Диагностика и эффективность системы управления персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 14:51, курсовая работа

Описание работы

Среди основных факторов экономического роста в любой стране важнейшей составляющей является человеческий фактор. По данным Всемирного банка, который обследовал 192 страны, 64% экономического роста отводится человеческому капиталу, остальные 16 и 20% связаны соответственно с производственным потенциалом и естественными ресурсами.
В представленной дипломной работе раскрывается механизм осуществления диагностики и оценки эффективности системы управления персоналом на предприятии сферы услуг.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….
3
Глава 1. Теоретические основы диагностики и оценки эффективности системы управления персоналом…………………………………..
5
1.1. Понятие и характеристика функциональных подсистем системы управления персоналом……………………………………………..
5
1.2. Цели и функции системы управления персоналом………………..
8
1.3. Классификация показателей эффективности управления персоналом…………………………………………………………...
10
1.4. Методика диагностики системы управления персоналом………..
14
Глава 2. Диагностика и оценка эффективности системы управления персоналом в Уральском подразделении ОАО «Ростелеком»…………………………….
17
2.1. Характеристика предприятия……………………………………….
17
2.2. Исследование кадрового потенциала………………………………
23
2.3. Исследование функциональных подсистем системы управления персоналом…………………………………………………………...
32
Глава 3. Проект мероприятий по повышению эффективности системы управления персоналом в Уральском подразделении ОАО «Ростелеком»………………
51
3.1. Направление совершенствования системы управления персоналом…………………………………………………………...
51
3.2. Экономическое обоснование предложенных мероприятий………
52
3.3. Организационно-правовое обеспечение предложенных мероприятий…………………………………………………………
55
Заключение……………………………………………

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 617.00 Кб (Скачать файл)

Макрорегиональный филиал «Урал» национальной телекоммуникационной компании «Ростелеком» («Ростелеком–Урал») был создан на базе ОАО «Уралсвязьинформ» после его присоединения к ОАО «Ростелеком» в апреле 2011 года.

«Ростелеком–Урал» осуществляет свою деятельность в Курганской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областях, Пермском крае, Ханты-Мансийском автономном округе — Югре и Ямало-Ненецком автономном округе. Общая площадь территории этих регионов составляет более 1,9 млн. кв. км. Здесь проживают около 15 млн. человек (около 10% населения России). В Уральском регионе сосредоточена пятая часть всего промышленного производства страны, здесь расположены основные месторождения нефти и газа.

Основой телекоммуникационного  бизнеса макрорегионального филиала  является собственная высокотехнологичная  цифровая магистральная транспортная сеть общей протяженностью около 20 тысяч километров, охватывающая все 235 муниципальных образований Урала.

В зоне ответственности  «Ростелеком–Урал» функционируют  более 2 700 базовых станций сотовой  связи, 2 600 автоматических телефонных станций и 180 тыс. км. линий связи, что позволяет предоставлять современные услуги связи жителям и предприятиям в 10 тыс. населенных пунктах региона.

«Ростелеком–Урал» предлагает своим абонентам полный комплекс современных телекоммуникационных услуг: местная, внутризоновая, междугородная и международная связь, мобильная и спутниковая связь, широкополосный доступ в Интернет, кабельное и интерактивное телевидение. Важнейшим конкурентным преимуществом филиала на региональном рынке связи является возможность предоставления конвергентных телекоммуникационных решений.

На начало 2011 года макрорегиональный  филиал обслуживал 3,6 млн. абонентов  фиксированной и 5,0 млн. абонентов  мобильной связи, 900 тыс. пользователей  широкополосного доступа в Интернет и более 122 тыс. подписчиков платного телевидения.

Основные факты из истории Уральского филиала:

  • В 2003 году уральское подразделение «Ростелеком» получило статус «Уральского филиала Открытого акционерного Общества междугородной и международной электрической связи «Ростелеком»».
  • С 2005 года Уральский филиал ОАО «Ростелеком» принимает активное участие в профессиональных мероприятиях связистов в регионе. Компания представляет свои продукты на телекоммуникационных выставках и форумах, а также входит в состав Координационного Совета руководителей предприятий телекоммуникаций и информатизации Свердловской области.
  • В 2006 году ОАО «Ростелеком» начал взаимодействие с конечным потребителем своих услуг. Компания открыла общероссийскую сеть Центров продаж и обслуживания клиентов. В Уральском регионе работает 20 Центров продаж и обслуживания клиентов.
  • В начале 2007 года в опорный узел на территории УрФО включены узлы доступа мультисервисной сети крупнейших городов региона. Одновременно Компания ввела услугу доступа к сети Интернет. С этого времени Уральский филиал «Ростелеком» предоставляет доступ к сети Интернет операторам связи, провайдерам и крупным корпоративным клиентам, а также оказывает услуги по строительству виртуальных частных сетей IP VPN для корпоративных клиентов.  
    В сентябре 2007 года Уральский филиал «Ростелеком», первым среди всех филиалов компании, начал самостоятельный учет стоимости услуг междугородной и международной телефонной связи, запустив собственную систему биллинга.
  • В апреле 2008 года в Екатеринбурге сдан в эксплуатацию крупнейший в Уральском регионе коммерческий Центр обработки данных. Проект реализован в рамках стратегического плана Компании по развитию инфокоммуникационных технологий в регионах в 2008 году. 
  • В мае 2009 г. Уральский филиал ввел в эксплуатацию центр обработки вызовов (ЦОВ) в Нижнем Тагиле. Запуск ЦОВ Уральского филиала осуществляется в рамках общефедеральной программы ОАО «Ростелеком» по организации Единого распределенного центра обработки вызовов на территории России.
  • 1 апреля 2011 года  к компании «Ростелеком» присоединились компании «ЦентрТелеком», «СЗТ», «ВолгаТелеком», «ЮТК», «Уралсвязьинформ», «Сибирьтелеком» и «Дальсвязь».

 

Теперь рассмотрим организационную  структуру управления компании «Ростелеком-Урал».

Вице-президент- Директор макрорегионального филиала «Урал» ОАО «Ростелеком»: организует всю работу предприятия и несет полную ответственность за его состояние и деятельность перед государством и компанией «Ростелеком». Директор представляет предприятие во всех учреждениях и организациях, распоряжается имуществом предприятия, заключает договора, издает приказы по предприятию, в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников предприятия, открывает в банках счета предприятия ведет работу по оперативному руководству филиалом, занимается планированием, координацией работы всех отделов и служб филиала, принимает решения по текущей деятельности филиала.

Главный инженер (он же является первым заместителем директора) курирует следующие вопросы: эксплуатация линий, работа ТУСМ (технических узлов союзных магистралей), охрана труда и техника безопасности на предприятии, патентно-изобретательскую работу, вопросы метрологии (соблюдения стандартов).

Заместитель директора по общим вопросам. Ему подчиняется: отдел материально-технического снабжения и служба главного механика, включающая в себя: автотранспортный цех, базу флота, хозяйственный отдел.

Главный бухгалтер: решает вопросы  бухгалтерского учета, несет ответственность совместно с директором за правильность данных, предоставленных в налоговую инспекцию и бухгалтерию компнии «Ростелеком».

Главный экономист руководит работой  по планированию и экономическому стимулированию на предприятии, повышению производительности труда, выявлению и использованию производственных резервов улучшению организации производства, труда и заработной платы, и др. Ему подчиняется экономический отдел, который разрабатывает годовые, квартальные планы филиала и отдельных ТУСМ, контролирует их выполнение, определяет пути устранения недостатков, организует и совершенствует внутризаводское и внутрицеховое планирование, разрабатывает нормативы для образования фондов экономического стимулирования, ведет оперативный статистический учет, анализ показателей работы основных агрегатов, цехов, разрабатывает и представляет на утверждение проекты, изучает и внедряет передовой опыт в организации планово-экономической работы и др.

Заместитель директора по чрезвычайным ситуациям – проводит работу по подготовке и реализации программ для предоставления каналов связи в интересах обороны, государственного управления, безопасности и правопорядка страны в чрезвычайных ситуациях.

Заместитель директора по капитальному строительству и ремонту. Ему  подчинены: отдел капитального строительства, проектно-конструкторский отдел, строительный участок «Глобал стар» (элемент матричной структуры), ремонтная группа.

Также напрямую директору подчинены: отдел безопасности, отдел по работе с персоналом, служба маркетинга.

Далее будут проведена  диагностика и оценка системы  управления персоналом компании «Ростелеком-Урал».

 

 

2.2. Исследование кадрового потенциала

 

Основная роль принадлежит кадровому  потенциалу на предприятии. Именно кадры играют важную роль в производственном процессе, именно от них зависит, насколько эффективно используются на предприятии средства производства и насколько, успешно работает предприятие в целом.

Поэтому на анализируемом  предприятии разрабатываться и  осуществляться кадровая политика, направленная на достижение следующих целей:

1) создание здорового и работоспособного коллектива;

2) повышение уровня квалификации работников предприятия;

3) создание трудового коллектива,  оптимального от половой и возрастной структуре, а также по уровню квалификации;

4) создание высокопрофессионального руководящего звена, способного гибко реагировать на изменяющиеся обстоятельства, чувствовать и внедрять все новое и передовое и умеющего смотреть далеко вперед.

Для анализа, планирования, учета и  управления персоналом все работники предприятия классифицируются по ряду признаков. В зависимости от участия в производственном процессе весь персонал предприятия делится на две категории: примышлено-производственный персонал (ППП) и непромышленный.

К промышленно-производственному  персоналу относятся работники, которые, непосредственно связаны с производством и его обслуживанием.

К непромышленному персоналу относятся работники, которые непосредственно не связаны с производством и его обслуживаем. В основном это работники жилищно-коммунального хозяйства, детских и врачебно- санитарных учреждений, принадлежащих предприятию.

В свою очередь промышленно-производственный персонал в зависимости от выполняемых им функций классифицируется на следующие категории: рабочие, руководители, специалисты, служащие. (Относится ли это к категориям работников макрорегионального филиала*?)

Процесс управления персоналом требует, чтобы на каждом предприятии определялась и анализировалась по половому и возрастному составам, а также по уровню квалификации. Это необходимо для того, чтобы своевременно готовить замену кадров, а также для достижения наиболее приемлемой для предприятия структуры кадров по половому и возрастному составам, по уровню квалификации и другим признакам.

Персонал предприятия и его изменения имеют определенные количественные, качественные и структурные характеристики.

Количественная характеристика персонала  предприятия в первую очередь измеряется такими показателями, как списочная, явочная среднесписочная численность работников.

Списочная численность работников фирмы - это показатель численности работников списочного состава на определенную дату с учетом принятых выбывших за этот день работников.

Явочная численность - это расчетное количество работников списочного состава, которые должны явиться на работу для выполнения производственного задания.

Разница между явочным  и списочным составом характеризует количество целодневных простоев (отпуска, болезни, командировки и т.д.).

Для определения численности работников за определенный период используется показатель среднесписочной численности. Он применяется для исчисления производительности труда, средней заработной платы, коэффициентов оборота, текучести кадров и ряда других показателей.  Среднесписочная численность работников за месяц определяется путем суммирования численности работников списочного состава за каждый календарный день месяца (включая праздничные и выходные дни) и деление полученной суммы на число календарных дней месяца.  Среднесписочная численность работников за квартал (год) определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы работы предприятия в квартале (году) и деления полученной суммы.

Качественную характеристику персонала отражает уровень образования, квалификации.

Количественный и качественный состав персонала влияют на эффективность  работы, рациональное использование  рабочего времени.

Источниками информации для  исследования кадрового потенциала предприятия служат план по труду, статистическая отчетность "Отчет по труду", данные табельного учета и отдела кадров.

Численность персонала в компании «Ростелеком-Урал» на конец 2012 года составила 1005 человек. С начала 2010 г. принято 452 человека, уволено 50 (по собственному желанию 48). Учитывая, что в 2010 году среднесписочная численность персонала компании составила 603 человека, в 2011 году – 735 человек, в 2012 году – 1005 человек, среднесписочную численность персонала за период с 2010 по 2012 годы можно определить как среднюю арифметическую:

 человек.          (1)

 

Отсюда, коэффициент текучести  персонала за тот же период равен:

     (2)

 

где - численность уволенного персонала с 2010 г. по 2012 г. включительно, чел.

 

 

Величина среднегодового коэффициента текучести составит:

                                (3)

Такой показатель коэффициента текучести  отражает естественную текучесть персонала, поскольку не превышает пятипроцентного  барьера в год, способствует своевременному обновлению коллектива и не требует особых мер со стороны руководства и кадровой службы.

Динамика, анализ и состав, распределение по уровню образования численности персонала компании «Ростелеком-Урал» представлены в таблицах 1, 2, 3.

Таблица 1 – Динамика численности персонала компании «Ростелеком-Урал»

Категория

2010

2011

2012

Рабочие, чел.

351

390

516

Всего, производственно-промышленный персонал, чел.

489

564

720

Непромышленный персонал, чел.

81

117

180

Совместители, чел.

6

12

15

Несписочный персонал, чел.

27

42

90

Всего, среднесписочная численность персонала, чел.

603

735

1005


 

Наблюдается устойчивый рост по всем категориям персонала. В условиях всемирного финансового кризиса такая динамика численности не является отрицательным  фактором производственно-хозяйственной деятельности данного предприятия. Напротив, руководство компании «Ростелеком-Урал» неуклонно придерживается долгосрочной стратегии развития предприятия, которая направлена на расширение номенклатуры оказываемых услуг, увеличение их объёмов и размеров чистой прибыли.

 

 

 

Таблица 2 – Анализ численности и состава персонала по подразделениям за 2011 – 2012 гг.

Категории

Период

План к базису

Факт к базису

Факт по плану

2011 базис

2012 план

2012 факт

чел.

%

чел.

%

чел.

%

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Сектор сбыта

Всего

33

36

36

3

109

3

109

-

-

ППП в т. ч.

18

18

18

-

-

-

-

-

-

рабочие

3

3

3

-

-

-

-

-

-

Непромыш. персонал

12

12

12

-

-

-

-

-

-

Неспис. состав

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Совместители

3

6

6

3

200

3

200

-

-

Производственный сектор

Всего

603

867

837

264

144

234

139

-30

96

ППП в т. ч.

501

702

639

201

140

138

128

-63

91

рабочие

366

513

489

147

140

123

134

-24

95

Непромыш. персонал

60

81

108

21

135

48

180

27

133

Неспис. состав

33

75

81

42

227

48

245

6

108

Совместители

9

9

9

-

-

-

-

-

-

Технический сектор

Всего

99

126

132

27

127

33

133

6

105

ППП в т. ч.

45

60

63

15

133

18

140

3

105

рабочие

21

24

24

3

114

3

114

-

-

Непромыш. персонал

45

60

60

15

133

15

133

-

-

Неспис. состав

9

6

9

-3

67

-

-

3

150

Совместители

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Итого по предприятию

Всего

735

1029

1005

294

140

270

137

-24

98

ППП в т. ч.

564

780

720

216

138

156

128

-60

92

рабочие

390

540

516

150

138

126

132

-24

96

Непромыш. персонал

117

153

180

36

131

63

154

27

118

Неспис. состав

42

81

90

39

193

48

214

9

111

Совместители

12

15

15

3

125

3

125

-

-

Информация о работе Диагностика и эффективность системы управления персоналом