Формирование прибыли в организации и пути повышения рентабельности. Распределение и использование прибыли в торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 12:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: на основании теоретических данных и анализа основных экономических показателей сети супермаркетов «Тэмле», разработать мероприятия по повышению прибыли и рентабельности, обосновав их целесообразность и экономическую эффективность.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить прибыль и рентабельность как экономические категории, выявить сущность, функции и виды рентабельности, прибыли;
- определить основные показатели прибыли и рентабельности, их роль и значение в оценке эффективности деятельности предприятия;

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы формирования прибыли и рентабельности торгового предприятия в современных условиях................................................5
1.1. Экономическая сущность прибыли и рентабельности торгового предприятия в современных условиях..................................................................5
1.2. Рентабельность торгового предприятия: методика ее расчета......................................................................................................................9
1.3. Факторы, влияющие на прибыль и рентабельность торгового предприятия...........................................................................................................12
Глава 2. Анализ существующих моделей повышения прибыли и рентабельности сети супермаркетов «Тэмле»....................................................15
2.1 Краткая характеристика сети супермаркетов «Тэмле».....................15
2.2 Факторы, влияющие на прибыль и рентабельность в сети супермаркетов «Тэмле»........................................................................................16
Глава 3. Совершенствование модели повышения прибыли и рентабельности в сети супермаркетов «Тэмле»................................................................................20
3.1 Прогнозирование валовой прибыли и прибыли остающейся в распоряжении предприятия..................................................................................20
3.2.Резервы увеличения прибыли и повышения уровня рентабельности......................................................................................................28
Заключение.............................................................................................................30
Список использованной литературы...................................................................32

Файлы: 1 файл

Формирование прибыли в организации и пути повышения рентабельности. Распределение и использование прибыли в торговле..doc

— 577.50 Кб (Скачать файл)

«Нормой прибыли считается показатель рентабельности, исчисленный процентным соотношением суммы чистой прибыли к объему товарооборота или стоимости всего капитала».

Расчет общей экономической  рентабельности (прибыльности) торгового  предприятия выполняется по формуле

Рο = П/Т • 100,

где, Рο – общая экономическая рентабельность хозяйственной деятельности предприятия;

П – сумма прибыли (валовой или  чистой);

Т – объем товарооборота (без  НДС).

Данная формула расчета применима  и для определения прибыльности капитала (вложенных средств) торгового  предприятия: показатель товарооборота надо заменить на показатель капитала. Преобразовав эту формулу путем умножения и деления на показатель товарооборота, получим два показателя: рентабельность товарооборота (продаж) и оборачиваемость капитала:

Рο = П/К • Т/Т = П • Т/ Т • К = П/Т • Т/К или Рο = Рт • Ок,

где, Рт – рентабельность товарооборота (продаж);

Ок – оборачиваемость капитала предприятия (число оборотов).

Рентабельность товарооборота (продаж) (Рт) отражает зависимость между  прибылью и товарооборотом и показывает величину прибыли, полученную с единицы проданного товара.

Коэффициент прибыльности продаж (П/Т) характеризует долю прибыли в товарообороте. По соотношению чистой прибыли и

товарооборота можно боле точно  судить о финансовом результате деятельности торгового предприятия.

Оценка чистой рентабельности продаж имеет долгосрочный характер, поскольку  определяет решение инвестора о  вложении средств в капитал торговой фирмы путем покупки ее ценных бумаг.

Число оборотов капитала (Ок) отражает отношение товарооборота к величине капитала предприятия. На основе этого показателя можно определить сумму товарооборота на 1 руб. вложенного капитала.

Чем выше объем товарооборота, тем  больше число оборотов вложенного капитала. Этот показатель можно воспринимать как оборачиваемость капитала, поскольку он показывает, сколько раз за данный период времени оборачивается каждый рубль вложенного капитала.

Регулирование общей экономической  рентабельности сводится к воздействию  на оба составляющих ее показателя – рентабельность продаж и оборачиваемость капитала.

Для характеристики эффективности  использования собственного капитала определяют долю прибыли в собственном  капитале (собственных средств) по соотношению  прибыли (П) и средней величины собственного капитала (Кс):

Рк = П / Кс

Показатель рентабельности собственного капитала (Рк) имеет важное значение для акционеров торгового предприятия. Он служит критерием оценки уровня котировки акций акционерного торгового предприятия на фондовой бирже, этот показатель позволяет инвесторам оценить потенциальный доход от вложения средств в акции и другие ценные бумаги. На основе данного показателя можно определить период (число лет), в течение которого полностью окупаются средства, вложенные в акционерное торговое предприятие (1 / Рк).

Рентабельность производственных фондов торгового предприятия определяется по соотношению суммы прибыли (валовой, чистой) и средней стоимости основных и материальных оборотных средств, умноженному на 100:

Рф = [П: (ОФ + МС) ∙ 100],

где Рф – рентабельность основных фондов, %;

П – сумма прибыли (валовой или  чистой), руб.;

ОФ – средняя стоимость основных средств (фондов), руб.;

МС – средняя стоимость материальных оборотных средств, руб.4

Наряду с показателями товарооборота, капитала, основных и оборотных средств  для расчета уровня рентабельности (коэффициентов) применяются и другие показатели: издержки обращения, торговая площадь, численность персонала, каждый из которых подчеркивает определенный аспект результатов деятельности торгового предприятия.

Уровень рентабельности, исчисленный отношением суммы прибыли от реализации товаров к сумме издержек обращения, показывает эффективность текущих затрат. Увеличение или сокращение издержек обращения непосредственно влияет на уменьшение или рост прибыли. Этот показатель рентабельности определяет эффективность торговой сделки по товарам.

Показателем, отражающим отдачу на вложенный собственниками капитал, является показатель рентабельности собственного капитала. Для его расчета  используется формула:

Показатели  прибыли и рентабельности деятельности предприятия имеют важнейшее значение с точки зрения оценки стратегического планирования компании, ее менеджмента, управления ресурсами и издержками производства, маркетинга и сбытовой деятельности5.

 

1.3. Факторы, влияющие на прибыль и рентабельность торгового предприятия.

 

Выявление факторов, влияющих на прибыль, предполагает изучение экономических  условий ее формирования. Под воздействием внешних и внутренних условий  хозяйственной деятельности торгового  предприятия существенно изменяются абсолютная величина и относительный уровень прибыли.

К внешним условиям можно отнести  инфляцию, изменения в законодательствах  и нормативных документах в области  ценообразования, кредитования, импортирования товаров народного потребления, налогообложения предприятий, оплаты труда работников. Структура спроса населения на товары и услуги может изменяться в связи с государственной политикой доходов. Сдерживание индексации реальных доходов населения (размера минимальной заработной платы, пенсии, стипендии, различных денежных выплат социального назначения) в зависимости от темпов инфляции ведет к сокращению покупательной способности и, следовательно, к снижению объема продажи товаров.

Внутренние условия деятельности предприятия также влияют на формирование прибыли. Так, в связи с увеличением (или сокращением) количества работников возрастают (снижаются) затраты на оплату труда и социальные нужды, что в свою очередь может повлиять на рост (или уменьшение) валовой прибыли и соответственно чистой прибыли, хотя уровень рентабельности, исчисленный по отношению к товарообороту, может остаться на прежнем уровне или измениться незначительно.

Прибыль является синтетическим показателем, ее исследования должны носить системный  характер. Это означает, что совокупность факторов, влияющих на прибыль, представляет собой систему, состоящую из нескольких элементов. К подсистеме образующих факторов, от которых зависит формирование валовой прибыли, относятся валовой доход от торговой деятельности, прибыль (убыток) от реализации основных фондов и иного имущества, сальдо доходов и расходов по внереализационным операциям. Другую подсистему образуют взаимовлияющие факторы6.

На формирование прибыли от реализации товаров влияют те же факторы, что  и на валовой доход и издержки обращения. Объем и уровень прибыли находятся в прямой зависимости от абсолютной величины и уровня валового дохода и в обратной зависимости от величины и уровня издержек обращения.

Основу формирования валового дохода торгового предприятия составляют доходы от торговой деятельности, поэтому в процессе управления доходами на предприятии им отводится главная роль. Сумма доходов от реализации товаров зависит от трех важнейших факторов:

а) уровня цен закупки товаров  у поставщиков. В рамках товарного  предложения на потребительском рынке эти цены обычно варьируют в определенном диапазоне. Выбор наиболее приемлемых для торгового предприятия цен закупки в увязке с другими условиями поставки осуществляется в процессе обоснования эффективности коммерческих сделок по закупке товаров у различных поставщиков;

б) уровня цен реализации товаров  покупателям. Это уровень торговые предприятия устанавливают дифференцированно  по отдельным товарам с учетом состояния спроса на них, уровня издержек обращения по их реализации, уровня их налогоемкости, необходимости обеспечения целевой суммы прибыли и ряда других факторов. Многообразие этих факторов и сложность их комплексного учета определяют необходимость разработки в этих целях специальной политики ценообразования («ценовой политики») на торговом предприятии;

в) объема реализации товаров.

Развитие торгового предприятия  возможно при следующих необходимых  условиях:

Тп > Тт > Ти > Тф > Тр,

где Тп – темп роста прибыли;

Тт – темп роста товарооборота;

Ти – темп роста издержек обращения;

Тф – темп роста фондовооруженности работников;

Тр – темп роста численности  работников.

Коэффициенты роста того или  иного показателя исчисляются путем  их последовательного соотношения. Интенсивное развитие торгового  предприятия может характеризоваться  не только ростом товарооборота и прибыли, но и повышением производительности труда торговых работников, увеличением капитала.

Результаты факторного анализа  служат экономической основой подготовки и принятия управленческих решений, направленных на выбор наиболее рационального  пути дальнейшего развития торгового предприятия. По отношению валовой и чистой прибыли ко всем затратам, т.е. экономическим издержкам, можно определить, насколько валовой доход покрывает расходы предприятия, т.е. эффективность осуществления затрат.

Снижение издержек обращения в розничной торговле зависит от сокращения затрат на оплату труда и связанных с ними отчислений на социальные нужды. Стимулирование труда работников в зарубежной практике наряду с повышением должностных окладов осуществляется через так называемую систему участия работников в прибылях фирмы: работники приобретают акции фирмы по льготным ценам, а затем получают по ним соответствующие дивиденды. Работник участвует не только в получении прибыли, но и в распределении убытка фирмы, который может возникнуть в связи с изменениями рыночной конъюнктуры, снижением спроса населения, сокращением производства товаров и т.п.7

Таким образом, рассмотренные выше теоретические вопросы формирования прибыли и рентабельности положены в основу анализа конкретного  предприятия – сети супермаркетов «Тэмле».

 

Глава 2. Анализ существующих моделей повышения прибыли и рентабельности производства

2.1 Краткая характеристика  сети супермаркетов «Тэмле»

 

Компания ООО «Торговый Дом  «Дуслык» г. Набережные Челны образовалась 21 декабря 1995 года. В декабре 2012 года компании исполнилось 17 лет. За это время компания прошла путь мелкооптового розничного магазина до большой торговой базы со складскими площадями более 10 000 кв.м. к 2012 году открыты 6 магазинов эконом класса – «Дискаунтер Закамье» и 28 супермаркетов «Тэмле», расположенные не только в г. Набережные Челны, а также в Азнакаево, Заинске, Альметьевске, р.п. Мактаме, п. Джалиль, Чистополе, Лениногорске, Бугульме, Уруссу, Бавлах, Арске.

Таблица 1 - Сведения о видах экономической деятельности  
ООО "ТД "Дуслык" по данным ЕГРЮЛ

Код по ОКВЭД

Тип

Наименование вида деятельности

52.11

Основной вид деятельности

Розничная торговля в  неспециализированных магазинах преимущественно  пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями.

52.2

Дополнительный вид  деятельности

Розничная торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными  изделиями в специализированных магазинах.

52.25.1

Дополнительный вид  деятельности

Розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво.


 

Компания ООО «Торговый Дом  «Дуслык» использует гибкую ценовую  политику и широкий ассортимент  товаров регулируемый в соответствии с потребностями потребителя. Руководство компании особое внимание уделяет профессиональному развитию торгового персонала собственной сети, торговых представителей, офисных работников. Для достижения этой цели регулярно проводятся тренинги и семинары, направленные на улучшение качества работы, как с клиентами, так и с конечным потребителем.

На данный момент компания является одним из лидеров на рынке продуктов питания не только г.Набережные Челны, но и Республики Татарстан в целом8.

 

2.2 Факторы, влияющие на прибыль и рентабельность в сети супермаркетов «Тэмле»

Учредители сети супермаркетов  «Тэмле» считают, что развитие сетевой торговли - одно из важнейших условий выживания при растущей конкуренции с московскими и зарубежными торговыми компаниями. Поэтому появление розничных магазинов, принадлежащих оптовикам, - новая тенденция на рынке Республики Татарстан. Так, у ООО "ТД "Дуслык" уже 28 магазинов под брэндом «Тэмле». Специфика этих магазинов - самообслуживание и оптовые цены на некоторые товары: являясь дистрибьютором примерно 60 производителей, «Тэмле» имеет возможность торговать по более низким ценам, чем конкуренты.

Преимуществом супермаркетов «Тэмле» является удачное расположение, например, супермаркет «Тэмле» по адресу г.Наб.Челны, 17/04.

Большинство товаров поступает  в супермаркет «Тэмле» от местных поставщиков или напрямую от производителей. В основном это молочные продукты, гастрономия и выпечка. Сотрудничество с московскими фирмами необходимо для закупок товаров, которые или нельзя приобрести в Ростове, или слишком дорогих на местном рынке. Это морепродукты, консервация, некоторые мясные деликатесы. В рассматриваемом супермаркете такие продукты составляют около 30% ассортимента.

Помимо покупки продуктов или  товаров здесь можно получить множество дополнительных услуг.

В рассматриваемом супермаркете расположена аптека, что благотворно влияет на прибыль и рентабельность супермаркета.

Средняя посещаемость магазина - около 1,5 тыс. человек в день. Супермаркет  больше ориентируются на потребителя  со средним достатком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Совершенствование  модели повышения прибыли и рентабельности сети супермаркетов «Тэмле»

 

3.1 Прогнозирование валовой прибыли и прибыли остающейся в распоряжении предприятия

 

Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли от реализации и доходов от внереализационных операций, уменьшенную на сумму расходов по этим операциям9. В 2013 г. ожидается уменьшение суммы внереализационных доходов на 187 млн.руб. и они составят 4247 млн.руб. (4434 – 187). Планируется сдача в аренду 2 складских помещения. В то же время планируется снижение операционных расходов на 134 млн.руб. Прогнозирование прибыли остающейся в распоряжении предприятия рассматривается в таблице 6.

Информация о работе Формирование прибыли в организации и пути повышения рентабельности. Распределение и использование прибыли в торговле