Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 22:25, отчет по практике
Как известно, практика является важнейшей частью подготовки высококвалифицированных специалистов и имеет своей задачей практическое закрепление теоретических знаний, полученных во время обучения, приобретение более глубоких практических навыков по специальности и профилю будущей работы, систематизацию и обобщение материалов.
Введение…………………………………………………………………….……3
1.Общая характеристика банка…………………………………………..………5
2. Структура коммерческого банка. Основы взаимоотношения банка с клиентами………………………………………………………………………….8
3. Изучение депозитных операции банка………………………………………11
4. Особенности работы кредитного управления………………………………14
5. Пассивные операции коммерческого банка…………………………………17
6. Активные операции коммерческого банка………………………………….20
7. Валютные операции банка……………………………………………………23
8. Экономические нормативы деятельности банка и работа банка по обеспечению ликвидности………………………………………………………27
9. Практика в операционном отделе……………………………………………31
10. Практика во внутрибанковской бухгалтерии……………………………...35
11. Кассовое обслуживание клиентов………………………………………….37
12. Анализ доходов и расходов банка. Прибыль и ее распределение……….39
13. Особенности налогооблажения коммерческого банка……………………46
14. Изучение инвестиционных и трастовых операции………………………..49
Заключение……………………………………………………………………….51
Список литературы………………………………………………………………52
- покупка и продажа наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;
- инкассо иностранной валюты и платежных документов в валюте;
- осуществлять выпуск и обслуживание пластиковых карт клиентов банка;
- производить покупку (оплату) дорожных чеков иностранных банков;
- оплата денежных аккредитивов и выставление аналогичных аккредитивов.
Неторговые операции, в разрезе отдельных видов, получили широкое распространение для предоставления клиентам более широкого спектра банковских услуг, что играет немаловажную роль в конкурентной борьбе коммерческих банков за привлечение клиентуры. Без операций, а именно осуществления переводов за границу, оплаты и выставление аккредитивов, покупки дорожных чеков, практически невозможна повседневная работа с клиентами.
3. Установление корреспондентских отношений с иностранными банками.
Эта операция является необходимым условием проведения банком международных расчетов. Принятие решения об установлении корреспондентских отношений с тем или иным зарубежным банком должно быть основано на реальной потребности в обслуживании регулярных экспортно-импортных операций клиентуры. Для осуществления международных расчетов Банк открывает в иностранных банках и у себя корреспондентские счета «Ностро»- это текущий счет, открытый на имя коммерческого банка у банка-корреспондента, и счета «Лоро» - это текущий счет, открытый в коммерческом банке на имя банка-корреспондента.
4. Конверсионные операции.
Конверсионные операции представляют собой сделки покупки и продажи наличной и безналичной иностранной валюты против наличных и безналичных рублей РФ.
Клиент заполняет экземпляр «Поручение на продажу иностранной валюты за валюту Российской Федерации». На основе нее делается 2 копии. Затем все они передаются на валютный контроль через операционный отдел, где регистрируются в специальном журнале. В нем указывается название документа, клиент, сумма и время передачи на валютный контроль. Затем оригинал направляется контроллеру, который проверяет правильность заполнения документа, а он, в свою очередь, передает в отдел расчетов. Первый экземпляр копии отправляется в реестр для формирования выписки клиенту. Третья копия идет в отдел международных расчетов и валютного контроля и отражается в журнале регистрации переданных документов.
Оформление документа - «Поручение на продажу иностранной валюты за валюту Российской Федерации» имеет свою особенность. В верхнем левом углу заполняется наименование клиента. Затем клиент выбирает срок расчета: со сроком «сегодня»; сроком «завтра»; и вид операции: на фиксированных условиях («сегодня»/«завтра»).
Далее указывается сумма валюты РФ цифрами и прописью и номер банковского счета клиента.
Продажа со сроком «сегодня» или сроком «завтра» осуществляется по курсу Банка России, либо по собственному курсу Банка. При этом происходит депонирование денежных средств на счете клиента, но только по курсу Банка России с расчетной ставкой вознаграждения Банка. Обязательная продажа на фиксированных условиях означает, что денежные средства будут списаны или со сроком «сегодня» или сроком «завтра» по специальному курсу, разработанному отделом финансовых операций. В конце документа проставляются подписи клиента и главного бухгалтера, ставится печать. Со стороны Банка ставится штамп с его реквизитами (наименование банка, его БИК, дата составления документа и ФИО исполняющего работника) и подпись операционного работника.
Поручение на покупку иностранной валюты за валюту РФ имеет очень схожее заполнение, но есть и отличия: указывается код валютной операции для покупки иностранной валюты за валюту РФ: 01030 - покупка иностранной валюты; место, где просят указать документ, являющийся основанием для проведения операции, не заполняется.
8.Экономические нормативы деятельности банка и работа банка по обеспечению ликвидности
Под ликвидностью коммерческого банка понимается его способность выполнять свои обязательства перед клиентами по проведению платежей. Основными элементами политики банка по управлению ликвидностью являются:
- анализ состояния мгновенной,
текущей и долгосрочной
- составление краткосрочного
и среднесрочного прогнозов
- проведение анализа
- систематическое определение потребности банка в ликвидных средствах;
- определение избытка/дефицита
ликвидности и предельно
Оценка ликвидности банка является одной из наиболее сложных задач, позволяющая получить ответ на самый важный вопрос, возникающий практически у всех групп пользователей финансового анализа (кредиторы банка, внутренний контроль, подразделения, анализирующие банки-контрагенты, рейтинговые агентства, банковский надзор), способен ли банк отвечать по своим обязательствам.
Одна из проблем анализа ликвидности - возможность значительных погрешностей при оценке сбалансированности операций по балансу. Косвенным инструментом, позволяющим оценивать соответствие активов и пассивов по срокам, является оценка оборачиваемости тех или иных активов и пассивов, распределенных в балансе по срокам привлечения и размещения. Например, по счету выданных кредитов на срок до 30 дней должны быть обороты за месяц в размере не меньшем, чем остатки по данной статье баланса. Таким образом, весь комплекс приемов позволяет в подавляющем большинстве случаев минимизировать погрешность расчетов.
Банк России контролирует ликвидность коммерческих банков путем контроля за соблюдением обязательных нормативов (Н2, НЗ, Н4).
Анализ ликвидности проводится на основе оборотной ведомости банка по счетам второго порядка (форма 101), однако при наличии дополнительной информации она также должна быть использована (например, показатели сбалансированности операций по срокам).
Следует рассмотреть факторы, способные в краткосрочной перспективе повлиять на платежный баланс банка: показатели текущей платежеспособности банка; оценку сбалансированности операций по срокам (прежде всего на срок до 1 и до 6 мес); наличие свободных средств в балансе банка (чистая ликвидная позиция); наличие заимствований в Банке России. Следует также обратить внимание на соблюдение нормативов ликвидности и достаточности капитала и динамику валюты баланса банка.
Для анализа ликвидности баланса коммерческого банка можно использовать систему показателей, которые в комплексе позволяют оценить состояние ликвидности банка как в данный момент времени, так и на среднесрочную перспективу.
1. Коэффициент чистой ликвидной позиции. Позволяет оценить в какой степени банк может привлекать займы на межбанковском рынке для покрытия дефицита ликвидности. Если К1<1, то это свидетельствует о том, что банк покрывает дефицит ликвидности за счет кредитов на межбанковском рынке.
В нашем случае, К1 2009=0,76, К1 2010=1,38. Можно сделать вывод, что в 2009 году у банка были проблемы, так как он систематически использовал межбанковские кредиты для покрытия дефицита ликвидности. В 2010 году банк улучшил свое положение, об этом свидетельствует коэффициент, который больше 1.
2. Коэффициент текущей сбалансированности активов и пассивов банка.
С помощью коэффициента текущей сбалансированности можно оценить возможность возникновения проблем с проведением платежей.
Если показатель стабильно превышает 1,0, то вероятность возникновения дефицита ликвидности практически минимальна. Вызывающим определенные опасения фактором будет только высокая доля в активах кредитов со сроком погашения до 30 дней. Если значение показателя стабильно ниже 0,6--0,7 и имеет тенденцию к снижению, это признак возможного возникновения дефицита ликвидности. В нашем случае К2 2009 =1,22; К2 2010 =1,35. Это говорит о том, что в 2009 и 2010 гг. риск возникновения дефицита был минимален.
3. Коэффициент среднесрочной сбалансированности.
К3 позволяет оценить возможность
возникновения проблем
Если К3 > 0,7--0,8, банк в состоянии решить возможные проблемы проведения платежей даже за счет мобилизации внутренних источников.
В нашем примере К3 2009=0,89, К3 2010=1,03.
Рассмотрение каждого из коэффициентов (К1 - К3) позволяет определить период, в котором возможно появление дефицита ликвидности, а по величине коэффициентов можно судить о глубине проблемы.
Согласно инструкции 110-И «Об обязательных нормативах банков» Банк России в целях контроля за состоянием ликвидности банка установил нормативы ликвидности, которые ограничивают риск потери банком ликвидности и определяется как отношение между активами и пассивами с учетом сроков, типов и других факторов.
1. Норматив мгновенной
ликвидности (Н2) - регулирует риск
потери банком ликвидности в
течение 1 операционного дня и
определяет минимальное
2. Норматив текущей ликвидности
(Н3) - ограничивает риск потери
банком ликвидности в течении
ближайших к дате расчета
3. Норматив долгосрочной
ликвидности (Н4) - ограничивает риск
потери банком ликвидности в
результате размещения средств
в долгосрочные активы и
Банки ежемесячно по состоянию на 1 число каждого месяца представляют в территориальные учреждения Банка России сведения о расчетах обязательных нормативов и их значениях по форме отчетности «Информация об обязательных нормативах».
Таблица 1. Значение обязательных нормативов ликвидности Россельхозбанка на 1 января 2010-2011 гг.
Нормативы |
01.01.2010 |
01.01.2011 |
Изменение |
Н2 |
169,57 |
87,17 |
-8,24 |
Н3 |
96,1 |
76,47 |
-19,63 |
Н4 |
85,22 |
87,85 |
2,63 |
Анализируя таблицу можно
сказать, что в целом по состоянию
на 01.01.2011 год все обязательные нормативы
ликвидности выполняются в
9. Практика в операционном отделе и в бухгалтерии
Операционный отдел - является структурным подразделением филиала. В своей деятельности Отдел руководствуется: действующим законодательством Российской Федерации, Уставом Банка, нормативными актами и распорядительными документами Филиала и настоящим положением. Отдел возглавляет начальник отдела, который назначается и освобождается от занимаемой должности приказом Управляющего Филиалом. Штатная численность работников Отдела устанавливается, исходя из штатного расписания Филиала.
Основной целью Отдела является максимизация качества обслуживания клиентов - юридических и физических лиц по операциям Отдела. А среди основных задач можно выделить:
1. Организация работы по расчетно-кассовому обслуживанию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц в рублях и иностранной валюте, включая ведение бухгалтерского учета в соответствии с нормативными актами Банка и Банка России.
2. Продажа клиентам банковских продуктов, в рамках компетенции отдела, включая привлечение денежных средств.
3. Построение эффективных процессов операционного обслуживания клиентов, повышение его качества, расширение предоставляемых услуг в целях удовлетворения потребностей клиентов и увеличения доходности банковских операций.
4. Осуществление методологической поддержки структурных подразделений в области осуществления мероприятий по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.
Рассматривая основные функции отдела в части обслуживания юридических лиц необходимо отметить, что операционные работники осуществляют открытие, закрытие, переоформление и ведение расчетных, текущих и других счетов юридических и физических лиц в рублях и иностранной валюте. Работник также оповещает клиентов о сроках обязательной продажи юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями части экспортной валютной выручки в соответствии с требованиями Банка России. В его обязанности также входят проведение операций по приему заявок от клиентов на проведение конверсионных операций, в том числе свободная и обязательная продажа иностранной валюты, осуществление контроля за правильностью оформления поручений.