Антимонопольная

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:46, курсовая работа

Описание работы

Восемь лет назад Казахстан, как и другие государства СНГ, вступил на путь рыночной экономики. Переход к рыночной экономике привел к существенным изменениям в правовой среде. Для повышения эффективности рыночной экономики необходимо антимонопольное регулирование со стороны государства, без которого невозможно достичь свободы предпринимательства и конкуренции. В этих целях в 1991 г. Верховным Советом Казахской ССР принят Закон «О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности», во второй половине 1998 г. Парламентом Республики Казахстан приняты Законы «О естественных монополиях» и «О недобросовестной конкуренции».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 7
1.1 Возникновение антимонопольного законодательства (история вопроса) 7
1.2 Формирование нормативно-правовой базы антимонопольного законодательства в Республике Казахстан 15
2 ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННЫХ АНТИМОНОПОЛЬНЫХ ОРГАНОВ 20
2.1 Структура государственных антимонопольных органов 20
2.2 Юрисдикция Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса 22
3 СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 29
3.1 Система государственного антимонопольного регулирования в сфере естественных монополий 29
3.2 Система государственного антимонопольного регулирования в сфере государственных монополий 50
3.3 Система государственного антимонопольного регулирования в конкурентной сфере экономики 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
Список литературы 74
ПРИЛОЖЕНИЕ А 81

Файлы: 1 файл

курс антимоноп запасная.doc

— 280.00 Кб (Скачать файл)

Антимонопольное регулирование - это комплекс экономических, административных и законодательных  актов, осуществляемых государственным  органом с целью обеспечения  условий для развития рыночной конкуренции  и ограничения монополистической деятельности8. Антимонопольное регулирование включает ценовую политику в сфере естественных монополий. Кроме того, антимонопольное регулирование – это властная деятельность антимонопольного органа по подготовке и принятию индивидуального решения по конкретному юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм.

Антимонопольное регулирование имеет следующие  признаки:

осуществляется  уполномоченным органом – Агентством Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержки малого бизнеса, который наделен функциями государственного управления;

установлением конкретных правовых последствий –  субъективных прав, обязанностей, ответственности  субъектов;

завершается вынесением индивидуального юридического акта – предписания или решения.

Формы и методы государственного антимонопольного и ценового регулирования деятельности субъектов во всех сферах экономики  различны, а их совокупность составляет ценовую и антимонопольную политику.

 

 

2 ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННЫХ  АНТИМОНОПОЛЬНЫХ ОРГАНОВ

 

2.1 Структура государственных антимонопольных органов

 

Решением Президента Республики Казахстан в августе 1991 г. был создан Государственный  комитет по поддержке новых экономических структур и ограничению монополистической деятельности. С момента создания антимонопольные органы прошли несколько реорганизаций.

В 1993 г. Государственный  комитет по поддержке новых экономических  структур и ограничению монополистической  деятельности был преобразован в Государственный комитет по антимонопольной политике.

Во исполнение Указа Президента Республики Казахстан  от 15 июля 1994 г. «О совершенствовании  структуры органов государственной  власти и управления и сокращения расходов на их содержание» на базе упраздненных комитетов по ценовой и антимонопольной политике образован Государственный комитет Республики Казахстан по ценовой и антимонопольной политике (Постановление Кабинета Министров РК № 999 от 6.09.1994 г.)

В 1997 г. - Комитет  был разделен на четыре Департамента: Департамент антимонопольной политики и социальной сферы, Департамент регулирования цен. Департамент защиты прав потребителей, Департамент поддержки малого предпринимательства, которые входили в состав Министерства экономики и торговли Республики Казахстан, а в 1998 г. - в Комитет Республики Казахстан по ценовой и антимонопольной политике Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан.

В соответствии с Указом Президента "О дальнейшем совершенствовании государственного управления в Республике Казахстан" от 21 мая 1998 г. Агентство по стратегическому планированию и реформам реорганизовано путем его разделения на:

- Агентство  по стратегическому планированию  и реформам как центральный  орган, не входящий в состав Правительства;

- Комитет по  экономическому планированию Министерства  энергетики, индустрии и торговли  Республики Казахстан;

- Комитет по  регулированию естественных монополий  и защите конкуренции Министерства  энергетики, индустрии и торговли.

Указом Президента на базе Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства энергетики, индустрии и торговли был создан Комитет Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции.

В соответствии с Указом Президента "О структуре Правительства Республики Казахстан" от 22 января 1999 г. Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции преобразован в Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции, которое является исполнительным органом, не входящим в состав Правительства Республики Казахстан.

В соответствии с Указом Президента Республики от 13 октября 1999г. за № 235 Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции и Агентство Республики Казахстан по поддержке малого бизнеса реорганизованы, путем их слияния.

В настоящее  время, Агентство Республики Казахстан  по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке  малого бизнеса (Антимонопольное Агентство) сформировано как центральный исполнительный орган, не входящий в состав Правительства. Антимонопольное Агентство – это центральный орган управления, созданный государством, с целью проведения государственной политики по регулированию естественных монополий, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, содействию развития товарных рынков и добросовестной конкуренции и поддержки малого предпринимательства.

Антимонопольное Агентство имеет территориальные органы - департаменты по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса по областям и городам Астана, Алматы, которые являются юридическими лицами. Территориальные департаменты в системе Агентства составляют единую вертикальную структуру управления.

Агентство является юридическим лицом, имеет расчетный  счет, фирменные бланки, печать с  изображением Государственного герба Республики Казахстан и своим наименованием на казахском и русском языках.

Территориальные органы организуют свою деятельность в пределах полномочий, возложенных  на них Агентством Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса, выполняют возложенные на них определенные функции на территориях и ему подотчетны. Руководители территориальных органов назначаются на должность и освобождаются от должности председателем Агентства.

Агентство вступает в гражданско-правовые отношения  от собственного имени, кроме того, имеет право выступать стороной гражданско-правовых отношений от имени государства, если оно уполномочено на это в соответствии с законодательством.

Агентство по вопросам своей компетенции в  установленном законодательством  порядке издает нормативно – правовые акты, которые имеют обязательную силу на всей территории Республики Казахстан.

Учредителем Агентства является государство  в лице Президента Республики Казахстан.

 

2.2 Юрисдикция Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса

 

Основными задачами Агентства являются:

1) регулирование  деятельности субъектов естественной  монополии;

2) принятие  мер по предупреждению и недопущению  монополистической деятельности, злоупотреблений  доминирующим положением на рынке, предупреждению и пресечению недобросовестной конкуренции;

3) контроль  за деятельностью государственных  предприятий, осуществляющих свою  деятельность в сфере, отнесенной  к государственной монополии; 

4) оказание  государственной поддержки и содействие развитию конкуренции в сфере товарного производства;

5) разработка  нормативных правовых актов по  вопросам деятельности субъектов  естественных монополий, хозяйствующих  субъектов, занимающих доминирующее  положение на рынках, поддержки  малого бизнеса ( предпринимательства), государственных учреждений, являющихся государственными органами, по вопросам, отнесенным к его компетенции, по защите интересов потребителей и проведению жилищно-коммунальных реформ.

6) координация  действий центральных и местных исполнительных органов по развитию конкуренции, поддержке малого бизнеса (предпринимательства).

Агентство в установленном законодательством  порядке осуществляет следующие  функции:

1) формирование  и ведение Государственного регистра  хозяйствующих субъектов - естественных монополистов Республики Казахстан, Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке, Государственного регистра платных услуг, оказываемых государственными органами;

2) установление  цен (тарифов) или их предельного уровня на продукцию субъектов - естественных монополистов, разработка методов формирования затрат, осуществление контроля за фактическими их затратами; согласование отчуждения, а также передачи имущества субъектов естественной монополии в доверительное управление;

3) осуществление  контроля за соблюдением антимонопольного  законодательства во всех сферах  экономики; 

4) анализ  рынка и выявление хозяйствующих  субъектов, занимающих доминирующее  положение, определение границ, доступных  для потребителей рынков взаимозаменяемых товаров и услуг;

5) организация  и координация выполнения государственных  программ поддержки и развития  малого бизнеса (предпринимательства);

6) анализ  состояния малого бизнеса (предпринимательства)  и эффективности государственной поддержки, осуществление контроля за эффективностью использования государственных финансовых средств, направленных на поддержку малого бизнеса (предпринимательства);

7) разработка  и реализация мер по развитию  конкуренции на товарных и  финансовых рынках;

8) организация  взаимодействия и сотрудничества  с государственными органами  и организациями зарубежных стран,  с международными организациями,  а также участие в разработке  и реализации международных проектов  и программ по вопросам, относящимся  к компетенции Агентства.

Агентство наделено обширными полномочиями в области  ценообразования, демонополизации, а  также по применению мер административного  принуждения за нарушение антимонопольного законодательства.

В частности, в области ценообразования Агентство имеет право в установленном законодательством порядке:

1) устанавливать  цены (тарифы) или их предельный  уровень на продукцию хозяйствующих  субъектов - естественных монополистов  и услуги, оказываемые государственными  учреждениями, являющимися государственными органами;

2) проводить  публичные слушания по вопросам  изменения цен на продукцию  (работы, услуги) естественных монополистов;

3) участвовать  в проведении тендеров на закупку  материальных ценностей и услуг  хозяйствующими субъектами - естественными монополистами;

4) создавать  экспертные советы из числа  ученых и специалистов, работников  Агентства, других центральных  исполнительных органов и ведомств  Республики Казахстан, общественных  организаций, международных организаций  по всем направлениям деятельности Агентства, в том числе для оказания помощи в проведении проверок.

Для выполнения возложенных функций и задач  Агентство наделено целым рядом  властных полномочий:

1) проводить  расследования по нарушениям  антимонопольного законодательства и дисциплины цен, создавать административную комиссию, вызывать и налагать в пределах своей компетенции штрафы на должностных лиц и граждан либо возбуждать в суде дело о наложении таких штрафов;

2) обращаться  в суд с исками, участвовать  в их рассмотрении с целью  устранения нарушений антимонопольного законодательства, государственной дисциплины цен, законодательства по защите прав потребителей;

3) вызывать и  получать от должностных лиц  и граждан Республики Казахстан, иностранных граждан и лиц без гражданства необходимую информацию, документы или их копии, объяснения по поводу допущенных нарушений антимонопольного законодательства и дисциплины цен;

4) принимать  решения о методах антимонопольного  регулирования хозяйствующего субъекта, признанного монополистом на  рынке или занимающим на нем доминирующее положение;

5) принимать  обязательные для исполнения  субъектами рыночных отношений  решения о прекращении недобросовестной  конкуренции и устранении ее  последствий; 

6) признавать  недействительными полностью или  частично принятые органами власти и управления акты, а также соглашения этих органов, хозяйствующих субъектов, нарушающие антимонопольное законодательство и дисциплину цен;

7) принимать  решения о перечислении в доход  бюджета сумм, полученных субъектами  естественной монополии в результате нарушения ими государственной дисциплины цен, а также о возмещении потребителям убытков, причиненных субъектом естественной монополии незаконным завышением цен и тарифов, путем установления временных компенсирующих (понижающих) цен и тарифов;

Решения Агентства  и его территориальных органов, принимаемые в пределах их компетенции, являются обязательными для исполнения всеми государственными органами управления, ведомствами, местными исполнительными органами, хозяйствующими субъектами и их объединениями.

Агентство также вправе отменять действие нормативных  актов министерств, государственных  комитетов, ведомств и других органов государственного управления, а также решения органов управления, хозяйствующих субъектов любой формы собственности или их объединений, которые входят в противоречие с антимонопольным законодательством.

В Антимонопольных  органах созданы: коллегия, возглавляемая  председателем, а на территориальном  уровне директором департамента; административная комиссия.

Информация о работе Антимонопольная