Формирование и распределение прибыли предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 00:12, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение прибыли предприятия, ее формирования, планирования и использования.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- определить сущность и роль прибыли в деятельности предприятия;
- изучить виды прибыли и механизм её формирования;
- рассмотреть факторы, влияющие на формирование прибыли предприятия;
- рассмотреть методы планирования прибыли;
- определить сущность и особенности механизма распределения и использования прибыли;
- проанализировать распределение и использование прибыли на примере предприятия и пути ее совершенствования

Содержание работы

Введение 3
1. Экономическое содержание прибыли и ее роль в рыночной экономике 5
1.1. Сущность прибыли, функции и роль в рыночной экономике 5
1.2. Виды прибыли и порядок её формирования 9
2. Планирование прибыли предприятия 18
2.1. Факторы, влияющие на прибыль 18
2.2. Методы планирования прибыли предприятия 24
3. Распределение и использование прибыли в организации 33
3.1. Сущность и особенности механизма распределения и использования прибыли 33
3.2. Анализ распределения и использования прибыли на примере ОАО «Альянс» 39
Заключение 47
Список использованных источников 50

Файлы: 1 файл

курсовая по формированию и распределении прибыли.doc

— 366.00 Кб (Скачать файл)

В бухгалтерском балансе финансовый результат отчетного периода отражается как нераспределенная прибыль (непокрытый убыток). Показатель нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) отчетного года, представляющий остаток от вычитания суммы распределенной прибыли из чистой прибыли, показывает величину важнейшего внутреннего источника финансирования деятельности организации и зависит от дивидендной политики.

Сумма нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) отчетного года и прошлых лет характеризует способность менеджмента организации увеличивать собственность акционеров (пайщиков, участников) и представляет собой показатель результативности деятельности и эффективности дивидендной политики, существенный элемент капитала организации10.

Таким образом, прибыль (убыток) является сложным комплексным показателем, величина которого непременно учитывается в процессе обоснования и принятия управленческих решений всеми участниками рынка: сторонними лицами (инвесторами, кредиторами, поставщиками и покупателями и пр.) и внутренними субъектами (менеджментом, владельцами крупных пакетов акций, долей и пр.). В этой связи чрезвычайно важно не ошибиться при интерпретации множества различных показателей прибыли (убытка).

Помимо показателей финансовых результатов, отраженных в отчетности, выделяют также бухгалтерскую и налогооблагаемую прибыль.

Бухгалтерская прибыль (убыток) представляет собой прибыль (убыток), полученную в соответствии с нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. В качестве так называемой бухгалтерской прибыли (убытка) выступает отражаемая в отчете о прибылях и убытках прибыль (убыток) до налогообложения.

Под налогооблагаемой прибылью понимают прибыль, сформированную в бухгалтерском учете в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. Величина налогооблагаемой прибыли отражается в налоговой декларации по налогу на прибыль. Бухгалтерская и налогооблагаемая прибыль различаются в связи с несовпадением подходов к признанию доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете11.

Поддержание необходимого уровня прибыльности - объективная закономерность нормального функционирования организации в рыночной экономике. Систематический недостаток прибыли и ее неудовлетворительная динамика свидетельствуют о неэффективности и рискованности бизнеса - одной из главных внутренних причин банкротства.

Главная цель управления прибылью - максимизация благосостояния собственников в текущем и перспективном периоде. Это означает:

- получение максимальной прибыли, соответствующей используемым ресурсам организации и рыночной конъюнктуре ее функционирования;

- оптимизация  пропорциональности  между  уровнем  формируемой прибыли и допустимым уровнем риска;

- повышение   качественного   состава   факторов   формирования  прибыли;

- получение необходимого уровня  дохода на инвестированный 
капитал собственниками компании;

- формирование достаточного объема  инвестиций за счет прибыли в соответствии с задачами развития бизнеса;

- увеличение роста рыночной  стоимости организации;

- разработка программ участия  персонала в распределении прибыли12.

Прибыль формируется в процессе хозяйственной деятельности организации, это находит отражение в бухгалтерском учете и отчетности. Порядок формирования прибыли организации представлен на рис. 2.113.

 

 


– 



 –



±





±



 

 

Рисунок 2.1 - Схема формирования прибыли

 

На предприятии прибыль образуется в результате реализации продукции. Ее величина определяется разницей между доходом, полученным от реализации продукции, и издержками на ее производство и реализацию. Общая масса получаемой прибыли зависит, с одной стороны, от объема продаж и уровня цен, устанавливаемых на продукцию, а с другой - от того, насколько уровень издержек производства соответствует общественно-необходимым затратам.

Вместе с тем, прибыль на предприятии зависит не только от реализации продукции, но и от других видов деятельности, которые ее либо увеличивают, либо уменьшают. Поэтому в теории и на практике выделяют так называемую «балансовую прибыль» (суммарная величина всех прибылей). Ее название говорит само за себя. Она состоит из прибыли от реализации продукции (выручка от реализации продукции без косвенных налогов минус затраты на производство и реализацию продукции) плюс внереализационные доходы (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и т. п.) минус внереализационные расходы (затраты на производство, не давшее продукции, на содержание законсервированных производственных мощностей, убытки от списания долгов и т. д.).

Кроме того, выделяется валовая прибыль, которая представляет собой балансовую прибыль за минусом или плюсом финансового результата от операций с основными фондами, нематериальными активами и иным имуществом.

Таким образом, балансовая прибыль (Пб) может быть определена по формуле:

Пб = + Пр + Пи + Пв. о.,                                             (1)

где   Пр - прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг,

Пи - прибыль (убыток) от реализации имущества предприятия,

Пв. о. - доходы (убытки) от внереализационных операций.

Как правило, основной элемент балансовой прибыли составляет прибыль от реализации продукции, выполнения работ или оказания услуг14.

В результате хозяйственной деятельности на предприятии, как это принято называть в теории и на практике, остается так называемая чистая прибыль. По своей величине она представляет налогооблагаемую прибыль за минусом налога на прибыль. Надо отметить, что понятие чистой прибыли в России не соответствует понятию чистой прибыли по международным стандартам, российская чистая прибыль, по сути, не является чистой, а включает в себя значительные расходы (фонды потребления, социальной сферы и т.д.), что недопустимо по западным стандартам.

Из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (чистой прибыли) в соответствии с законодательством и учредительными документами предприятие может создавать фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд и другие специальные фонды и резервы.

Основным показателем прибыли, используемой для оценки производственно-хозяйственной деятельности, выступает: балансовая прибыль, прибыль от реализации выпускаемой продукции, валовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия или чистая прибыль15.

В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеется два основных источника получения прибыли.

Первый - это монопольное положение предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальность продукта. Поддержания этого источника на относительно высоком уровне предполагает проведение постоянной новации продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольную политику государства и растущую конкуренцию со стороны других предприятий.

Второй источник связан с производственной и предпринимательской деятельностью, поэтому касается практически всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения постоянно адаптировать под нее развитие производства. Здесь, по сути, все сводится к маркетингу. Величина прибыли в данном случае зависит: во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом); во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание и т. д.); в-третьих, от объемов производства (чем больше объем продаж, тем больше масса прибыли); в-четвертых, от ассортимента продукции и снижения издержек производства16.

В современных условиях повышается значение прибыли как объекта распределения, созданного в сфере материального производства чистого дохода между предприятиями и государством, различными отраслями народного хозяйства и предприятиями одной отрасли, между сферой материального производства и непроизводственной сферой, между предприятиями и его работниками.

Работа предприятия в условиях рыночной экономики связана с повышением стимулирующей роли прибыли. Использование прибыли в качестве основного оценочного показателя способствует росту объема производства  и  реализации продукции,  повышению его качества,  улучшению использования имеющихся производственных ресурсов. Усиление роли прибыли обусловлено также действующей системой ее распределения, в соответствии с которой повышается заинтересованность предприятий в увеличении не только общей суммы прибыли, но и особенно той ее части, которая остается в распоряжении предприятии и используется в качестве главного источника средств, направляемых на производственное и социальное развитие, а также на материальное поощрение работников в соответствии с качеством затраченного труда.

Таким образом, прибыль играет решающую роль в стимулировании дальнейшего повышения эффективности производства, усиления материальной заинтересованности работников в достижении высоких результатов деятельности своего предприятия. Дальнейшее усиление распределительной и стимулирующей роли прибыли связано с совершенствованием механизма ее распределения17.

Однако прибыль не может рассматриваться в качестве единственного и универсального показателя эффективности производства.

Если темпы роста стоимостных показателей превышают темпы роста производства конкретных видов продукции в натуральном выражении, имеет место снижение эффективности использования производственных ресурсов в расчете на единицу его полезного эффекта. Это находит выражение и в повышении материалоемкости, трудоемкости, зарплатоемкости, фондоемкости и, в конечном счете, себестоимости единицы конкретных видов продукции в натуральных измерениях. В величине и темпах роста прибыли недостаточно полно отражается изменение объема и эффективности использования основных фондов и оборотных средств.

Таким образом, прибыль играет решающую роль в стимулировании дальнейшего повышения эффективности производства, усиления материальной заинтересованности работников в достижении высоких результатов деятельности своего предприятия. Дальнейшее усиление распределительной и стимулирующей роли прибыли связано с совершенствованием механизма ее распределения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Планирование прибыли предприятия

 

2.1. Факторы, влияющие  на прибыль

 

Чтобы управлять прибылью, необходимо раскрыть механизм ее формирования, определить влияние и долю каждого фактора ее роста или снижения.

Важным фактором роста прибыли, зависящими от деятельности организации (их называют внутренние), являются рост объема производимой продукции в соответствии с договорными условиями, снижение ее себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использование производственных фондов, ростов производительности труда, компетентность руководства.

Эти факторы можно условно подразделить на три группы: производственные, коммерческие, финансовые.

Производственные факторы связаны с объемом производства, его ритмичностью, материальной, научно-технической и организационно-технической оснащенностью, соответственно - качественными параметрами продукции, ее ассортиментом и структурой и т.д.18

Коммерческие факторы как бы подводят к финансовым факторам и охватывают в широком смысле понятие маркетинга: заключение хозяйственных договоров на основе самого пристального изучения действующей и перспективной конъюнктуры рынка, ценовое регулирование сбыта, его направление и организационно - экономическое обеспечение.

Надежность прогноза коммерческих факторов опирается, с одной стороны, на страхование рисков (в основном рисков утраты имущества, срыва поставок, отдаления или отказа от платежа), с другой - на привлечение солидных, платежеспособных клиентов (заказчиков, покупателей), что, в свою очередь, требует известных внепроизводственных затрат (представительских, на рекламу).

Финансовые факторы, охватывающие и выручку от реализации продукции и услуг, и предпринимательский доход от всех видов деятельности, включают соответственно: формы расчетов предусматриваемые контрактом или определяемые оперативно; ценовое регулирование в том числе уценку в случае замедления реализации; привлечение кредита банка либо средств из централизованных резервов; применение штрафных санкций; изучение и взыскание дебиторской задолженности, а также обеспечение ликвидности других активов; стимулирование и привлечение денежных ресурсов на финансовых ресурсах, - доходов от ценных бумаг, вкладов, депозитов, аренды и финансовых вложений. Здесь немаловажен принцип «время - деньги»: чем быстрее и полнее поступление доходов, тем эффективнее вся деятельность. Поэтому не следует пренебрегать дифференцированной в зависимости от сроков реализации и прогноза насыщения рынка уценкой, в том числе сезонной, периодической или разовой временное падение доходов окупится высвобождением средств за счет ускорения их оборота, предпочтительной отгрузкой своей продукции наиболее надежным и быстрым плательщикам и другим мерам воздействия.

Информация о работе Формирование и распределение прибыли предприятия