Формирование и распределение прибыли предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 00:12, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение прибыли предприятия, ее формирования, планирования и использования.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- определить сущность и роль прибыли в деятельности предприятия;
- изучить виды прибыли и механизм её формирования;
- рассмотреть факторы, влияющие на формирование прибыли предприятия;
- рассмотреть методы планирования прибыли;
- определить сущность и особенности механизма распределения и использования прибыли;
- проанализировать распределение и использование прибыли на примере предприятия и пути ее совершенствования

Содержание работы

Введение 3
1. Экономическое содержание прибыли и ее роль в рыночной экономике 5
1.1. Сущность прибыли, функции и роль в рыночной экономике 5
1.2. Виды прибыли и порядок её формирования 9
2. Планирование прибыли предприятия 18
2.1. Факторы, влияющие на прибыль 18
2.2. Методы планирования прибыли предприятия 24
3. Распределение и использование прибыли в организации 33
3.1. Сущность и особенности механизма распределения и использования прибыли 33
3.2. Анализ распределения и использования прибыли на примере ОАО «Альянс» 39
Заключение 47
Список использованных источников 50

Файлы: 1 файл

курсовая по формированию и распределении прибыли.doc

— 366.00 Кб (Скачать файл)

Сложность данного метода заключается в разработке соответствующих нормативов, их обосновании и количественном исчислении.

5. Метод экстраполяции.

Планирование прибыли по методу экстраполяции предполагает анализ динамики размера прибыли за ряд лет, выявление основной тенденции ее развития, прогнозирование прибыли на плановый период путем экстраполяции ряда динамики показателей прибыли на будущее.

Этот метод планирования прибыли можно использовать на стадии технико-экономического обоснования проекта, а также при планировании прибыли на краткосрочный период.

6. Факторный метод планирования  прибыли.

При этом методе делаются приближенные расчеты по упрощенной методике: достигнутая прибыль плюс (минус) предполагаемые изменения. Перспективным является применение программированного факторного метода планирования.

Принципиальные установки этого метода следующие30:

  • прогнозный анализ финансовых результатов;
  • применение достаточно гибких показателей с определенной степенью отклонения от избранного значения;
  • полный учет инфляционных изменений;
  • использование базовых показателей за предшествующий период;
  • определение наиболее значимых факторов, влияющих на планируемые показатели;
  • выбор оптимального значения показателя из ряда вариантов, в результате чего прибыль получает значение целевых показателей, на основе которых разворачивается планирование31.

Факторный метод планирования включает этапы:

  • определение базовых показателей отчетного периода (валовая прибыль, прибыль от продаж, операционные доходы и расходы, внереализационные доходы и расходы, себестоимость проданных товаров, выручка от продажи товаров, структура себестоимости по элементам затрат);
  • постановка задач хозяйственной деятельности (рост объема производства, снижение себестоимости, увеличение доходов и т.д.);
  • определение индексов инфляции, которые рассматриваются на базе собственных аналитических наблюдений, прогнозных экспертных оценок специалистов, прогнозов публикуемых в печати и т.д. Рекомендуется применять следующие индексы инфляции: роста цен на выпускаемую продукцию, роста цен на потребляемые материальные ресурсы, роста расходов на оплату труда и отчислений на социальные нужды, изменения амортизационных отчислений, в связи с переоценкой основных фондов, роста прочих затрат;
  • расчет плановой прибыли, исходя из поставленных задач.

7. Планирование прибыли на основе  анализа лимита рентабельности.

По абсолютной сумме прибыли не всегда можно судить об уровне доходности предприятия. Для характеристики эффективности работы предприятия используют относительный показатель - уровень рентабельности. Уровень рентабельности используют при планировании размера плановой прибыли. Анализ лимита рентабельности позволяет оценить взаимосвязь плановой прибыли и эластичности предприятия по отношению к колебаниям величины расходов при обороте капитала.

Расчеты производятся по следующим формулам:

Минимальный оборот = 1 – процент постоянных расходов / 100, или

Минимальный оборот = 1 – переменные расходы / плановый оборот капитала.

Важнейшее значение имеет резерв, существующий между минимальным оборотом необходимым для покрытия расходов, и запланированным оборотом. Именно эта разность характеризует степень свободы предприятия в планировании оборота капитала.

8. Планирование прибыли на основе  прогноза рентабельности32.

При этом методе делается расчет прогнозного уровня рентабельности капитала предприятия на основе планового размера прибыли. Прогнозный уровень рентабельности позволяет делать вывод о том, насколько будет доходной деятельность предприятия в плановом периоде при запланированном размере прибыли. При этом рассматривается ряд вариантов расчета и выбирается оптимальный.

При использовании этого метода делаются следующие расчеты:

Оборотные средства + Капитальные вложения = Вложенный капитал;

Коэффициент оборачиваемости капитала = ;

Коэффициент прибыли = ;

Коэффициент рентабельности = ;

Рентабельность капитала = * * 100%.

9. Планирование прибыли на основе  анализа перекрытия ликвидности  предприятия.

Этот метод позволяет определить зону плановой прибыли. Он основан на соотношении денежных расходов предприятия в составе издержек и расходов не являющихся денежными (амортизацией). С помощью этого метода определяется минимальная величина оборота капитала, необходимая для сохранения ликвидности предприятия.

Методика расчета минимального оборота капитала (точки ликвидности) отражена на рис. 2.2.

Рисунок 2.2 - Определение точки ликвидности

 

Расчет минимального оборота капитала и позволяет определить зону плановой прибыли предприятия.

При планировании прибыли предприятию необходимо выбрать такой метод планирования, который позволил бы наиболее точно с наименьшими затратами рассчитать плановый объем прибыли, реально достижимый в плановом периоде33.

При планировании прибыли целесообразно разрабатывать различные мероприятия, направления увеличения прибыли (резервы):

1. При росте затрат на производство  продукции и снижения объемов ее выпуска прибыль растет вследствие постоянно повышающихся цен, если связана с повышением спроса на продукцию. Основной путь увеличения прибыли от продаж продукции состоит в снижении себестоимости затрат.

2. Прибыль может быть получена от реализации нематериальных активов, имеющих спрос на рынке. Их продажная цена определяется способностью приносить доход.

3. Путями снижения затрат является  экономия всех видов ресурсов, потребляемых в производстве: трудовых и материальных. Актуальной становится  задача снижения трудоемкости выпускаемой продукции, роста производительности труда, сокращения численности административно-обслуживающего персонала.

4. Прибыль может возрасти в  результат увеличения производства  продукции, повышения удельного веса изделий с более высокой рентабельностью, снижения себестоимости продукции, роста оптовых цен, при повышении качества выпускаемой продукции.

5. При изменении структуры ассортимента  в направлении повышения удельного  веса изделий с более высокой  рентабельного обеспечивается дополнительный прирост прибыли34.

Поэтому планирование прибыли на предприятии является не механическим установлением ее размера, а сложным процессом, объединяющим обоснованное исчисление размера прибыли с учетом всех факторов и выявленных резервов. От правильного планирования прибыли зависит размер платежей в бюджет и сумма средств, оставляемых в распоряжении самого предприятия. На эффективную деятельность организации также оказывают влияние распределительные процессы. В этом свете система распределения прибыли должна соответствовать экономическим интересам организации, каждого его работника и государства в целом. Это непременное требование рыночных условий.

 

 

3. Распределение и использование прибыли в организации

 

3.1. Сущность и особенности механизма распределения и использования прибыли 

 

Наряду с исследованием механизма формирования прибыли большое значение имеет процесс ее распределения.

Распределение и использование прибыли является важным хозяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей организации, так и формирование доходов бюджетов РФ. Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых.

Поскольку объектом распределения является прибыль организации до налогообложения, то под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования в организации. Соответственно, прибыль, остающаяся в распоряжении организации, подразделяется на две части, одна из которых увеличивает ее имущество и участвует в процессе накопления, а другая - предназначается для потребления35.

Остаток прибыли, не использованной на увеличение имущества, в последующем может быть направлен для покрытия возможных убытков либо финансирования возникших затрат.

Распределение той части прибыли, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей регулируется законодательно, а определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении организации, структуры статей ее использования находится в компетенции организации.

Среди налогов, сборов и других обязательных платежей, уплачиваемых за счет прибыли до налогообложения, основное место принадлежит налогу на прибыль, далее - налог на имущество организаций.

Остаток нераспределенной прибыли до ее распределения может использоваться в обороте организации для финансирования плановых мероприятий, а также направлен на выпуск дополнительных акций. Эти мероприятия могут иметь производственный характер в случае направления денежных средств на развитие и расширение производства, модернизацию используемого оборудования и непроизводственный характер - при использовании денежных средств на мероприятия социального характера и материальную поддержку работников организации, и другие цели, не связанные с производством продукции либо долгосрочными или финансовыми вложениями организации36.

Распределение и использование прибыли - это сложный процесс, обеспечивающий как покрытие потребностей предпринимателей, так и формирование доходов государства. Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования.

Экономическую основу функционирования этого механизма составляют следующие элементы: форма собственности, которая определяет способы присвоения полученных благ; организационно-правовая форма предприятия, которая определяет способы распределения прибылей и убытков; степень вмешательства государства (регулирование пропорций распределения через налоги, таможню и др.); необходимость повышения эффективности производства.

Принципы распределения прибыли можно сформулировать следующим образом:

  • прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом;
  • прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налога, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно;
  • величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшения результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;

- прибыль остающаяся в распоряжении  предприятия, в первую очередь  направляется на накопление, обеспечивающее  его дальнейшее развитие, и только  в остальной части на потребление37.

 Прибыль, остающаяся после налогов  и отчислений, используется предприятием самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности. Никакие органы, в том числе государство, не имеют права вмешиваться в процесс использования чистой прибыли предприятия. Рыночные условия хозяйствования определяют приоритетные направления собственной прибыли. Развитие конкуренции вызывает необходимость расширения производства, его совершенствования, удовлетворения материальных и социальных потребностей трудовых коллективов.

Итак, чистый доход предприятия после уплаты налогов и отчислений (предпринимательский доход) используется для формирования:

- фонда развития (фонда накопления), что соответствует приросту основных оборотных фондов предприятия (прирост капитала);

- фонда потребления (для повышения  материальной заинтересованности  работников предприятия в повышении  эффективности и рентабельности  предприятия);

- резервного фонда, предназначенного  для финансирования непредвиденных затрат, связанных с риском хозяйственной деятельности, других фондов, если они предусмотрены учредительными документами, законами, требованиями практики38.

 Наличие чистой прибыли, создающей  стимулирующие условия хозяйственного развития предприятий и организаций при переходе к рынку, является важным фактором дальнейшего укрепления и расширения их коммерческой деятельности. Поэтому важным является и умение правильно спланировать распределение прибыли.

Планирование распределения прибыли осуществляется в два этапа. На первом определяется потребность в прибыли по следующим направлениям ее использования:

Информация о работе Формирование и распределение прибыли предприятия