанию и эксплуатация цехового оборудования, общецеховые расходы. Цеховая себестоимость является исходной базой для определения промежуточных внутризаводских планово-расчетных цен при организации внутризаводского хозяйственного расчета.

Производственная  себестоимость (себестоимость готовой  продукции) охватывает затраты предприятия  на производство продукции. Помимо цеховой себестоимости в нее входят общезаводские расходы (административно-управленческие и общехозяйственные затраты) и затраты вспомогательного производства.

Полная  себестоимость (себестоимость реализованной (отгруженной) продукции) включает все  затраты, связанные с производством  и реализацией продукции. Она отличается от производственной себестоимости на величину внепроизводственных расходов (коммерческие затраты – затраты на упаковку, хранение, погрузку, транспортировку и рекламу) и исчисляется только по товарной продукции. Следует иметь в виду, что эти расходы зависят от объема отгруженной продукции и являются переменными.

Кроме того, различают плановую и фактическую себестоимость. Плановая себестоимость определяется в начале планируемого года исходя из плановых норм расходов и иных плановых показателей на этот период. Фактическая себестоимость определяется в конце отчетного периода на основании данных бухгалтерского учета о фактических затратах на производство. Плановая себестоимость и фактическая себестоимость определяются по одной методике и по одним и тем же калькуляционным статьям, что необходимо для сравнения и анализа показателей себестоимости. Сравнение плановой и фактической себестоимости позволяет объективно оценить степень рентабельности предприятия и рациональность использования как материальных, так и интеллектуальных ресурсов.

 

    1. Классификация затрат на производство

 

Большое значение для правильной организации  учета производственных затрат имеет их научно обоснованная классификация. Необходимость изучения структуры себестоимости обусловлена тем, что затраты предприятия на производство продукции различны по своей экономической природе и величине, а следовательно, и по удельному весу в полной себестоимости. В связи с многообразием издержек производства их принято группировать по различным признакам в качественно однородные совокупности. [3, стр.464]

Приложение 1.docx

— 16.70 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Анализ себестоимости продукции на предприятии (на примере ОАО «Золотые Луга»)