Ценовая политика фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 19:32, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических основ понятия ценовой стратегии фирмы, а также рассмотрение способов ценообразования.
Перед данной работой ставятся следующие задачи: изучить общее понятие цены, рассмотреть цели, задачи ценовой политики и ценовой стратегии фирмы, основные методы ценообразования, а также рассмотреть особенности ценообразования при различных моделях рынка, в частности на рынке совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и монополии.

Содержание работы

Введение
3
1 Ценовая стратегия фирмы и методы ценообразования
4
1.1 Сущность, функции и виды цен
4
1.2 Ценовая политика фирмы: понятие, цели и задачи
8
1.3 Ценовая стратегия фирмы: понятие и виды
11
1.4 Методы ценообразования
16
2 Особенности ценообразования при различных моделях рынка
22
2.1 Модификация цен
22
2.2 Цены рынка совершенной конкуренции
2.3 Ценообразование в условиях монополистической конкуренции
2.4 Цены в условиях олигополии и чистой монополии
24
25
27
3 Расчетная часть
29
Заключение
34
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

цена и ценовая политика фирмы.doc

— 393.00 Кб (Скачать файл)

Наличие большого числа  конкурентов ограничивает контроль каждого из них над ценой. Значительная дифференциация производимых товаров объясняет отсутствие тесной взаимозависимости между ценовой политикой предприятий и ограничивает возможности соглашений о едином уровне цен.

В условиях монополистической  конкуренции предприятие формирует  цену на производимую продукцию, учитывая структуру потребительского спроса, цены, установленные конкурентами, а также собственные издержки производства.

При монополистической  конкуренции предприятия используют 
разные варианты ценообразования:

- установление цен по географическому принципу, когда предприятие реализует продукцию потребителям в разных регионах по разным ценам;

- установление цены ФОБ в месте происхождения товара означает, что товар передается транспортной организации на условиях франко-вагон, после чего все права на этот товар и ответственность за него переходят к покупателю, который оплачивает все расходы по транспортировке. Однако для удаленных покупателей продукция предприятия может оказаться слишком дорогой и не выдержать конкуренцию местных производителей;

- установление единой цены с включенными в нее расходами по доставке является полной противоположностью метода установления цены ФОБ в месте происхождения товара. В этом случае предприятие назначает единую цену с включением в нее одной и той же суммы транспортных расходов. Метод относительно прост в применении и дает возможность предприятию рекламировать единую цену в общенациональном масштабе;

- установление зональных цен представляет собой нечто среднее между методом цены ФОБ в месте происхождения товара и методом единой цены с включенными в нее расходами по доставке. Предприятие выделяет две или более зон, в пределах которых устанавливаются единые зональные цены. Обычно зональные цены увеличиваются по мере удаленности зоны;

- установление цены применительно к базисному пункту позволяет продавцу выбрать тот или иной город в качестве базисного и взимать со всех заказчиков транспортные расходы в сумме, равной стоимости доставки из этого пункта, независимо от того, откуда в действительности происходит отгрузка. Для достижения большей гибкости предприятие может выбирать в качестве базисных несколько городов. В этом случае транспортные расходы исчисляются от ближайшего к заказчику базисного пункта;

- включение в цену расходов по доставке может быть выгодным для продавцов, заинтересованных в поддержании деловых отношений с конкретными покупателями или с определенными географическими районами. В этом случае обычно предполагается, что стабильность сбытовых отношений позволит расширить объемы деятельности и снизить средние издержки, обеспечивая покрытие дополнительных транспортных расходов.

 

2.4 Цены в условиях олигополии и чистой монополии

Олигополия включает различные рыночные ситуации, общими для которых являются немногочисленность продавцов, всеобщая взаимозависимость производителей, а также неспособность отдельного предприятия с уверенностью предсказать ответные действия конкурентов на изменения цены или объема производства.

Обычно выделяется несколько  общих черт олигополистического  ценообразования:

- олигополистические цены изменяются реже, чем цены в условиях совершенной конкуренции, монополистической конкуренции или даже в некоторых случаях чистой монополии;

- цены в условиях олигополии имеют тенденцию быть «жесткими», или негибкими;

- в случае изменения цены одним производителем велика вероятность того, что другие производители также изменят цены;

- олигополистическое ценовое поведение предполагает наличие стимулов и согласованных действий при назначении или изменении цен.

При чистой монополии  на рынке существует один продавец. Монополистом может быть государственная  организация, частная регулируемая монополия или частная нерегулируемая монополия. В каждом из перечисленных случаев ценообразование складывается по-разному.

Государственная монополия  может с помощью политики цен  преследовать достижение различных  целей. Цена может быть установлена  ниже себестоимости, если товар имеет большое значение для покупателей, которые не в состоянии приобретать его за полную стоимость. Цена может быть назначена с расчетом на покрытие издержек или получение средних доходов. Наконец, может быть установлена очень высокая цена для сокращения потребления того или иного товара (такая ситуация возможна, например, при установлении цен на алкогольные или табачные изделия).

В случае регулируемой монополии  государство разрешает предприятию  устанавливать расценки и тарифы, обеспечивающие получение «справедливой  нормы прибыли», которая дает возможность поддерживать производство, а при необходимости — расширять его.

Нерегулируемая монополия  осуществляет значительный контроль над  ценой и может диктовать цену рынку. Однако предприятие-монополист не всегда устанавливает максимальную цену. Это объясняется рядом факторов: опасение введения государственного регулирования, нежелание привлекать конкурентов, а также стремление расширить возможный объем сбыта за счет снижения цен.

В реальной экономической  ситуации любой из указанных типов  рынка определить в чистом виде довольно сложно. Предприятие может с одним товаром выступить на рынке чистой монополии, а с другим — на конкурентном рынке. Сложнее обстоит дело с олигополией, в недрах которой возможно появление как монополий, так и свободной конкуренции. Следует помнить, что анализ конкурентной структуры рынка сам по себе не может дать готовых рецептов установления цен; он необходим прежде всего для определения закономерностей ценообразования в зависимости от соотношения спроса и предложения.

 

 

 

  1. РАСЧЁТНАЯ ЧАСТЬ

 

Таблица 5.1 – Показатели деятельности предприятия(7 вариант)

 

Наименование показателя

Обозначение, формула

Результат

1

2

3

Показатели состояния, движения и использования основных фондов предприятия (организации)

Основные средства на начало года

СОсн

1154914

Введено основных средств  на сумму

СОсввед

121454

Выбыло основных средств  на сумму

СОсвыб

133127

Основные средства на конец года

СОск=СОсн+СОсввед-СОсвыб

1143241

Средняя стоимость на конец года

СОср=( СОсн+ СОск)/2

1149077

Износ основных средств на начало года

ИСОсн

412600

Износ основных средств  на конец года

ИСОск

429870

Коэффициент износа основных средств на начало года

Кизнн= ИСОсн/ СОсн

0,357

Коэффициент износа основных средств на конец года

Кизнк= ИСОск/ СОск

0,376

Индекс изменения основных средств

КростСОс= СОск/ СОсн

0,99

Коэффициент обновления основных средств

КобнСОс= СОсввед/ СОск

0,106

Коэффициент интенсивности  обновления основных средств

Кинт обн СОс= СОсвыб/ СОсввед

1,096

Коэффициент масштабности обновления основных средств

Кмасш= СОсввед/ Сосн

0,105

Коэффициент стабильности основных средств

Кстаб Сос= (Сосн-Сосвыб)/ Сосн

0,885

Коэффициент выбытия  основных средств

Квыб Сос= Сосвыб/ Сосн

0,115

Фондоотдача основных фондов

ФО=Вр/Сосср

0,491

Фондоемкость основных фондов

ФЕ=Сосср/Вр

2,036

Рентабельность основного  капитала по прибыли от реализации продукции

R=Пр/Сосср

0,108

Показатели эффективности  использования оборотного капитала

Средняя величина оборотного капитала

Собср=(Собн+Собк)/2

2393620

1

2

3

Коэффициент оборачиваемости оборотного капитала

Коб=Вр/Собср

0,236

Длительность оборота

Тоб=Д/Коб

1547

Коэффициент оборачиваемости производственных запасов

Коб пр зап=Вр/Пр.зап

3,36

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности

Коб деб зад=Вр/Дз

0,36

Коэффициент загрузки оборотных средств

Кз=Собср/Вр

4,25

Коэффициент рентабельности оборотного капитала по чистой прибыли

Кр об=Пр/ Собср

0,035

Показатели доходности и ликвидности

Рентабельность активов

Rа=Прчист/Актср

0,014

Рентабельность реализованной  продукции

Rреал пр =Прчист/Вр

0,152

Коэффициент срочной  ликвидности (по совокупной дебиторской задолженности)

Кср ликв=(Ден.ср.+Деб.з.)/ Кр об

0,525

Коэффициент абсолютной ликвидности

Кабс ликв=Ден.ср./ Кр об

0,013


 

Анализ расчетной части

Имеем на начало отчётного периода основные средства предприятия в размере 1154914 руб. Введено основных средств  на сумму 121454 руб., выбыло –133127 руб. Основные средства на конец года составили 1143241 руб. Таким образом, средняя стоимость на конец года 1149077 руб. Износ основных средств на начало и конец года составил 412600 руб. и 429870 руб. соответственно.

Коэффициент обновления показывает, сколько копеек предприятие  инвестирует в обновление основных средств, приходящихся на каждый рубль имеющихся основных фондов. Коэффициент обновления основных средств составляет 0,106, то есть предприятие инвестирует 10 копеек, которые приходятся на каждый рубль имеющихся основных фондов на конец года.

Коэффициент выбытия показывает интенсивность выбытия оборудования. Чем выше коэффициент обновления и ниже коэффициент выбытия, тем эффективнее политика управления основными средствами на предприятии. В нашем примере коэффициент выбытия составляет 0,115.

Имеем коэффициент обновления (0,106) ниже коэффициента выбытия (0,115), то идёт процесс выбытия и увеличение физического износа основных производственных фондов. Основные средства направляются преимущественно на замену устаревших. Таким образом,  политика управления основными средствами на предприятии не является  эффективной. 

Коэффициент износа показывает долю основных фондов, полностью изношенных. Коэффициент износа рассчитывается по состоянию на начало и конец анализируемого периода. В примере коэффициенты износа основных средств на начало и конец года составили 0,357 и 0,376 соответственно. Увеличение коэффициента износа основных средств предприятия обусловлено низким уровнем коэффициента их обновления.

Основным стоимостным  показателем, характеризующим уровень  использования основных средств, является показатель фондоотдачи, то есть выпуск продукции на 1 руб. основных средств. В нашем примере фондоотдача основных фондов составила 0,491, то есть на 1 руб. основных средств приходится примерно 50 коп. выпускаемой продукции.

Показатель фондоёмкости продукции  характеризует необходимую  сумму основных средств для получения 1 руб. продукции. На примере показатель фондоёмкости основных средств составил 2, 036, то есть для получения 1 руб. продукции необходимо 2 руб. основных средств.

Показатель рентабельности основного капитала по прибыли от реализации продукции показывает, сколько прибыли может быть получено на 1 руб. основного капитала. Таким образом, наше предприятие получает 10 копеек прибыли от продаж на 1 руб. основного капитала.

На начало и конец  года отчётного периода оборотный  капитал составил 2606497 руб. и 2180743 руб. соответственно. Таким образом,  средняя величина оборотного капитала равна 2393620 руб.

Коэффициент оборачиваемости  оборотных средств показывает число  оборотов, совершаемых оборотными средствами за отчётный период. Оборотные средства нашего предприятия совершают 0,236 оборотов за год.

Для более детального анализа определяются коэффициенты оборачиваемости дебиторской задолженности  и производственных запасов, которые  составляют 0,36 и 3,36 соответственно.

Критерием оценки эффективности использования оборотных средств является длительность оборота, которая показывает, за какой срок к предприятию возвращаются его оборотные средства в виде выручки от реализации продукции. У нас длительность оборота оборотных средств предприятия составила 1547 дней. Чем длительнее оборот оборотных средств, тем менее эффективно они работают. Это является следствием того, что для поддержания постоянного оборота капитала требуются значительные денежные средства. В данном случае предприятию необходимо применить пути сокращения длительности цикла, подходящие для него, например,  повышение комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, сокращение времени выполнения вспомогательных операций, компьютеризация складского учёта.

Коэффициент загрузки оборотных средств является обратным показателем коэффициента оборачиваемости и показывает сумму оборотных средств, затраченных на 1 руб. реализованной продукции. Таким образом, затрачивается более 4 руб. оборотных средств для получения 1 руб. реализованной продукции. Чем больше коэффициент загрузки средств, тем менее эффективно используются оборотные средства на предприятии. Финансовое положение предприятия ухудшается.     В качестве оценочных коэффициентов часто используется показатель рентабельности оборотного капитала по чистой прибыли, который показывает, сколько чистой прибыли может быть получено на 1 руб. оборотного капитала. Таким образом, мы имеем  0,036 руб. чистой прибыли на 1 руб. оборотных средств. Кроме этого используются рентабельность активов и рентабельность реализованной продукции, которые составили 0,014 и 0,152 соответственно. Рентабельность реализованной продукции показывает, какую прибыль приносит предприятию рубль вложенных средств. Предприятие получает 0,152 руб. чистой прибыли на 1 руб. вложенных средств. Коэффициент рентабельности активов показывает, сколько прибыли приносит 1 рубль всех вложенных в предприятие средств, то есть предприятие получает 0,014 руб. чистой прибыли на 1 руб.  активов. Финансовое состояние предприятия можно оценить с точки зрения краткосрочной перспективы. В качестве критериев оценки финансового состояния выступают коэффициент срочной ликвидности и коэффициент абсолютной ликвидности, которые показывают способность предприятия покрывать свои краткосрочные обязательства.

Информация о работе Ценовая политика фирмы