Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:46, курсовая работа
Восемь лет назад Казахстан, как и другие государства СНГ, вступил на путь рыночной экономики. Переход к рыночной экономике привел к существенным изменениям в правовой среде. Для повышения эффективности рыночной экономики необходимо антимонопольное регулирование со стороны государства, без которого невозможно достичь свободы предпринимательства и конкуренции. В этих целях в 1991 г. Верховным Советом Казахской ССР принят Закон «О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности», во второй половине 1998 г. Парламентом Республики Казахстан приняты Законы «О естественных монополиях» и «О недобросовестной конкуренции».
ВВЕДЕНИЕ 3
1 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 7
1.1 Возникновение антимонопольного законодательства (история вопроса) 7
1.2 Формирование нормативно-правовой базы антимонопольного законодательства в Республике Казахстан 15
2 ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННЫХ АНТИМОНОПОЛЬНЫХ ОРГАНОВ 20
2.1 Структура государственных антимонопольных органов 20
2.2 Юрисдикция Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса 22
3 СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 29
3.1 Система государственного антимонопольного регулирования в сфере естественных монополий 29
3.2 Система государственного антимонопольного регулирования в сфере государственных монополий 50
3.3 Система государственного антимонопольного регулирования в конкурентной сфере экономики 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
Список литературы 74
ПРИЛОЖЕНИЕ А 81
За нарушение антимонопольного законодательства применяется административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность.
Руководители субъектов естественных монополий, должностные лица органов исполнительной власти и органов местного самоуправления несут административную ответственность за:
а) неисполнение в срок решения (предписания) антимонопольного органа;
б) непредставление
документов или иной информации, затребованных
органом регулирования естестве
Административная ответственность наступает за проступки, посягающие на отношения в области исполнительной и распорядительной деятельности органов государства, и представляет собой возникшее из правонарушений правовое отношение Антимонопольного органа и хозяйствующего субъекта – правонарушителя, на которого возложена обязанность, нести последствия за нарушение требований норм закона.
Проступки меньшей тяжести наказуемы по нормам, предусмотренным Кодексом об административных правонарушениях Каз.ССР (22.03.1984г). Статья 193-3 предусматривает, что за нарушение антимонопольного законодательства, выразившееся в ограничении конкуренции, недобросовестной конкуренции, злоупотреблении доминирующим положением на рынке, а равно иное нарушение антимонопольного законодательства, - влечет наложение штрафов на граждан - хозяйствующих субъектов и должностных лиц. В соответствии с Кодексом Казахской ССР «Об административных правонарушениях», Законом Казахской ССР «О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности», Положением об Агентстве и его территориальных органов, в антимонопольных органах созданы административные комиссии. Главной задачей административной комиссии является объективное рассмотрение дел за нарушение антимонопольного законодательства.
Факт нарушения законодательства, по которому требуется возбуждение административного производства, должен быть надлежащим образом оформлен протоколом об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении составляется в соответствии с требованиями ст.249 Кодекса Казахской ССР об административных правонарушениях и подписывается лицом, осуществляющим проверку и лицом, совершившим правонарушение. При наличии свидетелей и потерпевших протокол подписывается и этими лицами (статьи 248, 248-1, 249 Кодекса Казахской ССР об административных правонарушениях). В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания протокола, в нем необходимо сделать запись об этом. Кроме того, лицо, совершившее нарушение антимонопольного законодательства, вправе предоставить к протоколу объяснения и замечания по содержанию протокола и изложить мотивы своего отказа от его подписания.
На заседание административной комиссии приглашаются должностные лица хозяйствующих субъектов, органов государственной власти и управления. Рассмотрев дело об административном правонарушении антимонопольного законодательства, административная комиссия выносит решение об административном взыскании в форме постановления.
Административные взыскания налагаются в виде предупреждения и штрафа. Сумма штрафа составляет от двух до восьми минимальных расчетных показателя. Постановление подписывается всеми членами комиссии. Постановления административной комиссии по делу обязательны для исполнения лицами, виновными в совершении нарушений. Однако, они могут быть обжалованы в течении 10-ти дней со дня получения постановления об административном правонарушении.
Привлечение к административной ответственности осуществляется не только административной комиссией антимонопольных органов (ст.237-2 КоАП), но и в судебном порядке. Так, за злоупотребление доминирующим положением на рынке, выразившееся в навязывании гражданам и юридическим лицам принудительных условий продажи товаров, за ограничение конкуренции на рынке и проявление недобросовестной конкуренции, предусмотренных статьей 193-3 КоАП, наложение штрафов производится судом. Суммы штрафов, взысканные за нарушение антимонопольного законодательства, зачисляются в доход Республиканского бюджета.
Привлечение к административной ответственности не освобождает субъекта рыночной экономики, естественной монополии, государственного учреждения от применения экономических санкций. Юридическая ответственность тесно связана с санкцией правовой нормы, которая реализуется в каждом конкретном правонарушении. И именно правонарушение является основанием для применения ответственности.
К предприятиям,
допустившим нарушения
Под незаконно полученным доходом понимается дополнительный доход, полученный юридическим лицом в результате нарушения государственной дисциплины цен, который определяется как разница между суммой, полученной в результате реализации продукции по ценам (тарифам), примененным с нарушением действующих нормативно-правовых актов и стоимостью этой продукции установленной в законодательном порядке.
Основанием для применения экономических санкций являются следующие виды правонарушений:
повлекшие получение юридическим лицом необоснованного дохода:
завышение уровня регулируемых цен, утвержденных антимонопольными органами;
непредоставление или предоставление в меньшем размере скидок, утвержденных в установленном порядке;
3) получение дохода сверх установленного антимонопольными органами за счет невыполнения или выполнения не в полном объеме работ, затраты на которые учтены в утвержденных ценах (тарифах);
4) предоставление услуг (товаров), качество которых не соответствует стандартам Республики Казахстан;
5) предоставление
антимонопольным органам
Не повлекшие получение юридическим лицом необоснованного дохода:
1) предоставление скидок, не утвержденных в установленном порядке;
2) необоснованное
превышение фактических
3) нарушение установленного порядка закупа материальных, финансовых ресурсов, оборудования и услуг для производственных нужд на тендерной основе;
4) предоставление
недостоверной (ложной) информации,
используемой при утверждении
цен, не повлекшее их
Различают несколько видов экономических санкций:
введение компенсационных
(понижающих) тарифов. Вводится в случае
получения дохода сверх установленного
антимонопольным органом в
изъятие в государственный бюджет. Изъятие производит в случае, если причиненный юридическим лицом ущерб и (или) убыток не может быть возмещен конкретным потребителям. Кроме того, налагается и изымается в государственный бюджет штраф в размере от 50 до 1000 расчетных показателей.
Решение о применении
экономических санкций
За 9 месяцев т.г. Комитетом по регулированию естественных монополий и защите конкуренции по Восточно-Казахстанской области введено 5 компенсационных тарифов на сумму более 200 млн. тенге.
Следует отметить, что и Инструкции по применению экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен присущи не- доработки. В соответствии с Законом Республики Казахстан «О платежах и переводах денег» от 29 июня 1998г. № 237 Антимонопольным органам не предоставлено право для изъятия денег без согласия отправителя денег. Таким образом, при невыполнении постановления Агентства и его территориальных органов о перечислении в государственный бюджет сумм незаконно полученного дохода в добровольном порядке, у Антимонопольных органов нет права выставить инкассовое распоряжение.
Экономические
санкции к хозяйствующим
Однако в ходе правоприменительной практики установлено, что налоговые органы не могут исполнять решения об изъятии комитетов. Так как Указом Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24 апреля 1995г. №2235, не предусмотрено взыскание налоговыми органами сумм незаконно полученного дохода по решениям антимонопольного комитета. Следовательно, все нормативно-правовые акты необходимо было привести в соответствие с действующим налоговым законодательством. До настоящего времени Постановление Кабинета Министров РК № 245 не отменено.
В случаях, когда
устранить нарушение
1) О признании
незаконными действий РГП “
2) АООТ “Усть - Каменогорские тепловые сети” о понуждении к заключению договоров с индивидуальными потребителями. В исковых требованиях Комитету отказано по мотивам того, что, понуждая субъекта естественной монополии к заключению договора с потребителями, так же будет иметь место понуждение индивидуальных потребителей. Надзорной инстанцией решение Хозяйственной коллегии оставлено без изменений.
3) ТОО “Восточный
Казахстан Пауэр энд Лайт”
о признании незаконными
4) ТОО “Усть
- Каменогорское управление