Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 10:28, курсовая работа
Целью курсовой работы является проведение анализа себестоимости продукции на примере ИП «Мясная лавка».
В первой главе рассмотрены теоретические основы анализа затрат на производство продукции.
Во второй главе проведен анализ себестоимости продукции на примере ИП «Мясная лавка».
Исходя из поставленной, цели можно выделить задачи курсовой работы:
1. Определение понятия и видов себестоимости;
2. Рассмотрение методики анализа себестоимости продукции;
3. Рассмотрение экономической характеристики предприятия;
4. Анализ затрат на производство и себестоимости продукции, их структуры;
5. Выявление резервов снижения себестоимости продукции.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы анализа затрат на производство продукции 4
1.1 Понятие и виды себестоимости 4
1.2 Методика анализа себестоимости продукции 12
Глава 2. Анализ себестоимости продукции на примере ИП «Мясная лавка» 22
2.1 Экономическая характеристика предприятия 22
2.2. Анализ затрат на производство продукции 24
2.3 Резервы снижения себестоимости ………………………………………30
Заключение 31
Список литературы 34
По данным таблицы 2 можно сделать следующие выводы: в структуре затрат наибольший удельный вес занимают сырье и материалы, а также оплата труда, за последние два года изменения в структуре затрат незначительны.
Общая сумма затрат на производство продукции может измениться:
При изменении объема производства возрастают только переменные расходы (прямые материальные затраты и др.); постоянные расходы (амортизация, повременная зарплата рабочих) остаются неизменными в краткосрочном периоде при условии сохранения прежней производственной мощности предприятия.
Линия затрат при наличии постоянных и переменных расходов представляет собой уравнение первой степени
где - общая сумма затрат на производство продукции;
– объем производства
b – уровень переменных расходов на единицу продукции;
А – абсолютная сумма постоянных расходов на весь выпуск продукции.
Данные для факторного анализа общей суммы затрат с делением затрат на постоянные и переменные приведены в табл. 3, 4.
Таблица 3
Затраты по каждому виду продукции
Вид продукции |
Уровень себестоимости, руб. |
Объем производства, кг | ||||||
2011 г. |
2012 г. | |||||||
Всего |
В том числе |
Всего |
В том числе |
2011 г |
2012 г | |||
переменные |
постоянные |
переменные |
Постоянные | |||||
Говядина |
255000 |
201000 |
54000 |
306000 |
240000 |
66000 |
360000 |
414000 |
Свинина |
220000 |
171000 |
49000 |
266000 |
208000 |
58000 |
325000 |
374000 |
Мясной фарш |
183000 |
143000 |
40000 |
221000 |
172000 |
49000 |
272000 |
312000 |
Позы |
169000 |
119000 |
50000 |
204000 |
144000 |
60000 |
335000 |
384000 |
Пельмени |
113000 |
76000 |
37000 |
137000 |
92000 |
45000 |
253000 |
288000 |
Итого: |
940000 |
710000 |
230000 |
11340000 |
856000 |
278000 |
1545000 |
1772000 |
Из таблицы 4 видно, что в связи с увеличением выпуска продукции на 15% (Ivвп = 1,15) сумма затрат увеличилась на 105 тыс. руб. (1045 - 940).
За счет структуры продукции сумма затрат не изменилась. Это свидетельствует о том, что в общем объеме производства структура продукции не изменилась.
Из-за повышения уровня удельных переменных затрат общая сумма затрат увеличилась на 41 тыс. руб. (1086 - 1045).
Постоянные расходы выросли, что также явилось одной из причин увеличения общей суммы затрат на 48 тыс. руб. (1134 - 1086).
Таблица 4
Данные для факторного анализа общей суммы затрат на производство продукции
Затраты |
Сумма, тыс. руб. |
Факторы изменения затрат | |||
объем выпуска продукции |
структура продукции |
переменные затраты |
постоянные затраты | ||
базового периода |
940 |
||||
базового периода, пересчитанные
на фактический объем производства
отчетного периода при |
1045 |
||||
по базовому уровню на фактический выпуск продукции отчетного периода |
1045 |
||||
отчетного периода при базовой величине постоянных затрат |
1086 |
||||
отчетного периода |
1134 |
||||
Изменение затрат |
+194 |
+105 |
0 |
+41 |
+48 |
Таким образом, общая сумма затрат выше базовой (2011 г.) на 194 тыс. руб., или на 20,6%, в том числе за счет изменения объема производства - на 105 тыс. руб.; а за счет роста себестоимости продукции – на 89 тыс. руб. (48 + 41).
Для более глубокого изучения причин
изменения себестоимости
Влияние факторов первого порядка на изменение уровня себестоимости единицы продукции изучают с помощью факторной модели
где – себестоимость единицы i-го вида продукции;
– постоянные затраты, отнесенные на i-й вид продукции;
– переменные затраты на единицу i-го вида продукции;
– объем выпуска i-го вида продукции.
Используя эту модель и данные табл. 4,5,6, произведем расчет влияния факторов на изменение себестоимости продукции на примере мясного фарша методом цепной подстановки.
Таблица 5
Затраты на единицу продукции.
Вид продукции |
Уровень себестоимости, руб. |
Объем производства, кг | ||||||
2011 г. |
2012 г. | |||||||
Всего |
В том числе |
Всего |
В том числе |
2011 г |
2012 г | |||
переменные |
постоянные |
переменные |
Постоянные | |||||
Говядина |
147,9 |
116,2 |
31,7 |
170 |
133,3 |
36,7 |
1730 |
1800 |
Свинина |
158,8 |
123,5 |
35,3 |
185 |
144 |
41 |
1385 |
1440 |
Мясной фарш |
158 |
124 |
34 |
184 |
143 |
41 |
1152 |
1200 |
Позы |
146,3 |
103 |
43,3 |
170 |
120 |
50 |
1155 |
1200 |
Пельмени |
81,8 |
54,9 |
26,9 |
95 |
64 |
31 |
1385 |
1440 |
Таблица 6
Исходные данные для факторного анализа себестоимости мясного фарша
Показатель |
2011 г. |
2012 г. |
Отклонение |
Объем выпуска продукции (VВП), кг. |
1152 |
1200 |
+48 |
Сумма постоянных затрат (А), тыс. руб. |
40 |
49 |
+9 |
Сумма переменных затрат на 1 кг (b), руб. |
124 |
143 |
+19 |
Себестоимость одного кг (С), руб. |
158 |
184 |
+26 |
руб.;
;
Общее изменение себестоимости единицы продукции составляет
в том числе за счет изменения:
объема производства продукции
суммы постоянных затрат
удельных переменных затрат
Критический уровень постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода и объема продаж рассчитывается следующим образом:
A – постоянные затраты на весь объем продаж данного вида продукции;
b – переменные затраты на весь объем продаж данного вида продукции;
p – цена за единицу продукции.
Рассмотрим на примере производства мясного фарша:
При такой сумме постоянных издержек у предприятия не будет прибыли и убытка.
2.3. Резервы снижения себестоимости
Основными источниками резервов снижения себестоимости продукции (Р↓С) являются [с.864; 10]:
увеличение объема ее производства за счет более полного использования производственной мощности предприятия (Р↑VВП);
сокращение затрат на производство (Р↓З) за счет повышения уровня производительности труда, экономного использования сырья, материалов, электроэнергии, топлива, оборудования и т.д.
Следовательно, один из способов снижения
себестоимости заложен в
Наибольший удельный вес в структуре затрат занимают «Оплата труда» и «Сырье» (табл. 2). Рассмотрим более подробно возможность снижения данных элементов затрат.
Численность работников «Мясной лавки» на протяжении последних трех лет сохраняется неизменной (1 человек), то есть этот фактор на изменение суммы затрат по статье влияния не оказывал. Увеличилась сумма оплаты труда на одного работника в связи с ее индексацией по причине инфляции. Исходя из изложенного, затраты на оплату труда не являются направлением снижения себестоимости, так как при уменьшении оплаты труда закономерно упадет его производительность, а сокращение работников невозможно, т. к. работает 1 человек.
«Сырье» – в «Мясной лавке» это стоимость переданного мяса животных, а так же различных добавок (соль, мука и т.д.). Так как в «Мясную лавку» поступают только покупные животные, то направлением снижения затрат по данной статье является снижение стоимости животных, которая формируется в отрасли животноводства.
Также можно указать еще ряд мероприятий, перспективных в плане снижения себестоимости производимой продукции (для конкретных производств и в целом по ИП):
1. внедрение новых технологий
переработки продукции с целью
экономии времени, энергии,
2. улучшение организации труда с целью повышения его производительности;
3. особое внимание уделять непроизводственным расходам, то есть потерям от брака, недостач и порчи ценностей;
В результате внедрения этих же мероприятий
можно достичь также увеличения
объемов производства промышленной
продукции в организации, так
как высвобождаемые в результате
экономии средства пойдут на улучшение
организационно-технической
Величина резерва снижения себестоимости единицы продукции может быть определена по формуле
где – соответственно фактический и возможный (прогнозируемый) уровни себестоимости единицы продукции;
– фактические затраты на производство продукции;
Р↓З – резерв сокращения затрат на производство продукции;
– дополнительные
затраты, необходимые для
– соответственно
фактический объем и резерв
увеличения производства
Определим величину резерва снижения себестоимости 1 кг мясного фарша:
.
Таким образом, резерв снижения себестоимости
продукции во многом зависит от фактических
и дополнительных затрат на производство
продукции и объемов
Заключение
По результатам написания
Калькулирование себестоимости произведенной продукции осуществляют различными методами. Под методом калькуляции понимают систему приемов, используемых для исчисления себестоимости калькуляционной единицы. На промышленных предприятиях применяют нормативный, позаказной, попередельный, попроцессный (простой) методы учета затрат и калькулирования фактической себестоимости продукции.
Информация о работе Анализ себестоимости продукции на примере ИП «Мясная лавка»