Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:46, курсовая работа
Восемь лет назад Казахстан, как и другие государства СНГ, вступил на путь рыночной экономики. Переход к рыночной экономике привел к существенным изменениям в правовой среде. Для повышения эффективности рыночной экономики необходимо антимонопольное регулирование со стороны государства, без которого невозможно достичь свободы предпринимательства и конкуренции. В этих целях в 1991 г. Верховным Советом Казахской ССР принят Закон «О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности», во второй половине 1998 г. Парламентом Республики Казахстан приняты Законы «О естественных монополиях» и «О недобросовестной конкуренции».
ВВЕДЕНИЕ 3
1 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 7
1.1 Возникновение антимонопольного законодательства (история вопроса) 7
1.2 Формирование нормативно-правовой базы антимонопольного законодательства в Республике Казахстан 15
2 ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННЫХ АНТИМОНОПОЛЬНЫХ ОРГАНОВ 20
2.1 Структура государственных антимонопольных органов 20
2.2 Юрисдикция Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса 22
3 СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 29
3.1 Система государственного антимонопольного регулирования в сфере естественных монополий 29
3.2 Система государственного антимонопольного регулирования в сфере государственных монополий 50
3.3 Система государственного антимонопольного регулирования в конкурентной сфере экономики 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
Список литературы 74
ПРИЛОЖЕНИЕ А 81
Антимонопольное
регулирование - это комплекс экономических,
административных и законодательных
актов, осуществляемых государственным
органом с целью обеспечения
условий для развития рыночной конкуренции
и ограничения монополистическо
Антимонопольное регулирование имеет следующие признаки:
осуществляется уполномоченным органом – Агентством Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержки малого бизнеса, который наделен функциями государственного управления;
установлением конкретных правовых последствий – субъективных прав, обязанностей, ответственности субъектов;
завершается вынесением индивидуального юридического акта – предписания или решения.
Формы и методы государственного антимонопольного и ценового регулирования деятельности субъектов во всех сферах экономики различны, а их совокупность составляет ценовую и антимонопольную политику.
2 ПРАВОВОЙ СТАТУС
2.1 Структура государственных антимонопольных органов
Решением Президента Республики Казахстан в августе 1991 г. был создан Государственный комитет по поддержке новых экономических структур и ограничению монополистической деятельности. С момента создания антимонопольные органы прошли несколько реорганизаций.
В 1993 г. Государственный
комитет по поддержке новых экономических
структур и ограничению
Во исполнение
Указа Президента Республики Казахстан
от 15 июля 1994 г. «О совершенствовании
структуры органов
В 1997 г. - Комитет был разделен на четыре Департамента: Департамент антимонопольной политики и социальной сферы, Департамент регулирования цен. Департамент защиты прав потребителей, Департамент поддержки малого предпринимательства, которые входили в состав Министерства экономики и торговли Республики Казахстан, а в 1998 г. - в Комитет Республики Казахстан по ценовой и антимонопольной политике Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан.
В соответствии с Указом Президента "О дальнейшем совершенствовании государственного управления в Республике Казахстан" от 21 мая 1998 г. Агентство по стратегическому планированию и реформам реорганизовано путем его разделения на:
- Агентство
по стратегическому
- Комитет по
экономическому планированию
- Комитет по
регулированию естественных
Указом Президента на базе Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства энергетики, индустрии и торговли был создан Комитет Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции.
В соответствии с Указом Президента "О структуре Правительства Республики Казахстан" от 22 января 1999 г. Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции преобразован в Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции, которое является исполнительным органом, не входящим в состав Правительства Республики Казахстан.
В соответствии с Указом Президента Республики от 13 октября 1999г. за № 235 Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции и Агентство Республики Казахстан по поддержке малого бизнеса реорганизованы, путем их слияния.
В настоящее время, Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса (Антимонопольное Агентство) сформировано как центральный исполнительный орган, не входящий в состав Правительства. Антимонопольное Агентство – это центральный орган управления, созданный государством, с целью проведения государственной политики по регулированию естественных монополий, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, содействию развития товарных рынков и добросовестной конкуренции и поддержки малого предпринимательства.
Антимонопольное Агентство имеет территориальные органы - департаменты по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса по областям и городам Астана, Алматы, которые являются юридическими лицами. Территориальные департаменты в системе Агентства составляют единую вертикальную структуру управления.
Агентство является юридическим лицом, имеет расчетный счет, фирменные бланки, печать с изображением Государственного герба Республики Казахстан и своим наименованием на казахском и русском языках.
Территориальные органы организуют свою деятельность в пределах полномочий, возложенных на них Агентством Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса, выполняют возложенные на них определенные функции на территориях и ему подотчетны. Руководители территориальных органов назначаются на должность и освобождаются от должности председателем Агентства.
Агентство вступает в гражданско-правовые отношения от собственного имени, кроме того, имеет право выступать стороной гражданско-правовых отношений от имени государства, если оно уполномочено на это в соответствии с законодательством.
Агентство
по вопросам своей компетенции в
установленном
Учредителем Агентства является государство в лице Президента Республики Казахстан.
2.2 Юрисдикция Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса
Основными задачами Агентства являются:
1) регулирование
деятельности субъектов
2) принятие
мер по предупреждению и
3) контроль
за деятельностью
4) оказание государственной поддержки и содействие развитию конкуренции в сфере товарного производства;
5) разработка
нормативных правовых актов по
вопросам деятельности
6) координация действий центральных и местных исполнительных органов по развитию конкуренции, поддержке малого бизнеса (предпринимательства).
Агентство
в установленном
1) формирование
и ведение Государственного
2) установление цен (тарифов) или их предельного уровня на продукцию субъектов - естественных монополистов, разработка методов формирования затрат, осуществление контроля за фактическими их затратами; согласование отчуждения, а также передачи имущества субъектов естественной монополии в доверительное управление;
3) осуществление
контроля за соблюдением
4) анализ
рынка и выявление
5) организация
и координация выполнения
6) анализ
состояния малого бизнеса (
7) разработка и реализация мер по развитию конкуренции на товарных и финансовых рынках;
8) организация
взаимодействия и
Агентство наделено обширными полномочиями в области ценообразования, демонополизации, а также по применению мер административного принуждения за нарушение антимонопольного законодательства.
В частности,
в области ценообразования Аген
1) устанавливать
цены (тарифы) или их предельный
уровень на продукцию
2) проводить
публичные слушания по
3) участвовать
в проведении тендеров на
4) создавать
экспертные советы из числа
ученых и специалистов, работников
Агентства, других центральных
исполнительных органов и
Для выполнения возложенных функций и задач Агентство наделено целым рядом властных полномочий:
1) проводить расследования по нарушениям антимонопольного законодательства и дисциплины цен, создавать административную комиссию, вызывать и налагать в пределах своей компетенции штрафы на должностных лиц и граждан либо возбуждать в суде дело о наложении таких штрафов;
2) обращаться в суд с исками, участвовать в их рассмотрении с целью устранения нарушений антимонопольного законодательства, государственной дисциплины цен, законодательства по защите прав потребителей;
3) вызывать и получать от должностных лиц и граждан Республики Казахстан, иностранных граждан и лиц без гражданства необходимую информацию, документы или их копии, объяснения по поводу допущенных нарушений антимонопольного законодательства и дисциплины цен;
4) принимать
решения о методах
5) принимать
обязательные для исполнения
субъектами рыночных отношений
решения о прекращении
6) признавать
недействительными полностью
7) принимать
решения о перечислении в
Решения Агентства и его территориальных органов, принимаемые в пределах их компетенции, являются обязательными для исполнения всеми государственными органами управления, ведомствами, местными исполнительными органами, хозяйствующими субъектами и их объединениями.
Агентство также вправе отменять действие нормативных актов министерств, государственных комитетов, ведомств и других органов государственного управления, а также решения органов управления, хозяйствующих субъектов любой формы собственности или их объединений, которые входят в противоречие с антимонопольным законодательством.
В Антимонопольных органах созданы: коллегия, возглавляемая председателем, а на территориальном уровне директором департамента; административная комиссия.