Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 19:32, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических основ понятия ценовой стратегии фирмы, а также рассмотрение способов ценообразования.
Перед данной работой ставятся следующие задачи: изучить общее понятие цены, рассмотреть цели, задачи ценовой политики и ценовой стратегии фирмы, основные методы ценообразования, а также рассмотреть особенности ценообразования при различных моделях рынка, в частности на рынке совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и монополии.
Введение
3
1 Ценовая стратегия фирмы и методы ценообразования
4
1.1 Сущность, функции и виды цен
4
1.2 Ценовая политика фирмы: понятие, цели и задачи
8
1.3 Ценовая стратегия фирмы: понятие и виды
11
1.4 Методы ценообразования
16
2 Особенности ценообразования при различных моделях рынка
22
2.1 Модификация цен
22
2.2 Цены рынка совершенной конкуренции
2.3 Ценообразование в условиях монополистической конкуренции
2.4 Цены в условиях олигополии и чистой монополии
24
25
27
3 Расчетная часть
29
Заключение
34
Список используемой литературы
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РОБОТОТЕХНИКИ
Кафедра финансов, денежного обращения и экономической безопасности
Процент выполнения работы |
||||||||||
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
1 | |
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«экономика организаций (предприятий)»
НА ТЕМУ:
Ценовая политика фирмы
Уфа – 2009
Введение |
3 |
1 Ценовая стратегия фирмы и методы ценообразования |
4 |
1.1 Сущность, функции и виды цен |
4 |
1.2 Ценовая политика фирмы: понятие, цели и задачи |
8 |
1.3 Ценовая стратегия фирмы: понятие и виды |
11 |
1.4 Методы ценообразования |
16 |
2 Особенности ценообразования при различных моделях рынка |
22 |
2.1 Модификация цен |
22 |
2.2 Цены рынка совершенной конкуренции 2.3 Ценообразование в
условиях монополистической 2.4 Цены в условиях олигополии и чистой монополии |
24 25 27 |
3 Расчетная часть |
29 |
Заключение |
34 |
Список используемой литературы |
35 |
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Одними из наиболее важных рычагов общей стратегии фирмы являются цены и ценообразование, в которых отражаются все стороны ее экономической деятельности. Актуальность изучения этого вопроса обусловлена тем, что эффективность деятельности фирмы, ее экономическая устойчивость и конкурентоспособность в значительной степени определяются грамотностью принимаемых ею ценовых решений. Уровень цен влияет на все основные показатели, характеризующие количественные и качественные результаты деятельности компании (объем продаж, выручку, прибыль, рентабельность, важнейшие финансовые коэффициенты деловой активности, финансовой устойчивости и платежеспособности, имидж, репутацию и т.д.).
Целью данной работы является изучение теоретических основ понятия ценовой стратегии фирмы, а также рассмотрение способов ценообразования.
Перед данной работой ставятся следующие задачи: изучить общее понятие цены, рассмотреть цели, задачи ценовой политики и ценовой стратегии фирмы, основные методы ценообразования, а также рассмотреть особенности ценообразования при различных моделях рынка, в частности на рынке совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и монополии.
1 ЦЕНОВАЯ СТРАТЕГИЯ ФИРМЫ И МЕТОДЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
1.1 Сущность, функции и виды цен
Цена — денежное выражение стоимости товара. Она выполняет различные функции: учетную, стимулирующую и распределительную1.
В учетной функции цены отражаются общественно необходимые затраты труда на производство и реализацию продукции, оцениваются затраты и результаты производства.
Стимулирующая функция
используется для развития ресурсосбережения,
повышения эффективности
Распределительная функция предусматривает учет в цене акциза на отдельные группы и виды товаров, налога на добавленную стоимость и других форм централизованного чистого дохода, поступающего в бюджет государства, региона и т.д.
Цены могут быть классифицированы по разным экономическим признакам.
Одним из таких признаков является степень регулируемости. В условиях рыночных отношений одним из важных классификационных признаков цен является степень их свободы от регулирующего воздействия государства. Значительная часть цен является свободной, складывающейся на рынке под влиянием спроса и предложения независимо от какого-либо государственного влияния.
Регулируемые цены также формируются под влиянием спроса и предложения, но могут испытывать определенное воздействие государства. Государство может повлиять на цены путем прямого ограничения их роста или снижения. В условиях рыночной экономики преимущественно действуют два вида цен: свободные и регулируемые.
Следующим признаком является классификация цен по характеру обслуживаемого оборота.
Исходя из обслуживаемой сферы товарного обращения, цены подразделяются на следующие виды:
-оптовые цены на продукцию промышленности;
-закупочные цены;
-тарифы грузового и пассажирского транспорта;
-розничные цены;
-тарифы на платные услуги, оказываемые населению;
-цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.
Оптовые цены на продукцию промышленности — цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятии, фирм и организаций независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. Этот вид цен подразделяется на оптовые цены предприятия и оптовые (отпускные) цены промышленности.
Оптовые цены предприятия — цены изготовителей продукции, по которым они продают произведенную продукцию потребителям, возмещая издержки производства и реализации и получая такую прибыль, которая позволяет им решать технические, экономические и социальные задачи:
Zonm.nped. = ИП + П2,
Zonm.nped. — оптовая цена предприятия,
ИП — издержки производства,
Л — прибыль.
Оптовые (отпускные) цены промышленности — цены, по которым предприятия и организации-потребители оплачивают продукцию предприятиям-производителям или сбытовым (оптовым) организациям. В их состав включается оптовая цена предприятия, издержки снабженческо-сбытовой или оптовой организации, прибыль снабженческо-сбытовой или оптовой организации, акциз и налог на добавленную стоимость. Издержки и прибыль снабженческо-сбытовой или оптовой организации составляют величину оптово-сбытовой скидки (наценки).
Оптовые (отпускные) цены промышленности теснее связаны с оптовой торговлей, в то время как оптовые цены предприятия более тяготеют к производству.
Закупочные цены — это цены (оптовые),
по которым реализуется
Тарифы грузового и
Розничные цены — цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям. Они включают оптовые (отпускные) цены промышленности акциз, налог на добавленную стоимость и торговую надбавку, состоящую из издержек обращения торговых организаций и их прибыли.
Zpoз = Zonm.npoM. + НДС + акциза + Иото + Пто3, (1.2.)
Иото — издержки обращения торговых организаций;
Пто — прибыль торговых организаций.
Особыми видами цен, непосредственно связанных с торговлей, являются аукционные, биржевые и договорные цены.
Аукционная цена — цена товара, проданного на аукционе. Она может существенно отличаться от рыночной цены (быть многократно выше ее), поскольку отражает уникальные и редкие свойства и признаки товаров, а также может зависеть от мастерства лица, проводящего аукцион .
Биржевая цена — цена, по которой осуществляется оптовая сделка по купле-продаже товаров на бирже. Она является свободной ценой, которая колеблется в зависимости от спроса, объема сделки и т.д. Биржевая цена котируется, т.е. определяется ее типовой уровень по наиболее характерным сделкам. Биржевая информация публикуется в соответствующих бюллетенях.
Договорная (контрактная) цена — это цена, по которой осуществляется реализация товаров в соответствии с заключенным договором. Договорные цены могут быть постоянными на протяжении всего срока действия договора или индексироваться на условиях, согласованных обеими сторонами.
При осуществлении
- цены единые по стране, или поясные;
- региональные цены.
Единые, или поясные, цены могут устанавливаться только на базовые виды продукции, на которые распространяется государственное регулирование. Речь идет о таких видах продукции и услуг, как энергоносители, электроэнергия, квартирная плата и некоторые другие.
Региональные (местные) цены
могут быть оптовыми, закупочными, розничными.
Они устанавливаются
1.2 Ценовая политика фирмы: понятие, цели и задачи
Ценовая политика — это механизм или модель принятия решений о поведении субъекта хозяйствования на основных типах рынка для достижения запланированных целей.
На начальном этапе разработки ценовой политики предприятию необходимо решить, каких именно хозяйственных целей оно стремится достичь с помощью выпуска конкретного товара. Обычно выделяют три основные цели ценовой политики: обеспечение сбыта (выживаемости), максимизация прибыли, удержание рынка.
Обеспечение сбыта (выживаемости)
— главная цель предприятий, осуществляющих
свою деятельность в условиях жесткой
конкуренции, когда на рынке представлено
много производителей аналогичного
товара. Выбор этой цели возможен в
тех случаях, когда спрос потребителей по цене эластичен, а также
в тех случаях, когда предприятие ставит
задачу добиться максимального роста
объема сбыта и увеличения совокупной
прибыли путем некоторого снижения дохода
с каждой единицы товара. Предприятие
может исходить из
предположения, что увеличение объема
реализации сократит относительные издержки
производства и сбыта, что дает возможность
увеличить сбыт продукции. С этой целью
предприятие занижает цены — использует
так называемые цены проникновения —
специально занижаемые цены, способствующие
расширению сбыта и захвату большой доли
рынка.