Формирование прибыли в организации и пути повышения рентабельности. Распределение и использование прибыли в торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 12:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: на основании теоретических данных и анализа основных экономических показателей сети супермаркетов «Тэмле», разработать мероприятия по повышению прибыли и рентабельности, обосновав их целесообразность и экономическую эффективность.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить прибыль и рентабельность как экономические категории, выявить сущность, функции и виды рентабельности, прибыли;
- определить основные показатели прибыли и рентабельности, их роль и значение в оценке эффективности деятельности предприятия;

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы формирования прибыли и рентабельности торгового предприятия в современных условиях................................................5
1.1. Экономическая сущность прибыли и рентабельности торгового предприятия в современных условиях..................................................................5
1.2. Рентабельность торгового предприятия: методика ее расчета......................................................................................................................9
1.3. Факторы, влияющие на прибыль и рентабельность торгового предприятия...........................................................................................................12
Глава 2. Анализ существующих моделей повышения прибыли и рентабельности сети супермаркетов «Тэмле»....................................................15
2.1 Краткая характеристика сети супермаркетов «Тэмле».....................15
2.2 Факторы, влияющие на прибыль и рентабельность в сети супермаркетов «Тэмле»........................................................................................16
Глава 3. Совершенствование модели повышения прибыли и рентабельности в сети супермаркетов «Тэмле»................................................................................20
3.1 Прогнозирование валовой прибыли и прибыли остающейся в распоряжении предприятия..................................................................................20
3.2.Резервы увеличения прибыли и повышения уровня рентабельности......................................................................................................28
Заключение.............................................................................................................30
Список использованной литературы...................................................................32

Файлы: 1 файл

Формирование прибыли в организации и пути повышения рентабельности. Распределение и использование прибыли в торговле..doc

— 577.50 Кб (Скачать файл)

Ожидается увеличение чистой прибыли  в 2013 г. на 6082 млн.руб. и она будет  равна 16051 (9969 + 6082), что на 38 % больше, чем в 2012 году. При этом налог на прибыль составит 5282 млн.руб.

Рентабельность определяется отношением чистой прибыли к средней величине собственного капитала10. В 2013 г. прогнозируется повышение рентабельности сети супермаркетов «Тэмле» до 0,039, она вырастет по сравнению с 2012 годом на 0,009 % (0,039 – 0,03). Это свидетельствует о повышении эффективности хозяйственной деятельности.

 

 

 

Таблица 2 - Прогнозирование прибыли, остающейся в распоряжении сети супермаркетов «Тэмле» в 2013 г. (млн.руб.)

Показатели

2009

2010

2011

2012

прогноз на 2013

Отклонение прогноз 2013 – факт 2012 (+;-)

Прибыль от реализации

10955

14780

22898

19458

31327

11869

Прочие внереализационные  доходы

766

3417

4647

4434

4247

-187

Прочие операционные расходы 

14249

1746

3427

3172

3038

-134

Прибыль до налогообложения

8629

10373

19654

13250

21333

8083

Налог на прибыль

2225

3224

7691

3281

5282

2001

Чистая прибыль

6404

7149

11963

9969

16051

6082

Рентабельность продаж по чистой прибыли

0,04

0,035

0,046

0,03

0,039

0,009


 

На основе данных таблицы построим диаграмму.

 

Рисунок 1 – Прогнозирование прибыли, остающейся в распоряжении предприятия на 2013 г.

Рисунок 2 – Рентабельность  продаж по чистой прибыли, прогноз на 2013 г.

 

Источником валовой прибыли  сети супермаркетов «Тэмле» является торговая надбавка. Надбавка рассматривается как вид цены за услуги по реализации продукции.

Надбавка обеспечивает одинаковые условия реализации каждого товара. С экономической точки зрения торговая надбавка является частью стоимости  товара и особым самостоятельным  элементом цены. Особенность эта заключается в том, что здесь объединяются два различных по своему экономическому значению элемента цены – затраты и чистый доход.

Планирование валовой прибыли  – одна из важнейших стадий экономического обоснования финансового плана  предприятия, определения чистой прибыли. Плановые расчеты валовой прибыли базируются на его анализе за предшествующий период. Проведение анализа валовой прибыли проводят на основании приложения Б.

В 2012 г. предприятие получило сверхплановой  валовой прибыли на 3726 млн.руб. (54026 – 50300), что явилось результатом воздействия среднего уровня валовой прибыли на 0,75% (16,47 – 15,72).

Необходимо также определить влияние  факторов на сумму валовой прибыли. Влияние перевыполнения плана на сумму валовой прибыли определяют умножением планового уровня валовой прибыли на величину перевыполнения плана товарооборота.

 млн.руб.

Влияние изменения среднего уровня валовой прибыли на сумму валовой  прибыли:

 млн.руб.

Сумма влияние двух факторов соответствует сумме отклонения фактических доходов от плановых:

 млн.руб.

Размер снижения уровня валовой  прибыли к 2011 г.: 21,04 – 16,47= 4,57

 

Таблица  3 – Расчет валового дохода от реализации в сети супермаркетов «Тэмле» на 2013 г.

Показатели

Сумма

1. Торговая надбавка, %

25

2. Планируемый товарооборот, млн. руб.

415457

3. Сумма торговой надбавки, млн. руб.

103864

4. Ставка НДС, %

20,0

5. Сумма НДС, млн.  руб.

20773

6. Валовой доход, млн.  руб.

57015


 

Валовую прибыль предприятие запланировало в сумме 57015 млн.руб., торговая надбавка при этом составляет 25%. Это выше среднего процента 2012 г. на 3,96% (25% – 21,04%). Сумма валовой прибыли 2012 г. ниже ожидаемой в 2013 г. на 2989 млн.руб. (57015 – 54026). Увеличение суммы валовой прибыли влияет на суммы прибыли.

Планирование издержек обращения  направлено на ликвидацию излишних расходов, а также на то, чтобы при высоком  качестве торгового обслуживания обойтись наименьшими потерями. Поэтому на предприятии важным этапом планирования затрат является их анализ. Анализ издержек обращения необходимо проводить потому, что издержки обращения при неизменных торговых надбавках – основной фактор обеспечения рентабельности работы предприятия.

Следующим этапом анализа является исследование состава издержек обращения. Каждую статью издержек обращения предприятие тщательно анализирует. Оно ищет пути и разрабатывает мероприятия по сокращению издержек обращения. Так, для сокращения транспортных расходов предприятие добивается за счет полной загрузки машин уменьшение порожнего пробега. Использование прицепов и тягачей, расширение централизованной и кольцевой доставки товаров.

 

Таблица 4 - Планирование по статьям издержек в сети супермаркетов «Тэмле» (в сопоставимых ценах, млн. руб.)

Статьи издержек обращения

2009

2010

2011

2012

Отклонение (2012 -2011)

Прогноз на 2013

Отклонение прогноз 2013 - факт 2012 (+;-)

Расходы по оплате труда

17828

30714

52254

70228

17974

78022

7794

Отчисления на социальные нужды

6012

9000

14592

20482

5890

23175

2693

Амортизация основных средств

1872

2169

2459

4922

2463

6303

1381

Плата за электро- и теплоэнергию

9205

11657

15374

15466

92

15581

115

Расходы на рекламу

   

306

238

-68

252

14

Затраты по оплате % за пользование 
займами

4396

8016

7225

25621

18396

12605

-13016

Прочие расходы

6428

6042

13565

14333

768

12311

-2022

Итого:

45741

67598

105775

151290

45515

148249

-3041


 

В основу планирования фонда оплаты труда берется штатное расписание, в котором прогнозируется численность  работников, месячные оклады и на их основе фонд заработной платы на месяц, квартал, год11. На 2013 год изменений в штатном расписании не планируется. Руководство сети супермаркетов «Тэмле» планирует повысить среднюю заработную плату работников, что приведет к увеличению расходов на оплату труда работников на 7794 млн.руб. (78022 – 70228).

Рисунок 3 – Прогноз издержек на 2013 г.

 

Экономическое обоснование плана  прибыли от реализации супермаркетов «Тэмле» в 2013 г. Представлено в таблице 5.

В 2013 г. ожидается увеличение прибыли от реализации до 31327 млн.руб. за счет увеличения объемов продаж на 87397 млн.руб., снижения издержек обращения на 3041 млн.руб., эффективной работы высоко квалифицированных специалистов и работников.

Для определения коммерческо-финансовой эффективности работы предприятия используются коэффициент прибыльности продажи. Он определяется отношением суммы прибыли от реализации к товарообороту12. В 2013 г. планируется повышение рентабельности на 0,016 % (0,075 – 0,059).

 

Таблица 5 - Прогнозирование прибыли от реализации на 2013 г. (млн. руб.)

Показатели

2009

2010

2011

2012

Прогноз на 2013

Отклонение прогноз 2013 - факт 2012 (+;-)

Товарооборот

161544

203649

256953

328061

415457

87396

Валовой доход

           

       В  сумме

27119

36187

54059

54026

57015

2989

       В  % к обороту

16,8

17,8

21

16,5

13,7

-2,8

Издержки обращения

           

       В  сумме

45741

67598

105775

151290

148249

-3041

       В  % к обороту

28,3

33,2

41,2

46,11

35,7

10,4

Прибыль от реализации

10955

14780

22898

19458

31327

11869

Рентабельность продаж

0,068

0,073

0,089

0,059

0,075

0,016


 

Прогнозирование товарооборота является главным показателем плана экономического и социального развития сети супермаркетов «Тэмле».  В 2012 г. товарооборот составил 328061 млн.руб., он превысил товарооборот 2011 г. на 71108 млн.руб. (328061 – 256953). Планирование товарооборота основывается на данных анализа его за ряд предшествующих лет.

Таблица 5 – Анализ  товарооборота супермаркетов «Тэмле» за 2009 - 2012 гг. (в сопоставимых ценах, млн. руб.)

Годы

товарооборот

% выполнения

отклонение

(+;-)

темп роста

план

факт

2009

160000

161544

100,965

1544

-

2010

200000

203649

101,825

3649

126,06

2011

250000

256953

102,781

6953

126,17

2012

320000

328061

102,519

8061

127,67


 

Из таблицы видно, что план товарооборота из года в год выполняется. В 2011 г. произошло перевыполнение плана на 2,781%, что составило в сумме 6953 млн.руб. (256953 – 250000). В 2012 г. был перевыполнен план на 8061 млн.руб. (328061 – 320000), что составило 2,519% перевыполнения плана.

При планировании товарооборота  в супермаркетах «Тэмле» используется опытно-статистический метод, основанный на изучении состояния выполнения плана товарооборота за предшествующие годы, с учетом перспектив развития в предстоящем периоде. В 2013 г. по продукции предприятия ожидается повышение цен в среднем на 28%.

Так, темп прироста на 2013 г. прогнозируется 26,64%. Таким образом, проектируемый  товарооборот составляет:

 млн.руб.

Сумма планируемого прироста:

 млн.руб.

 

Рисунок 4 – Динамика товарооборота и прогноз на 2013 г.

 

3.2 Резервы увеличения прибыли и повышения уровня рентабельности

 

Расчеты плана прогноза на 2013 г. позволяют  определить следующие резервы увеличения прибыли:

1. Получить дополнительную прибыль в сумме 5187 млн. руб. за счет прироста товарооборота на сумму 87397 млн. руб. Прирост товарооборота в сети супермаркетов «Тэмле» прогнозируется за счет повышения объемов продаж. Для этого предприятие ищет новые пути сбыта товаров, привлекает частных предпринимателей, другие торговые фирмы, руководство старается правильно выбрать ассортимент продаваемых товаров в зависимости от сезона, расширением торговой сети по городу, области, регионам.

  Кроме того, увеличение товарооборота планируется за счет повышения качества товара. Качество товара сети супермаркетов «Тэмле» выше, чем качество основных конкурентов. В тоже время есть ряд недостатков, которые очевидны и на которые неоднократно обращали внимание покупатели, поэтому в целях улучшения своей позиции на рынке и повышения конкурентоспособности продукции предприятия необходимо их учесть.

2. Ожидается повышение цен на  продукцию, особенно на товар, пользующийся большим спросом у населения.

3. За счет снижения издержек  обращения планируется получить прибыль 6682 млн. руб. Экономия издержек обращения по расчету на 2013 г. составит 3041 млн. руб.

4. Отложенный спрос начал активно  реализовываться и, следовательно,  объем продаж товара увеличился.

5. Максимальную скидку (для оптовых покупателей) увеличить до 15 – 20% - дилерам, до 5 – 10% -постоянным покупателям, что позволит оживить спрос на товар. Уделить особое значение рекламе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Главная цель торгового предприятия в современных условиях - получение максимальной прибыли, что невозможно без эффективного управления капиталом. Поиски резервов для увеличения прибыльности предприятия составляют основную задачу управленца.

Информация о работе Формирование прибыли в организации и пути повышения рентабельности. Распределение и использование прибыли в торговле