Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 09:16, курсовая работа
Можно отметить, что тенденция изменения активов в целом благоприятная, то есть значительное увеличение в 2010 г. (темп прироста 43%) и незначительное сокращение в 2011-2012 гг. (на 14% и на 5%): темп изменения внеоборотных активов: снижение в 2011 г. 10 % и в 2012 г снижение на 10%; темп изменения оборотных активов: существенное увеличение в 2010 г. ( на 62%), незначительное снижение в 2011 г. на 15%, и на 3% в 2012 г.
Мы предлагаем следующее определение консалтинговой деятельности.
Менеджмент - консалтинг - это вид интеллектуальной профессиональной деятельности, в процессе которого квалифицированный консультант предоставляет объективные и независимые советы, способствующие успешному управлению организацией - клиентом.
Западные теоретики
Во-первых, консультанты оказывают профессиональную помощь руководящим работникам. Опытные консультанты проходят через многие организации и учатся использовать приобретенный опыт, оказывая помощь новым и старым клиентам в различных ситуациях. Следовательно, они умеют распознавать общие тенденции и обычные причины проблем. Более того, профессиональные консультанты постоянно следят за литературой по проблемам управления и за развитием теорий методов и систем управления, также за ситуацией на рынке. Таким образом, они действуют как связующее звено между теорией и практикой управления.
Во-вторых, консультанты в
основном дают советы. Это означает,
что они - только советники и не
обладают непосредственной властью
принимать решения об изменениях
и претворять их в жизнь. Консультанты
отвечают за качество и законченность
совета. Клиенты несут всю
И, в-третьих, консультирование
- это независимая служба. Консультант
оценивает ситуацию, предлагает рекомендации
относительно того, что делать клиенту,
не задумываясь о том, как это
могло бы повлиять на его собственные
интересы. Консультант должен обладать
такими видами независимости: финансовой,
административной, политической, эмоциональной.
Все это предъявляет высокие
требования к качеству и эффективности
консалтинговых услуг и вызывает
их ориентированность на интересы клиента.
Конечной целью консультирования является
помощь клиенту осуществить
- диагностика (выявление проблем);
- разработка решений;
- внедрение решений.
Посадский А.П. отмечает, что консалтинговый процесс, помимо проектной стадии, включает в себя предпроектную и послепроектную стадии. Первичным шагом предпроектной стадии является признание клиентом наличия у него такой проблемы, решение которой он хотел бы осуществить при помощи консультантов. Это признание является результатом двустороннего процесса: с одной стороны - осознание клиентом наличия проблемы как таковой, с другой - формирование у менеджера желания поручить разработку решения проблемы консультантам. Обычно клиент на конкурсной основе выбирает из нескольких предложений то, которое больше всего подходит ему с точки зрения качества и цены, после чего заключает контракт с выбранным им консультантом.[11].
Послепроектная стадия заключается в анализе происшедших в клиентной организации изменений, решении вопросов, связанных с возможным расширением проекта в связи с новыми проблемами - либо выявленными в ходе реализации проекта, либо возникшими как следствие достижения организацией нового состояния в результате реализации проекта. В рамках этой стадии проводятся также окончательные финансовые расчеты клиента с консультантом и самоанализ деятельности консультанта в целях осмысления полученного опыта для использования его в других проектах. Консалтинговый проект может занимать от нескольких дней до нескольких месяцев. При решении проблем применяется комплексный подход, при котором учитывается взаимосвязь различных аспектов деятельности предприятия. Для достижения максимальной эффективности при выполнении консалтинговых проектов создается команда проекта, в состав которой входят эксперты в различных предметных областях и менеджеры, управляющие ходом проекта. При принятии решений, диагностике проблем и выработке рекомендаций широко применяются методы организации коллективной работы команды проекта. Главной задачей консалтингового проекта является достижение максимально высокого качества решения проблемы при соблюдении финансовых и временных ограничений. Консультирование процесса представляет собой метод развития и изменения организаций. Целью применения данного метода является повышение производительности или улучшение психологического климата в организации, достигаемое при участии независимого, внешнего консультанта. В центре внимания стоит не только решение актуальных проблем организации, но и приобретение навыков анализа, оценки и решения проблем клиента. В этом смысле консультант должен выполнить две задачи: с одной стороны - следить за решением существующих проблем, с другой - показать пути организации самостоятельно решать насущные вопросы в будущем. Степень вовлеченности клиента в консалтинговый проект варьируется от видов консалтинговых услуг. Соизмеряя затраты времени персонала клиента и результаты работы консультанта, можно определить необходимую степень вовлеченности персонала в деятельность консультанта. Эффективность работы консультанта будет минимальной, если клиент вообще не участвует в ней. Далее эта эффективность растет по мере увеличения вовлеченности клиента и после достижения оптимальной точки эффективность начинает падать, следовательно, клиент начинает выполнять за консультанта его работу. Разумеется кривая данного графика будет меняться в зависимости от вида решаемых проблем, от этапа или фазы консалтингового проекта и, конечно же, от самого вида консалтинговых услуг.[12]
При экспертном консультировании
клиент предоставляет консультанту
информацию, контролирует его деятельность,
усваивает его рекомендации и
принимает соответствующие
Существует несколько типичных заданий на консультирование в зависимости от качества или уровня ситуации, с которой столкнулась организация - клиент:[13].
- задача на исправление ситуации, которая ухудшилась;
- задача на усовершенствование ситуации, которая уже существует;
- задача на создание совершенно новой ситуации.
Следует также отметить две стороны возможных изменений в организации - клиенте:
- техническая сторона, касающаяся характера управленческой или коммерческой проблемы, с которой сталкивается клиент; консультант находит пути ее анализа и решения;
- человеческая сторона, т.е. взаимоотношения между консультантом и клиентом, реакция людей в организации заказчика на изменения; консультант помогает в планировании этих взаимоотношений и их осуществлении.
Эффективное консультирование
показывает, как нужно справляться
с двумя этими сторонами
Характеристики изменений следующие:
- до какой степени важно их одобрение персоналом для их успешного осуществления;
- как глубоко влияние изменений на предприятие;
- насколько готово к изменениям данное предприятие.
Методы управленческого консультирования:
Под управленческим консультированием
понимается профессиональная помощь со
стороны специалистов по управлению
хозяйственным руководителям и
управленческому персоналу
Преимущество консультантов
по управлению перед управленцами состоит
в независимости и
Характеристики независимых консультантов
Объектом консультирования для управленческих консультантов всегда выступает первое лицо организации (управленец) со всеми его проблемами - финансовыми, кадровыми, социальными и пр. Консультанты по вопросам управления могут быть разделены как минимум на две группы: специалисты или универсалы. Специалисты предлагают новшества. Они держат себя в курсе всех новинок в конкретной области знаний.
Универсалы предлагают методы. Они имеют дело с несколькими областями управления и основное внимание уделяют их взаимодействию, координации и интеграции. В «ценностном» консультировании консультанты - специалисты «прививают» организации - клиенту новые ценностные ориентации через обучение, социально - психологические тренинги, переговорные технологии, работу в группах. Это консультирование бывает при участии консультантов в работе над «тотальным» качеством, в управлении, ориентацией организации на клиента. Универсалы осуществляют проблемное консультирование процесса либо проекта. Они обычно занимаются предварительной организационной диагностикой, переговорами с клиентами, планированием и координацией выполнения заданий, выработкой заключений, представлением окончательных предложений клиентам и т.д. Универсалы выполняют контролирующие и управленческие функции. При консультировании проекта консультант проводит диагностику проблем и предлагает свои решения. Универсалы проводят консультирование по: целям организации, стратегии организации, организационной структуре, организационной культуре, типу развития организации, лидерству, конфликтам и др. В управленческом консультировании универсал создает ситуацию для персонала организации, который сам выявляет свое состояние, а, осознав его, находит пути решения своей проблемы, трудности, идеи. Однако, суть не в противопоставлении универсалов и специалистов, а в комбинировании их навыков и умений для достижения большего суммарного эффекта. Во многих консалтинговых фирмах имеются как специалисты, так и универсалы, между которыми имеется определенное разделение труда.
Существует также разделение на внешних и внутренних консультантов. Внешние консультанты отличаются независимостью, богатым опытом и оказывают услуги клиентам на основе соответствующего договора. Внутренние консультанты являются штатными специалистами по экономике и управлению той или иной организации.[15].
Мы отмечаем ключевые качества консультантов: широкие общественные интересы;
- уверенность в себе: объективность, рассудительность, психическая и интеллектуальная уравновешенность;
- гибкость ума: обоснованность и упорство в поиске решений, аналитические способности, тактическое и стратегическое мышление;
- технические навыки: академическая подготовка, практические приемы работы;
- опыт: от работы на предприятиях, от деятельности как консультанта; знание отрасли и предмета консультирования: теоретическое, практическое.
Рассмотрим основные задачи, которые выполняют консультанты