Анализ себестоимости продукции на примере ИП «Мясная лавка»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 10:28, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является проведение анализа себестоимости продукции на примере ИП «Мясная лавка».
В первой главе рассмотрены теоретические основы анализа затрат на производство продукции.
Во второй главе проведен анализ себестоимости продукции на примере ИП «Мясная лавка».
Исходя из поставленной, цели можно выделить задачи курсовой работы:
1. Определение понятия и видов себестоимости;
2. Рассмотрение методики анализа себестоимости продукции;
3. Рассмотрение экономической характеристики предприятия;
4. Анализ затрат на производство и себестоимости продукции, их структуры;
5. Выявление резервов снижения себестоимости продукции.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы анализа затрат на производство продукции 4
1.1 Понятие и виды себестоимости 4
1.2 Методика анализа себестоимости продукции 12
Глава 2. Анализ себестоимости продукции на примере ИП «Мясная лавка» 22
2.1 Экономическая характеристика предприятия 22
2.2. Анализ затрат на производство продукции 24
2.3 Резервы снижения себестоимости ………………………………………30
Заключение 31
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

курсовая ЭА.docx

— 97.70 Кб (Скачать файл)

 

По данным таблицы 2 можно сделать  следующие выводы: в структуре затрат наибольший удельный вес занимают сырье и материалы, а также оплата труда, за последние два года изменения в структуре затрат незначительны.

Общая сумма затрат на производство продукции может измениться:

    • из-за объема производства продукции;
    • структуры продукции;
    • уровня переменных затрат на единицу продукции;
    • суммы постоянных расходов.

При изменении объема производства возрастают только переменные расходы (прямые материальные затраты и др.); постоянные расходы (амортизация, повременная  зарплата рабочих) остаются неизменными  в краткосрочном периоде при  условии сохранения прежней производственной мощности предприятия.

Линия затрат при наличии постоянных и переменных расходов представляет собой уравнение первой степени

 

где - общая сумма затрат на производство продукции;

 – объем производства продукции;

b – уровень переменных расходов на единицу продукции;

А – абсолютная сумма постоянных расходов на весь выпуск продукции.

Данные для факторного анализа  общей суммы затрат с делением затрат на постоянные и переменные приведены в табл. 3, 4.

Таблица 3

Затраты по каждому виду продукции

Вид продукции

Уровень себестоимости, руб.

Объем производства, кг

2011 г.

2012 г.

Всего

В том числе

Всего

В том числе

2011 г

2012 г

переменные

постоянные

переменные

Постоянные

Говядина

255000

201000

54000

306000

240000

66000

360000

414000

Свинина

220000

171000

49000

266000

208000

58000

325000

374000

Мясной фарш

183000

143000

40000

221000

172000

49000

272000

312000

Позы

169000

119000

50000

204000

144000

60000

335000

384000

Пельмени

113000

76000

37000

137000

92000

45000

253000

288000

Итого:

940000

710000

230000

11340000

856000

278000

1545000

1772000


 

Из таблицы 4 видно, что в связи с увеличением выпуска продукции на 15% (Ivвп = 1,15) сумма затрат увеличилась на 105 тыс. руб. (1045 - 940).

За счет структуры продукции  сумма затрат не изменилась. Это  свидетельствует о том, что в  общем объеме производства структура  продукции не изменилась.

Из-за повышения уровня удельных переменных затрат общая сумма затрат увеличилась на 41 тыс. руб. (1086 - 1045).

Постоянные расходы выросли, что  также явилось одной из причин увеличения общей суммы затрат на 48 тыс. руб. (1134 - 1086).

Таблица 4

Данные для факторного анализа  общей суммы затрат на производство продукции

Затраты

Сумма, тыс. руб.

Факторы изменения затрат

объем выпуска продукции

структура продукции

переменные затраты

постоянные затраты

базового периода 

940

       

базового периода, пересчитанные  на фактический объем производства отчетного периода при сохранении базовой структуры 

1045

       

по базовому уровню на фактический  выпуск продукции отчетного периода 

1045

       

отчетного периода при базовой  величине постоянных затрат

1086

       

отчетного периода 

1134

       

Изменение затрат

+194

+105

0

+41

+48


 

Таким образом, общая сумма затрат выше базовой (2011 г.) на 194 тыс. руб., или на 20,6%, в том числе за счет изменения объема производства  - на 105 тыс. руб.; а за счет роста себестоимости продукции – на 89 тыс. руб. (48 + 41).

Для более глубокого изучения причин изменения себестоимости отдельных  видов продукции анализируют  отчетные калькуляции по отдельным  видам продукции, сравнивают фактический  уровень затрат на единицу продукции  с плановым и данными прошлых  периодов, других предприятий в целом  и по статьям затрат.

Влияние факторов первого порядка  на изменение уровня себестоимости  единицы продукции изучают с  помощью факторной модели

 

где – себестоимость единицы i-го вида продукции;

– постоянные затраты, отнесенные на i-й вид продукции;

 – переменные затраты  на единицу i-го вида продукции;

 – объем выпуска  i-го вида продукции.

Используя эту модель и данные табл. 4,5,6, произведем расчет влияния факторов на изменение себестоимости продукции на примере мясного фарша методом цепной подстановки.

Таблица 5

Затраты на единицу продукции.

Вид продукции

Уровень себестоимости, руб.

Объем производства, кг

2011 г.

2012 г.

Всего

В том числе

Всего

В том числе

2011 г

2012 г

переменные

постоянные

переменные

Постоянные

Говядина

147,9

116,2

31,7

170

133,3

36,7

1730

1800

Свинина

158,8

123,5

35,3

185

144

41

1385

1440

Мясной фарш

158

124

34

184

143

41

1152

1200

Позы

146,3

103

43,3

170

120

50

1155

1200

Пельмени

81,8

54,9

26,9

95

64

31

1385

1440


 

 

Таблица 6

Исходные данные для факторного анализа себестоимости мясного  фарша

Показатель

2011 г.

2012 г.

Отклонение

Объем выпуска продукции (VВП), кг.

1152

1200

+48

Сумма постоянных затрат (А), тыс. руб.

40

49

+9

Сумма переменных затрат на 1 кг (b), руб.

124

143

+19

Себестоимость одного кг (С), руб.

158

184

+26


 

 руб.;

;

 

 

Общее изменение себестоимости  единицы продукции составляет

 

в том числе за счет изменения:

объема производства продукции

 

суммы постоянных затрат

 

удельных переменных затрат

 

Критический уровень постоянных затрат при заданном уровне маржинального  дохода и объема продаж рассчитывается следующим образом:

 

A – постоянные затраты на весь объем продаж данного вида продукции;

b – переменные затраты на весь объем продаж данного вида продукции;

p – цена за единицу продукции.

Рассмотрим на примере производства мясного фарша:

 

При такой сумме постоянных издержек у предприятия не будет прибыли  и убытка.

 

2.3. Резервы снижения себестоимости

 

Основными источниками резервов снижения себестоимости продукции (Р↓С) являются [с.864; 10]:

увеличение объема ее производства за счет более полного использования  производственной мощности предприятия (Р↑VВП);

сокращение затрат на производство (Р↓З) за счет повышения уровня производительности труда, экономного использования сырья, материалов, электроэнергии, топлива, оборудования и т.д.

Следовательно, один из способов снижения себестоимости заложен в рациональном управлении затратами. Исходя из определения  постоянных и переменных затрат, можно  сделать вывод, что для целей  уменьшения себестоимости продукции  необходимо уменьшать только уровень  переменных затрат. Резервы уменьшения затрат определяются по каждой их статье за счет конкретных организационно-технических  мероприятий, которые будут способствовать экономии заработной платы, снижению материало- и фондоемкости и т. д.

Наибольший удельный вес в структуре затрат занимают «Оплата труда» и «Сырье» (табл. 2). Рассмотрим более подробно возможность снижения данных элементов затрат.

Численность работников «Мясной лавки» на протяжении последних трех лет сохраняется неизменной (1 человек), то есть этот фактор на изменение суммы затрат по статье влияния не оказывал. Увеличилась сумма оплаты труда на одного работника в связи с ее индексацией по причине инфляции. Исходя из изложенного, затраты на оплату труда не являются направлением снижения себестоимости, так как при уменьшении оплаты труда закономерно упадет его производительность, а сокращение работников невозможно, т. к. работает 1 человек.

«Сырье» – в «Мясной лавке» это стоимость переданного мяса животных, а так же различных добавок (соль, мука и т.д.). Так как в «Мясную лавку» поступают только покупные животные, то направлением снижения затрат по данной статье является снижение стоимости животных, которая формируется в отрасли животноводства.

Также можно указать еще ряд мероприятий, перспективных в плане снижения себестоимости производимой продукции (для конкретных производств и в целом по ИП):

1. внедрение новых технологий  переработки продукции с целью  экономии времени, энергии, сырья  и других средств;

2. улучшение организации труда с целью повышения его производительности;

3. особое внимание уделять непроизводственным расходам, то есть потерям от брака, недостач и порчи ценностей;

В результате внедрения этих же мероприятий  можно достичь также увеличения объемов производства промышленной продукции в организации, так  как высвобождаемые в результате экономии средства пойдут на улучшение  организационно-технической базы производственного  процесса, и этот кругооборот не должен прекращаться.

Величина резерва снижения себестоимости  единицы продукции может быть определена по формуле

 

где – соответственно фактический и возможный (прогнозируемый) уровни себестоимости единицы продукции;

 – фактические затраты  на производство продукции;

Р↓З – резерв сокращения затрат на производство продукции;

 – дополнительные  затраты, необходимые для освоения  резервов увеличения производства  продукции;

 – соответственно  фактический объем и резерв  увеличения производства продукции.

Определим величину резерва снижения себестоимости 1 кг мясного фарша:

.

Таким образом, резерв снижения себестоимости  продукции во многом зависит от фактических  и дополнительных затрат на производство продукции и объемов производства данной продукции. Определение резервов снижения себестоимости продукции  может послужить источником увеличения объема производства продукции и  сокращения затрат на ее производство.

 

 

Заключение

 

По результатам написания курсовой работы можно сделать следующие  выводы. Себестоимость - это выраженные в стоимостной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции. Существуют различные виды себестоимости.

Калькулирование себестоимости произведенной продукции осуществляют различными методами. Под методом калькуляции понимают систему приемов, используемых для исчисления себестоимости калькуляционной единицы. На промышленных предприятиях применяют нормативный, позаказной, попередельный, попроцессный (простой) методы учета затрат и калькулирования фактической себестоимости продукции.

Информация о работе Анализ себестоимости продукции на примере ИП «Мясная лавка»