Цены и ценообразование в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 13:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение одного из важнейших рычагов повышения эффективности производства, то есть цены, и ценообразования в организации, а также выработка на этой основе практических рекомендаций и выводов по улучшению финансового состояния предприятия.

Содержание работы

Введение

1. Теоретическая часть.

1.1 Сущность и функции цены как экономической категории

1.2 Система цен и их классификация

1.3Ценообразующие факторы и ценовая политика на предприятии

1.4Методы ценообразования на продукцию предприятия

2. Состояние и особенности ценообразования на предприятии

2.1Краткая характеристика ОАО «Вагрон»

2.2Система ценообразования на основные виды продукции

3.Влияние уровня цен на прибыль и рентабельность

Выводы

Список литературы

Файлы: 1 файл

Министерство сельского хозяйства.docx

— 44.79 Кб (Скачать файл)

 

Главными принципами политики являются:

 

s                   постоянное повышение качества  продукции за счёт использования  высококачественного сырья, улучшения  уровня организации производства, повышения квалификации персонала  и внедрения современных технологий;

 

s                   прогнозирование пожеланий потребителей  нашей продукции;

 

s                   предложение новых видов продукции,  отвечающих возрастающему спросу  потребителя, опережая конкурентов.

 

Для повышения престижа организации  и конкурентоспособности продукции  с маркой ОАО «Вагрон» мы постоянно  совершенствуем:

 

s                   уровень организации производства;

 

s                   партнёрские отношения с поставщиками  и потребителями;

 

s                   мотивацию деятельности персонала. 

 

Водка – спиртовой напиток, получаемый обработкой вводно-спиртового раствора с объёмным содержанием  спирта (крепостью) 40-56% активированным углём с добавлением в него ингредиентов или без них с  последующим фильтрованием.

 

На нашем предприятии  водка изготавливается на спиртах  высшей очистки («Экстра» и «Люкс»), что обеспечивает высокое качество продукции. Для улучшения вкуса  в некоторые сорта водок мы добавляем незначительное количество сахара, мёда, уксусной и лимонной кислоты  и другие ингредиенты. Мы выпускаем  более двадцати видов водок («Седая Вологда», «Жемчужина севера», «Звезда  севера», «Насон-город», «Господа офицеры», «Банкир», «Пшеничная», «Вагрон», «Северная  сталь», «Экстра», «Старорусская» и  другие).

 

Ликероводочные изделия  – спиртные напитки крепостью 12-60%, приготовленные смешиванием полуфабрикатов (спиртовых настоек, соков, морсов и  так далее), эфирных масел с  этиловым спиртом и водой с  добавлением красителей или без  них. В ОАО «Вагрон» производят настойки горькие («Бальзам Вагрон», «Русский север», «Прилуцкая», «Барская», «Стрелецкая») и сладкие («Клюквенная», «Брусничная», «Шоколадный десерт»). Эти напитки  готовят по специальным рецептурам и технологиям.

 

Все компоненты высокого качества.

 

Сахарзакупается напрямую у  завода изготовителя (ООО «Сахарный  рай») в Москве. Проблем с этим сырьём не возникает.

 

Вода для производственных нужд очищается на установке для  очистки воды в химической лаборатории, и после проведения всех необходимых  анализов пускается в производство. Контроль над качеством продукции  проводится в лаборатории, находящейся  на территории завода, оборудованной  необходимыми приборами и инструментами.

 

Так же наше предприятие производит кондитерские изделия (мармелад, шоколадные конфеты). Они обладают большой калорийностью, усвояемостью, низким содержанием влаги, приятным вкусом, тонким ароматом и  привлекательным внешним видом, что обуславливает их высокую  пищевую ценность.

 

Вся продукция высшего  качества, что подтверждено различными наградами на конкурсах. Цены на нашу продукцию не превышают средние  цены на аналогичную продукцию по Вологодской области (цены на внутриобластном  рынке у ОАО «Вагрон» И ЗАО  «Завод сортовых водок» одинаковые, а за пределами области у ОАО «Вагрон» цены на 1-2 рубля ниже). Оформление товара соответствует современному дизайну и требованиям потребителей (цена, качество).

 

Вся наша продукция пользуется большим спросом на рынке, что  позволит увеличить объём продаж.

 

2.2 Система ценообразования  на основные виды продукции

 

В условиях рыночной экономики  резко возросла роль цены. От уровня цены зависит конкурентоспособность, финансовое состояние предприятия, величина прибыли.

 

Цена - денежное выражение  стоимости единицы товара. В настоящее  время цена – сумма денег, за которую  покупатель готов купить товар, а  производитель – продать.

 

Для выработки эффективной  ценовой политики фирмы необходим  всесторонний анализ факторов, влияющих на уровень цен. Основными из них  являются: спрос на продукцию; государственное  регулирование цен; издержки по производству и реализации продукции; конкуренция  и другие факторы.

 

В зависимости от конкретных условий и целей предприятия  используют различные методы расчета: метод, основанные на затратном подходе  и метод, основанный на целевом ценообразовании. При первом методе к издержкам  производства и реализации товара прибавляют определенную сумму прибыли, которую  планирует получить предприятие. Цену можно определить по формуле:

 

 

Ц = Кок * ИП, (4)

 

где Кок – коэффициент  окупаемости затрат;

 

ИП – издержки производства.

Таблица 2.1 - Определение уровня цен на кондитерские изделия затратным  методом

Показатели 

Рентабельность, %

 

15 

30 

50

 

1. Выпуск продукции, тонн (т) 

84055,42 

87862,71 

91222,6

 

2. Постоянные издержки, тыс.  руб. 

8152,33 

8410,91 

8795,64

 

3. Переменные издержки  на единицу продукции, руб./т. 

215 

250 

290

 

4. Переменные издержки, всего,  тыс. руб. 

18071,92 

21965,68 

26454,55

 

5. Валовые издержки, всего,  тыс. руб. 

26224,25 

30376,59 

35250,19

 

6. Себестоимость единицы  продукции, руб./т.  

311,99 

345,73 

386,42

 

7. Цена 1 тонны, руб.  

358,79 

449,45 

579,63

 

8. Выручка от реализации, всего, тыс. руб.  

30157,88 

39489,56 

52875,28

 

9. Прибыль от реализации  продукции, всего, тыс. руб. 

3933,64 

9112,98 

17625,09

 

10. Уровень рентабельности  продукции, % 

15 

30 

50

 

 

 

 

По данным таблицы 1, можно  сделать вывод, что для увеличения прибыли и рентабельности надо улучшить качество продукции, маркетинг и  повысить цены. При коэффициенте окупаемости 1,15 продукцию нужно продавать  по цене 335,43 рубля за тонну, а при  коэффициенте окупаемости 1,3 продукцию  нужно продавать по цене 415,68 рублей за тонну, а при коэффициенте окупаемости 1,5 продукцию нужно продавать  по цене 550,38 рублей за тонну. Переменные издержки выше при коэффициенте окупаемости 1,5 (24675,68). Там выше и прибыль (16735,76), и рентабельность (50%).

 

Затратные методы ценообразования  просты и удобны, но их можно использовать, если предприятие уверено в реализации своего товара, то есть, нет конкурентов, а если конкуренты есть и с более  низкими ценами на эту продукцию, то они могут вытеснить предприятие  с рынка. Нужно детально изучать  состояние конкуренции, цену и качество их товаров, изменение спроса на товар  при изменении цены.

Таблица 2.2 - Определение оптимального уровня цены на кондитерские изделия  с учетом спроса

Цена за ед. (1 т.) товара, руб. 

Спрос (кол-во реализованного товара), т. 

Постоянные издержки, всего, тыс. руб. 

Переменные изд-ки, тыс. руб. 

Валовые изд-ки произ-ва, всего, тыс. руб. 

Выручка от реализации, всего, тыс. руб. 

Прибыль (убыток), всего, (+,-) тыс. руб. 

Уровень рентабельности +, убыточности -, %

 

На ед. товара (1 т.) 

всего

 

180000 

8000 

0,25 

45000 

53000 

-53000 

-100,00

 

150 

150000 

8000 

0,25 

37500 

45500 

22500 

-23000 

-50,55

 

300 

120000 

8000 

0,25 

30000 

38000 

36000 

-2000 

-5,26

 

450 

90000 

8000 

0,25 

22500 

30500 

40500 

10000 

32,79

 

600 

60000 

8000 

0,25 

15000 

23000 

36000 

13000 

56,52

 

750 

30000 

8000 

0,25 

7500 

15500 

22500 

7000 

45,16

 

900 

8000 

0,25 

8000 

-8000 

-100,00

 

 

 

 

По таблице 2 видно, что  при самой низкой цене за 1 тонну  кондитерских изделий, равной 0 руб., спрос  на данную продукцию будет максимальный. Одновременно с этим предприятие  ОАО "Вагрон" не получит прибыль, то есть выручка от реализации гораздо  меньше валовых издержек производства. Поэтому при данной цене предприятие  работает убыточно. Аналогичная ситуация возникнет, если продукцию продавать  по самой высокой цене, то есть по 900 руб./т., но убытки будут гораздо  меньше (в первом случае убыток составил -53000 тыс. руб., а во втором - -8000 тыс. руб., что на 45000 тыс. руб. меньше), при этом рентабельность будет одинаковой (-100 %). При этой цене спрос равняется  нулю, то есть ни один потребитель данной продукции не будет ее приобретать  по цене 900 руб./т. Также данное предприятие  получит убыток, реализуя свою продукцию  по цене 150 руб./т. и по цене 300 руб./т.; рентабельность в данном случае также  будет отрицательной. Следовательно, реализовывать кондитерские изделия  по выше перечисленным ценам предприятию  не выгодно.

 

Цена за тонну продукции, равная 450 руб./т., 600 руб./т. или 750 руб./т., принесет предприятию прибыль. Но максимальная прибыль и рентабельность достигается  при цене 600 руб./т. (13000 тыс. руб. и 56,52 % соответственно). Эта цена одновременно устраивает и покупателя, и продавца (предприятие ОАО "Вагрон"), то есть обеспечивает временный компромисс между ними.

 

Таким образом, наиболее эффективно реализовывать кондитерские изделия  по цене 600 руб./т., так как это принесет максимальную прибыль и наивысшую  рентабельность. Значит, оптимальный  уровень цены с учетом спроса будет  соответствовать 600 руб./т.

 

 

3. Влияние уровня цен  на прибыль и рентабельность  предприятия 

 

Таблица 3.1 - Влияние качества продукции на среднюю цену ее реализации

Показатели 

план 

факт 

Отклонения от плана (+,-)

 

1. Реализовано кондитерских  изделий, всего, тонн (т), а том  числе: 

100000 

94000 

-6000

 

а) с глазурью  

60000 

59000 

-1000

 

б) без глазури 

40000 

35000 

-5000

 

2. Структура реализованных  кондитерских изделий по сортам, всего, %, в том числе  

100 

100 

-

 

а) с глазурью  

60 

63 

-

 

б) без глазури 

40 

37 

-

 

3. Цена 1 тонны кондитерских  изделий, руб./т, в том числе 

  

  

 

 

а) с глазурью  

450 

460 

10

 

б) без глазури 

400 

400 

0

 

4. Выручка от реализации  кондитерских изделий, всего,  тыс. руб., в том числе  

43000 

43600 

600

 

а) с глазурью  

27000 

27600 

600

 

б) без глазури 

16000 

16000 

0

 

5. Средняя цена реализации  единицы кондитерских изделий,  руб. за 1 т 

430 

464 

34

 

    Продолжение

По данным таблицы 3 можно  сделать вывод, что большую часть  реализованной продукции составляют кондитерские изделия с глазурью (60% по плану и 63% по факту). Цена 1 тонны  данного вида продукции составила  по плану 450 руб./т., а фактически 460 руб./т., что на 10 руб./т. больше плана. Значит, отклонение фактической цены реализации от плановой положительно и составляет 10 руб./т. Фактическая цена кондитерских изделий без глазури соответствует  плановой и равняется 400 руб./т.

 

Отклонение фактической  выручки от реализации кондитерских изделий с глазурью положительно и составляет 600 тыс. руб. Это означает, что фактически предприятие ОАО "Вагрон" получило выручку на 600 тыс. руб. больше, чем было запланировано (27600 тыс. руб. 27000 тыс. руб. соответственно). Выручка от реализации второго вида продукции по факту и по плану  равна (16000 тыс. руб.). Если сравнивать выручку  от реализации кондитерских изделий  с глазурью и без глазури, то можно  сказать, что от реализации первого  вида изделий предприятие получит  больше выручки на 11600 тыс. руб. по факту  и на 11000 тыс. руб. по плану, чем от реализации второго вида продукции.

 

Средняя цена реализации 1 тонны  кондитерских изделий фактически составила 464 руб./т., а по плану 430 руб./т., что  на 34 руб./т. меньше факта. Значит, отклонение фактической средней цены от плановой положительно и составит 34 руб./т. Цена 1 тонны кондитерских изделий с  глазурью составила по плану 450 руб./т., что больше средней цены на 20 руб./т.; фактически данная продукция реализовывалась  по цене 460 руб./т., а средняя цена составила 464 руб./т., то есть на 4 руб./т. больше. Цена 1 тонны кондитерских изделий  без глазури по плану и по факту  составила 400 руб./т., то есть меньше средней цены реализации на 30 руб./т. по плану и на 64 руб./т. – по факту.

 

Следовательно, предприятию  ОАО "Вагрон" выгоднее реализовывать  кондитерские изделия с глазурью.

Таблица 3.2 - Влияние качества водки на среднюю цену ее реализации, прибыль и рентабельность

Показатели 

план 

факт 

Отклонение от плана (+,-)

 

1. Реализовано водки, л. 

175000 

175000 

-

 

2. Содержание спирта в  водке, % 

39 

41 

-

 

3. Цена 1 л. водки с 40 % содержания спирта, руб. 

200 

200 

-

 

4. Себестоимость 1 л. водки,  руб. 

140 

140 

-

 

5. Реализовано водки с  40 % содержанием спирта, л. 

170625 

179375 

8750

 

6. Выручка от реализации  водки, всего, тыс. руб. 

34125 

35875 

1750

 

7. Затраты на производство  и реализацию водки, всего,  тыс. руб. 

24500 

24500 

 

 

8. Прибыль от реализации  водки, тыс. руб. 

9625 

11375 

1750

 

9. Уровень рентабельности, %  

39,29 

46,43 

 

 

10. Цена реализации водки,  руб. 

195 

205 

 

 

 

В результате полученных данных по таблице 4 видно, что качество водки  довольно сильно влияет на прибыль  и рентабельность организации. Так  при содержании 39 % спирта прибыль  составила 9625 тыс. руб., рентабельность 39,29 %, а при содержании 41 % спирта прибыль составила 11375 тыс. руб., рентабельность 46,43 %, то есть при увеличении качества прибыль и рентабельность увеличиваются.

 

 

Выводы

 

В первой главе рассмотрена  теоретическая часть настоящей  курсовой работы, в которой были описаны функции цены, ее классификация, ценообразующие факторы, методы ценообразования  и ценовая политика.

 

В условиях рыночной экономики  цена является одним из наиболее синтетических  показателей, существенно влияющих на финансовое положение предприятия. Это объясняется тем, что от уровня цены зависят величина прибыли коммерческой организации, конкурентоспособность  предприятия и его продукции. Цена является важнейшим инструментом внутрифирменного планирования и служит ориентиром принятия хозяйственных  решений.

 

Информация о работе Цены и ценообразование в организации