Формирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 01:22, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломного проекта заключается в изучении политики формирования тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения.
На примере МУП «Водоканал» рассматриваются законодательные основы формирования тарифов на услуги, проводится анализ финансового состояния предприятия; формируется себестоимость услуг затратным методом, а также сравниваются тарифы, установленные методом индексации и затратным методом.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...4
1. Государственная политика в сфере формирования тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства ……………………………………………7
1.1. Законодательные основы формирования тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения ………………………………………………..7
1.2. Принципы формирования тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения……………………………………………………………………13
2. Финансовые результаты деятельности МУП «Водоканал»………………..16
2.1. Характеристика предприятия………………………………………………16
2.2. Финансовые результаты деятельности предприятия …………………….20
2.2.1. Выполнение производственных показателей ……………………….….20
2.2.2. Анализ численности и заработной платы……………………………….22
2.2.3. Анализ производственно-финансовой деятельности предприятия……24
2.2.4. Оценка финансово-экономического состояния предприятия………….30
3. Формирование тарифов на услуги МУП «Водоканал»…………………….33
3.1. Общие принципы определения себестоимости услуг……………………33
3.2. Формирование тарифа на услуги холодного водоснабжения……………35
3.2.1 Определение расходов по статьям затрат………………………………..35
3.2.2. Расчет тарифа на холодное водоснабжение……………………………..62
3.3. Формирование тарифов на услуги по отведению сточных вод…….. …..64
3.4. Сравнительный анализ тарифов……………………………………………69
4. Охрана труда на предприятии водопроводно-канализационного хозяйства…………………………………………………………………………74
5. Антропогенное воздействие деятельности предприятия на окружающую среду ……………………………………………………………………………..82
Заключение……………………………………………………………………….85
Список использованных источников………………………………………...…87

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ оригинал.doc

— 850.00 Кб (Скачать файл)

Учитывая, что многие муниципальные образования в  настоящее время не имеют или  имеют устаревшие генеральные планы  развития, разработка на их основе программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры затруднена.

В связи с этим Закон  № 210-ФЗ содержит положение, по которому до 1 января 2010 г. при отсутствии указанной  программы техническое задание  на разработку инвестиционных программ утверждает представительный орган муниципального образования.

 Важным документом  в части формирования тарифов  на услуги ЖКХ стало Постановление  Правительства РФ от 17.02.04 № 89 “Об утверждении Основ ценообразования  в сфере жилищно-коммунального  хозяйства” является за последние 15 лет первым правовым актом федерального уровня, регулирующим деятельность по установлению цен и тарифов на ЖКУ.

Необходимость принятия такого документа обусловлена отсутствием  в России системы нормативно-правовых актов, регулирующих тарифы на ЖКУ в  новых экономических условиях. Из-за этого сегодня основанием для расчета цен и тарифов в большинстве случаев являются фактические затраты предприятий, что, безусловно, не стимулирует их к повышению эффективности работы и снижению издержек.

Опыт показывает, что необоснованное увеличение цен и тарифов на услуги ЖКХ приводит к возрастающим негативным социально-экономическим последствиям в обществе, отрицательно сказываясь на населении, бюджетной системе и экономике в целом3.

Правовой основой для  разработки Основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства являлся Федеральный закон от 06.05.03 № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг.

Основами установлена  методология проведения тарифной политики на услуги ЖКХ, синхронизирован процесс  бюджетного планирования и изменения цен и тарифов, а также обеспечена публичность, в т. ч. для населения, процедуры формирования и утверждения цен и тарифов.

Принципиально важными  являются положение, определяющее критерии пересмотра цен и тарифов на жилье и коммунальные услуги, и введение института экономически обоснованных расходов, включая расходы, связанные с возвратом привлеченных заемных средств. В документе сформулированы основные понятия и требования к независимой экспертизе экономически обоснованных расходов, учитываемых при расчете цен и тарифов.

При этом следует иметь  в виду, что в соответствии с упомянутым Федеральным законом:

    • цены на жилищные услуги – оплата жилья (плата за содержание, ремонт и плата за наем) – регулируются только для жилых домов, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
    • тарифы на коммунальные услуги, предоставляемые в жилых зданиях, регулируются для жилищного фонда независимо от форм собственности.

И это оправданно. Почему, например, тарифы на воду в частном  доме и муниципальном жилищном фонде  должны различаться?

В то же время необходимо иметь в виду, что жилищные и коммунальные услуги являются комплексными по составу работ и должны гарантировать определенные требования по безопасности систем жизнеобеспечения и уровню комфортности жилья. Так, в состав жилищных услуг входят обслуживание и ремонт ограждающих конструкций зданий, лифтового хозяйства, внутридомового газового и энергетического оборудования, трубопроводов систем отопления, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и многое другое.

В «Основах…» определен  исчерпывающий состав затрат (работ) по каждому виду жилищно-коммунальных услуг, ограничивающий необоснованное включение непрофильных расходов в структуру цены, тарифа и обеспечивающий невозможность их предъявления населению.

Таким образом, Постановление  Правительства РФ от 17.02.04 № 89 «Об утверждении Основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства»  отвечает интересам:

    • потребителей, так как является сдерживающим фактором на пути роста цен и тарифов на услуги ЖКХ;
    • муниципальных образований, так как создает необходимую нормативно-правовую базу на всех уровнях власти для формирования эффективной системы регулирования цен и тарифов на услуги ЖКХ и их бюджетирования.
    1. . Принципы формирования тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения

 

В соответствии с Постановлением Правительства РФ «Об утверждении  основ ценообразования на услуги жилищно-коммунального хозяйства» основными принципами установления цен и тарифов являются4:

а) баланс экономических  интересов собственников жилья, организаций, осуществляющих содержание и ремонт жилья и/или оказывающих коммунальные услуги (далее - организации), и потребителей;

б) доступность жилья  и коммунальных услуг для потребителей и защита их прав;

в) компенсация экономически обоснованных расходов организаций  по оказанию услуг и получение прибыли для реализации производственных и инвестиционных программ;

г) открытость информации о ценах и тарифах и о  порядке их утверждения;

д) раздельное ведение  организациями учета доходов  и расходов в отношении регулируемой и иной деятельности.

Методом установления цен и тарифов является метод экономической обоснованности расходов.

Состав расходов, включая  расходы, связанные с возвратом  привлеченных заемных средств, и оценка их экономической обоснованности определяются согласно методике, разрабатываемой федеральным органом исполнительной власти в области строительства и жилищно-коммунального комплекса с учетом перечня работ по текущему ремонту общего имущества жилых домов, утверждаемого Правительством Российской Федерации.5

Дополнительным методом  установления цен и тарифов является метод индексации, в соответствии с которым цены и тарифы, установленные с использованием метода экономической обоснованности, меняются с учетом индексов-дефляторов, устанавливаемых Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

Применение в течение  одного расчетного периода регулирования  разных методов установления цен и тарифов в отношении организаций, осуществляющих одни и те же регулируемые виды деятельности, не допускается6.

Основанием для установления цен и тарифов является:

а) изменение более  чем на 5 процентов суммарных расходов организаций на осуществление регулируемой деятельности по сравнению с расходами, принятыми при расчете цен и тарифов на предыдущий расчетный период регулирования;

б) изменение более чем на 5 процентов суммы налогов и сборов, подлежащих уплате организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) изменение более  чем на 10 процентов ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации  и ставок коммерческих банков по долгосрочным кредитам;

г) принятие организациями  долгосрочных целевых программ производственного развития, технического перевооружения, снижения производственных или иных расходов, а также для реализации согласованных в установленном порядке инвестиционных проектов;

д) появление новых  организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;

е) результаты проверки регулирующим органом или по его поручению  хозяйственной деятельности организаций.

Установление цен и  тарифов осуществляется с учетом заключения независимой экспертизы7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Анализ  финансового состояния  МУП «Водоканал»

2.1. Характеристика предприятия

 

МУП «Водоканал» является государственным унитарным предприятием, отвечающим за снабжение питьевой водой города Находка, поселков Приисковый, Екатериновка и Владимиро-Александровский, а также сбор и очистку канализационных сточных вод по г.Находка.

Система водоснабжения  включает в себя четыре подземных  водозабора, расположенных в разных частях города.

Находкинский водозабор, расположен в с.Екатериновка Партизанского района Приморского края. Водозабор состоит из 61 артезианской скважины. Вода из скважин подается на очистные сооружения, где происходит процесс обезжелезивания скорыми песчаными фильтрами. Затем вода подается в два резервуара чистой воды объемом 500 м3 каждый, где хлорируется, после чего насосной станцией II подъема по магистральным водоводам подается в город и далее, системой станций подкачек в распределительную сеть и резервуары – накопители.

Водозабор «Падь Чепик»- групповой скважинный водозабор, состоит из 2-х скважин, металлического резервуара объемом 100 м3 и водопроводно-насосной станции, расположен на северо-западной окраине г. Находка между ул. Ручейной и Северным проспектом на расстоянии 0,9-1,15 км западнее озера Лебединого в Пади Чепик.

Водозабор «Приморский», расположен на юго-западной окраине  г.Находка в пади Юзгоу. Водозабор  состоит из 5 скважин: и  резервуаров  чистой воды объемом 100 м3 и 1000 м3.

Водозабор «Приисковый». Водозабор состоит из одной скважины. Находится на территории г. Находка и расположен в 0,4 км восточнее п. Приисковый, в 0,5 км севернее бухты Козина залива Восток. Вода используется для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения поселка Приисковый.

Общая протяженность водопроводных сетей по городу – 260,1 км. Количество водопроводных насосных станций – 21. Количество водозаборных колонок – 164 шт.

Протяженность канализационных  сетей – 182,7 км. Очистные сооружения находятся в районе бухты «Тунгус» с механической и биологической очисткой, т.е. переработка органических загрязнений специальными бактериями.

Технология очистки  стоков довольно сложна. Вначале они  попадают на решетки-дробилки, где измельчается мусор. Затем – в специальную  ёмкость - песколовку. В песколовке по кругу вращается вода, за счет центробежной силы песок и мелкие камушки оседают на дно. После песколовки вода, в которой содержится много органических взвесей, уходит на отстойники. Распределительная чаша делит один поток воды на два отстойника, в которых вода выдерживается полтора часа. За это время взвеси оседают, а вода собирается в лоточки и идет дальше.

Осевшие взвеси специальными приспособлениями и насосами выгружаются  на иловые площадки. Там выдерживаются полтора года. Так как в Находке нет вредных промышленных стоков, после выдержки ил можно использовать как удобрение. После первичного отстойника путь воды лежит в аэротэнки. Там в высокой концентрации содержатся бактерии, которые в природе отвечают за биологическую очистку среды. Вода в аэротенках, насыщенная микроорганизмами, темно-коричневого цвета. В аэротенки постоянно подается воздух, так как для активной жизнедеятельности бактериям нужно много кислорода, как рыбам в аквариуме. За 5 часов вода в аэротенках полностью очищается.

После этого она поступает на вторичные отстойники, назначение которых – отделить и вернуть в аэротенки биологически активный ил. Ведь это важный рабочий компонент и  нужен для дальнейшей очистки воды. Вода отстаивается  полтора часа и выходит уже чистой.

Чтобы полностью обезопасить эту воду перед спуском в море, в нее добавляется хлорная вода. Для этого на очистных есть хлораторная. После контакта с хлором вода дехлорируется, а уж затем попадает в трубу, которая выльет очищенные стоки в море в 800 метрах от берега.  

На очистных сооружениях канализации и на водозаборе есть свои лаборатории, которые регулярно берут пробы воды на анализ. Результаты стабильно подтверждают: вода соответствует всем санитарно-техническим параметрам, а стоки проходят полную очистку и их слив в бухту Тунгус не наносит окружающей среде никакого урона.

На предприятии трудится 548 человек. Из них доля административно-управленческого персонала 8 %, , доля работников, занятых водоснабжением – 19%, водоотведением – 22%, общеэксплуатационного персонала – 11%, цехового – 40%. (Рис.1)

 

Рис.1

 

Структура МУП «Водоканал» представлена на рисунке 2.

(здесь  будет вставлена структура ..)

 

 

 

2.2. Финансовые  результаты деятельности предприятия.

 

2.2.1. Выполнение производственных показателей по водоснабжению

 

 В 2008 году реализация воды по всем группам потребителей уменьшилась на  543 тыс.куб.м.

Как видно из таблицы 2.1 за  2008 год произошло снижение объема водопотребления по первой группе потребителей “население” по сравнению с прошлым годом на 233 тыс.куб.м. Основными факторами значительного уменьшения явились:

  • снижение численности населения города Находка и поселков Партизанского района;
  • резко возросший рост числа установок индивидуальных приборов учета в жилфонде г.Находка, что привело к значительному сокращению водопотребления населением.

Информация о работе Формирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения