Формирование прибыли в организации и пути повышения рентабельности. Распределение и использование прибыли в торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 12:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: на основании теоретических данных и анализа основных экономических показателей сети супермаркетов «Тэмле», разработать мероприятия по повышению прибыли и рентабельности, обосновав их целесообразность и экономическую эффективность.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить прибыль и рентабельность как экономические категории, выявить сущность, функции и виды рентабельности, прибыли;
- определить основные показатели прибыли и рентабельности, их роль и значение в оценке эффективности деятельности предприятия;

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы формирования прибыли и рентабельности торгового предприятия в современных условиях................................................5
1.1. Экономическая сущность прибыли и рентабельности торгового предприятия в современных условиях..................................................................5
1.2. Рентабельность торгового предприятия: методика ее расчета......................................................................................................................9
1.3. Факторы, влияющие на прибыль и рентабельность торгового предприятия...........................................................................................................12
Глава 2. Анализ существующих моделей повышения прибыли и рентабельности сети супермаркетов «Тэмле»....................................................15
2.1 Краткая характеристика сети супермаркетов «Тэмле».....................15
2.2 Факторы, влияющие на прибыль и рентабельность в сети супермаркетов «Тэмле»........................................................................................16
Глава 3. Совершенствование модели повышения прибыли и рентабельности в сети супермаркетов «Тэмле»................................................................................20
3.1 Прогнозирование валовой прибыли и прибыли остающейся в распоряжении предприятия..................................................................................20
3.2.Резервы увеличения прибыли и повышения уровня рентабельности......................................................................................................28
Заключение.............................................................................................................30
Список использованной литературы...................................................................32

Файлы: 1 файл

Формирование прибыли в организации и пути повышения рентабельности. Распределение и использование прибыли в торговле..doc

— 577.50 Кб (Скачать файл)

Министерство труда, занятости  и социальной защиты Республики Татарстан

ГАОУ ВПО «Набережно - Челнинский государственный торгово-технологический институт»

 

 

                                     Курсовая работа

                по дисциплине «Экономика организации»

На тему: Формирование прибыли в организации и пути повышения рентабельности. Распределение и использование прибыли в торговле.                                                           

                             Работу выполнил:

                             студентка 2 курса

                             группы КТ-194 ФСПО

Мурзина

Евгения Александровна                                                                    

                                                         Руководитель

                                                                     курсовой работы

                                                                     преподаватель:

                                                                    Сабиржанова Р.Ю.

 

           

               Дата защиты                    оценка                   подпись

 

                               

                                           г. Набережные Челны

2013 год

Содержание

Введение...................................................................................................................3

Глава 1. Теоретические  основы формирования прибыли и рентабельности торгового предприятия в современных  условиях................................................5

1.1. Экономическая сущность прибыли и рентабельности торгового предприятия в современных условиях..................................................................5

1.2. Рентабельность торгового предприятия: методика ее расчета......................................................................................................................9

1.3. Факторы, влияющие на прибыль и рентабельность торгового предприятия...........................................................................................................12

Глава 2. Анализ существующих моделей повышения прибыли и рентабельности сети супермаркетов «Тэмле»....................................................15

2.1 Краткая характеристика сети  супермаркетов «Тэмле».....................15

2.2 Факторы, влияющие на прибыль и рентабельность в сети супермаркетов «Тэмле»........................................................................................16

Глава 3. Совершенствование модели повышения прибыли и рентабельности в сети супермаркетов «Тэмле»................................................................................20

3.1 Прогнозирование валовой прибыли и прибыли остающейся в распоряжении предприятия..................................................................................20

3.2.Резервы увеличения прибыли и повышения уровня рентабельности......................................................................................................28

Заключение.............................................................................................................30

Список использованной литературы...................................................................32

Приложения

 

 

 

 

 

Введение

 

Одним из основных требований функционирования предприятий в условиях рыночной экономики являются безубыточность хозяйственной и другой деятельности, возмещение расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах прибыльности, рентабельности хозяйствования.

Каждое предприятие сталкивается с рядом проблем, требующих решения: получение установленного размера прибыли, покрытие издержек, снижение себестоимости продукции, повышение экономического и социального уровня предприятия и др.

Чтобы сохранить ведущие позиции  как на внутреннем, так и на внешних  рынках, эффективно функционировать, быть конкурентоспособным, предприятию необходимо не только сохранить высокие темпы роста объемных показателей, но и повышать качество продукции при минимальных затратах на ее реализацию.

Проблема снижения уровня затрат реализации товара, увеличение прибыли и рентабельности насущны не только для сети супермаркетов «Тэмле», но и для всех предприятий. А тема прибыли и рентабельности особенно остра для предприятий, поскольку экономический кризис, составляющими которого являются высокие налоги и неплатежи, значительно обесценивают получаемые прибыли. Анализ прибыли позволяет выявить основные факторы ее роста, эффективное использование ресурсов, потенциальные возможности предприятия, а также определить влияние внешних и внутренних факторов на размер прибыли, порядок ее распределения. Что обуславливает актуальность выбранной темы курсовой работы.

Объектом данной курсовой работы является сеть супермаркетов «Тэмле».

Предметом исследования курсовой работы является прибыль и рентабельность и пути их повышения.

Цель исследования: на основании теоретических данных и анализа основных экономических показателей сети супермаркетов «Тэмле», разработать мероприятия по повышению прибыли и рентабельности, обосновав их целесообразность и экономическую эффективность.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить прибыль и рентабельность  как экономические категории,  выявить сущность, функции и виды  рентабельности, прибыли;

- определить  основные показатели прибыли  и рентабельности, их роль и  значение в оценке эффективности  деятельности предприятия;

- выявить  основные экономические факторы,  влияющие на показатели прибыли  и рентабельности в сети супермаркетов «Тэмле»;

- определить  пути повышения прибыли и рентабельности в сети супермаркетов «Тэмле».

Для решения поставленных задач  использовались статистические, аналитические, экономико-математические методы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы  формирования прибыли и рентабельности  торгового предприятия в современных  условиях.

1.1 Экономическая сущность  прибыли и источники ее формирования.

 

Одной из основных задач комплексного экономического анализа является выявление  эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия. Под экономической  эффективностью понимается соизмерение  полученных результатов с имеющимися ресурсами и произведенными затратами. Целью торгового предприятия является достижение максимальных результатов деятельности при оптимальном экономическом потенциале предприятия, относительном сокращении издержек обращения и высокой культуре обслуживания.

Одним из важнейших оценочных показателей, характеризующим результат хозяйственной деятельности предприятия, является прибыль. Отношение прибыли к товарообороту, выраженное в процентах, определяет уровень рентабельности реализации товаров. В условиях рыночной экономики рентабельность является важнейшим качественным показателем работы торгового предприятия, в котором обобщается состояние доходов, издержек обращения, оборачиваемости товаров, использования основных средств, рабочей силы, собственного и заемного капиталов. Показатель рентабельности свидетельствует о прибыльности хозяйственной деятельности предприятия в прошедшем периоде и о возможностях его дальнейшего функционирования.

Прибыль представляет собой конечный финансовый результат хозяйственной  деятельности предприятия. Однако финансовым результатом может выступать не только прибыль, но и убыток, возникший, например, по причине чрезмерно высоких затрат или недополучения доходов от реализации товаров в связи с уменьшением объема поставок товаров, снижением покупательского спроса1.

В процессе анализа результатов  работы торгового предприятия применяются  различные значения прибыли: прибыль (убыток) от реализации товаров; прибыль  от реализации основных фондов и иного  имущества; валовая (балансовая) прибыль; чистая прибыль (прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия); налогооблагаемая прибыль; прибыль от прочей деятельности предприятия. Различия понятий прибыли определяются их экономическим содержанием и положениями законодательства о налогообложении прибыли предприятий.

Необходимо, однако, подчеркнуть противоречивость прибыли как обобщающего показателя деятельности. Как отечественная, так и зарубежная практика показывает, что рост прибыли может являться не только следствием эффективной экономической деятельности. Он может быть достигнут, например, за счет монопольного положения производителя.

Эффективность хозяйственной деятельности выражается экономической категорией рентабельности. Рентабельность в общем виде выступает как доходность, прибыльность. То есть получение прибыли позволяет говорить об эффективности организации и осуществления хозяйственной деятельности. Однако масса прибыли еще не позволяет в достаточной мере оценить, насколько эффективно осуществляется деятельность предприятия. Для такой оценки служат относительные показатели рентабельности как отношения полученной прибыли к авансированным и затраченным на производство продукции средствам.

Заинтересованность в росте  прибыли означает, следовательно, заинтересованность в комплексном использовании всех направлений и методов улучшения результатов хозяйственной деятельности, снижения издержек производства, экономии живого и овеществленного труда, в более полной мобилизации внутренних резервов. Кроме того, она заинтересовывает не просто в производстве продукции с возможно меньшими индивидуальными затратами, а той продукции, которая удовлетворяет потребности в ней общества, имеет спрос. То есть, чем более эффективна хозяйственная деятельность, тем большей является прибыль и, следовательно, тем больше средств можно использовать для финансирования расширенного воспроизводства, социального развития и материального поощрения участников хозяйственной деятельности.

Механизм формирования прибыли  является одной из составляющих хозяйственного механизма, действующего в обществе на определенном историческом этапе его развития. Хозяйственный механизм определяет условия функционирования хозяйствующих субъектов в обществе и, таким образом, условия и общий порядок формирования финансовых результатов их деятельности.

Таким образом, понятие прибыли как финансового результата деятельности выражает определенную форму реализации экономических отношений по поводу образования, распределения и использования в денежной форме части стоимости прибавочного продукта, сложившихся на определенном этапе развития общества, в определенной экономической системе, и реализующихся через созданный в ней хозяйственный механизм.

Такой подход позволяет разграничивать понятия прибыли как экономической категории и как финансового результата деятельности хозяйствующего субъекта.

Под формированием финансовых результатов понимается определенная последовательность (алгоритм, методика), конечной целью которой является определение значения показателя балансовой (валовой) прибыли (убытка) и ее производных (налогооблагаемой, чистой и нераспределенной прибыли, непокрытого убытка)2.

Значение прибыли состоит в  том, что она отражает конечный финансовый результат. Вместе с тем на величину прибыли, ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие  от усилий предприятия. Практически вне сферы воздействия предприятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата, уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования.

Перечисленные факторы влияют на прибыль  не прямо, а через объем реализуемой  продукции и себестоимость, поэтому  для выяснения конечного финансового  результата необходимо сопоставить  стоимость объема реализуемой продукции  и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.

Прибыль в торговле является выражением стоимости прибавочного продукта, созданного производительным трудом работников торговли, которые заняты продолжением процесса производства в сфере товарного  обращения, а также части прибавочного продукта, созданного трудом работников других отраслей народного хозяйства (промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.) и направляемого в торговлю через механизм цен на товары, тарифов, торговых надбавок как плата за реализацию товаров (продукции, услуг).

Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница  между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную  стоимость и акцизами и затратами  на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).

В упрощенном виде прибыль – это  разность между валовым доходом  и издержками обращения предприятия. Такую прибыль принято называть бухгалтерской (валовой), она отражает финансовый результат конкретной деятельности предприятия. Однако, как известно, не все затраты торгового предприятия включаются в издержки обращения3.

 

 

1.2. Рентабельность торгового предприятия: методика ее расчета.

 

Как уже отмечалось, прибыль –  это конечный финансовый результат деятельности предприятия. При рыночной экономике результаты деятельности оцениваются системой показателей, основным среди которых является рентабельность, определяемая как отношение прибыли к одному из показателей функционирования торгового предприятия. При расчете рентабельности могут быть использованы разные показатели прибыли. Это позволяет выявить не только общую экономическую эффективность работы предприятия, но и оценить другие стороны его деятельности.

Информация о работе Формирование прибыли в организации и пути повышения рентабельности. Распределение и использование прибыли в торговле