Антимонопольная

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:46, курсовая работа

Описание работы

Восемь лет назад Казахстан, как и другие государства СНГ, вступил на путь рыночной экономики. Переход к рыночной экономике привел к существенным изменениям в правовой среде. Для повышения эффективности рыночной экономики необходимо антимонопольное регулирование со стороны государства, без которого невозможно достичь свободы предпринимательства и конкуренции. В этих целях в 1991 г. Верховным Советом Казахской ССР принят Закон «О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности», во второй половине 1998 г. Парламентом Республики Казахстан приняты Законы «О естественных монополиях» и «О недобросовестной конкуренции».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 7
1.1 Возникновение антимонопольного законодательства (история вопроса) 7
1.2 Формирование нормативно-правовой базы антимонопольного законодательства в Республике Казахстан 15
2 ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННЫХ АНТИМОНОПОЛЬНЫХ ОРГАНОВ 20
2.1 Структура государственных антимонопольных органов 20
2.2 Юрисдикция Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса 22
3 СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 29
3.1 Система государственного антимонопольного регулирования в сфере естественных монополий 29
3.2 Система государственного антимонопольного регулирования в сфере государственных монополий 50
3.3 Система государственного антимонопольного регулирования в конкурентной сфере экономики 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
Список литературы 74
ПРИЛОЖЕНИЕ А 81

Файлы: 1 файл

курс антимоноп запасная.doc

— 280.00 Кб (Скачать файл)

В соответствии с предоставленными полномочиями, Антимонопольное Агентство имеет право издавать нормативные документы. Это нормативные подзаконные акты, регламентирующие финансовую и иную деятельность субъектов естественной монополии, порядок проведения расследования по фактам нарушения ценового, антимонопольного законодательства и законодательства по защите прав потребителей и другие. Указанные акты носят межведомственный характер и не должны противоречить законодательству. Для них обязательна регистрация в Министерстве юстиции Республики Казахстан. Ведомственные документы содержат совокупность методов, приемов и способов для антимонопольного регулирования, а некоторые из них уточняют характер для применения норм антимонопольного законодательства.

В силу признанных Казахстаном норм международного права международные договоры, участником которых является Республика Казахстан, имеют приоритет перед антимонопольным законодательством. В случаях противоречия между международным договором и антимонопольным законодательством применяется норма международного договора. Согласно императивным нормам, международный договор должен быть ратифицирован.

Правительством  проводится большая работа по координации деятельности и развитию взаимного сотрудничества в области антимонопольной политики. Верховным Советом Республики Казахстан 22 июня 1994 года ратифицирован Договор о проведении согласованной антимонопольной политики, участниками которого стали Республика Азербайджан, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Грузия, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина19.

Задачами настоящего Договора являются:

координация совместных действий по предупреждению, ограничению  и пресечению монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции;

сближение антимонопольного законодательства стран-участников Договора;

создание условий для развития конкуренции, эффективного функционирования товарных рынков и защиты прав потребителей;

согласование  порядка рассмотрения и оценки монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, органов власти и управления и создание на этой основе механизма сотрудничества.

Для реализации данного Договора его участники  учредили Межгосударственный совет  по антимонопольной политике, который  призван вырабатывать критерии и  способы оценки монополистической  деятельности, недобросовестной конкуренции, процедуры расследования дел по нарушению правил конкуренции, Правила и механизмы воздействия на хозяйствующие субъекты, органы власти и управления, нарушающие правила конкуренции в общем экономическом пространстве, и согласование их между странами-участниками.

3 СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО АНТИМОНОПОЛЬНОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

3.1 Система государственного антимонопольного регулирования в сфере естественных монополий

 

Ценовая политика – комплекс мер, принимаемых  государством для обеспечения паритетности интересов продавцов и покупателей товаров, работ и услуг на рыночном пространстве. Ценовое регулирование в Республики прошло несколько этапов110.

До 1992 г. во всех сферах экономики Казахстана цены на все виды товаров и услуг регулировались государством. С 1992 г. регулирование цен осуществлялось только на продовольственные товары первой необходимости, продукцию хозяйствующих субъектов-монополистов. Регулирование цен на продукцию естественных монополистов заключалось только в корректировке тарифов на уровень инфляции.

В 1992-1994 гг. регулирование цен было ослаблено. К концу 1994 г. возникли ценовые перекосы, значительно возросли цены на электроэнергию, природный газ при сравнительно низком среднем индексе роста цен в индустрии, легкой и пищевой промышленности, где уже была конкуренция. Только остановив рост цен у предприятий-монополистов, можно было решать вопрос финансовой стабилизации экономики Казахстана.

С выходом  постановления Правительства от 19 октября 1994 года № 1171 "О регулировании цен на продукцию хозяйствующих субъектов естественных монополистов", началась работа по регулированию цен предприятий - естественных монополистов. Было запрещено пересматривать цены чаще одного раза в квартал. Установлен контроль над уровнем монопольно высокой прибыли. При предприятиях - естественных монополистах ликвидированы структуры, дублирующие основную деятельность.

Эти меры позволили замедлить темпы  роста цен в отраслях, относящихся  к сфере естественной монополии, и в экономике в целом. В 1995-1997 гг. отменено регулирование цен на продовольственные товары. Прекращено регулирование уровня рентабельности монополистов, работающих на конкурентном рынке. Демонополизированы национальные акционерные компании, государственные национальные компании и другие организационно-управленческие образования, объединяющие родственные предприятия и ограничивающие конкуренцию. Усилилась активная деятельность государства, направленная на расширение конкурентно-рыночного регулирования, что способствовало стабилизации цен и финансового положения республики. Было прекращено бюджетное дотирование коммунальной сферы. Население, в основном, стало платить за воду, газ, тепло и электроэнергию по реальной стоимости этих услуг. Отсутствие законодательно закрепленного понятия - "естественная монополия", не говоря уже о методических приемах определения уровня цен, ограничивало возможности регулирующего органа.

Правовую  основу государственного антимонопольного регулирования в сфере естественных монополий составляют: Закон Республики Казахстан "О естественных монополиях", принятый во второй половине 1998 года Парламентом Республики Казахстан. В рамках реализации этого Закона разработаны ряд нормативных актов межведомственного характера, прошедших регистрацию в установленном порядке в Министерстве юстиции Республики Казахстан. В том числе: "Инструкция об особом порядке формирования затрат, учитываемых при расчете цен (тарифов) на производство и предоставление услуг (товаров, работ) субъектами естественной монополии", "Правила закупки материальных и финансовых ресурсов субъектами естественной монополии на тендерной основе", "Инструкция о порядке представления, рассмотрения, утверждения и введения цен (тарифов) на товары, работы, услуги субъектов естественной монополии", "Инструкция по применению экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен", "Правила формирования и ведения Государственного регистра субъектов естественной монополии Республики Казахстан", что существенно позволили стабилизировать экономику Республики.

Естественная  монополия - состояние рынка услуг (товаров), при котором создание конкурентных условий для удовлетворения спроса на определенный вид услуг невозможно или экономически нецелесообразно  в силу технологических условий производства и предоставления данного вида услуг111.

Правоотношения, возникающие на рынке услуг субъектов  естественных монополий, регулируются Законом «О естественных монополиях» от 09.07.1998, в соответствии со статьей 4 которого к сфере естественных монополий в Республике Казахстан относятся следующие виды деятельности:

- транспортировка  нефти и нефтепродуктов по  магистральным трубопроводам;

- транспортировка газа и газового конденсата по магистральным и распределительным трубопроводам;

- передача и  распределение электрической и  тепловой энергии;

- эксплуатация  железнодорожных магистралей;

- услуги аэронавигации,  портов, аэропортов;

- услуги телекоммуникаций с использованием сети местных линий;

- услуги водохозяйственной  и канализационной систем;

- услуги почтовой  связи;

- иные виды, установленные законодательными  актами Республики Казахстан.

В сфере естественной монополии действует особый субъектный состав участников правоотношений, который включает потребителей и субъектов естественной монополии. К потребителям относятся физические и юридические лица, приобретающие товар, производимый (реализуемый) субъектом естественной монополии. Субъект естественной монополии - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, занятый производством товаров, работ и (или) предоставлением услуг потребителям в условиях естественной монополии.

Стороны правоотношений наделены взаимными юридическими правами и обязанностями, закрепленными в законодательном порядке. В данном случае, потребитель услуг наделен правом, покупать услуги по ценам, установленным Антимонопольным органом и обязанностью в своевременной оплате. На субъекта естественной монополии возлагается юридическая обязанность по обеспечению качественного всеобщего обслуживания потребителей услуг, предоставлению равных условий для всех и право по установлению обязательных технических требований для соблюдения потребителями. Правоотношения в сфере естественных монополий гарантируются государством в лице Антимонопольного органа и охраняются в необходимых случаях принудительной силой. Если нарушается мера свободы правомочных или обязанных лиц, вступивших в правоотношения, то применяются принудительные меры к их обеспечению.

В целях защиты прав потребителей субъектам естественной монополии  установлен ряд запретов. Это оказывать  услуги и осуществлять иную деятельность, не относящуюся к основной деятельности, иметь в собственности или  на праве хозяйственного управления имущество, которое не связано с предоставлением услуг, владеть акциями других коммерческих организаций и др.

Органы по регулированию  естественных монополий наделены важными полномочиями:

1) государственное регулирование;

2) контроль за соблюдением действующего законодательства;

3) применение мер по  пресечению нарушений.

К полномочиям, обеспечивающим выполнение государственных регулирующих функций в сфере естественных монополий, относятся следующие:

принимать решения  о включении в Государственный регистр субъектов естественных монополий либо об исключении из него;

принимать обязательные для  субъектов естественной монополии  решения о введении, изменении  или прекращении государственного регулирования.

Процедура включения  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Государственный регистр субъектов естественной монополии предусмотрена Правилами формирования и ведения Государственного регистра субъектов естественной монополии Республики Казахстан. Данные Правила утверждены приказом Комитета РК по регулированию естественных монополий и защите конкуренции 19 августа 1998 г. за № 03 – 5 ОД и прошли в установленном порядке регистрацию в Министерстве юстиции112

. Регистр формируется на основании Государственного регистра юридических лиц Республики Казахстан, составляемого Министерством Республики Казахстан и его территориальными органами в соответствии с Гражданским Кодексом Республики Казахстан и Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона «О государственной регистрации юридических лиц». Основанием для включения субъекта в Регистр является осуществление им вида деятельности, отнесенного к сфере естественной монополии и признания его положения доминирующим на рынке. Юридические лица, осуществляющие деятельность, отнесенную к сфере естественной монополии, но связанную с эксплуатацией объектов, предназначенных исключительно для собственных нужд, в Регистр не включаются.

Субъектами естественной монополии на рынке Республики Казахстан являются: ЗАО "Интергаз Центральная Азия", ЗАО "КазТрансОйл", РГП "Казакстан темiр жолы", АО "Казахтелеком", АО "КЕGОС", ЗАО "Алматы Пауэр Консолидейтид", РГП "Казаэронавигация", РГП трест "Союзцелинвод", предприятие по эксплуатации канала "Иртыш - Караганда", РГП почтовой связи, ЗАО "Национальная морская судоходная компания "Казмортрансфлот", аэропорты. На региональном уровне насчитывается около 980 субъектов естественных монополий, в том числе по Восточно-Казахстанской области 91 субъект естественной монополии.

Субъект естественной монополии, включенный в Регистр, попадает под действие Закона Республики Казахстан "О естественных монополиях" и  других документов межведомственного  характера, регулирующих деятельность субъектов естественной монополии, а также определяющих их права и обязанности. В частности, субъект естественной монополии обязан:

1) представлять  в Уполномоченный орган заключение  ежегодной аудиторской проверки, проводимой с учетом требований, предъявляемых Уполномоченным органом;

2) представлять  в Уполномоченный орган ежеквартальную  и годовую статистическую отчетность. Квартальные отчеты представляются  не позднее, чем через один  месяц после окончания отчетного  периода, годовые - не позднее  1 апреля следующего за отчетным годом;

3) ежегодно публиковать  в официальных средствах массовой  информации бухгалтерский баланс  и отчет о результатах финансово-хозяйственной  деятельности по итогам года.

Деятельность  субъектов естественной монополии, включенных в Регистр, регулируется и контролируется государством в лице Уполномоченного органа13

.

Для субъектов  естественной монополии в статье 19 "Правил формирования и ведения  Государственного Регистра субъектов естественной монополии Республики Казахстан" предусмотрен порядок обжалования включения в Регистр.

Документом  межведомственного характера предусмотрен и порядок представления, рассмотрения, утверждения и введения цен и  тарифов на товары, работы и услуги, оказываемые субъектами естественной монополии. При необходимости изменения цен и тарифов на оказываемые услуги, субъект предоставляет заявку на рассмотрения за 45 дней до введения цен и тарифов в действие114. К заявке на утверждение прилагается определенный перечень материалов, предусмотренных п.9 Инструкции «О порядке утверждения и введения цен (тарифов) на товары, работы, услуги субъектов естественной монополии».

Информация о работе Антимонопольная