Формы и методы регулирования спроса и предложения денег

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 21:23, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение форм и методов регулирования предложения и спроса денег.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 283.00 Кб (Скачать файл)

С инфляционными ожиданиями тесно переплетаются ожидания ухудшения   кoнъюнктypы рынков вообще, в частности  сокращение товарного предложения, усиление товарного дефицита, ухудшение качества продукции и т.п. Bо всех этих случаях экономические субъекты отдадут предпочтение накоплению богатства в товарной форме, a не в денежной, и спрос на деньги сократится.

С учетом новейших факторов влияния на спрос формулу его можно записать y таком виде:

Объем спроса на деньги = (Y+, P+, R-, B+, I-, O-),

где Y - реальный объем  ВHП;

P - средний уровень  цен;

R - уровень ожидаемого  дохода на альтернативные деньгам  активы;

B - объем богатства;

І - уровень инфляции;

О - ожидание изменений  рыночной конъюнктуры.

Знаки (+), (-), которые стоят  рядом с буквами, показывают зависимость  изменения спроса на деньги от изменения  соответствующего фактора: (+) означает прямую зависимость, (-) обратную.

    1. Классическая теория спроса на деньги

 

Классическая теория связывает спрос на деньги главным образом с реальным доходом. Кейнсианская – считает основным фактором – ставку процента. Хранение денег в виде наличности связано с определенными издержками. Они равны проценту, который можно было бы получить, положив их в банк или использовав на покупку других финансовых активов, приносящих доход. Чем выше ставка процента, тем больше мы теряем потенциального дохода, тем выше альтернативная стоимость хранения денег в виде наличности, а значит тем ниже спрос на деньги.

 

2.2 Кейнсианский  подход к спросу на деньги

 

 Кейнсианская теория спроса на деньги – теория предпочтения ликвидности – выделяет три мотива, побуждающие людей хранить часть денег в виде наличности:

1) трансакционный мотив (потребность в наличности для текущих сделок).

2) мотив предосторожности (хранение определенной суммы на случай непредвиденных обстоятельств в будущем).

3) спекулятивный мотив (намерение приберечь некоторый резерв, чтобы с выгодой воспользоваться лучшим, по сравнению с рынком, знанием того, что принесет будущее).

Спекулятивный спрос на деньги обоснован  на обратной зависимости между ставкой процента и курсом облигаций. Если ставка процента растет, то цена облигации падает, спрос на облигации растет, что ведет к сокращению запаса наличных денег (меняется соотношение между наличностью и облигациями в портфеле активов), то есть обратная зависимость между спросом на деньги и ставкой процента.

Факторы спроса на деньги:

1) уровень дохода;

2) скорость обращения денег;

3)ставка процента.

 

 

    1. Модель Баумоля-Тобина

 

 

Модель спроса на деньги с учётом альтернативных затрат держания кассы была предложена независимо друг от друга  двумя экономистами  - У.  Баумолем и Дж. Тобином. Она  является наиболее популярной моделью спроса на деньги, рассматривающей его  с точки зрения  оптимизации денежных запасов. Здесь показано, что индивид поддерживает денежные запасы так же, как фирма поддерживает свои денежные запасы. В каждый данный момент домохозяйство держит часть своего богатства в денежной форме для будущих покупок. Если в денежной форме  хранится значительная часть богатства, то, с одной стороны, домохозяйство всегда располагает необходимой суммой денег для совершения сделок, а с другой – оно лишается процента, если бы  вместо денег держало приносящие проценты активы. Если в денежной форме хранится незначительная часть богатства, то  перед домохозяйством может возникнуть проблема конвертации части  своего богатства в деньги из-за недостаточности средств для совершения покупок. Таким образом, перед домохозяйством стоит проблема  определения оптимального объёма денежных средств.

Из модели Баумоля-Тобина следует  вывод:  спрос на деньги – это  спрос на реальные денежные остатки, он возрастает при росте реального  национального продукта и сокращается при росте ставки процента.

Существует компромиссный выбор  между удобством хранения наличности для сделок и процентом, который  м.б. получен если эти деньги положить в банк. Перед д/х стоит проблема  определения оптимального объёма денежных средств. Предполагается, что индивид тратит деньги равномерно Y/2N-кол-во денег на руках.

На счете в банке  – Y,   N-походы в банк, F – издержки похода в банк, i - годовая ставка процента. Тогда совокупные издержки от хранения денег на руках (ТС) равны TC= FN + iY/2N

Индивид старается минимизировать TC, TC= FN + iY/2N » min(0) С ростом дохода спрос на деньги растет, а с ростом ставки процента падает.

 

2.4 Спрос на  деньги в теории портфеля

 

В теории портфеля объем  реальной кассы формируется в  процессе оптимизации структуры всего имущества, состоящего не только из денег и облигаций, но и из рисковых ценных бумаг. Парето-оптимальная структура имущества достигается тогда, когда на всех сегментах финансового рынка устанавливается равновесие.

 

 

 

Когда планы по оптимизации структуры ценных бумаг у всех инвесторов взаимно согласуются, тогда на всех сегментах финансового рынка устанавливается равновесие и структура имущества стабилизируется. Так при портфельном подходе объем и структура имущества определяют спрос на деньги.

До сих пор мы делили имущество на три части, отличающиеся по сочетанию доходности и риска: деньги, облигации и акции. Но так  обстоит дело только при отсутствии инфляции.

Инфляция, обесценивая  деньги, придает им отрицательную  доходность, а дефляция - положительную. Изменение покупательной способности  денег непосредственно отражается на реальной доходности облигации, так  как на нее гарантируется лишь номинальный доход определенной величины. Таким образом, при непредвиденных изменениях уровня цен деньги и облигации имеют вероятностную доходность с положительной корреляционной зависимостью.

Риск доходности акций непосредственно  не связан с изменением уровня цен: при его повышении (понижении) в равной мере увеличиваются (уменьшаются) выручка и затраты на производство, а реальная доходность фирмы остается неизменной. Основными причинами колебания доходности реального капитала являются процессы, происходящие в реальном секторе: технический прогресс, изменение предпочтений потребителей, налоговые реформы, сезонные колебания конъюнктуры и пр.

Отмеченные обстоятельства приводят к тому, что избегающие риск индивиды рассматривают деньги и облигации  как взаимозаменяемые активы, а финансовый и реальный капитал - как взаимодополняемые части своего имущества.

Пусть при сложившейся конъюнктуре  оптимальный для индивида портфель на 60% состоит из денег и облигаций и на 40% из акций. В случае повышения ставки процента собственник портфеля пожелает сократить свою кассу из-за роста альтернативных издержек. Если он использует часть денег для покупки дополнительных облигаций, то мера риска его портфеля не изменится: как и прежде, инфляция угрожает 60% портфеля, а снижение производительности труда - 40%. Если за счет уменьшения денежной части портфеля его владелец увеличит пакет акций, то риск получения ожидаемого дохода станет иным: инфляция теперь обесценит меньшую, чем ранее, часть портфеля, зато снижение производительности труда приведет к большим потерям.

Степень взаимозаменяемости и взаимодополняемости  составных частей портфеля определяется не только разными источниками риска  доходности каждой из них, но и отношением индивидов к сочетанию дохода и риска. Люди, более склонные к  последнему, рассматривают акции и облигации как взаимозаменяемые части портфеля. Для людей, предпочитающих минимизировать риск, облигации и акции не являются совершенными субститутами.

Как уже отмечалось, кейнсианская функция спроса на деньги основана на предположении, что имущество домашних хозяйств состоит только из двух невзаимозаменяемых активов - денег и облигаций. Если банковская система увеличивает предложение денег, то для восстановления равновесия в финансовом секторе необходимо, чтобы спрос на них L возрос на величину дополнительного предложения денег: L =  M.

В теории портфеля составные  части имущества в определенной степени взаимозаменяемы. Следовательно, при увеличении предложения денег возрастает спрос не только на реальную кассу, но и на другие части имущества, т.е. нарушается исходное равновесие на всех сегментах финансового рынка. Для восстановления равновесия должна измениться не только ставка процента, но и доходность реального капитала .

 

 

 

  1.  Денежное предложение

 

Предложение денег - вторая сила, которая,  взаимодействуя со спросом, определяет конъюнктуру денежного  рынка. Это желание экономических  субъектов одолжить определенную часть своих активов ради получения доходов. Регулирование предложения денег свойственно рыночной экономике постоянно.

 Как и спрос на  деньги, предложение денег является  явлением остатка. Суть предложения  денег состоит в том, что  экономические субъекты в любой момент имеют в своем распоряжении определенный запас денег, которые они могут при благоприятных обстоятельствах направить в оборот.

Ha уровне отдельного  экономического субъекта предложение  денег взаимодействует со спросом  на деньги как его альтернатива. Если фактический запас денег отдельного индивида превышает его спрос на деньги, а это возможно при росте альтернативной стоимости сохранения денег, то индивид будет предлагать часть своего запаса денег на рынок к продаже. И, наоборот, при превышении спроса над имеющимся запасом индивид будет покупать их на рынке или другими способами удовлетворять спрос. При повышении уровня процента экономический субъект будет выступать на рынке с предложением денег, а при снижении - со спросом на деньги.

Ha макроэкономическом  уровне предложение денег формируется  несколько по другому. Считается,  что все экономические субъекты  одновременно не могут предложить  на рынок денег больше имеющихся  y них запасов денег. Т.е. фактическая  масса денег в обороте является естественной границей предложения денег. Никакие стимулирующие факторы, например повышение процента, не могут увеличить предложение денег свыше этой границы. Если же возникает потребность увеличить предложение свыше этой границы, что возможно при росте совокупного спроса на деньги, то это можно сделать только дополнительной эмиссией денег в оборот. Поэтому эмиссия денег рассматривается как повышение предложения денег на денежном рынке, a изъятие денег из оборота - как сокращения предложения денег.

Спрос на деньги изменяется прежде всего под влиянием объективных факторов, которые формируются внутри сектора реальной экономики, a предложение денег имеет преимущественно экзогенный характер. Из этого следует, что только спрос на деньги может быть первичным фактором во взаимодействии с предложением денег. А предложение денег должно в своей динамике постоянно ориентироваться на изменение спроса на деньги.

Итак, те факторы, которые  определяют изменение спроса на деньги, в  конечном счете определяют границы  изменения предложения денег.

Формирование предложения  денег и факторы на него влияющие. Признание спроса на деньги объективной  границей для предложения денег, a самого предложения - результатом  деятельности банков может создать  впечатление, что задачей монетарной политики банковской системы является сугубо техническое «подтягивание» денежной массы к спросу на деньги при изменении его объема. Тем не менее, это лишь общее впечатление. За ним кроется чрезвычайно сложный процесс роста массы денег (денежного предложения), на который, кроме решений центрального банка, влияет значительное количество других факторов, которые могут деформировать предложение денег. Поэтому любой из этих факторов можно рассматривать как самостоятельный фактор влияния на объем предложения денег.

Чтобы упростить анализ этих факторов, запишем предложение  денег в виде такой формулы:

MS = mMб,

где MS - предложение денег  в виде денежной наличности вне банков и депозитов на текущих счетах;

m - коэффициент денежно-кредитного  мультипликатора;

Mб - денежная база.

Изменение предложения  денег (MS) может быть вызвано действием  факторов, которые влияют на объем  денежной базы и на коэффициент мультипликатора.

Поскольку денежная база (Мб) находится под полным контролем  центрального банка, то объем ее может  изменяться вследствие определенных операций этого банка - операций на открытом рынке, рефинансирования коммерческих банков, валютной интервенции.

Изменение коэффициента мультипликатора определяется не только решениями центрального банка, a и  многими другими факторами, которые действуют независимо от его воли и могут самостоятельно влиять на объем предложения денег. Tакими факторами могут быть изменения:

-нормы обязательных  резервов;

- учетной ставки;

-типичной рыночной  процентной ставки;

- процентной ставки по депозитам до востребования;

-объема богатства  экономических субъектов;

-тенизации предпринимательской  деятельности;

-состояния доверия  к банкам, банковской паники.

Рассмотрим механизм влияния любого из этих факторов на предложение денег.

Изменение нормы обязательного резервирования вызовет противоположное по направлению изменение коэффициента (m) мультипликации денежной массы, поскольку он определяется по формуле m=l/r, где r -норма обязательного резервирования. Поэтому чем низшей будет норма (r), тем высшим будет коэффициент мультипликации, a значит большим  будет общий объем денежного предложения, и наоборот.

Информация о работе Формы и методы регулирования спроса и предложения денег