Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 12:44, курсовая работа
Цель исследования: на основании теоретических данных и анализа основных экономических показателей сети супермаркетов «Тэмле», разработать мероприятия по повышению прибыли и рентабельности, обосновав их целесообразность и экономическую эффективность.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить прибыль и рентабельность как экономические категории, выявить сущность, функции и виды рентабельности, прибыли;
- определить основные показатели прибыли и рентабельности, их роль и значение в оценке эффективности деятельности предприятия;
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы формирования прибыли и рентабельности торгового предприятия в современных условиях................................................5
1.1. Экономическая сущность прибыли и рентабельности торгового предприятия в современных условиях..................................................................5
1.2. Рентабельность торгового предприятия: методика ее расчета......................................................................................................................9
1.3. Факторы, влияющие на прибыль и рентабельность торгового предприятия...........................................................................................................12
Глава 2. Анализ существующих моделей повышения прибыли и рентабельности сети супермаркетов «Тэмле»....................................................15
2.1 Краткая характеристика сети супермаркетов «Тэмле».....................15
2.2 Факторы, влияющие на прибыль и рентабельность в сети супермаркетов «Тэмле»........................................................................................16
Глава 3. Совершенствование модели повышения прибыли и рентабельности в сети супермаркетов «Тэмле»................................................................................20
3.1 Прогнозирование валовой прибыли и прибыли остающейся в распоряжении предприятия..................................................................................20
3.2.Резервы увеличения прибыли и повышения уровня рентабельности......................................................................................................28
Заключение.............................................................................................................30
Список использованной литературы...................................................................32
Ожидается увеличение чистой прибыли в 2013 г. на 6082 млн.руб. и она будет равна 16051 (9969 + 6082), что на 38 % больше, чем в 2012 году. При этом налог на прибыль составит 5282 млн.руб.
Рентабельность определяется отношением чистой прибыли к средней величине собственного капитала10. В 2013 г. прогнозируется повышение рентабельности сети супермаркетов «Тэмле» до 0,039, она вырастет по сравнению с 2012 годом на 0,009 % (0,039 – 0,03). Это свидетельствует о повышении эффективности хозяйственной деятельности.
Таблица 2 - Прогнозирование прибыли, остающейся в распоряжении сети супермаркетов «Тэмле» в 2013 г. (млн.руб.)
Показатели |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
прогноз на 2013 |
Отклонение прогноз 2013 – факт 2012 (+;-) |
Прибыль от реализации |
10955 |
14780 |
22898 |
19458 |
31327 |
11869 |
Прочие внереализационные доходы |
766 |
3417 |
4647 |
4434 |
4247 |
-187 |
Прочие операционные расходы |
14249 |
1746 |
3427 |
3172 |
3038 |
-134 |
Прибыль до налогообложения |
8629 |
10373 |
19654 |
13250 |
21333 |
8083 |
Налог на прибыль |
2225 |
3224 |
7691 |
3281 |
5282 |
2001 |
Чистая прибыль |
6404 |
7149 |
11963 |
9969 |
16051 |
6082 |
Рентабельность продаж по чистой прибыли |
0,04 |
0,035 |
0,046 |
0,03 |
0,039 |
0,009 |
На основе данных таблицы построим диаграмму.
Рисунок 1 – Прогнозирование прибыли, остающейся в распоряжении предприятия на 2013 г.
Рисунок 2 – Рентабельность продаж по чистой прибыли, прогноз на 2013 г.
Источником валовой прибыли сети супермаркетов «Тэмле» является торговая надбавка. Надбавка рассматривается как вид цены за услуги по реализации продукции.
Надбавка обеспечивает одинаковые условия реализации каждого товара. С экономической точки зрения торговая надбавка является частью стоимости товара и особым самостоятельным элементом цены. Особенность эта заключается в том, что здесь объединяются два различных по своему экономическому значению элемента цены – затраты и чистый доход.
Планирование валовой прибыли – одна из важнейших стадий экономического обоснования финансового плана предприятия, определения чистой прибыли. Плановые расчеты валовой прибыли базируются на его анализе за предшествующий период. Проведение анализа валовой прибыли проводят на основании приложения Б.
В 2012 г. предприятие получило сверхплановой валовой прибыли на 3726 млн.руб. (54026 – 50300), что явилось результатом воздействия среднего уровня валовой прибыли на 0,75% (16,47 – 15,72).
Необходимо также определить влияние
факторов на сумму валовой прибыли.
Влияние перевыполнения плана на
сумму валовой прибыли определя
Влияние изменения среднего уровня валовой прибыли на сумму валовой прибыли:
Сумма влияние двух факторов соответствует сумме отклонения фактических доходов от плановых:
млн.руб.
Размер снижения уровня валовой прибыли к 2011 г.: 21,04 – 16,47= 4,57
Таблица 3 – Расчет валового дохода от реализации в сети супермаркетов «Тэмле» на 2013 г.
Показатели |
Сумма |
1. Торговая надбавка, % |
25 |
2. Планируемый товарооборот, млн. руб. |
415457 |
3. Сумма торговой надбавки, млн. руб. |
103864 |
4. Ставка НДС, % |
20,0 |
5. Сумма НДС, млн. руб. |
20773 |
6. Валовой доход, млн. руб. |
57015 |
Валовую прибыль предприятие запланировало в сумме 57015 млн.руб., торговая надбавка при этом составляет 25%. Это выше среднего процента 2012 г. на 3,96% (25% – 21,04%). Сумма валовой прибыли 2012 г. ниже ожидаемой в 2013 г. на 2989 млн.руб. (57015 – 54026). Увеличение суммы валовой прибыли влияет на суммы прибыли.
Планирование издержек обращения направлено на ликвидацию излишних расходов, а также на то, чтобы при высоком качестве торгового обслуживания обойтись наименьшими потерями. Поэтому на предприятии важным этапом планирования затрат является их анализ. Анализ издержек обращения необходимо проводить потому, что издержки обращения при неизменных торговых надбавках – основной фактор обеспечения рентабельности работы предприятия.
Следующим этапом анализа является исследование состава издержек обращения. Каждую статью издержек обращения предприятие тщательно анализирует. Оно ищет пути и разрабатывает мероприятия по сокращению издержек обращения. Так, для сокращения транспортных расходов предприятие добивается за счет полной загрузки машин уменьшение порожнего пробега. Использование прицепов и тягачей, расширение централизованной и кольцевой доставки товаров.
Таблица 4 - Планирование по статьям издержек в сети супермаркетов «Тэмле» (в сопоставимых ценах, млн. руб.)
Статьи издержек обращения |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Отклонение (2012 -2011) |
Прогноз на 2013 |
Отклонение прогноз 2013 - факт 2012 (+;-) |
Расходы по оплате труда |
17828 |
30714 |
52254 |
70228 |
17974 |
78022 |
7794 |
Отчисления на социальные нужды |
6012 |
9000 |
14592 |
20482 |
5890 |
23175 |
2693 |
Амортизация основных средств |
1872 |
2169 |
2459 |
4922 |
2463 |
6303 |
1381 |
Плата за электро- и теплоэнергию |
9205 |
11657 |
15374 |
15466 |
92 |
15581 |
115 |
Расходы на рекламу |
306 |
238 |
-68 |
252 |
14 | ||
Затраты по оплате % за пользование |
4396 |
8016 |
7225 |
25621 |
18396 |
12605 |
-13016 |
Прочие расходы |
6428 |
6042 |
13565 |
14333 |
768 |
12311 |
-2022 |
Итого: |
45741 |
67598 |
105775 |
151290 |
45515 |
148249 |
-3041 |
В основу планирования фонда оплаты
труда берется штатное
Рисунок 3 – Прогноз издержек на 2013 г.
Экономическое обоснование плана прибыли от реализации супермаркетов «Тэмле» в 2013 г. Представлено в таблице 5.
В 2013 г. ожидается увеличение прибыли от реализации до 31327 млн.руб. за счет увеличения объемов продаж на 87397 млн.руб., снижения издержек обращения на 3041 млн.руб., эффективной работы высоко квалифицированных специалистов и работников.
Для определения коммерческо-финанс
Таблица 5 - Прогнозирование прибыли от реализации на 2013 г. (млн. руб.)
Показатели |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Прогноз на 2013 |
Отклонение прогноз 2013 - факт 2012 (+;-) |
Товарооборот |
161544 |
203649 |
256953 |
328061 |
415457 |
87396 |
Валовой доход |
||||||
В сумме |
27119 |
36187 |
54059 |
54026 |
57015 |
2989 |
В % к обороту |
16,8 |
17,8 |
21 |
16,5 |
13,7 |
-2,8 |
Издержки обращения |
||||||
В сумме |
45741 |
67598 |
105775 |
151290 |
148249 |
-3041 |
В % к обороту |
28,3 |
33,2 |
41,2 |
46,11 |
35,7 |
10,4 |
Прибыль от реализации |
10955 |
14780 |
22898 |
19458 |
31327 |
11869 |
Рентабельность продаж |
0,068 |
0,073 |
0,089 |
0,059 |
0,075 |
0,016 |
Прогнозирование товарооборота является
главным показателем плана
Таблица 5 – Анализ товарооборота супермаркетов «Тэмле» за 2009 - 2012 гг. (в сопоставимых ценах, млн. руб.)
Годы |
товарооборот |
% выполнения |
отклонение (+;-) |
темп роста | |
план |
факт | ||||
2009 |
160000 |
161544 |
100,965 |
1544 |
- |
2010 |
200000 |
203649 |
101,825 |
3649 |
126,06 |
2011 |
250000 |
256953 |
102,781 |
6953 |
126,17 |
2012 |
320000 |
328061 |
102,519 |
8061 |
127,67 |
Из таблицы видно, что план товарооборота из года в год выполняется. В 2011 г. произошло перевыполнение плана на 2,781%, что составило в сумме 6953 млн.руб. (256953 – 250000). В 2012 г. был перевыполнен план на 8061 млн.руб. (328061 – 320000), что составило 2,519% перевыполнения плана.
При планировании товарооборота в супермаркетах «Тэмле» используется опытно-статистический метод, основанный на изучении состояния выполнения плана товарооборота за предшествующие годы, с учетом перспектив развития в предстоящем периоде. В 2013 г. по продукции предприятия ожидается повышение цен в среднем на 28%.
Так, темп прироста на 2013 г. прогнозируется 26,64%. Таким образом, проектируемый товарооборот составляет:
Сумма планируемого прироста:
Рисунок 4 – Динамика товарооборота и прогноз на 2013 г.
3.2 Резервы увеличения прибыли и повышения уровня рентабельности
Расчеты плана прогноза на 2013 г. позволяют определить следующие резервы увеличения прибыли:
1. Получить дополнительную прибыль в сумме 5187 млн. руб. за счет прироста товарооборота на сумму 87397 млн. руб. Прирост товарооборота в сети супермаркетов «Тэмле» прогнозируется за счет повышения объемов продаж. Для этого предприятие ищет новые пути сбыта товаров, привлекает частных предпринимателей, другие торговые фирмы, руководство старается правильно выбрать ассортимент продаваемых товаров в зависимости от сезона, расширением торговой сети по городу, области, регионам.
Кроме того, увеличение товарооборота планируется за счет повышения качества товара. Качество товара сети супермаркетов «Тэмле» выше, чем качество основных конкурентов. В тоже время есть ряд недостатков, которые очевидны и на которые неоднократно обращали внимание покупатели, поэтому в целях улучшения своей позиции на рынке и повышения конкурентоспособности продукции предприятия необходимо их учесть.
2. Ожидается повышение цен на продукцию, особенно на товар, пользующийся большим спросом у населения.
3. За счет снижения издержек обращения планируется получить прибыль 6682 млн. руб. Экономия издержек обращения по расчету на 2013 г. составит 3041 млн. руб.
4. Отложенный спрос начал
5. Максимальную скидку (для оптовых покупателей) увеличить до 15 – 20% - дилерам, до 5 – 10% -постоянным покупателям, что позволит оживить спрос на товар. Уделить особое значение рекламе.
Заключение
Главная цель торгового предприятия в современных условиях - получение максимальной прибыли, что невозможно без эффективного управления капиталом. Поиски резервов для увеличения прибыльности предприятия составляют основную задачу управленца.