Банкротство как способ реструктуризации корпорации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 10:20, курсовая работа

Описание работы

В работе представлены теоретические основы процедуры банкротства предприятий: общие положения и понятия о банкротстве, процедура банкротства, банкротство как форма реструктуризации; законодательные основы и практика банкротства как способа реструктуризации корпораций (нормативно-правовое регулирование процедур банкротства, модели прогнозирования вероятности банкротства на основе финансовой отчетности); американский и российский опыт банкротства и путей его преодоления.

Содержание работы

Введение ..................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы процедуры банкротства предприятий
1.1. Общие положения и понятия о банкротстве ………..……………………...5
1.2. Процедура банкротства предприятий ………………………………….….10
1.3. Банкротство как форма реструктуризации .................................................17
Глава 2. Законодательные основы и практика банкротства как способа реструктуризации корпораций
2.1. Нормативно-правовое регулирование процедур банкротства ..................24
2.2. Модели прогнозирования вероятности банкротства на основе финансовой отчетности ………………………………………………………...30
2.3. Российская государственная политика в сфере банкротства ……………34
Глава 3. Американский и российский опыт банкротства и путей его преодоления
3.1. Опыт США в области банкротства компаний ……………………………42
3.2. Способы преодоления банкротства: опыт российских промышленных корпораций ………………………………………………………………………48
Заключение ............................................................................................................54
Список источников и литературы .......................................................................57

Файлы: 1 файл

Курс. раб. Банкротство как способ реструктуризации корпорации.doc

— 339.50 Кб (Скачать файл)

        В настоящее время государственная политика в сфере банкротства и финансового оздоровления предприятий реализуется на основе Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», других правовых нормативных актов.

        Законом установлено, что дела о банкротстве рассматриваются и решаются арбитражным судом. Проведение процедур банкротства и осуществление иных полномочий в ходе дел о банкротстве осуществляют арбитражные управляющие (временный (наблюдение), административный (финансовое оздоровление), внешний (внешнее управление), конкурсный (конкурсное производство)), кандидатуры которых утверждает арбитражный суд. Регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих осуществляют саморегулируемые организации арбитражных управляющих – некоммерческие организации, основанные на членстве, созданные гражданами Российской Федерации и включенные в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

        До 2004 г. в России функционировали специализированные исполнительные органы государственной власти, регулирующие вопросы несостоятельности, банкротства и финансового оздоровления: Федеральное управление по делам о несостоятельности при Государственном комитете РФ по управлению государственным имуществом (с 1993 до 1997 г.), Федеральная служба России по делам о несостоятельности (банкротстве) (до 2000 г.), Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству, которая в 2003 г. была упразднена в ходе административной реформы17.

        В настоящее время функции по регулированию процедур банкротства на федеральном уровне выполняют следующие государственные органы.

1. Правительство РФ:

- утверждает  перечень стратегических предприятий  и организаций, к которым применяются  особые правила банкротства, предусмотренные  ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

- осуществляет  меры по предупреждению банкротства  стратегических предприятий и организаций.

2. Министерство  экономического развития РФ (Минэкономразвития  РФ):

- осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления;

- принимает нормативные акты, определяющие порядок принятия решения о подаче в арбитражный суд заявления о признании банкротом должника, включенного в перечень стратегических предприятий и организаций.

3. Федеральная налоговая служба (ФНС), находящаяся в ведении Министерства финансов РФ, осуществляет следующие функции:

- выступает  уполномоченным органом по представлению  в делах о банкротстве и  в процедурах банкротства требований  об уплате обязательных платежей  и требований Российской Федерации  по денежным обязательствам;

- принимает  решения о предоставлении отсрочек (рассрочек), налоговых кредитов  и инвестиционных налоговых кредитов  по уплате федеральных налогов  и сборов. Решения по уплате  региональных и местных налогов  и сборов принимаются управлениями ФНС России по субъектам РФ.

4. Федеральная  регистрационная служба (Росрегистрация) – находится в ведении Министерства юстиции РФ, осуществляет:

- обеспечение контроля за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих,

- ведение Единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и реестра арбитражных управляющих;

- обеспечение контроля за соблюдением саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность саморегулируемых организаций;

- проведение проверок деятельности саморегулируемых организаций;

- обращение в арбитражный суд с заявлением об исключении саморегулируемых организаций из Единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих в установленных законом случаях;

- обращение в установленном федеральным законом порядке в суд с заявлением о дисквалификации арбитражного управляющего;

- оказание поддержки саморегулируемым организациям и арбитражным управляющим в ходе процедур банкротства, связанных с вопросами трансграничной несостоятельности;

- участие в организации подготовки арбитражных управляющих и принятии теоретического экзамена;

- утверждение единой программы подготовки арбитражных управляющих.

5. Федеральное  агентство по управлению федеральным  имуществом (Росимущество) находится  в ведении Минэкономразвития  РФ, выполняет следующие функции:

- осуществляет  полномочия государственного финансового  контрольного органа в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»,

- реализует  полномочия собственника имущества  должника - федерального государственного  унитарного предприятия при проведении  процедур банкротства.

6. Иные федеральные  органы исполнительной власти (отраслевые министерства и ведомства) реализуют полномочия государства как собственника в отношении закрепленного за ними федерального имущества18.

        Деятельность арбитражного управляющего в деле о банкротстве не является предпринимательской деятельностью. Снизились требования к арбитражным управляющим: наличие стажа работы на руководящих должностях не менее чем год и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем шесть месяцев (ранее 2 года) или стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем два года. Конкурсное производство вводится на срок до 6 месяцев (ранее год).

      Разбирательство и вынесение решения о банкротстве российского лица отнесено к специальной компетенции арбитражных судов (п. 5 ч. 1 ст. 248 Арбитражного процессуального кодекса РФ)19.

        Приведем конкретные примеры банкротства в России. Луховицкий завод специальных конструкций (Московская область) — предприятие оборонного комплекса с типичной для переходной России судьбой. Неудачная приватизация, неудачная конверсия и диверсификация. Средства, которые были выделены для освоения нового производства мягкой мебели, были использованы на погашение заработной платы. Уникальное оборудование японского производства использовалось для изготовления гаражных ворот и оградок, причем из дорогостоящих материалов. Профильная продукция завода — контейнеры для шумоглушения, используемые при испытании авиационных двигателей, — не приносила прибылей, т. к. на тот момент состояние авиастроения было уже плачевным, и спрос на контейнеры потерял актуальность на долгие годы.

        Параллельно на предприятии всегда велась деревообработка, рассчитанная на производство тары для транспортировки самолетов. Деревообрабатывающее оборудование можно было бы использовать для изготовления столярных изделий, но его физический и моральный износ делал продукцию неконкурентоспособной из-за высокой себестоимости. Попытки превратить предприятие в субъект рыночных отношений сделали его банкротом. Это предприятие и многие другие в России, вынуждены были пройти процедуры внешнего управления и конкурсного производства.

        Активно шла скупка многих предприятий заинтересованными юридическими лицами, на производственных площадях размещались другие организации. Государственная помощь стратегически важным объектам позволяла последним оставаться на плаву, однако существовала проблема получения соразмерной прибыли, превращения предприятия из убыточного в прибыльное.

        К моменту конкурсного производства в ОАО Кондпетролеум (г. Нягань, Ханты-Мансийского автономного округа) накопились огромные долги бюджетам разных уровней, внебюджетным фондам, банкам. Мизерная зарплата работникам задерживалась на семь месяцев. Банкротство стало последним средством оздоровления. Главной проблемой было непрерывное падение объемов добычи нефти. В 1991 году здесь добыли 9,8 млн тонн нефти, в 1995 году — 5,1 млн тонн, в 1998 году — 2,5 млн тонн. Уже в ходе конкурсного производства падение удалось остановить. В октябре 1999 года предприятие приобрело созданное в это же время, ОАО ТНК-Нягань, дочернее предприятие Тюменской нефтяной компании. Следующим шагом должно было стать увеличение объемов добычи нефти.

        Нарушение хозяйственных связей оказало негативное влияние на ряд отраслей промышленности. Яркий пример — Ликинская мануфактура. После распада СССР она столкнулась с проблемой роста цен на среднеазиатский хлопок, который стал импортным товаром. Со временем Росконтракт скупил 52% акций предприятия. Новый собственник наладил выпуск бязи для продажи на экспорт. Однако под это было задействовано всего 5% мощностей производства. В итоге Ликинка стала неплатежеспособной. Процедуру банкротства на предприятии возбудило ФСДН. За полтора года внешнего управления ни только не удалось вытянуть предприятие, но оно еще больше увязло в долгах. В сентябре 1999 года было введено конкурсное производство.

          Чтобы начать деревообработку, на Луховицком заводе специальных конструкций необходимо было полностью сменить оборудование. Внешний управляющий принял решение о создании на базе завода двух акционерных обществ, куда были переданы активы. Новый собственник навел порядок в цехах. Однако уже первый серьезный заказ на шумоглушители потребовал от предприятия серьезных усилий, и, прежде всего, покупки и ремонта дорогого оборудования. С деревообработкой также возникла проблема оборудование для нее было очень энергоемким и морально устаревшим.

        Внешний управляющий попытался продать активы, оставшиеся от первоначальной инфраструктуры. Этой суммы могло хватить на расчеты с кредиторами. Однако оказался неучтенным неожиданно инициированный иск в суд с требованием индексации задолженности по зарплате. В итоге все средства ушли на зарплату. Внешний управляющий счел целесообразным решить судьбу имущества предприятия в конкурсном производстве. Тем более, что реализовать остатки собственности в этой процедуре проще, чем во внешнем управлении.

        Внешнее управление может осуществляться с использованием таких средств, как создание на базе предприятия холдинга из нескольких предприятий, использования толлинговых контрактов, продажи на аукционе акций компании, успешной работы с кредиторами и проведения реструктуризации долга, подписания мирового соглашения. Собрание кредиторов, как правило, должно утвердить годовой план внешнего управления и установить очередность выплаты долгов.

        К примеру, кредиторы Ангарской нефтехимической компании подписали мировое соглашение, по которому АНХК получила беспрецедентно льготные условия погашения долгов. Дело о банкротстве АНХК было возбуждено в декабре 1997 года по иску иркутского отделения Госналогслужбы. На момент возбуждения дела о банкротстве общая сумма задолженности АНХК составляла около 4 млрд руб., из которых 1,5 млрд руб. приходились на федеральный бюджет. Была проведена сделка по продаже контрольного пакета акций АНХК, с выкупом 62,5% долгов. После этого Росинвестнефть заключила мировое соглашение. Остальные долги АНХК также реструктурировались.

        Согласно закону «О несостоятельности (банкротстве)» конкурсное производство предусматривает остановку производства, отключение энергии (чтобы не накапливать долги), увольнение работников и реализацию активов. Однако конкурсное производство может рассматриваться в ряде случаев как процедура реанимации для предприятия, после которой оно получает новую жизнь. Подобные изменения требуют значительных инвестиций заинтересованных юридических лиц.

        Так завершилось в свое время конкурсное производство ОАО Кондпетролеум. Был принят бизнес-план для ТНК-Нягань на три года, в рамках которого разработаны четыре инвестиционные программы, направленные на реконструкцию системы сбора и транспорта нефти, на бурение, на жилье и социальные проблемы, на закупку импортного оборудования.

        Конкурсное производство на Ликинской мануфактуре ознаменовалось введением системы оперативного реагирования на любую информацию с производства, увеличением загрузки оборудования, ростом объемов производства, ростом производительности труда.

        Изменения на УралАЗе коснулись в основном системы управления предприятием. Команда, пришедшая на завод вместе с арбитражным управляющим, несмотря на постоянный дефицит финансовых ресурсов, внедрила новую информационную систему управления. Была изменена номенклатура выпускаемой продукции — в сторону увеличения ее ассортимента. Вырос объем продаж, были осуществлены расчеты с кредиторами как посредством живых денег, так и за счет продажи акций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Американский и российский опыт банкротства

и путей  его преодоления

 

3.1. Опыт США в области банкротства компаний

        Несмотря на то, что прошло уже достаточно много времени с принятия закона о банкротстве в России, количество процессов реорганизаций и ликвидаций, прошедших «по всем правилам» весьма незначительно. В какой-то мере это связано с тем, что сам механизм ещё не отработан, участники процесса плохо понимают своё правовое положение. В этой связи действительно необходимо обращать внимание на существующую в других странах практику, сравнивать и брать самые отработанные и совершенные механизмы.

        По мнению американских юристов, банкротство – «это лекарство, может быть не всегда сладкое, но полезное». Очень многие боятся несостоятельности, связывая с банкротством конец всех своих начинаний. В действительности это не так. Невозможно обанкротиться, если не иметь никаких средств и ничего не предпринимать. Но, если кто-то пытается сделать хотя бы один шаг в экономике, он всегда должен быть готов к провалу, нести определённый риск.

Информация о работе Банкротство как способ реструктуризации корпорации