Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 21:23, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение форм и методов регулирования предложения и спроса денег.
К операциям, осуществляемым центральными банками, относятся:
• кредитование в порядке рефинансирования;
• расчетное и кассовое обслуживание
правительства и иных государственных
органов;
• переучет векселей и других денежных
обязательств;
• операции на рынке ценных бумаг;
• инкассация и перевозка денежной наличности,
валютных и других ценностей;
• управление золотовалютными резервами;
• межбанковские расчеты, включая расчеты
с небанковскими кредитно-финансовыми
организациями;
• прием ценностей на хранение;
• денежные переводы и иные расчетные
операции;
• валютные операции;
• операции по обслуживанию государственного
долга и ряд других, закрепленных законодательством.
Под денежно-кредитной политикой понимается совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других параметров денежного рынка и рынка ссудных капиталов Она является составной частью единой государственной экономической политики.
Объектом в системе
денежно-кредитного регулирования
выступают денежные средства, обеспечивающие
процесс воспроизводства
Субъектами денежно-кредитной политики в широком смысле являются все участники денежных отношений (субъекты денежно-кредитного сектора экономики): субъекты хозяйствования, включая институты денежного рынка; государство (государственные структуры). Наряду с этим часто к кругу субъектов ДКП относят только государственные структуры или, более того, только Центральный банк государства, исходя из представления денежно-кредитного регулирования как части государственного регулирования экономики. Роль каждого из субъектов определяется, прежде всего, характером экономических отношений, на базе которых складывается определенный тип управления.
В процессе разработки денежно-кредитной политики Центральный банк страны формулирует её цели и задачи, определяет набор инструментов для достижения целей, устанавливает определенные условия (параметры), механизмы использования данных инструментов.
Высшая конечная задача денежно-кредитной политики состоит в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема производства. Однако текущая денежно-кредитная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, чем эта глобальная задача. Эти конкретные цели включают в себя тактические цели, достижимые путем проведения каждодневных последовательных операций, и промежуточные цели, регулирующие значения ключевых переменных в экономической системе на годичных (и более того) временных интервалах.
Высшие задачи, промежуточные и тактические цели образуют иерархическую структуру, где на каждом определенном уровне происходит корректировка соответствующей цели для обеспечения выполнения задачи более высокого уровня.
Денежно–кредитная
политика Республики Беларусь в 2009 году, как и в предыдущие годы, направлена
на создание условий для поддержания высоких
темпов экономического роста, выполнение
показателей социально–экономического
развития страны и повышение благосостояния
населения прежде всего путем: обеспечения
устойчивости белорусского рубля, в том
числе его покупательной способности
и курса по отношению к иностранным валютам;
развития и укрепления банковской системы;
повышения надежности и безопасности
функционирования платежной системы.
Основные направления
денежно–кредитной политики Республики
Беларусь на 2009 год разработаны с учетом
указов Президента Республики Беларусь
от 12 июня 2006 г. № 384 «Об утверждении Программы
социально–экономического развития Республики
Беларусь на 2006 — 2010 годы» (Национальный
реестр правовых актов Республики Беларусь,
2006 г., № 92, 1/7667) и от 15 января 2007 г. № 27 «Об
утверждении Программы развития банковского
сектора экономики Республики Беларусь
на 2006 — 2010 годы» (Национальный реестр
правовых актов Республики Беларусь, 2007
г., № 16, 1/8268).
РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕНЕЖНО–КРЕДИТНОЙ
ПОЛИТИКИ В 2008 ГОДУ
В январе — июне 2008 г. макроэкономическая
ситуация в стране по сравнению с аналогичным
периодом 2007 года характеризовалась поддержанием
высоких темпов экономического роста,
сохранением высокой инвестиционной активности
в большинстве отраслей экономики, ростом
реальных денежных доходов населения,
а также ускорением инфляционных процессов,
существенным отрицательным сальдо внешнеторговых
операций. В первом полугодии 2008 г.
монетарная политика проводилась в соответствии
с Основными направлениями денежно–кредитной
политики Республики Беларусь на 2008 год,
утвержденными Указом Президента Республики
Беларусь от 30 декабря 2007 г. № 687.
Курсовая политика. Официальный
курс белорусского рубля к доллару США
на 1 июля 2008 г. составил 2 125 рублей за 1
доллар США и с начала 2008 года укрепился
на 1,2 процента.
Процентная политика. Динамика процентных ставок по операциям
Национального банка определялась ставкой
рефинансирования, которая в первом полугодии
2008 г. не изменялась и оставалась равной
10 процентам годовых, что на 0,8 процентного
пункта ниже, чем в январе — июне 2008 г.
В целях стимулирования роста рублевых
банковских вкладов физических и юридических
лиц, повышения доходности сбережений
населения ставка рефинансирования с
1 июля 2008 г. установлена на уровне 10,25 процента
годовых.
Для регулирования
ставки межбанковского рынка Национальным
банком использовались как постоянно
доступные инструменты (кредит и депозит
«овернайт», сделки СВОП), так и аукционные
операции. В первом полугодии 2008 г. уровень
ставок по постоянно доступным инструментам,
а также нормативы обязательных резервов
не изменялись.
Ставка
рефинансирования и ставки
Денежно–кредитные показатели.
В первом полугодии 2008 г. рублевая денежная
масса возросла на 14,4 процента (на 2,41 трлн.
рублей) и на 1 июля 2008 г. достигла 19,18 трлн.
рублей, широкая денежная масса соответственно
— на 15,4 процента (на 3,78 трлн. рублей) и
28,29 трлн. рублей.
Коэффициент
монетизации экономики по широкой денежной
массе увеличился с 19,9 процента на начало
2008 года до 21,1 процента на 1 июля 2008 г., по
рублевой денежной массе — с 13,5 до 14,1 процента.
В январе — июне 2008 г. рублевая денежная
база приросла на 12 процентов (на 822,1 млрд.
рублей) и на 1 июля 2008 г. составила 7,74 трлн.
рублей.
На 1 июля 2008 г. международные резервные
активы Республики Беларусь (золотовалютные
резервы страны) в национальном определении
оценивались в 5,55 млрд. долларов США и
увеличились с начала 2008 года на 555,1 млн.
долларов США, в определении Специального
стандарта распространения данных Международного
валютного фонда соответственно — 4,62
млрд. долларов США и на 435,3 млн. долларов
США соответственно. Параметры развития
банковского сектора. В январе — июне
2008 г. активы банков возросли на 22,3 процента
(на 9,31 трлн. рублей), требования банков
к экономике — на 24,6 процента (на 7,47 трлн.
рублей), в том числе в национальной валюте
— на 24,4 процента (на 4,57 трлн. рублей).
На 1 июля 2008 г. доля проблемных активов в активах
банков, подверженных кредитному риску,
составила 1,8 процента, доля проблемной
задолженности в задолженности заемщиков
по кредитам и иным активным операциям
банков — 0,71 процента. По итогам работы
за первое полугодие 2008 г. рентабельность
капитала банковского сектора сложилась
на уровне 11,9 процента, прибыль банков
достигла 402,1 млрд. рублей, что в 1,6 раза
больше, чем в аналогичном периоде 2007 года.
Функционирование
платежной системы. В январе — июне 2008
г. в автоматизированной системе межбанковских
расчетов проведено 27,9 млн. платежей на
сумму 295 трлн. рублей, что на 11,6 процента
по количеству и на 17,9 процента по сумме
выше, чем в аналогичном периоде 2007 года.
Несвоевременно выполненные (аннулированные)
платежи в отчетном периоде, как и в аналогичном
периоде 2007 года, отсутствуют. Случаев
несанкционированного доступа в платежную
систему не допущено.
Социально–экономическое развитие
страны в 2009 году характеризуется высокими
темпами роста основных макроэкономических
показателей и увеличением спроса на деньги.
С учетом внутренних и внешних условий
индекс потребительских цен прогнозируется
на уровне 109 — 111 процентов. В 2009 году монетарная
политика будет направлена на обеспечение
темпов экономического роста посредством
проведения соответствующих курсовой,
процентной и эмиссионной политики.
Курсовая политика сохранит роль важнейшего инструмента
достижения внешней и внутренней устойчивости
белорусского рубля. Предусматривается
привязка курса белорусского рубля к корзине
иностранных валют (евро, доллар США и
российский рубль). При этом колебания
обменного курса белорусского рубля к
доллару США оцениваются в пределах плюс/минус
5 процентов.
Процентная политика.
К концу 2009 года при прогнозируемом уровне
инфляции и изменении курса белорусского
рубля ставка рефинансирования составит
10 — 12 процентов годовых.
Для регулирования денежного
предложения и текущей ликвидности банков
будут использоваться постоянно доступные
инструменты (кредит и депозит «овернайт»,
сделки СВОП), двусторонние операции и
операции на открытом рынке, а также механизм
обязательного резервирования. Национальный
банк операциями на денежном рынке обеспечит
движение процентной ставки межбанковских
кредитов на уровне, близком к ставке рефинансирования.
Процентная политика
ориентирована на доступность кредитов
субъектам экономики и стимулирование
привлечения в банковские депозиты средств
юридических и физических лиц. На конец
2009 года процентные ставки по новым кредитам
нефинансовому сектору составят 13 — 15
процентов годовых, по новым срочным депозитам
в банках — 10 — 12 процентов годовых.
Денежно–кредитные
показатели. В 2009 году с учетом роста ВВП (на 110 —
112 процентов) и изменения других факторов
спроса экономики на деньги увеличение
рублевой денежной базы оценивается на
уровне 28 — 34 процента, рублевой денежной
массы — на 32 — 40 процентов, широкой денежной
массы — на 32 — 39 процентов. При этом планируется,
что депозиты физических лиц возрастут
на 4,2 — 5,2 трлн. рублей, юридических лиц
— на 4,8 — 5,7 трлн. рублей. Реализация мер
денежно–кредитной и экономической политики
позволит в 2009 году увеличить коэффициент
монетизации экономики по рублевой денежной
массе до 16,5 процента, по широкой денежной
массе — до 24,5 процента.
Прогнозируется, что международные резервные
активы Республики Беларусь в национальном
определении на 1 января 2010 г. достигнут
5,87 — 7,75 млрд. долларов США. В 2009 году, учитывая
расширение спроса на банковские услуги
организациями нефинансового сектора
экономики и населением, приоритетом в
развитии банковского сектора явится
повышение устойчивости его функционирования.
За 2009 год прирост
нормативного капитала в
В 2009 году Национальный
банк обеспечит эффективное,
В 2009 году продолжится реализация мероприятий по интеграции банковских систем Республики Беларусь, Российской Федерации и других государств — участников Содружества Независимых Государств, а также сотрудничество с Международным валютным фондом, Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Международной финансовой корпорацией. В 2009 году денежно–кредитная политика направлена на содействие устойчивым темпам экономического роста и выполнение прогнозных показателей социально–экономического развития страны. Предусмотренная привязка курса белорусского рубля к корзине иностранных валют позволит обеспечить большую стабильность номинального эффективного курса национальной валюты. Для обеспечения устойчивости национальной валюты предполагается использовать различные монетарные инструменты. Развитие банковской системы в 2009 году будет осуществляться на основе расширения ресурсной базы банков.
Повышение эффективности финансового рынка планируется проводить путем развития его инфраструктуры и расширения спектра используемых финансовых инструментов. Таким образом, реализация в 2009 году намеченных целей, задач и мероприятий монетарной политики, адекватных развитию экономики, обеспечит единство проводимой экономической политики.
5 Анализ изменения размера и структуры денежного предложения в 2007-2008 годах
Денежная масса – это
Денежная база(B) (деньги повышенной мощности, резервные деньги) - наличность вне банковской системы(C), а также резервы(R) коммерческих банков, хранящиеся в ЦБ. Наличность является непосредственной частью предложения денег, тогда как банковские резервы влияют на способность банков создавать новые депозиты, увеличивая предложение денег. B = C + R. Увеличение денежной базы приводит к многократному (мультипликативному) расширению вкладов в коммерческих банках и денежной массы.
Предложение денег (М) равно сумме наличных денег (С) и сумме средств на текущих счетах (D).М = С + D.
Резервы-сумма средств, внесенных на банковские счета и не выданных в качестве кредитов,.
Если бы банки только хранили деньги в качестве резервов на случай востребования их вкладчиками и не выдавали в качестве кредитов, то каждая положенная на текущий счет денежная сумма увеличивала бы объем средств на текущих счетах и соответственно уменьшала бы количество наличных средств. При этом предложение денег остается прежним. Такая система называется 100%-ым банковским резервированием, и при ней банки не оказывают влияния на предложение денег.
Информация о работе Формы и методы регулирования спроса и предложения денег