Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 10:20, курсовая работа
В работе представлены теоретические основы процедуры банкротства предприятий: общие положения и понятия о банкротстве, процедура банкротства, банкротство как форма реструктуризации; законодательные основы и практика банкротства как способа реструктуризации корпораций (нормативно-правовое регулирование процедур банкротства, модели прогнозирования вероятности банкротства на основе финансовой отчетности); американский и российский опыт банкротства и путей его преодоления.
Введение ..................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы процедуры банкротства предприятий
1.1. Общие положения и понятия о банкротстве ………..……………………...5
1.2. Процедура банкротства предприятий ………………………………….….10
1.3. Банкротство как форма реструктуризации .................................................17
Глава 2. Законодательные основы и практика банкротства как способа реструктуризации корпораций
2.1. Нормативно-правовое регулирование процедур банкротства ..................24
2.2. Модели прогнозирования вероятности банкротства на основе финансовой отчетности ………………………………………………………...30
2.3. Российская государственная политика в сфере банкротства ……………34
Глава 3. Американский и российский опыт банкротства и путей его преодоления
3.1. Опыт США в области банкротства компаний ……………………………42
3.2. Способы преодоления банкротства: опыт российских промышленных корпораций ………………………………………………………………………48
Заключение ............................................................................................................54
Список источников и литературы .......................................................................57
Если разоряется предприятие, это всегда трагедия и для его руководства, и для тех, кто вложил в него средства, и для тех, кто на нём работает. Процедура несостоятельности смягчает неблагоприятные последствия провала для всех, сводя их к минимуму. Американские экономисты Ричард Брейли и Стюарт Майерс утверждали, что банкротство корпорации наступает тогда, когда акционеры используют право на невыполнение обязательств20.
В США этот институт существует дольше, чем само государство, так как ещё до образования Соединённых Штатов в колониях использовалось видоизменённые английские нормы о несостоятельности. Особенности США, такие как «множественность юрисдикций» и очень сильная судебная система обусловили появление уникальной практики разрешения дел о реорганизации и банкротстве, которая во многом ушла дальше в своём развитии по сравнению с европейской системой.
Нормы конкурсного права создают правовые основы для восстановления «прогоревшего» предприятия, следовательно, они стимулирует предпринимательскую деятельность, инвестирование и принятие на себя риска.
Законодательное закрепление реорганизации и банкротства предоставляет шанс восстановить благополучие и взять «новый старт». Добросовестно действующие юридические и физические лица могут ставить себя практически в любую форму финансовой зависимости с уверенностью, что при необходимости они получат возможность начать всё сначала и прийти в будущем к финансовому процветанию. Коммерческое предприятие может обновить производство после сдачи его в аренду и после периода убыточности вновь стать экономически выгодным.
Интерес государства в наличии института несостоятельности состоит в том, что, восстановив своё финансовое благополучие, граждане и предприятия снова становятся субъектами налогообложения.
Нормативная база открывает дорогу к освобождению от долгов тем добросовестным и ответственным должникам, которые действительно нуждаются в «новом старте» в условиях конкуренции в обществе.
Упорядоченность и предварительная определенность правового статуса кредиторов и должников создает правовую основу для обеспечения предоставлений займов и увеличения объема кредитования, что является одним из необходимых компонентов рыночного хозяйства.
Американские законы позволяют добросовестным юридическим и физическим лицам, ответственно относящимся к предмету своей деятельности, получить освобождение от требований кредиторов, позитивированных в форме исков. Обычно это происходит параллельно с проведением финансовой реорганизации. Кредиторам запрещено вмешиваться в процесс реорганизации и банкротства или предпринимать попытки взыскания долга, в то время как дело находится в производстве суда, если положения закона или суд не допускает такое вмешательство.
В обмен на льготы, которые должник получает при проведении реорганизации либо после момента объявления банкротства, суду и кредиторам должна быть предоставлена вся документация, касающаяся финансового состояния должника и его прошлой деятельности. Предоставляемые материалы должны содержать сведения обо всех активах должника, обо всех текущих и произведенных коммерческих операциях (как производственных, так и финансовых). Также должна предоставляться информация о возможных незаконных или неправомерных действиях должника. Требование предоставления подобной информации служит не только интересам кредиторов, но и поддержанию работоспособности всего механизма.
На должника накладываются существенные ограничения. Например, предприятие не может подавать несколько заявлений о реорганизации/банкротстве подряд. Также такие заявления не могут подаваться слишком часто (не более одного заявления в шесть лет). Кроме того, закон исключает освобождение от долгов должника, допустившего грубые нарушения при управлении предприятием либо в случае, если должник предпринял попытку фальсификации финансовых документов или обмана суда.
В ряде случаев суд назначает арбитражного управляющего, который осуществляет контроль за имуществом должника, изучает методы управления должником своим предприятием и активами. При необходимости он распределяет между кредиторами имущество должника, поступления от продажи этого имущества, руководствуясь принципом пропорциональности. Это позволяет наиболее объективно удовлетворить требования нескольких кредиторов, так как обычно при реорганизации или объявлении банкротства затрагивают интересы многих лиц. Кроме того, достигается системность всех проводимых мероприятий21.
Законодательство о реорганизации-банкротстве США дает (в большинстве случаев) возможность юридическим и физическим лицам, добросовестно заявившим о своем банкротстве, освободиться от большей части своего долга, а предприятиям, серьезно занимающимся своей деятельностью, предоставляется возможность реорганизовать производство, получив, таким образом, финансовую стабильность. Американские юристы и бизнесмены считают, что законодательство о реорганизации и банкротстве служит «страховой сеткой» для системы рыночной конкуренции и «спасательным кругом для свободного предпринимателя».
Вместе с тем не каждая фирма, испытывающая финансовые затруднения, становится банкротом. Если фирма в состоянии наскрести достаточно денег, чтобы выплачивать проценты по своим долгам, она может отсрочить банкротство на многие годы. И в конце концов может преодолеть трудности, полностью погасить свои долги и избежать банкротства22.
Действие законодательства о банкротстве складывается из трех составляющих: выгоды конкретного предприятия, выгоды государства, выгоды общества.
Если, законодательство создает правовые основы для реорганизации прогоревшего предприятия, то оно стимулирует предпринимательскую деятельность, инвестирование и принятие на себя риски. Но в рамках законодательства не предусмотрены положения, непосредственно поощряющие инвестирование, однако его нормы смягчают некоторые из наиболее болезненных последствий реорганизации и банкротства предприятий. Индивидуальный предприниматель или группа таковых, а также предприятие вряд ли инвестировали бы средства в новое дело, брали бы кредиты и пр., если бы неудача в бизнесе обязательно влекла бы за собой пожизненный долг или нищету.
Нормы законодательства о банкротстве предоставляют шанс начать все сначала. Добросовестно действующие юридические и физические лица могут ставить себя в любую форму финансовой зависимости с уверенностью, что при необходимости они получат возможность открыть новое предприятие и прийти в будущем к финансовому процветанию. Коммерческое предприятие может обновить производство после сдачи и после периода убыточности с тать экономически выгодным.
Интерес государства здесь проявляется в том, что, восстановив свое финансовое благополучие, граждане и предприятия автоматически становится «дойной коровой», т.е. объектами налогообложения.
Нормативная база помогает освободиться от долгов тем добросовестным и ответственным должникам, которые действительно нуждаются в «новом старте» в условиях конкуренции в обществе и на рынке.
Реализация законов о реорганизации и банкротстве производится Федеральными Судами по делам банкротства (United States Bankruptcy Courts). Суды по делам банкротства относятся к категории так называемых «судов Статьи I», в том смысле, что они были созданы Конгрессом США в соответствии с законодательными полномочиями, предоставленными ему Статьей I Конституции США. В 90 судах (по числу судебных округов) работают 365 федеральных судей по делам о банкротствах (US Bankruptcy Judges). Судьи рассматривают дела как частные случаи и выносят окончательные решения. Решения судов по делам о банкротстве могут быть обжалованы в Окружной Суд, Апелляционный Суд либо Специальной коллегией Судей по делам о банкротстве.
Статья 11 федерального закона о банкротстве США регламентирует официальную процедуру банкротства. В соответствии с этой статьей, компании дается срок, в течение которого она может, продолжая свою деятельность под руководством прежнего менеджмента или назначенного судом внешнего управляющего, попытаться провести реорганизацию ради снижения операционных издержек и повышения эффективности; в ряде случаев на этот срок компании разрешается приостановить регулярные выплаты кредиторам и другим заинтересованным сторонам и откладывается
завершение судебной процедуры банкротства. Однако если компании не удается доказать свою способность к финансовому оздоровлению, в результате которого обязательства были бы выполнены в полном объеме, она присуждается к немедленной выплате долгов из имеющихся денежных средств и выручки от распродажи активов23.
В связи с действующим законодательством признаками несостоятельности предприятия, дающими основания считать структуру его баланса неудовлетворительной, могут быть:
- коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода - менее 2;
- коэффициент обеспеченности собственными средствами - менее 0,1.
Во внимание принимается также отсутствие у предприятия реальной возможности восстановить свою платежеспособность при значении коэффициента ее восстановления (исчисленного за период, равный шести месяцам) составляет меньше единицы.
Структура баланса признается неудовлетворительной и в случае, когда значение коэффициента утраты платежеспособности рассчитанного на период равный трем месяцам, составляет меньше единицы.
Наличие этих условий дает основание Федеральному управлению запросить у фирмы дополнительную информацию. Цель этого запроса - провести углубленный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, чтобы определить вариант проведения реорганизационных процедур для восстановления платежеспособности или ликвидационных мероприятий.
Реорганизационные процедуры предусматривают внешнее управление имуществом должника или его санацию. Они направлены на возможность восстановить платежеспособность предприятия. При реорганизации прежнее предприятие не ликвидируется, а приобретает новый правовой статус после регистрации. Другими словами, на базе действующей экономической структуры образуется новое юридическое лицо (кроме случаев слияния). Оно сохраняет все имущественные права и обязанности реорганизованного предприятия.
Результатом реорганизации является слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование предприятия в иную организационно-правовую форму. Эти варианты не противоречат действующему законодательству. Однако некоторые из них, в частности слияние и присоединение, могут нести элементы монополизма, являющегося одним из главных препятствий для более динамичного развития экономики24.
Каждый из вариантов реорганизации должен предусматривать составление передаточного акта или разделительного баланса. Наличие указанных документов определяет правопреемство по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами.
3.2. Способы преодоления банкротства:
опыт российских промышленных корпораций
Переход российской экономики от планового централизованного хозяйства к рынку и последовавший за ним затяжной экономический кризис, привели к массе банкротств отечественных компаний. Предприятия, которые работали на конкретный государственный заказ, теперь сами должны были искать рынки сбыта.
Проблемы, с которыми столкнулись производственные организации в период формирования рыночной экономики:
Проведение процедур банкротства и осуществление иных полномочий в ходе дел о несостоятельности (банкротстве) осуществляют арбитражные управляющие (временный, административный, внешний, конкурсный), кандидатуры которых утверждает арбитражный суд. Регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих осуществляют саморегулируемые организации арбитражных управляющих – некоммерческие организации, основанные на членстве, созданные гражданами Российской Федерации и включенные в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Информация о работе Банкротство как способ реструктуризации корпорации