Бизнес план

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 00:39, курсовая работа

Описание работы

Бизнес-план, наряду с другими финансовыми документами, служит для обоснования необходимости инвестиций, дает представление о том, каким образом предполагается решить задачи выхода на рынок с новыми товарами или достигнуть других целей, намеченных инвестиционным проектом. Бизнес-план, является, подобно технико-экономическому обоснованию, четко структурированным, требующим тщательной проработки документом, описывающим цели предприятия и способы их достижения. Особенность бизнес-плана состоит не столько в точности и достоверности количественных показателей, сколько в содержательном, качественном обосновании идей проекта.

Файлы: 1 файл

Бизнес план предприятия.doc

— 306.00 Кб (Скачать файл)

Введение 

  Неотъемлемой частью деятельности любого предприятия является подготовка бизнес-планов, составляемых как на стадии создания организации, так и на стадии осуществления инвестиционных проектов.

   Бизнес-план, наряду с другими финансовыми документами, служит для обоснования необходимости инвестиций, дает представление о том, каким образом предполагается решить задачи выхода на рынок с новыми товарами или достигнуть других целей, намеченных инвестиционным проектом.  Бизнес-план, является, подобно технико-экономическому обоснованию, четко структурированным, требующим тщательной проработки документом, описывающим цели предприятия и способы их достижения. Особенность бизнес-плана состоит не столько в точности и достоверности количественных показателей, сколько в содержательном, качественном обосновании идей проекта.

     Подготовка бизнес-плана позволяет  предприятию оценить эффективность  инвестиционного проекта в условиях  конкуренции, определить перспективы  развития производства и сбыта  продукции. Бизнес-план служит важным инструментом привлечения финансовых ресурсов, а для инвесторов - гарантией надежного и выгодного помещения капитала. В составлении бизнес-планов нет строго установленных шаблонов, бизнес-план   является   постоянным   документом;   он   систематически

обновляется,  в  него  вносятся  изменения,  связанные  с происходящими   переменами.

     Сам бизнес-план, даже очень удачный, не является гарантией успеха. После его принятия следует организовать его реализацию, наметить сроки, персонально ответственных лиц, методы контроля и стимулирования, предусмотреть возможные отклонения и пути их преодоления. Реализация бизнес-плана требует гораздо более напряженной работы, чем его составление.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Цели разработки и особенности бизнес-плана 

  Для решения новой производственной или коммерческой задачи необходимо заранее ее спланировать. Любое мероприятие, требующее вложения средств, должно начинаться с разработки внутрифирменного документа, называемого бизнес-планом.

  В составлении бизнес-плана обязательно должен принимать участие владелец предприятия или его руководитель. Некоторые разделы бизнес-плана не могут быть выполнены без участия специалистов, в этом случае можно воспользоваться помощью сторонних консультантов.

   Бизнес-план должен:

- быть составлен предельно ясно и точно и поэтому требует тщательной проработки;

- давать конкретное представление о том, как будет функционировать предприятие, какое место оно займет на рынке;

- содержать все производственные характеристики будущего предприятия, детально описывать схему его функционирования;

- раскрывать принципы и методы руководства предприятием,

- содержать программу управления финансами, без которой невозможно начать любое дело и обеспечить его эффективность;

- показывать перспективы развития производства инвесторам и кредиторам.

  В процессе подготовки бизнес-плана проект, который вы хотите осуществить, подвергается детальному рассмотрению многих специалистов. Это позволяет взглянуть на проект объективно, критически изложенный на бумаге план — это тот инструмент, при правильном использовании которого можно успешно управлять предприятием. Бизнес-план поможет донести идеи до тех, от кого зависит финансирование проекта.  

Бизнес-план используется в следующих случаях, а именно для: 

- принятия основных решений на этапе становления фирмы; 

- обеспечения доступа к источникам заемного капитала; 

-  оценки результатов хозяйственной деятельности; 

-  проверки обоснованности заложенных плановых ориентиров; 

-  корректировки прогнозов; 

-  определения потребности в капитале и денежных средствах; 

-  повышения эффективности управления. 
 
 

   Бизнес-план используется и как инструмент стратегического планирования. Это особая область бизнес-планирования. Стратегическое планирование совершенно необходимо, если фирма собирается работать долго и выигрывать в конкурентной борьбе.

    Стратегический план - это результат разработки общего направления развития фирмы. Любая фирма создается для какой-либо определенной цели, являющейся основой ее существования, а все дальше действия направлены на реализацию поставленной цели. Таким образом, можно выделить два уровня бизнес-планирования.

  Во-первых, стратегическое планирование, позволяющее устанавливать или изменять цель создания организации, оценивать ее полосе на текущий момент, решать, какой хотели бы видеть фирму издатели через три-пять лет. Оно позволяет также намечать, что необходимо сделать, чтобы организация переместилась из того положения, в котором находится сейчас, в то положение, где ее хотят видеть создатели.

   Во-вторых, бизнес-планирование, представляющее собой тщательную проработку реализации конкретного мероприятия, детализацию отдельного этапа стратегического плана.

   Для практической реализации бизнес-планирования представляется важным соблюдение основополагающих принципов: 

- гибкости, предусматривающей постоянную адаптацию к изменениям среды в которой функционирует предприятие; 

- непрерывности, предполагающей «скользящий» характер планирования; 

- коммуникативности,  под которой понимается координация и интеграция усилий (все должно быть взаимосвязано, взаимозависимо); 

- итерактивности, предусматривающей творческий характер планирования и неоднократность проработки уже составленных разделов плана; 

- многовариантности,  позволяющей выбрать наилучшую из альтернативных возможностей достижения поставленной цели; 

- участия,  предполагающего важность самого  процесса планирования с точки  зрения вовлечения в него всех  возможных участников будущей  деятельности; 

- адекватности  отражения реальных проблем и самооценки в процессе планирования. 

     
 

Содержание  конкретного бизнес-плана зависит  от следующих факторов:

отраслевой  принадлежности предприятия; размера  предприятия; стратегии предприятия (расширение, создание); условий финансирования.

     Бизнес-планы составляют обычно по следующим причинам: 

1. Для  внешнего использования. Чтобы  представить дело в наиболее  выгодном свете людям извне,  например, инвесторам. 

2. Для  внутреннего пользования. Здесь  дело представляется со всеми  сильными и слабыми сторонами. Этот бизнес-план используется постоянно как инструмент управления. 

 

            Можно достигнуть существенных  преимуществ, если начать с  бизнес-плана для внутреннего  использования. В процессе его  написания рассматриваются многие  вопросы, которые, возможно, никогда не будут записаны во внешнем варианте бизнес-плана. Однако инвесторы наверняка зададут подобные вопросы, чтобы «почувствовать» серьезность проработки. Те, кто не подготовлен к этим вопросам, окажутся в невыгодном положении. Все варианты и стратегия развития должны быть проработаны заранее, при написании внутреннего бизнес-плана. А если привлечение инвестора окажется оправданным, тогда и инвестор, и фирма будут иметь твердую основу для сделки. Таким образом, составление в первую очередь внутренне ориентированного бизнес-плана - в интересах обеих сторон. Бизнес-план обычно пишется на перспективу, и составляют его примерно на 3 года вперед, при этом для первого года основные показатели обычно делают в месячной разбивке, для второго – поквартально, и лишь начиная с 3-го года, ограничиваются годовыми показателями. К сожалению, такое планирование в условиях нашей экономики пока не представляется возможным, поскольку экономическая ситуация очень быстро меняется. Планирование на время более года будет заведомо ошибочным. Многие сейчас ограничиваются написанием плана на год. Он является основным средством менеджмента. В нем определяются цели деятельности предприятия и пути их достижения.

Основными целями разработки бизнес–плана являются:

- приватизация объектов государственной и муниципальной собственности;

- осуществление инвестиционных проектов;

- реализация отдельных коммерческих операций;

- эмиссия ценных бумаг;

- определение перспектив развития фирмы;

-проведение реорганизационных мероприятий, применяемых для несостоятельных предприятий (банкротство);

- финансовое оздоровление и выход из временного экономического кризиса.

            Хорошо отпечатанный и оформленный  бизнес-план – лучшая визитная  карточка для бизнесмена. С его  помощью стандартизируется процесс ознакомления с предприятием. На известном этапе экономического развития и становления рынка, рыночных отношений и цивилизованного предпринимательства отсутствие бизнес – плана начнёт восприниматься настороженно со стороны партнеров, кредиторов и клиентов. Привлечение денег для развития дела невозможно без того материала, который содержится в бизнес–плане. Бизнес–план помогает обнаружить в задаточном состоянии те проблемы развития предприятия, которые в будущем грозят перерасти в серьёзные препятствия и существенно осложнят работу. Придаёт бизнесу целенаправленность т.е. чёткое определение конечных и промежуточных целей. Бизнес–план – это инструмент контроля и управления позволяющий обеспечить планомерное продвижение предприятия к поставленным целям. В процессе составления бизнес–план является мощным инструментом самообучения, основой для сопоставления с фактическими достижениями. Чем больше нестабильность во внешней среде, тем больше порядка должно быть во внутренней организации действий предприятия, тем больше внимания следует уделять разработке стратегии рыночного и организационного развития и оперативным действиям по реализации этих стратегий.

   Бизнес – план помогает решить 4 основные задачи:

•          изучить ёмкость рынка;

•          ценить затраты;

•          обнаружить «подводные камни»;

•          определить финансово-экономические  показатели 

   В зависимости от конкретного  характера и условий предстоящей  деятельности - объема производства, вида продукции (услуги), ее новизны и т.п. - состав и структура бизнес-плана могут существенно различаться, но содержательная сторона должна быть одной и той же. Как правило, бизнес-план состоит из следующих разделов: резюме, описание продукта (услуги), анализ рынка сбыта, оценка конкурентов, стратегия маркетинга, план производства, организационный и финансовый планы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Состав бизнес плана  

2.1.Резюме.

    Он не большой по объему, титульный лист, а также общие выводы по проекту в целом. На титульном листе располагается общая информация о компании: полное наименование, юридический и фактический адрес, данные об учредителях фирмы, главная суть проекта, его общая стоимость, необходимость внешних источников финансирования, указание на конфиденциальность, если таковая имеется. Особое значение грамотного составления именно начальной вводной части состоит в том, что те люди, которые знакомятся с бизнес планом, должны уже на основании информации, содержащейся в этом разделе примерно представлять экономическую эффективность предложения и возможности для реализации описываемого проекта. Не смотря на то, что резюме – это первый раздел бизнес плана, готовится он, как правило, в самом конце, на основании других частей документа. Резюме должно содержать сущность  проекта, его главные цели, а также предполагаемую эффективность. Указывается возможность реализации проекта согласно имеющимся рыночным условиям. Обязательно оговаривается, кто именно и каким образом будет заниматься претворением проекта в жизнь. Описывается необходимый объем инвестиций, а также их источники, плюс, иные источники финансирования. Отдельно оговариваются контрольные сроки, предусмотренные для реализации проекта, то есть предполагаемая дата начала внедрения, время строительства, дата начала продаж, время окупаемости, а также возврата вложенных инвесторами в Ваш бизнес средств. После краткого изложения бизнес-плана размещается информация о компании, а также общая характеристика главных видов деятельности, коими она занимается. Определенное место надо уделить истории становления Вашего бизнеса, выбранной организационно-правовой форме, существующей в компании структуре капитала, инвесторы информируются о банке, где открыты Ваши счета. Обязательно указывается, кто осуществляет руководство компанией, кто является главным бухгалтером и юристом. При этом наряду с их Фамилия Имя Отчество, рассказывается об их стаже и образовании, опыте и квалификации. Если компания уже какое-то время работает на рынке, тогда в вводном разделе рассказывается о ее имидже среди потребителей, ее известности, отличительных особенностях, выделяющих ее среди конкурентов, целевой аудитории ее деятельности, устойчивости клиентуры.

Информация о работе Бизнес план