Формы и методы регулирования спроса и предложения денег

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 21:23, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение форм и методов регулирования предложения и спроса денег.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 283.00 Кб (Скачать файл)

К операциям, осуществляемым центральными банками, относятся:

• кредитование в порядке рефинансирования;  
• расчетное и кассовое обслуживание правительства и иных государственных органов;  
• переучет векселей и других денежных обязательств;  
• операции на рынке ценных бумаг;  
• инкассация и перевозка денежной наличности, валютных и других ценностей;  
• управление золотовалютными резервами;  
• межбанковские расчеты, включая расчеты с небанковскими кредитно-финансовыми организациями;  
• прием ценностей на хранение;  
• денежные переводы и иные расчетные операции;  
• валютные операции;  
• операции по обслуживанию государственного долга и ряд других, закрепленных законодательством.

 

  1. Анализ денежно-кредитной и валютной политики в РБ

 

Под денежно-кредитной политикой понимается совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других параметров денежного рынка и рынка ссудных капиталов Она является составной частью единой государственной экономической политики.

Объектом в системе  денежно-кредитного регулирования  выступают денежные средства, обеспечивающие процесс воспроизводства товаров (услуг) и характеризуемые комплексом количественных и качественных параметров: объем, форма, цена, направления движения и т.д.

Субъектами денежно-кредитной  политики в широком смысле являются все участники денежных отношений (субъекты денежно-кредитного сектора  экономики): субъекты хозяйствования, включая институты денежного  рынка; государство (государственные структуры). Наряду с этим часто к кругу субъектов ДКП относят только государственные структуры или, более того, только Центральный банк государства, исходя из представления денежно-кредитного регулирования как части государственного регулирования экономики. Роль каждого из субъектов определяется, прежде всего, характером экономических отношений, на базе которых складывается определенный тип управления.

В процессе разработки денежно-кредитной  политики Центральный банк страны формулирует  её цели и задачи, определяет набор инструментов для достижения целей, устанавливает определенные условия (параметры), механизмы использования данных инструментов.

Высшая конечная задача денежно-кредитной политики состоит  в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема производства. Однако текущая денежно-кредитная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, чем эта глобальная задача. Эти конкретные цели включают в себя тактические цели, достижимые путем проведения каждодневных последовательных операций, и промежуточные цели, регулирующие значения ключевых переменных в экономической системе на годичных (и более того) временных интервалах.

Высшие задачи, промежуточные  и тактические цели образуют иерархическую  структуру, где на каждом определенном уровне происходит корректировка соответствующей цели для обеспечения выполнения задачи более высокого уровня.

 

    1. Денежно-кредитная и валютная политика в РБ в 2008-2009 году

 
  
       Денежно–кредитная политика Республики Беларусь в 2009 году, как и в предыдущие годы, направлена на создание условий для поддержания высоких темпов экономического роста, выполнение показателей социально–экономического развития страны и повышение благосостояния населения прежде всего путем: обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развития и укрепления банковской системы; повышения надежности и безопасности функционирования платежной системы. 
      Основные направления денежно–кредитной политики Республики Беларусь на 2009 год разработаны с учетом указов Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. № 384 «Об утверждении Программы социально–экономического развития Республики Беларусь на 2006 — 2010 годы» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 92, 1/7667) и от 15 января 2007 г. № 27 «Об утверждении Программы развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2006 — 2010 годы» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 16, 1/8268).

 
РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕНЕЖНО–КРЕДИТНОЙ  ПОЛИТИКИ В 2008 ГОДУ 
     В январе — июне 2008 г. макроэкономическая ситуация в стране по сравнению с аналогичным периодом 2007 года характеризовалась поддержанием высоких темпов экономического роста, сохранением высокой инвестиционной активности в большинстве отраслей экономики, ростом реальных денежных доходов населения, а также ускорением инфляционных процессов, существенным отрицательным сальдо внешнеторговых операций.  В первом полугодии 2008 г. монетарная политика проводилась в соответствии с Основными направлениями денежно–кредитной политики Республики Беларусь на 2008 год, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2007 г. № 687. 
        Курсовая политика. Официальный курс белорусского рубля к доллару США на 1 июля 2008 г. составил 2 125 рублей за 1 доллар США и с начала 2008 года укрепился на 1,2 процента.

 Процентная политика. Динамика процентных ставок по операциям Национального банка определялась ставкой рефинансирования, которая в первом полугодии 2008 г. не изменялась и оставалась равной 10 процентам годовых, что на 0,8 процентного пункта ниже, чем в январе — июне 2008 г. В целях стимулирования роста рублевых банковских вкладов физических и юридических лиц, повышения доходности сбережений населения ставка рефинансирования с 1 июля 2008 г. установлена на уровне 10,25 процента годовых. 
        Для регулирования ставки межбанковского рынка Национальным банком использовались как постоянно доступные инструменты (кредит и депозит «овернайт», сделки СВОП), так и аукционные операции. В первом полугодии 2008 г. уровень ставок по постоянно доступным инструментам, а также нормативы обязательных резервов не изменялись.

 
           Ставка  рефинансирования и ставки межбанковского  рынка оказывали влияние на формирование процентных ставок по кредитам и депозитам в национальной валюте. В январе — июне 2008 г. средняя процентная ставка по новым рублевым кредитам банков составляла 13,2 процента годовых, что на 0,9 процентного пункта ниже, чем в январе — июне 2007 г.; по новым срочным рублевым депозитам юридических и физических лиц — 9,5 процента годовых, что на 2,2 процентного пункта ниже, чем в аналогичном периоде 2007 года. 
         Денежно–кредитные показатели. В первом полугодии 2008 г. рублевая денежная масса возросла на 14,4 процента (на 2,41 трлн. рублей) и на 1 июля 2008 г. достигла 19,18 трлн. рублей, широкая денежная масса соответственно — на 15,4 процента (на 3,78 трлн. рублей) и 28,29 трлн. рублей. 
         Коэффициент монетизации экономики по широкой денежной массе увеличился с 19,9 процента на начало 2008 года до 21,1 процента на 1 июля 2008 г., по рублевой денежной массе — с 13,5 до 14,1 процента. 
В январе — июне 2008 г. рублевая денежная база приросла на 12 процентов (на 822,1 млрд. рублей) и на 1 июля 2008 г. составила 7,74 трлн. рублей. 
На 1 июля 2008 г. международные резервные активы Республики Беларусь (золотовалютные резервы страны) в национальном определении оценивались в 5,55 млрд. долларов США и увеличились с начала 2008 года на 555,1 млн. долларов США, в определении Специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда соответственно — 4,62 млрд. долларов США и на 435,3 млн. долларов США соответственно. Параметры развития банковского сектора. В январе — июне 2008 г. активы банков возросли на 22,3 процента (на 9,31 трлн. рублей), требования банков к экономике — на 24,6 процента (на 7,47 трлн. рублей), в том числе в национальной валюте — на 24,4 процента (на 4,57 трлн. рублей).

 
        На 1 июля 2008 г. доля проблемных активов в активах банков, подверженных кредитному риску, составила 1,8 процента, доля проблемной задолженности в задолженности заемщиков по кредитам и иным активным операциям банков — 0,71 процента. По итогам работы за первое полугодие 2008 г. рентабельность капитала банковского сектора сложилась на уровне 11,9 процента, прибыль банков достигла 402,1 млрд. рублей, что в 1,6 раза больше, чем в аналогичном периоде 2007 года. 
       Функционирование платежной системы. В январе — июне 2008 г. в автоматизированной системе межбанковских расчетов проведено 27,9 млн. платежей на сумму 295 трлн. рублей, что на 11,6 процента по количеству и на 17,9 процента по сумме выше, чем в аналогичном периоде 2007 года. 
Несвоевременно выполненные (аннулированные) платежи в отчетном периоде, как и в аналогичном периоде 2007 года, отсутствуют. Случаев несанкционированного доступа в платежную систему не допущено. 
   Социально–экономическое развитие страны в 2009 году характеризуется высокими темпами роста основных макроэкономических показателей и увеличением спроса на деньги. С учетом внутренних и внешних условий индекс потребительских цен прогнозируется на уровне 109 — 111 процентов. В 2009 году монетарная политика будет направлена на обеспечение темпов экономического роста посредством проведения соответствующих курсовой, процентной и эмиссионной политики.

Курсовая политика сохранит роль важнейшего инструмента достижения внешней и внутренней устойчивости белорусского рубля. Предусматривается привязка курса белорусского рубля к корзине иностранных валют (евро, доллар США и российский рубль). При этом колебания обменного курса белорусского рубля к доллару США оцениваются в пределах плюс/минус 5 процентов. 
Процентная политика. К концу 2009 года при прогнозируемом уровне инфляции и изменении курса белорусского рубля ставка рефинансирования составит 10 — 12 процентов годовых. 
    Для регулирования денежного предложения и текущей ликвидности банков будут использоваться постоянно доступные инструменты (кредит и депозит «овернайт», сделки СВОП), двусторонние операции и операции на открытом рынке, а также механизм обязательного резервирования. Национальный банк операциями на денежном рынке обеспечит движение процентной ставки межбанковских кредитов на уровне, близком к ставке рефинансирования. 
       Процентная политика ориентирована на доступность кредитов субъектам экономики и стимулирование привлечения в банковские депозиты средств юридических и физических лиц. На конец 2009 года процентные ставки по новым кредитам нефинансовому сектору составят 13 — 15 процентов годовых, по новым срочным депозитам в банках — 10 — 12 процентов годовых.

Денежно–кредитные показатели. В 2009 году с учетом роста ВВП (на 110 — 112 процентов) и изменения других факторов спроса экономики на деньги увеличение рублевой денежной базы оценивается на уровне 28 — 34 процента, рублевой денежной массы — на 32 — 40 процентов, широкой денежной массы — на 32 — 39 процентов. При этом планируется, что депозиты физических лиц возрастут на 4,2 — 5,2 трлн. рублей, юридических лиц — на 4,8 — 5,7 трлн. рублей. Реализация мер денежно–кредитной и экономической политики позволит в 2009 году увеличить коэффициент монетизации экономики по рублевой денежной массе до 16,5 процента, по широкой денежной массе — до 24,5 процента. 
Прогнозируется, что международные резервные активы Республики Беларусь в национальном определении на 1 января 2010 г. достигнут 5,87 — 7,75 млрд. долларов США. В 2009 году, учитывая расширение спроса на банковские услуги организациями нефинансового сектора экономики и населением, приоритетом в развитии банковского сектора явится повышение устойчивости его функционирования.

 
        За 2009 год прирост  нормативного капитала в банковском  секторе составит 18 — 25 процентов,  рентабельность капитала банков (после выплаты налогов) — не менее 10 процентов, доля проблемных активов в активах банков, подверженных кредитному риску, не превысит 5 процентов. Прирост активов банков планируется на уровне 35 — 42 процентов. Это означает, что к концу 2009 года обеспеченность ВВП банковскими активами (главным образом кредитами) достигнет 50 — 51 процента. Требования банков к экономике возрастут на 36 — 44 процента. При этом объем выдачи инвестиционных кредитов банков составит 7 — 7,5 трлн. рублей, в том числе на жилищное строительство — 2,9 — 3,8 трлн. рублей. В 2009 году в целях расширения национального финансового рынка и вовлечения в него новых участников продолжится работа по созданию новых финансовых инструментов и механизмов, широко используемых в мировой финансовой практике.

 В 2009 году Национальный  банк обеспечит эффективное, надежное  и безопасное функционирование  национальной платежной системы,  а также дальнейшее расширение  сферы безналичных расчетов в  экономике республики и сокращение  доли расчетов посредством наличных денег.

В 2009 году продолжится  реализация мероприятий по интеграции банковских систем Республики Беларусь, Российской Федерации и других государств — участников Содружества Независимых  Государств, а также сотрудничество с Международным валютным фондом, Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Международной финансовой корпорацией. В 2009 году денежно–кредитная политика направлена на содействие устойчивым темпам экономического роста и выполнение прогнозных показателей социально–экономического развития страны. Предусмотренная привязка курса белорусского рубля к корзине иностранных валют позволит обеспечить большую стабильность номинального эффективного курса национальной валюты. Для обеспечения устойчивости национальной валюты предполагается использовать различные монетарные инструменты. Развитие банковской системы в 2009 году будет осуществляться на основе расширения ресурсной базы банков.

Повышение эффективности  финансового рынка планируется  проводить путем развития его  инфраструктуры и расширения спектра используемых финансовых инструментов. Таким образом, реализация в 2009 году намеченных целей, задач и мероприятий монетарной политики, адекватных развитию экономики, обеспечит единство проводимой экономической политики.

 
  

5 Анализ изменения размера и структуры денежного предложения в 2007-2008 годах

 

Денежная масса – это совокупность наличных и безналичных покупательных  и платёжных средств, которыми располагают  частные лица, фирмы, гос-во.

Денежная база(B) (деньги повышенной мощности, резервные деньги) - наличность вне банковской системы(C), а также резервы(R) коммерческих банков, хранящиеся в ЦБ. Наличность является непосредственной частью предложения денег, тогда как банковские резервы влияют на способность банков создавать новые депозиты, увеличивая предложение денег. B = C + R. Увеличение денежной базы приводит к многократному (мультипликативному) расширению вкладов в коммерческих банках и денежной массы.

Предложение денег (М) равно сумме  наличных денег (С) и сумме средств на текущих счетах (D).М = С + D.

Резервы-сумма средств, внесенных  на банковские счета и не выданных в качестве кредитов,.

Если бы банки только хранили  деньги в качестве резервов на случай востребования их вкладчиками и  не выдавали в качестве кредитов, то каждая положенная на текущий счет денежная сумма увеличивала бы объем средств на текущих счетах и соответственно уменьшала бы количество наличных средств. При этом предложение денег остается прежним. Такая система называется 100%-ым банковским резервированием, и при ней банки не оказывают влияния на предложение денег.

Информация о работе Формы и методы регулирования спроса и предложения денег