Формирование и распределение прибыли предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 00:12, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение прибыли предприятия, ее формирования, планирования и использования.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- определить сущность и роль прибыли в деятельности предприятия;
- изучить виды прибыли и механизм её формирования;
- рассмотреть факторы, влияющие на формирование прибыли предприятия;
- рассмотреть методы планирования прибыли;
- определить сущность и особенности механизма распределения и использования прибыли;
- проанализировать распределение и использование прибыли на примере предприятия и пути ее совершенствования

Содержание работы

Введение 3
1. Экономическое содержание прибыли и ее роль в рыночной экономике 5
1.1. Сущность прибыли, функции и роль в рыночной экономике 5
1.2. Виды прибыли и порядок её формирования 9
2. Планирование прибыли предприятия 18
2.1. Факторы, влияющие на прибыль 18
2.2. Методы планирования прибыли предприятия 24
3. Распределение и использование прибыли в организации 33
3.1. Сущность и особенности механизма распределения и использования прибыли 33
3.2. Анализ распределения и использования прибыли на примере ОАО «Альянс» 39
Заключение 47
Список использованных источников 50

Файлы: 1 файл

курсовая по формированию и распределении прибыли.doc

— 366.00 Кб (Скачать файл)

К факторам, не зависящим от деятельности организации (внешние), относятся изменение государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию, уровень налогов и тарифов, нормы амортизируемых отчислений, влияние природных, географических, транспортных, технических условий на производство и реализацию продукции, а также другие факторы (рис. 2.1)19. Однако они могут оказывать существенное влияние на прибыль.

Внутренние факторы подразделяются на производственные и внепроизводственные. Производственные факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов. В свою очередь, производственные факторы делятся на экстенсивные и интенсивные.


 

Рисунок 2.1 - Факторы, влияющие на величину прибыли

 

К экстенсивным относятся факторы, которые отражают объем производственных ресурсов, например, изменение численности работников, стоимости основных фондов, их использования о времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и другого), а также непроизводительное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов).

К интенсивным относятся факторы, отражающие эффективность использования ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрения прогрессивных технологий, ускорение оборачиваемости оборотных средств, снижение материалоемкости и трудоемкости продукции)20.

В процессе осуществления хозяйственной деятельности предприятия, связанной с производством, реализацией продукции и получением прибыли, эти факторы находятся в тесной зависимости взаимосвязи.

Производственные факторы воздействуют на прибыль через систему обобщающих показателей, которые отражают, с одной стороны, объем и эффективность использования авансированных средств, т.е. средств, полностью участвующих в создании продукции, а, с другой, - величину и эффективность использования их потребленной части, участвующих в формировании себестоимости.

Элементом авансированных средств, участвующих в процессе создания продукции, также является живой труд, характеризующийся системой показателей, основные из которых - наличие трудовых ресурсов и эффективность их использования.

Одни и те же элементы процесса производства, а именно средства труда, предметы труда и труд, рассматриваются, с одной стороны, как первичные факторы управления объема промышленной продукции, а с другой факторы, определяющие издержки производства. Величина и темпы роста прибыли зависят от тех же факторов производства, которые воздействуют на нее через систему показателей объема промышленной продукции и издержек производства. Необходимо отметить, что отдельные составляющие издержек производства (амортизация, материальные затраты или заработная плата) и виды авансированных средств (стоимость основных и оборотных средств, трудовые ресурсы) под влиянием одних и тех же факторов могут изменяться по-разному, иногда в противоположном направлении, и оказывать различное влияние на прибыль. Например, предприятие может добиться снижения затрат на производство продукции, при этом возможно увеличение прибыли. При нерациональном использовании основных и оборотных средств, например при наличии неиспользуемого оборудования, оно будет иметь излишние запасы товарно-материальных ценностей21.

Средства труда, предметы труда и трудовые ресурсы являются не только факторами формирования прибыли, но одновременно служат основой для определения для определения резервов ее повышения. Их рациональное и эффективное использование способствует увеличению выпуска продукции в натуральном выражении, повышению качества изделий. В результате уменьшается объем применяемых и расходуемых средств на производство единицы продукции, что находит отражение в снижение материалоемкости, фондоемкости, трудоемкости, себестоимости конкретных изделий, и наоборот, нерациональное использование ресурсов приводит к увеличению их объема на единицу вырабатываемой продукции. Это снижает показатели, характеризующие интенсивность развития и эффективность хозяйствования.

К внепроизводственным факторам относятся: организация реализации продукции, снабжение товарно-материальными ценностями, организация экономической и финансовой работы, природоохранная деятельность, социальные условия труда и быта работников предприятия.

Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость, поэтому для выявления конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.

Для того чтобы сознательно и целенаправленно принимать организационно-технические и хозяйственно-управленческие решения по наращиванию прибыли, необходимо, прежде всего, классифицировать факторы роста прибыли и параметры, количественная оценка которых позволяет оценить их влияние на этот процесс.

Все факторы можно разделить: внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные)22.

К внешним относится:

  • рыночно - конъюнктурные факторы (диверсификация деятельности организации, повышения конкурентоспособности в оказании услуг, организация эффективной рекламы новых видов продукции, уровень развития внешнеэкономических связей, изменение тарифов и цен на поставляемые продукцию и услуги в результате инфляции);
  • хозяйственно - правовые и административные факторы (налогообложение; правовые акты, постановления и положения, регламентирующие деятельность организации, государственное регулирование тарифов и цен)23.

Под внутренними факторами понимают:

  • материально-технические (использование прогрессивных и экономических предметов труда, применение производительного технологического оборудования, проведение модернизации и реконструкции материально-технической базы производства);
  • организационно-управленческие (освоение новых, более совершенных видов продукции и услуг, разработка стратегии и тактики деятельности и развития организации, информационное обеспечение процессов принятия решения);
  • экономические факторы (финансовое планирование деятельности организации, анализ и поиск внутренних резервов роста прибыли, экономическое стимулирование производства, налоговое планирование);
  • социальные факторы (повышение квалификации работников, улучшение условий труда, организация оздоровления и отдыха работников).

Объем реализации продукции зависит от товарного выпуска и остатков готовой продукции. Остатки готовой продукции могут быть двух видов: остатки на складе и товары отгруженные, но еще не оплаченные. Ликвидация сверхнормативных остатков готовой продукции, поступление оплаты за отгруженные товары являются резервом увеличения прибыли за счет объема реализации.

Увеличение прибыли в результате производственной деятельности дает возможность предприятию заработать средства на производственное и социальное развитие, материальное поощрение, причем это становится функцией самого предприятия. В то же время рост прибыли на предприятии означает и увеличение отчислений в государственный бюджет.

Многие предприятия проводят разработку и реализацию научно-технических нововведений и получают на них лицензии. В условиях развития рыночных отношений, а вместе с ними и конкуренции, предприятия предпочитают не заниматься их продажей. Однако отказ от предоставления лицензий на производство продукции другим предприятиям далеко не всегда является правильным шагом. Он лишает осуществивших нововведения предприятий крупных доходов от продажи лицензий. В условиях жесточайшей конкуренции производители могут проводить собственные исследования и разработки в таком объеме, какой им необходим для существенного улучшения свойств продукции, и сделать ее более конкурентоспособной. В результате объем реализации продукции предприятия-владельца лицензии может понизиться или повыситься в зависимости от спроса на продукцию и соответственно уменьшится или увеличится прибыль24.

Таким образом, важнейшим принципом выживания промышленных предприятий в условиях рынка является следующее: производить надо то, что можно продать, а не наоборот, продавать то, что производит предприятие. Коммерческий успех предприятия и, в конечном итоге, его жизнь зависят от возврата вложенных средств через реализацию продукции, следовательно, эффективность маркетинга играет важную роль в деятельности предприятия.

 

2.2. Методы планирования  прибыли предприятия

 

Важнейшая роль прибыли в предпринимательской деятельности предприятия предопределяет необходимость ее планирования. От того, насколько достоверно определена плановая прибыль, будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность предприятия.

Расчет плановой прибыли должен быть экономически обоснованным. В процессе планирования прибыли должны учитываться все факторы, которые могут оказать влияние на финансовый результат.

Планирование прибыли производится раздельно по всем видам деятельности. Раздельное планирование обусловлено различиями в методологии исчисления и налогообложения прибыли, полученной от различных видов деятельности: реализации продукции, операционной деятельности, внереализационных операций, чрезвычайных обстоятельств. В условиях стабильных цен и возможности прогнозирования условий хозяйствования планы по прибыли, как правило, разрабатываются на год. Предприятия могут составлять план по прибыли на квартал или ежемесячно, если цены недостаточно стабильны. 25

Объектом планирования являются элементы прибыли до налогообложения. При этом особое значение имеет планирование прибыли от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг.

На практике применяются различные методы планирования прибыли: метод прямого счета, метод ассортиментного планирования, аналитический метод, нормативный метод, метод экстраполяции, факторный метод, метод анализа лимита рентабельности, метод прогноза рентабельности, метод анализа перекрытия ликвидности предприятия.

1. Метод прямого счета является  наиболее распространенным.

Сущность метода прямого счета заключается в следующем:

  • определяется объем выпуска товарной продукции на планируемый период;
  • определяется изменение остатков готовой продукции на складе и товаров отгруженных на начало и конец планируемого периода;
  • определяется объем реализации продукции на планируемый период.

Он определяется по схеме: V = V + O - O ,

где: V - объем реализации продукции планового периода;

V - объем выпуска товарной продукции в плановом периоде;

O - остаток готовой продукции на складе и отгруженной на начало планируемого периода;

O - остаток готовой продукции на складе и отгруженной на конец планового периода;

  • рассчитывается планируемая прибыль на продукцию, подлежащую реализации в предстоящем периоде как разность между планируемой выручкой от реализации продукции в ценах действующих на конец отчетного периода (без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых скидок) и полной себестоимостью продукции, реализуемой в предстоящем периоде.

Метод прямого счета технически прост, но он имеет большой недостаток - он не учитывает изменение прибыли в планируемом периоде под влиянием факторов воздействующих на прибыль. А это не содействует выявлению и мобилизации резервов увеличения прибыли26.

2. Метод по ассортиментного планирования.

Метод по ассортиментного планирования является разновидностью метода прямого счета планирования прибыли. При этом методе планирования, прибыль от реализации продукции определяется отдельно по каждой ассортиментной группе продукции, а затем суммированием находится общий объем прибыли от реализации продукции.

Метод по ассортиментного планирования эффективен при выпуске небольшого ассортимента продукции, при широком ассортименте выпуска продукции приходится вести громоздкие расчеты27.

3. Аналитический метод планирования  прибыли.

При использовании аналитического метода расчет ведется раздельно по сравнимой и несравнимой товарной продукции. Сравнимой является продукция, которая выпускалась в предплановом, базисном периоде и будет выпускаться в планируемом периоде. Несравнимой является продукция, которая ранее не выпускалась, но будет выпускаться в планируемом периоде.

Планирование прибыли аналитическим методом включает следующие этапы:

  • определяется базовый уровень рентабельности по всей сравнимой продукции как частное от деления ожидаемой прибыли за отчетный период на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за отчетный период;
  • определяется плановый размер прибыли от планового объема выпуска всей сравнимой товарной продукции исходя из базового уровня рентабельности;
  • определяется плановый размер прибыли сравнимой товарной продукции с учетом изменения остатков готовой продукции на складе и отгруженной на начало и конец планового периода;
  • определяется прибыль от реализации несравнимой товарной продукции планового периода на основе планового объема выпуска продукции и планового уровня рентабельности;
  • определяется общая сумма плановой прибыли по всей продукции предприятия сравнимой и не сравнимой;
  • определяется плановый размер прибыли с учетом влияния факторов;
  • определяется изменение прибыли в планируемом периоде в связи с действием ряда факторов: снижения себестоимости продукции, сдвигами в ассортименте выпуска продукции, улучшением качества продукции, изменением оптовых цен, изменением нормативов.

Аналитический метод планирования прибыли может успешно применяться при большом ассортименте выпускаемой продукции28.

Он применяется также в качестве дополнения к методу прямого счета в целях его проверки и контроля. Достоинство этого метода заключается в том, что он учитывает влияние факторов изменение прибыли, стимулирует выявление резервов увеличения прибыли и их использование.

4. Нормативный метод планирование  прибыли.

Нормативный метод планирование прибыли основывается на расчетах плановой прибыли с помощью нормативов. В качестве таких нормативов обычно используется:

  • норма прибыли на собственный капитал;
  • норма прибыли на активы предприятия;
  • норма прибыли на единицу реализуемой продукции29.

Информация о работе Формирование и распределение прибыли предприятия