Анализ себестоимости продукции на предприятии (на примере ОАО «Золотые Луга»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 15:32, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является определение себестоимости молочной продукции на ОАО «Золотые Луга» и изучение путей ее снижения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты формирования себестоимости продукции;
- проанализировать себестоимость продукции на ОАО «Золотые Луга»;
- описать пути снижения себестоимости молочной продукции.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические аспекты формирования себестоимости продукции 5
1.1. Сущность и показатели себестоимости продукции 5
1.2. Классификация затрат на производство 11
1.3. Факторы, влияющие на себестоимость продукции 17
2. Анализ себестоимости продукции ОАО «Золотые Луга» 19
2.1. Общая характеристика предприятия 19
2.2. Основные показатели технико-экономического развития ОАО «Золотые Луга» 24
2.3. Анализ себестоимости продукции и пути ее снижения на примере ОАО «Золотые Луга» 26
Заключение 32
Литература 34
Приложения 36

Файлы: 3 файла

титульник курсовой.docx

— 16.75 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

курсовая работа.docx

— 120.60 Кб (Скачать файл)

Группировка затрат по экономическим элементам. Чтобы выяснить, под влиянием каких  факторов сформировался данный уровень  себестоимости, в какой мере и в каком направлении эти факторы влияли на общую себестоимость, необходимо разделить различные расходы на группы, или элементы затрат.

В основу этой группировки кладется признак  экономического содержания того или иного расхода. Затраты на сырье, топливо, на оплату труда и другие расходы в этом случае рассматриваются не просто как слагаемые себестоимости, а как возмещение затрат овеществленного и живого труда – возмещение потребленных предметов и средств труда и самого труда.

Среди затрат на производство выделяются следующие  элементы:

- материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

- затраты на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- амортизация основных фондов;

- прочие затраты.

По этим элементам на предприятии составляется «Смета затрат на производство», которая определяет общую сумму всех затрат предприятия на планируемый объем производства.

Рассмотрим  эти элементы более подробно. В  элементе «Материальные затраты» отражается стоимость:

- приобретаемых  со стороны сырья и материалов, которые входят в состав вырабатываемой продукции;

- покупных материалов, используемых в процессе производства продукции для обеспечения нормального технологического процесса и для упаковки продукции, а также запчастей для ремонта оборудования;

- покупных  комплектующих изделий и полуфабрикатов, подвергающихся в дальнейшем дополнительной обработке на данном предприятии;

- работ и услуг производственного характера, выполненными другими предприятиями или производствами того же предприятия, не относящимися к основному виду деятельности;

- приобретаемых со стороны топлива и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели.

Стоимость материальных ресурсов формируется  исходя из цен их потребления (без учета НДС), наценок, таможенных пошлин, платы за транспортировку, хранение и доставку, осуществляемых другими предприятиями и пр.

Сумма всех указанных выше затрат, израсходованная  на выпуск продукции, уменьшается на стоимость возвратных отходов производства (возникающие в процессе превращения исходного материала в готовую продукцию остатки сырья и материалов, утерявшие полностью или частично потребительные качества исходного материала, но могущие быть вторично использованы предприятием в качестве материала на выпуск продукции или реализованы на сторону).

В элемент  «Затраты на оплату труда» входят:

- затраты  на оплату труда основного  производственного персонала предприятия,  включая премии рабочим и служащим, а также компенсации в связи  с повышением цен и индексацией  доходов в пределах норм, предусмотренных законодательством;

- компенсации,  выплачиваемые в установленных  законодательством размерах женщинам, находящимся в частично оплачиваемом  отпуске по уходу за ребенком.

Элемент «Отчисления на социальные нужды» включает обязательные отчисления по установленным  законодательством нормам от сумм затрат на оплату труда.

В элементе «Амортизация основных фондов» отражается сумма амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов, определяемая исходя из балансовой стоимости утвержденных в установленном порядке норм.

К элементу «Прочие затраты» относятся:

- износ по нематериальным активам;

- арендная плата;

- вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения;

- обязательные страховые платежи;

- проценты по кредитам банков;

- налоги, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг);

- отчисления во внебюджетные фонды;

- оплата услуг рекламных агентов и аудиторских организаций, связи, вычислительных центров, вневедомственной охраны др.

Распределение затрат по экономическим элементам  позволяет выделить две основные их группы: затраты прошлого труда, овеществленные в стоимости потребленных предметов труда (сырье, материалы и т.д.) и средств труда (амортизация), и затраты живого труда (расходы на оплату труда). Из прочих затрат обычно две трети относятся к материальным затратам, а остальное – к затратам живого труда.

Таким образом, поэлементный анализ себестоимости  показывает конкретные расходы на производство продукции, независимо от места их возникновения и не отражает процесса формирования себестоимости продукции по этапам ее производства.

Этим  целям отвечает группировка затрат по калькуляционным статьям, которая  учитывает затраты по месту их возникновения и направлению, а  потому дает возможность определить уровень себестоимости по отдельным видам продукции.

В промышленности принята следующая типовая классификация  затрат по статьям калькуляции:

1. Сырье и основные материалы.

2. Вспомогательные материалы (покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера).

3. Возвратные отходы (вычитаются из себестоимости).

4. Топливо и энергия на технологические цели.

Итого: Материалы.

5. Заработная плата рабочих.

6. Отчисления на социальные нужды.

7. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования.

8. Резерв на ремонт.

9. Амортизация основных средств.

10. Общепроизводственные расходы.

11. Общехозяйственные расходы.

Итого: Производственная себестоимость.

12. Коммерческие расходы.

Итого: Полная себестоимость.

Перечисленные статьи могут быть изменены с учетом характера и структуры производства. По данным статьям производится калькулирование  себестоимости продукции и составляются калькуляции. В зависимости от того, удельный вес каких затрат преобладает в их общей структуре, выделяют отрасли трудоемкие (угольная, горнорудная промышленность, лесозаготовки), материалоемкие (многие отрасли легкой и пищевой промышленности), энергоемкие (цветная металлургия), а также отрасли с большим удельным весом затрат на амортизацию (нефтедобывающая и газовая промышленность).

Такая классификация  имеет важное значение, прежде всего, для определения путей снижения себестоимости.

По характеру  связи с технологическим процессом (с объемом производства) различают основные и накладные расходы.

Основные  расходы непосредственно связаны  с технологическим процессом производства: сырье и основные материалы, вспомогательные материалы и другие расходы, кроме общепроизводственных и общехозяйственных. Основные расходы, как правило, являются условно-переменными: их общая величина изменяется примерно пропорционально изменению объема произведенной продукции.

Накладные расходы связаны с процессами организации, управления и обслуживания производства. С объемом производства эти расходы связаны слабо, изменяются не пропорционально ему, поэтому  они называются условно-постоянными. Сюда относятся затраты, абсолютная величина которых лимитируется по цеху или предприятию в целом и не находится в прямой зависимости от объема выполнения производственной программы (расходы на отопление и освещение помещений, заработная плата управленческого персонала).

Не все  виды издержек могут быть прямо отнесены на конкретные виды продукции, многие из них должны быть сначала определены в целом и только затем распределены между различными изделиями. Поэтому по способу отнесения на себестоимость продукции различают прямые и косвенные расходы, выделить которые позволяет группировка затрат по статьям калькуляции.

Прямые  затраты находятся в прямой зависимости  от объема выпуска продукции или  от времени, затраченного на его изготовление и могут быть прямо и непосредственно  отнесены на его себестоимость: сырье  и основные материалы, потери от брака  и некоторые другие.

Косвенные затраты не могут быть отнесены прямо  на себестоимость отдельных видов  продукции и распределяются косвенно, при помощи условных расчетов, например пропорционально оплате труда производственных рабочих: общепроизводственные, общехозяйственные, внепроизводственные расходы и др.

Статьи, объединяющие косвенные расходы, называют комплексными. Сумма всех прямых затрат составляет производственную себестоимость  изделия. Сумма всех прямых и косвенных затрат дает себестоимость реализованной продукции.

Деление затрат на прямые и косвенные зависит  от отраслевых особенностей, организации производства, принятого метода калькулирования себестоимости продукции, например в угольной промышленности, где вырабатывается лишь один вид продукции, все затраты являются прямыми.

По периодичности  возникновения расходы делятся  на текущие и единовременные. Текущие расходы имеют частую периодичность (расход сырья и материалов). Единовременные (однократные) – расходы на подготовку и освоение выпуска новых видов продукции.

 

    1. Факторы, влияющие на себестоимость продукции

 

Факторы, влияющие на себестоимость продукции, можно  классифицировать по нескольким признакам. [3, стр.487]

Таблица 1.2.

Классификация факторов, влияющих на себестоимость  продукции

Признак классификации

Факторы, влияющие на себестоимость  продукции

1. По содержанию:

1) Технические

- внедрение новой прогрессивной  техники; 
- механизация и автоматизация производства; 
- научно-технические достижения; 
- улучшение использования основных фондов; 
- техническая и энергетическая вооруженность труда.

2) Технологические

- изменение ассортимента продукции;  
- продолжительность производственного цикла; 
- улучшение использования и применение новых видов сырья и мате-риалов; 
- применение экономичных заменителей и полное использование отходов в производстве;  
- совершенствование технологии продукции, снижение ее материало-емкости и трудоемкости.

2. По времени возникновения:

1) Планируемые

- ввод и освоение новых цехов; 
- подготовка и освоение новых видов продукции; 
- подготовка и освоение новых технологических процессов;  
- оптимальное размещение отдельных видов продукции по предпри-ятию.

2) Внезапные

- производственные потери; 
- изменение состава и качества сырья; 
- изменение природных условий; 
- отклонения от установленных норм выработки продукции и др.

3. По месту возникновения:

1) Внешние (независящие от предприятия)

- экономическая обстановка в стране; 
- инфляция; 
- природно-климатические условия; 
- технический и технологический прогресс; 
- изменение налогового законодательства и др.

2) Внутренние (зависящие от самого предприятия)

- производственную структуру предприятия;

 

- структуру управления;

 

- уровень концентрации и специализации  производства;

 

- продолжительность производственного  цикла. 

4. По назначению:

1) Основные

- цены на материальные ресурсы  и расход сырья и других материалов; 
- техническая вооруженность труда; технологический уровень производства; 
- норма выработки продукции; номенклатура и ассортимент продукции; 
- организация производства и труда.

2) Второстепенные

- структура управления; 
- природно-климатические условия; 
- заработная плата производственных рабочих; 
- структура прочих затрат и др.


 

Данные  факторы формирования себестоимости могут суммироваться в окончательных выводах, и определять суммарное влияние всех факторов на снижение общей величины затрат на единицу продукции.

 

  1.  АНАЛИЗ  СЕБЕСТОИМОСТИ  ПРОДУКЦИИ  ОАО  «ЗОЛОТЫЕ ЛУГА»

 

    1. Общая характеристика предприятия

 

Компания  «Золотые луга» представляет собой  Открытое акционерное общество, созданное  в соответствии с Гражданским  Кодексом Российской Федерации и  федеральным законом РФ «Об акционерных  обществах»

Открытое  акционерное общество «Золотые луга», создано путем реорганизации в форме преобразования существующего юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «Золотые луга», зарегистрированного 21 октября 2004 года ИМНС России по г. Тюмени № 3 за основным государственным регистрационным номером 1047200638099.

Открытое  акционерное общество «Золотые луга»  зарегистрировано 05 октября 2009 года ИФНС №14 по Тюменской области за основным государственным регистрационным номером 1097232025747, свидетельство серии 72 № 001821408.

Место нахождения Общества: Россия, Тюменская область, г. Тюмень, 11 км. Ялуторовского тракта, 7.

Почтовый  адрес Общества: 625014, Россия, Тюменская  область, г. Тюмень, 11 км. Ялуторовского тракта, 7.

Среднегодовая численность работающих по состоянию на 31.12.2012 года составила 1832 человека.

ОАО «Золотые Луга» – компания, являющаяся одним из крупнейших региональных производителей молочной продукции.

Компания  «Золотые луга» не использует вредных  добавок, искусственно продлевающих срок годности продукта. Приоритетным для компании является производство продукции, в безопасности и качестве которой не приходиться сомневаться. Это обеспечивается соблюдением старейших традиций производства. Наши партнёры могут быть спокойны, как за своё здоровье, так и за здоровье своих потребителей.

«Золотые  Луга» сегодня – это современная, клиентоориентированная компания, в  которой постоянно совершенствуются все процессы, чтобы, в конечном итоге, потребитель получил продукт  высокого качества. На сегодняшний день компания «Золотые луга», имея большие объемы продаж, приоритетом ставит производство и реализацию цельномолочной продукции.

Компания  известна и за пределами региона  – всегда свежую и качественную молочную продукцию покупатели смогли оценить по достоинству благодаря развитой филиальной и дистрибьюторской сетям. Особо тщательный подход к вопросам логистики, постоянное совершенствование процессов управления, внедрение систем автоматизации с целью итоговой централизации всех процессов – все это часть ежедневной работы компании.

Приложение 1.docx

— 16.70 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Анализ себестоимости продукции на предприятии (на примере ОАО «Золотые Луга»)