Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 13:59, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение одного из важнейших рычагов повышения эффективности производства, то есть цены, и ценообразования в организации, а также выработка на этой основе практических рекомендаций и выводов по улучшению финансового состояния предприятия.
Введение
1. Теоретическая часть.
1.1 Сущность и функции цены как экономической категории
1.2 Система цен и их классификация
1.3Ценообразующие факторы и ценовая политика на предприятии
1.4Методы ценообразования на продукцию предприятия
2. Состояние и особенности ценообразования на предприятии
2.1Краткая характеристика ОАО «Вагрон»
2.2Система ценообразования на основные виды продукции
3.Влияние уровня цен на прибыль и рентабельность
Выводы
Список литературы
Так, цена "франко-склад поставщика" означает, что все расходы по доставке продукции несет покупатель. В цену "франко-станция отправления" продавец включает расходы по доставке продукции на станцию отправителя. Цена "франко-склад потребителя" означает, что все расходы по доставке продукции оплачивает поставщик.
По времени действия цены подразделяются на:
s
твердые (постоянные), которые не
меняются в течение всего
s текущие, меняющиеся в рамках одного контракта и отражающие изменение ситуации на рынке;
s сезонные, действующие в пределах определенного периода времени;
s
скользящие, устанавливаемые на
изделия с длительным сроком
изготовления. Эти цены позволяют
учитывать изменения в
В классификации цен отдельно выделяются цены, используемые в статистике:
s текущие;
s средние;
s сопоставимые;
s неизменные.
Статистические цены являются
обобщенными, агрегированными. Они
позволяют анализировать и
1.3 Ценообразующие факторы
и ценовая политика на
Для выработки эффективной ценовой политики фирмы необходим всесторонний анализ факторов, влияющих на уровень цен. Основными из них являются:
ü спрос на продукцию;
ü государственное регулирование цен;
ü издержки по производству и реализации продукции;
ü конкуренция;
ü другие факторы.
Значительное влияние на цену товара оказывает спрос. Чем выше цена товара, тем меньше предлагаемых по этой цене изделий могут приобрести покупатели.
Кривая спроса показывает обратно пропорциональную зависимость между ценой товара и спросом на него.
Если при росте цен кривая спроса падает, то кривая предложения, наоборот, возрастает. Это объясняется тем, что повышение цены заинтересовывает производителей в увеличении объемов продаж. Зависимость между ценой товара и его предложением показана на рисунке 2.
Цена, при которой спрос и предложение равны, называется равновесной ценой. Это именно та цена, по которой товар будет продан (рисунок 3).
В действительности соотношение спроса и предложения постоянно меняется в результате воздействия на них различных факторов.
Для количественного измерения колебаний спроса и предложения под воздействием различных факторов используется понятие эластичности. Эластичность дает представление о том, в какой степени изменение цены воздействует на уровень спроса.
Степень ценовой эластичности измеряется на основе коэффициента эластичности (Кэ):
(1)
где Q1 – объем продаж по прежним ценам;
Q2 – объем продаж по новым ценам;
P1 – прежняя цена изделия;
P2 – новая цена изделия.
Спрос на различные товары может быть как эластичным, так и неэластичным. При эластичном спросе (незначительном изменении цены и значительным изменением спроса) значение коэффициента эластичности больше единицы. И наоборот, при неэластичном спросе, когда изменение цены не вызывает больших отклонений в спросе на данный товар, коэффициент эластичности менее единицы. К товарам неэластичного спроса относятся, например, товары повседневного спроса, относительно недорогие товары и другие.
Определенную роль в ценообразовании
играет государство, осуществляя регулирующую
функцию. В условиях несовершенного
рынка возникающая равновесная
цена не способствует оптимальному состоянию
и стабильности в обществе. Поэтому
государство путем установления
регулируемых цен целенаправленно
создает новые условия
во-первых, устанавливаемая
государством цена не может достаточно
быстро меняться под влиянием изменений
спроса и предложения, поэтому может
возникать дефицит или
во-вторых, полный отказ государства
от вмешательства в процесс
Поэтому в условиях рынка, необходимость государственного регулирования ценообразования усиливается.
Основу цены изделия составляют издержки, связанные с его производством и реализацией, поэтому их размер во многом определяет уровень цены. Например, в промышленности доля себестоимости в отпускной цене предприятия (без НДС и акцизов) составляет 83,8%, на железнодорожном транспорте – 85,6%.
В состав издержек входят затраты как зависящие, так и независящие от деятельности предприятия. Например, стоимость сырья, материалов, топлива, энергии, транспортные тарифы – факторы, внешние по отношению к предприятию. Поэтому увеличение этих затрат вызывает рост цены товара.
Другая группа затрат – уровень использования сырья и материалов, степень загрузки производственных мощностей, производительность сырья и другие – непосредственно зависят от уровня их организации на предприятии. Поэтому фирма в зависимости от прочности своего положения на рынке может маневрировать ценами. Если положение фирмы недостаточно устойчивое и повышение цен на продукцию нежелательно, то удорожание, например, по сырью можно компенсировать в определенной степени снижением норм расхода сырья, использованием вторичных ресурсов так далее. Если же положение фирмы достаточно устойчивое, в этом случае увеличение издержек может быть перенесено на цену товара.
На уровень цен оказывает
влияние конкуренция, которая подталкивает
фирмы к совершенствованию
На уровень цен оказывает
влияние и ряд других факторов,
стадия жизненного цикла
В условиях рыночной экономики цена является одним из наиболее важных синтетических показателей, существенно влияющих на финансовое положение предприятия. Поэтому, рассчитывая цену изделия, предприниматели стремятся к тому, чтобы она была оптимальной с точки зрения соответствия интересам собственника и рынка.
Уровень устанавливаемой предприятием цены на продукцию во многом определяется тем, какие цели ставит предприятие на ближайшее время и перспективу. Наиболее распространенными являются следующие
ценовые стратегии предприятия:
s
сохранение стабильного
s получение сверхприбыли путем «снятия сливок» с рынка;
s вытеснение конкурентов;
s
обеспечение выживаемости в
s
внедрение на рынке новой
s
завоевание лидерства по
Выбор политики цен основан
на оценке приоритетов деятельности
предприятия. Каждая ценовая стратегия
обладает совокупностью как
Процесс ценообразования на предприятии можно представить следующими основными этапами:
s постановка цели (задачи) ценообразования;
s определение уровня спроса на данный вид продукции;
s оценка издержек производства и степени регулирования цен на продукцию;
s
анализ цен и товаров
s выбор метода ценообразования;
s расчет исходной цены изделия;
s учет влияния на цену изделия дополнительных факторов;
s
установление окончательной
Выбор и оценка стратегии
предприятия в области
Для эффективной реализации
стратегии ценообразования и
обоснования цен на товары необходимо
определить рынки, на которых предприятие
будет работать. Это позволит сопоставить
возможности различных рынков и
возможности предприятия в
При определении рынков сбыта необходимо учитывать:
s
сферы деятельности
s
территориальную географию
s
особенности городского и
s
отличия рынков текущего
На этапе установления влияния на цену спроса на продукцию определяется признание этой продукции рынком. Зависимость между ценой продукции и уровнем спроса на нее выражается кривой спроса. Цена и спрос на продукцию находятся в обратной зависимости, то есть чем выше цена, тем ниже спрос, и наоборот. Спрос, как правило, определяет максимальную цену, которую фирма может установить на свою продукцию. Минимальная цена изделия определяется по сумме валовых издержек.
Ценовая стратегия предприятия зависит от того, на какой фазе жизненного цикла находится товар. Цена на фазе внедрения нового товара, как правило, высокая; на фазе роста – несколько ниже; на фазе зрелости и упадка она продолжает снижаться.
Важным для предприятия является учет фактора государственного регулирования цен. Государство посредством активной ценовой политики может сделать прибыльным для производителей бизнес, не являющийся выгодным для чисто рыночного хозяйствования. Это осуществляется как через различные виды договорных цен, так и через государственные заказы и закупки.
Максимальная цена товара определяется спросом, а минимальная - издержками производства. Но значительное влияние на цену оказывают цены и качество товаров конкурентов. С этой целью могут осуществляться сравнительные покупки, на основе анализа которых делается заключение о качестве и цене продукции конкурентов.
В условия конкуренции
предприниматели при реализации
своей продукции стремятся
На практике в зависимости от конкретных условий и целей предприятия используются различные методы расчета предполагаемой цены на товар. Все эти методы объединяются в две группы:
1. методы, основанные на затратном подходе;
2. методы, основанные на "целевом ценообразовании".