Ценообразование на товары и услуги в условиях рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 19:50, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является совершенствование ценовой политики и процесса ценообразования на предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучение теоретических аспектов управления ценообразованием на предприятии;
выявление зависимости ценообразования и финансов;
характеристика основных методов ценообразования на продукцию предприятия;
анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ОАО “Хлеб”;
формирование конкурентоспособной рыночной цены изделия;

Содержание работы

Введение. . . . . . . . . . . 3
Глава 1.Сущность и классификация цен
1.1. Понятие и виды цен и их классификация. . . . 5
1.2. Функции цен. . . . . . . . 9
1.3. Принципы ценообразования. . . . . . 12
Глава 2. Механизмы ценообразования на товары и услуги
2.1. Алгоритм ценообразования. . . . . . 14
2.2.Методы ценообразования. . . . . . 20
Глава 3. Ценовая стратегия предприятия на примере ОАО «Хлеб»
3.1.Ценовая политика и ценовая стратегия предприятия. . 26
3.2.Установление цен на товары на основе анализа
безубыточности производства на примере ОАО «Хлеб». 30
3.3.Рекомендации по анализу прибыли на ОАО «Хлеб»
с помощью точки безубыточности. . . . . 38
Заключение. . . . . . . . . . 41
Список использованной литературы. . . . . . 43

Файлы: 1 файл

курс. лиды Ценообразование на товары и услуги в условиях рынка.doc

— 315.50 Кб (Скачать файл)

2. На рынках с разной  степенью монополизации как на  стороне предложения, так и  на стороне спроса производители  и потребители могут оказывать  непосредственное влияние на  формирование и движение цены. Так, производительный монополист в случае затоваривания может не снижать цену (как это было бы в условиях совершенной конкуренции), а пойти на изменение предложения товара, сохранив прежнюю цену. В случае дефицита товара он может не увеличивать предложение, а повышать цену. В итоге цена теряет свое качество как результат действия стихийных сил спроса и предложения. Ее уровень в значительной (а иногда решающей) степени определяется элементами регулирования, проводимого либо производителем с монопольной властью, либо монополистом-потребителем, либо государством.

В условиях рыночной экономики  каждый производственный ресурс имеет  свою цену, которая, как и товарная цена, реагирует на изменение спроса и предложения указанного ресурса. Действующие уровни цен на производственные ресурсы делают возможным выбор таких производственных ресурсов, при которых определенный объем производства достигается при минимуме издержек. Так, общеизвестно, что более высокая оплата рабочей силы стимулирует внедрение более технически оснащенных процессов производства, и наоборот, низкая плата рабочей силы способствует консервации устаревших и трудоемких процессов производства. Тем самым цены производственных ресурсов, ориентируя предпринимателей на использование дешевых ресурсов и экономии на дорогих, в той же мере, как и товарные цены, воздействуют на более эффективное распределение производственных ресурсов в масштабе общества, то есть цена выполняет регулирующую роль в распределении производственных ресурсов.

3. Стимулирующая функция. Рыночное ценообразование создает возможности для альтернативного выбора при принятии хозяйственных решений, что способствует повышению эффективности производства. Так, есть альтернатива сочетания различных факторов производства для создания той или иной продукции (например, между капиталоемкими процессами, требующими значительных затрат, но затем дающими большую экономию в издержках производства, или более трудоемким процессом, требующим меньше капиталовложений, но зато с большей величиной издержек). К этому добавляется выбор рынков, выбор производимой продукции, выбор инвестора, кредитора и т. д.

Таким образом, стимулирующее  воздействие цены заключается в  том, что ее уровень служит стимулом к применению наиболее экономичных  методов производства и наиболее полному использованию ресурсов.

Фирмы, изучая рынок, определяют группы покупателей (сегменты рынка), которые  могут приобрести их продукцию по различным уровням, группам, интервалам цен, и с учетом этого обстоятельства наращивают производство соответствующих товаров, получая при этом высокую массу прибыли.

4. Распределительная  и перераспределительная функция.  Посредством цен осуществляется  распределение и перераспределение  доходов. Другими словами, распределительная,  или более правильно -- перераспределительная, функция цен означает, что с помощью цен осуществляется перераспределение вновь созданной стоимости между отраслями, секторами национальной экономики, районами страны, социальными группами и тем самым происходит регулирование доходов отраслей, предприятий, населения.

Перераспределительное ценообразование не есть явление, характерное  только для планово-регулируемой экономики, или условие существования регулируемых цен.

Существование монополистических  структур также порождает перераспределительное  ценообразование, в результате которого происходит присвоение чужих прибылей. В этих условиях в основе процесса лежит стратегия максимизации прибыли. Монополистические структуры обеспечивают возможности для его реализации.

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Принципы  ценообразования

       Важнейшими принципами ценообразования являются:

  • научность обоснования цен;
  • целевая направленность цен;
  • непрерывность процесса ценообразования;
  • единство процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен.

Рассмотрим эти принципы.

Принцип научности обоснования цен состоит в необходимости познания и учета в ценообразовании объективных экономических законов развития рыночной экономики и, прежде всего, закона стоимости, законов спроса и предложения.

Научное обоснование  цен базируется на глубоком анализе конъюнктуры рынка, всех рыночных факторов, а также действующей в экономике системы цен. При этом необходимо выявить тенденции развития производства, спрогнозировать изменение уровня издержек, спроса, качества товаров и др.

Научность обоснования  цен во многом зависит от полноты информационного обеспечения процесса установления цен и требует обширной и разнообразной информации, прежде всего экономической.

Принцип целевой  направленности цен состоит в четком определении приоритетных экономических и социальных проблем, которые должны решаться с помощью цен, например, проблемы социальной защиты населения или проблемы целевой ориентации цен на освоение новой, прогрессивной продукции, повышения ее качества. С этой целью у нас (и за рубежом, например, в США) на определенный период времени допускается установление цен на принципиально новые виды продукции, обеспечивающие максимальную (монопольную) прибыль.

Целевые приоритеты и  целевая направленность цен изменяются на каждом этапе развития экономики.

Принцип непрерывности процесса ценообразования проявляется в следующем. Во-первых, в своем движении от сырья до готового изделия продукция проходит ряд этапов (например, руда- чугун- сталь- прокат и т.д.), на каждом из которых она имеет свою цену. Во-вторых, в действующие цены постоянно вносятся изменения и дополнения в связи со снятием с производства устаревших товаров и освоением новых. С развитием рыночных отношений и усилением конкуренции этот процесс будет становиться все более динамичным.

Принцип единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен состоит в государственном регулировании цен на продукцию и услуги отраслей и предприятий-монополистов в сфере транспорта, связи, газа, электроэнергии и некоторых других.

Такой контроль осуществляется и по тем товарам, в отношении которых действует режим свободных цен. Цель контроля — проверка правильности применения установленных законодательством, общих для всех принципов и правил ценообразования.

В случае нарушения дисциплины цен на предприятии или в организации на виновников налагаются административные и экономические санкции (штрафы и др.).

Различают два вида контроля:

  1. Государственный: осуществляемый государственными органами ценообразования — федеративными и региональными, при которых имеются инспекции по ценам. Кроме того, контроль могут проводить государственные инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей при органах торговли, как в центре, так и на местах.
  2. Общественный: проводимый обществами потребителей. Принятым в Российской Федерации законом о защите прав потребителей предусматриваются определенные права по контролю за ценами со стороны обществ потребителей.

 

 

 

Глава 2. Механизмы ценообразования на товары и услуги

2.1.Алгоритм ценообразования

Алгоритм ценообразования – это стандартная последовательность операций по расчету и установлению окончательной цены на товар на данном рынке в рассматриваемый период с учетом всех регламентирующих этот процесс законодательных и ограничивающих факторов.

Особенности рыночной ситуации, которые проявляются в нестабильности, вероятностном характере процессов, достаточно высоком уровне рисков и пр. предполагают необходимость проведения глубокого  анализа рыночной ситуации в настоящее время и в будущем.

Содержание алгоритма ценообразования представлено в табл.1.    

Таблица 1

Алгоритм ценообразования     

Шаги алгоритма

Содержание  работ

1. Постановка целей  и определение стратегии ценообразования

- определение цели  компании;

- выбор стратегии ценообразования;

- установление области  действия цены;

2. Анализ состояния рынка и определение спроса на товар

- определение объема  продаж;

- структура продаж;

- спрос, его динамика  и перспективы;

3.Анализ товаров конкурента, цен на них и условий продаж

- номенклатура и качество  товара;

- стадии ЖЦИ по видам;

- уровень и динамика цен;

4.Оценка издержек производства

- расчет себестоимости;

- оценка материальных  затрат;

- выбор поставщиков  сырья и материалов;

5.Выбор метода ценообразования и расчет цены производства

- выбор методов ценообразования;

- расчет цены разными методами;

- установление льгот,  условий продаж;

6.Установление окончательной цены на товар на определенный промежуток времени

- установление факторов, влияющих на цены;

- расчет поправок по  факторам;

- определение окончательной  цены;


          

Рассмотрим основные шаги в алгоритме ценообразования.

  • Постановка целей и определение стратегии ценообразования

Цели и ценовая стратегия  производителя – это важнейшие, основополагающие факторы стратегического  характера, которые  устанавливаются фирмой-производителем, исходя из  макро- и микроэкономических условий и внутреннего состояния производства.

Укрупненно можно выделить такие цели фирмы:

- завоевание лидерства  на рынке;

- увеличение сбыта  товаров;

- получение заданного  или максимального объема прибыли;

- сохранение существующего  положения фирмы на рынке;

- выживание.

В каждом конкретном случае в соответствии с  целью разрабатывается и ценовая стратегия и политика фирмы, которая является частью общей стратегии развития предприятия.

Ценовая стратегия – это набор практических мер и методов, которых необходимо придерживаться при установлении цен на конкурентные виды продукции для обеспечения общей стратегии развития предприятия.

К основным видам ценовой  стратегии можно отнести:

-стратегия высоких цен («снятия сливок»);

-стратегия средних цен (нейтральное ценообразование);

-стратегия низких цен (стратегия ценового прорыва);

-стратегия целевых цен (критерием деятельности фирмы является                    получение определенной массы прибыли, а не сама по себе цена);

-стратегия «следования за лидером»;

-стратегия «связанного» ценообразования (цена устанавливается на основе цены потребления).

При выборе той или  иной ценовой стратегии фирма  руководствуется как внутренними, так и внешними факторами, исходя из конкретных условий ее функционирования.

  • Анализ состояния рынка и определение спроса на товар является важным  фактором, влияющим на ценообразование. Разные  рынки имеют свои экономические и организационные особенности, что проявляется в  специфике соотношения  «спрос-предложение». Это существенно влияет на уровень, динамику и принципы ценообразования, что определяет различные подходы к проблеме. Нужно понимать, что деление рынков по их экономическим и организационным особенностям весьма условно, однако для аналитических задач   это необходимо.

Различают  четыре  основных вида рынков  по их экономическим характеристикам и особенностям:

- рынок чистой конкуренции;

- рынок монополистической конкуренции;

- рынок олигополистической конкуренции;

- рынок чистой монополии.

Сравнительный анализ рынков приведен в табл. 2.

Спрос на продукцию устанавливается  на основании маркетинговых исследований с учетом специфики рынка и различных влияющих на спрос факторов. К ним можно отнести экономические и социальные условия, которые включают в себя общее экономическое положение в стране, отрасли и на данном рынке; платежеспособность и уровень спроса на товар; уровень и качество конкуренции; законодательные положения, регламентирующие процессы купли-продажи; налоговое законодательство и пр.

 

 

 

 

 

                                                                                                     Таблица 2

Экономические характеристики  рынков

Информация о работе Ценообразование на товары и услуги в условиях рынка