Антимонопольная

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:46, курсовая работа

Описание работы

Восемь лет назад Казахстан, как и другие государства СНГ, вступил на путь рыночной экономики. Переход к рыночной экономике привел к существенным изменениям в правовой среде. Для повышения эффективности рыночной экономики необходимо антимонопольное регулирование со стороны государства, без которого невозможно достичь свободы предпринимательства и конкуренции. В этих целях в 1991 г. Верховным Советом Казахской ССР принят Закон «О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности», во второй половине 1998 г. Парламентом Республики Казахстан приняты Законы «О естественных монополиях» и «О недобросовестной конкуренции».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 7
1.1 Возникновение антимонопольного законодательства (история вопроса) 7
1.2 Формирование нормативно-правовой базы антимонопольного законодательства в Республике Казахстан 15
2 ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННЫХ АНТИМОНОПОЛЬНЫХ ОРГАНОВ 20
2.1 Структура государственных антимонопольных органов 20
2.2 Юрисдикция Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса 22
3 СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 29
3.1 Система государственного антимонопольного регулирования в сфере естественных монополий 29
3.2 Система государственного антимонопольного регулирования в сфере государственных монополий 50
3.3 Система государственного антимонопольного регулирования в конкурентной сфере экономики 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
Список литературы 74
ПРИЛОЖЕНИЕ А 81

Файлы: 1 файл

курс антимоноп запасная.doc

— 280.00 Кб (Скачать файл)

Определение границ товарного рынка необходимо в  целях:

установления  доминирующего положения на соответствующем  рынке;

расчета показателей  концентрации республиканских и местных рынков товаров и услуг.

При анализе  экономического положения хозяйствующего субъекта необходимо рассчитывать как  абсолютную, так и относительную  его долю, определяемую путем сопоставления  с долей конкурентов.

Доминирующее  положение хозяйствующего субъекта может устанавливаться только на основе анализа конкретной ситуации в отрасли и на товарном рынке.

Типичными признаками доминирующего положения являются:

- хозяйствующий  субъект не имеет конкурента  на рынке соответствующего товара;

- хозяйствующий субъект, не являясь единственным производителем (поставщиком) или потребителем соответствующего товара, способен диктовать свои условия при продаже или покупке товара, при заключении договора, навязывать потребителю или поставщику любые невыгодные для него условия;

- хозяйствующий  субъект путем монополизации  рынка способен ограничивать  конкуренцию других предприятий, организаций, производящих соответствующие товары.

Для признания  доминирующего положения хозяйствующего субъекта необязательно одновременное присутствие всех признаков, достаточно наличия одного из них.

Правила формирования и ведения Государственного реестра  хозяйствующих субъектов, имеющих  на рынке определенного товара долю свыше 35%, утверждены приказом Агентства  Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции 30 апреля 1999г. № 25 – ОД и зарегистрированы Министерством юстиции Республики Казахстан 27 мая 1999 г.. Реестр – это поименный перечень хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в конкурентной среде и имеющих на товарных рынках долю свыше 35%. Формирование реестра производится на основании анализа экономически и социально значимых товарных рынков и анализа товарных рынков, на которых наблюдаются антиконкурентные действия. Перечень социально значимых товарных групп ежегодно утверждается Постановлением Антимонопольного Комитета. В настоящее время к экономически и социально значимым группам относится продукция, являющая мультипликатором цен по отношению к другим товарным группам. Это уголь, нефть и нефтепродукты, природный газ, зерно, хлеб, сахар, лекарственные препараты, сжиженный газ, вывоз и захоронение твердо-бытовых отходов, пассажирские перевозки. Данный перечень может дополняться территориальными антимонопольными комитетами.

Решения о включении  хозяйствующих субъектов в Реестр, его исключении, принимаются антимонопольными органами на основании данных Государственного комитета статистики Республики Казахстан, результатов обследования товарного рынка. Доля доминирования хозяйствующего субъекта определяется соотношением объема поставки товаров (работ, услуг) на рынок хозяйствующим субъектом к общему объему рынка по соответствующей товарной группе.

Государственный реестр является средством предупреждения и пресечения монополистической деятельности. В течение всего периода нахождения хозяйствующего субъекта в Реестре к нему применяется особый режим государственного контроля и регулирования: систематически наблюдают за его поведением на рынке, осуществляют контроль за слияниями, передачей и продажей его акций, контроль за договорами, которые заключены с потребителями, контроль за ценами на монопольную продукцию с целью недопущения ценового сговора, ценовой дискриминации и применения монопольно высоких цен для получения сверхприбыли и др.

Согласно  ст.7 Закона РК «О развитии конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности» незаконными признаются следующие действия хозяйствующих  субъектов, занимающих доминирующее положение:

уменьшение  и прекращение производства, а также изъятие из обращения товаров с целью создания или поддержания искусственного дефицита на рынке, либо повышение цен;

нарушение установленного нормативными актами порядка  ценообразования;

создание  препятствий доступу на рынок (выхода с рынка) другим хозяйствующим субъектам;

навязывание контрагенту условий договора, которые  не относятся к предмету договора и (или) ставят контрагентов в невыгодное положение по сравнению с другими  хозяйствующими субъектами, в том  числе включая навязывание гражданам  и юридическим лицам принудительных условий продажи товаров.

Государственное регулирование цен в конкурентной сфере экономики вводится в следующих  случаях:

1) при невозможности  или нецелесообразности разукрупнения  (разделения) хозяйствующего субъекта, являющегося монополистом на рынке определенного товара;

2) при  наличии решения Правительства  Республики Казахстан о введении  государственного регулирования  цен.

Жесткий режим  государственного регулирования введен Правительством на производство и снабжение  тепловой энергии, услуги по газоснабжению, электроснабжению, водоснабжению, эксплуатации подъездных путей, оказываемые хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на рынках и использующими для необоснованного повышения цен и тарифов119.

В целях недопущения  прерывания в обеспечении электроэнергией  и газом регионов, закупающих электроэнергию и газ за пределами Республики Казахстан и не имеющих альтернативных поставок от казахстанских производителей, изменение тарифов для потребителей осуществляется ежемесячно. Тарифы устанавливаются исходя из динамики среднего биржевого курса доллара США за месяц, в порядке, устанавливаемом Антимонопольным Агентством. Правительством Республики Казахстан поручено Агентству Республики Казахстан, обеспечить введение государственного регулирования. Во исполнение данного постановления Антимонопольным Агентством принят приказ № 30-Од от 26 мая, который определяет только механизм индексации отпускных цен на сжиженный газ в связи с введением свободно плавающего курса тенге. В то время как, до настоящего времени нормативного закрепления механизма регулирования нет. Несмотря на это, Антимонопольные органы не правомерно осуществляют регулирование тарифов на услуги по газоснабжению.

Хозяйствующие субъекты, включенные в Реестр, обязаны  один раз в полугодие представлять в Антимонопольное Агентство  отчет о результатах финансово-хозяйственной  деятельности, сведения о продаже  и передаче в управление акций  предприятия, объемы производства, отпускные цены и доходность производства по монопольным видам продукции. Кроме того, хозяйствующие субъекты обязаны уведомить о предстоящем повышении отпускной цены монопольно производимой продукции и о причинах их повышения.

При установлении фактов нарушения хозяйствующими субъектами, включенными в Государственный  реестр, норм антимонопольного законодательства, уполномоченным органом принимаются  меры антимонопольного воздействия, предусмотренные  ст.14 Закона Казахской ССР «О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности».

В соответствии со статьей 14 Закона Антимонопольный  комитет имеет право давать обязательные для исполнения предписания о  разукрупнении (разделении) хозяйствующих  субъектов, занимающих доминирующее положение. При невозможности или нецелесообразности разукрупнения (разделения) хозяйствующего субъекта, являющегося монополистом на рынке или занимающим на нем доминирующее положение, к нему принимаются иные меры антимонопольного воздействия (установление фиксированных цен, повышенное налогообложение и т.д.)4. Реорганизация монополистических организационно-управленческих образований - мера демонополизации, предусматривающая изменение их организационного, управленческого или функционального строения. Такая мера проводится как в отношении структур, включенных в Государственный реестр, так и в отношении хозяйствующих субъектов - монополистов, не включенных в него. Разукрупнение хозяйствующих субъектов в первую очередь касается организационно-управленческих образований: ассоциаций, концернов, которые объединяют ряд предприятий, разделяют рынок и ограничивают конкуренцию.

Экономическая целесообразность реорганизации и  разукрупнения признается в следующих  случаях:

- если в рамках  республиканской или региональных программ демонополизации предполагается демонтаж прежних хозяйствующих структур;

- если хозяйствующий  субъект – монополист, допускает  систематические нарушения антимонопольного  законодательства, и отсутствуют иные способы пресечения злоупотреблений доминирующим положением на рынке;

если  способы регулирования деятельности хозяйствующего субъекта - монополиста оказываются неэффективными и продолжающаяся его деятельность на товарном рынке наносит ущерб потребителям (клиентам).

При неисполнении субъектами предписаний об устранении нарушений антимонопольного законодательства уполномоченный орган в соответствии со ст.19 указанного закона принимает меры юридической ответственности, в частности административного воздействия.

Кроме того, за злоупотребление доминирующим положение на рынке, выразившееся в не предоставлении комитету в установленный срок документов, справочных материалов или предоставлении заведомо недостоверных или ложных сведений предусмотрено наложение штрафов в следующих размерах:

с организационно-управленческих образований и хозяйствующих  субъектов и хозяйствующих субъектов  – юридических лиц от 10000 до 1000000 рублей;

с хозяйствующих  субъектов – граждан – от 200 до 1000 рублей;

с должностных  лиц органов государственной  власти и управления, организационно-управленческих образований и хозяйствующих субъектов – от 100 до 500 рублей.

Наложение штрафов  осуществляется в судебном порядке.

Если в результате монополистической деятельности, злоупотреблений  доминирующим положением или недобросовестной конкуренции получена необоснованная прибыль, то с хозяйствующего субъекта взыскивается штраф в трёхкратном размере этой прибыли. По решению суда прибыль, полученная в результате монополистической деятельности, злоупотребления доминирующим положением на рынке и недобросовестной конкуренции, подлежит изъятию в Республиканский бюджет, а ущерб, нанесенный этими действиями, возмещается потерпевшим (Ст.20 Закона «О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности»). Кроме того, антимонопольные органы, при неисполнении хозяйствующими субъектами, включенными в Государственный реестр, решений, предписаний об устранении нарушений антимонопольного законодательства вправе рассматривать дела на административной комиссии и применять санкции согласно «Инструкции по применению к предприятиям – монополистам экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен»120.

На первый взгляд первый антимонопольный закон содержит все приемы и способы по предупреждению и ограничению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, однако, это не так.

Так, например, при более детальном рассмотрении вопроса о включении хозяйствующего субъекта монополиста, занимающего доминирующее положение на рынке в Государственный реестр, мы сталкиваемся с юридическими коллизиями. В конкретном случае это противоречиями между нормативно – правовыми актами, возникающими в процессе правоприменения антимонопольным органом своих полномочий. Как уже отмечалось выше, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта на республиканском рынке, с долей доминирования превышающей 35%, понятие локального рынка законодательно не закреплено. Понятие определено только в Постановлении Кабинета Министров РК от 20 декабря 1993г. В соответствии со статьей 6 Закона Республики Казахстан «О нормативно-правовых актах», содержащееся в Постановлении Кабинета Министров положение об определении границ локального рынка, не соответствуют норме антимонопольного законодательства. Следовательно, все реестры хозяйствующих субъектов монополистов по областям подлежат отмене. Способом разрешения коллизии является внесение изменений в действующий закон, либо принятие нового акта.

Статьёй 14 Закона определены полномочия Антимонопольного комитета при выполнении возложенных на них задач в соответствии, с которыми Антимонопольные органы вправе давать обязательные для исполнения предписания только: об отмене или изменении принятых актов - органам государственной власти и управления, о реорганизации и разукрупнении – хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение и организационно-управленческим образованиям. Кроме того, обязательные для исполнения предписания антимонопольные органы имеют право давать: хозяйствующим субъектам естественной монополии, хозяйствующим субъектам и органам государственной власти и управления по фактам недобросовестной конкуренции. Утверждаемые Правительством РК правовые нормы существенно расширяют права, полномочия, функции и обязанности Комитета на различных этапах его реорганизации. Причем по своей сути подзаконные акты не всегда соответствуют нормам действующего законодательства.

В частности, согласно Положению об Агентстве РК, к полномочиям  отнесено: право давать предписания органам государственной власти и управления, хозяйствующим субъектам и их должностным лицам обязательные для рассмотрения предписания и предостережения на предмет устранения нарушений государственной дисциплины цен, антимонопольного законодательства и защиты прав потребителей. Таким образом, Положение об Агентстве дополнительно дает право на вынесение предписаний хозяйствующим субъектам конкурентной сферы экономики, занимающим доминирующее положение на рынке, что антимонопольным законом не предусмотрено.

Информация о работе Антимонопольная