Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 13:59, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение одного из важнейших рычагов повышения эффективности производства, то есть цены, и ценообразования в организации, а также выработка на этой основе практических рекомендаций и выводов по улучшению финансового состояния предприятия.
Введение
1. Теоретическая часть.
1.1 Сущность и функции цены как экономической категории
1.2 Система цен и их классификация
1.3Ценообразующие факторы и ценовая политика на предприятии
1.4Методы ценообразования на продукцию предприятия
2. Состояние и особенности ценообразования на предприятии
2.1Краткая характеристика ОАО «Вагрон»
2.2Система ценообразования на основные виды продукции
3.Влияние уровня цен на прибыль и рентабельность
Выводы
Список литературы
Главными принципами политики являются:
s
постоянное повышение качества
продукции за счёт
s
прогнозирование пожеланий
s
предложение новых видов
Для повышения престижа организации
и конкурентоспособности
s
уровень организации
s
партнёрские отношения с
s
мотивацию деятельности
Водка – спиртовой напиток, получаемый обработкой вводно-спиртового раствора с объёмным содержанием спирта (крепостью) 40-56% активированным углём с добавлением в него ингредиентов или без них с последующим фильтрованием.
На нашем предприятии водка изготавливается на спиртах высшей очистки («Экстра» и «Люкс»), что обеспечивает высокое качество продукции. Для улучшения вкуса в некоторые сорта водок мы добавляем незначительное количество сахара, мёда, уксусной и лимонной кислоты и другие ингредиенты. Мы выпускаем более двадцати видов водок («Седая Вологда», «Жемчужина севера», «Звезда севера», «Насон-город», «Господа офицеры», «Банкир», «Пшеничная», «Вагрон», «Северная сталь», «Экстра», «Старорусская» и другие).
Ликероводочные изделия – спиртные напитки крепостью 12-60%, приготовленные смешиванием полуфабрикатов (спиртовых настоек, соков, морсов и так далее), эфирных масел с этиловым спиртом и водой с добавлением красителей или без них. В ОАО «Вагрон» производят настойки горькие («Бальзам Вагрон», «Русский север», «Прилуцкая», «Барская», «Стрелецкая») и сладкие («Клюквенная», «Брусничная», «Шоколадный десерт»). Эти напитки готовят по специальным рецептурам и технологиям.
Все компоненты высокого качества.
Сахарзакупается напрямую у завода изготовителя (ООО «Сахарный рай») в Москве. Проблем с этим сырьём не возникает.
Вода для производственных нужд очищается на установке для очистки воды в химической лаборатории, и после проведения всех необходимых анализов пускается в производство. Контроль над качеством продукции проводится в лаборатории, находящейся на территории завода, оборудованной необходимыми приборами и инструментами.
Так же наше предприятие производит кондитерские изделия (мармелад, шоколадные конфеты). Они обладают большой калорийностью, усвояемостью, низким содержанием влаги, приятным вкусом, тонким ароматом и привлекательным внешним видом, что обуславливает их высокую пищевую ценность.
Вся продукция высшего качества, что подтверждено различными наградами на конкурсах. Цены на нашу продукцию не превышают средние цены на аналогичную продукцию по Вологодской области (цены на внутриобластном рынке у ОАО «Вагрон» И ЗАО «Завод сортовых водок» одинаковые, а за пределами области у ОАО «Вагрон» цены на 1-2 рубля ниже). Оформление товара соответствует современному дизайну и требованиям потребителей (цена, качество).
Вся наша продукция пользуется большим спросом на рынке, что позволит увеличить объём продаж.
2.2 Система ценообразования на основные виды продукции
В условиях рыночной экономики резко возросла роль цены. От уровня цены зависит конкурентоспособность, финансовое состояние предприятия, величина прибыли.
Цена - денежное выражение стоимости единицы товара. В настоящее время цена – сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель – продать.
Для выработки эффективной ценовой политики фирмы необходим всесторонний анализ факторов, влияющих на уровень цен. Основными из них являются: спрос на продукцию; государственное регулирование цен; издержки по производству и реализации продукции; конкуренция и другие факторы.
В зависимости от конкретных условий и целей предприятия используют различные методы расчета: метод, основанные на затратном подходе и метод, основанный на целевом ценообразовании. При первом методе к издержкам производства и реализации товара прибавляют определенную сумму прибыли, которую планирует получить предприятие. Цену можно определить по формуле:
Ц = Кок * ИП, (4)
где Кок – коэффициент окупаемости затрат;
ИП – издержки производства.
Таблица 2.1 - Определение уровня цен на кондитерские изделия затратным методом
Показатели
Рентабельность, %
15
30
50
1. Выпуск продукции, тонн (т)
84055,42
87862,71
91222,6
2. Постоянные издержки, тыс. руб.
8152,33
8410,91
8795,64
3. Переменные издержки на единицу продукции, руб./т.
215
250
290
4. Переменные издержки, всего, тыс. руб.
18071,92
21965,68
26454,55
5. Валовые издержки, всего, тыс. руб.
26224,25
30376,59
35250,19
6. Себестоимость единицы продукции, руб./т.
311,99
345,73
386,42
7. Цена 1 тонны, руб.
358,79
449,45
579,63
8. Выручка от реализации, всего, тыс. руб.
30157,88
39489,56
52875,28
9. Прибыль от реализации продукции, всего, тыс. руб.
3933,64
9112,98
17625,09
10. Уровень рентабельности продукции, %
15
30
50
По данным таблицы 1, можно сделать вывод, что для увеличения прибыли и рентабельности надо улучшить качество продукции, маркетинг и повысить цены. При коэффициенте окупаемости 1,15 продукцию нужно продавать по цене 335,43 рубля за тонну, а при коэффициенте окупаемости 1,3 продукцию нужно продавать по цене 415,68 рублей за тонну, а при коэффициенте окупаемости 1,5 продукцию нужно продавать по цене 550,38 рублей за тонну. Переменные издержки выше при коэффициенте окупаемости 1,5 (24675,68). Там выше и прибыль (16735,76), и рентабельность (50%).
Затратные методы ценообразования
просты и удобны, но их можно использовать,
если предприятие уверено в
Таблица 2.2 - Определение оптимального уровня цены на кондитерские изделия с учетом спроса
Цена за ед. (1 т.) товара, руб.
Спрос (кол-во реализованного товара), т.
Постоянные издержки, всего, тыс. руб.
Переменные изд-ки, тыс. руб.
Валовые изд-ки произ-ва, всего, тыс. руб.
Выручка от реализации, всего, тыс. руб.
Прибыль (убыток), всего, (+,-) тыс. руб.
Уровень рентабельности +, убыточности -, %
На ед. товара (1 т.)
всего
0
180000
8000
0,25
45000
53000
0
-53000
-100,00
150
150000
8000
0,25
37500
45500
22500
-23000
-50,55
300
120000
8000
0,25
30000
38000
36000
-2000
-5,26
450
90000
8000
0,25
22500
30500
40500
10000
32,79
600
60000
8000
0,25
15000
23000
36000
13000
56,52
750
30000
8000
0,25
7500
15500
22500
7000
45,16
900
0
8000
0,25
0
8000
0
-8000
-100,00
По таблице 2 видно, что
при самой низкой цене за 1 тонну
кондитерских изделий, равной 0 руб., спрос
на данную продукцию будет максимальный.
Одновременно с этим предприятие
ОАО "Вагрон" не получит прибыль,
то есть выручка от реализации гораздо
меньше валовых издержек производства.
Поэтому при данной цене предприятие
работает убыточно. Аналогичная ситуация
возникнет, если продукцию продавать
по самой высокой цене, то есть по
900 руб./т., но убытки будут гораздо
меньше (в первом случае убыток составил
-53000 тыс. руб., а во втором - -8000 тыс. руб.,
что на 45000 тыс. руб. меньше), при этом
рентабельность будет одинаковой (-100
%). При этой цене спрос равняется
нулю, то есть ни один потребитель данной
продукции не будет ее приобретать
по цене 900 руб./т. Также данное предприятие
получит убыток, реализуя свою продукцию
по цене 150 руб./т. и по цене 300 руб./т.;
рентабельность в данном случае также
будет отрицательной. Следовательно,
реализовывать кондитерские изделия
по выше перечисленным ценам
Цена за тонну продукции, равная 450 руб./т., 600 руб./т. или 750 руб./т., принесет предприятию прибыль. Но максимальная прибыль и рентабельность достигается при цене 600 руб./т. (13000 тыс. руб. и 56,52 % соответственно). Эта цена одновременно устраивает и покупателя, и продавца (предприятие ОАО "Вагрон"), то есть обеспечивает временный компромисс между ними.
Таким образом, наиболее эффективно реализовывать кондитерские изделия по цене 600 руб./т., так как это принесет максимальную прибыль и наивысшую рентабельность. Значит, оптимальный уровень цены с учетом спроса будет соответствовать 600 руб./т.
3. Влияние уровня цен на прибыль и рентабельность предприятия
Таблица 3.1 - Влияние качества продукции на среднюю цену ее реализации
Показатели
план
факт
Отклонения от плана (+,-)
1. Реализовано кондитерских изделий, всего, тонн (т), а том числе:
100000
94000
-6000
а) с глазурью
60000
59000
-1000
б) без глазури
40000
35000
-5000
2. Структура реализованных
кондитерских изделий по
100
100
-
а) с глазурью
60
63
-
б) без глазури
40
37
-
3. Цена 1 тонны кондитерских изделий, руб./т, в том числе
а) с глазурью
450
460
10
б) без глазури
400
400
0
4. Выручка от реализации кондитерских изделий, всего, тыс. руб., в том числе
43000
43600
600
а) с глазурью
27000
27600
600
б) без глазури
16000
16000
0
5. Средняя цена реализации единицы кондитерских изделий, руб. за 1 т
430
464
34
Продолжение
По данным таблицы 3 можно
сделать вывод, что большую часть
реализованной продукции
Отклонение фактической выручки от реализации кондитерских изделий с глазурью положительно и составляет 600 тыс. руб. Это означает, что фактически предприятие ОАО "Вагрон" получило выручку на 600 тыс. руб. больше, чем было запланировано (27600 тыс. руб. 27000 тыс. руб. соответственно). Выручка от реализации второго вида продукции по факту и по плану равна (16000 тыс. руб.). Если сравнивать выручку от реализации кондитерских изделий с глазурью и без глазури, то можно сказать, что от реализации первого вида изделий предприятие получит больше выручки на 11600 тыс. руб. по факту и на 11000 тыс. руб. по плану, чем от реализации второго вида продукции.
Средняя цена реализации 1 тонны кондитерских изделий фактически составила 464 руб./т., а по плану 430 руб./т., что на 34 руб./т. меньше факта. Значит, отклонение фактической средней цены от плановой положительно и составит 34 руб./т. Цена 1 тонны кондитерских изделий с глазурью составила по плану 450 руб./т., что больше средней цены на 20 руб./т.; фактически данная продукция реализовывалась по цене 460 руб./т., а средняя цена составила 464 руб./т., то есть на 4 руб./т. больше. Цена 1 тонны кондитерских изделий без глазури по плану и по факту составила 400 руб./т., то есть меньше средней цены реализации на 30 руб./т. по плану и на 64 руб./т. – по факту.
Следовательно, предприятию ОАО "Вагрон" выгоднее реализовывать кондитерские изделия с глазурью.
Таблица 3.2 - Влияние качества водки на среднюю цену ее реализации, прибыль и рентабельность
Показатели
план
факт
Отклонение от плана (+,-)
1. Реализовано водки, л.
175000
175000
-
2. Содержание спирта в водке, %
39
41
-
3. Цена 1 л. водки с 40 % содержания спирта, руб.
200
200
-
4. Себестоимость 1 л. водки, руб.
140
140
-
5. Реализовано водки с 40 % содержанием спирта, л.
170625
179375
8750
6. Выручка от реализации водки, всего, тыс. руб.
34125
35875
1750
7. Затраты на производство и реализацию водки, всего, тыс. руб.
24500
24500
8. Прибыль от реализации водки, тыс. руб.
9625
11375
1750
9. Уровень рентабельности, %
39,29
46,43
10. Цена реализации водки, руб.
195
205
В результате полученных данных по таблице 4 видно, что качество водки довольно сильно влияет на прибыль и рентабельность организации. Так при содержании 39 % спирта прибыль составила 9625 тыс. руб., рентабельность 39,29 %, а при содержании 41 % спирта прибыль составила 11375 тыс. руб., рентабельность 46,43 %, то есть при увеличении качества прибыль и рентабельность увеличиваются.
Выводы
В первой главе рассмотрена теоретическая часть настоящей курсовой работы, в которой были описаны функции цены, ее классификация, ценообразующие факторы, методы ценообразования и ценовая политика.
В условиях рыночной экономики цена является одним из наиболее синтетических показателей, существенно влияющих на финансовое положение предприятия. Это объясняется тем, что от уровня цены зависят величина прибыли коммерческой организации, конкурентоспособность предприятия и его продукции. Цена является важнейшим инструментом внутрифирменного планирования и служит ориентиром принятия хозяйственных решений.