Формы и методы регулирования спроса и предложения денег

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 21:23, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение форм и методов регулирования предложения и спроса денег.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 283.00 Кб (Скачать файл)

Определение денежной массы - непростое дело. Проблема состоит в том, что в современной экономике различные виды финансовых активов одновременно в той или иной степени выполняют различные функции денег (денежные агрегаты). Так Центральный банк США, называемый Федеральным резервным банком, рассчитывает объем денежной массы и публикует результаты расчета в разрезе двух показателей М1 и М2.

М1предназначен для измерения  объема фактических средств обращения, то есть денежной массы в узком  смысле слова.

При помощи М2 (денежная масса  в широком смысле слова) пытаются измерить запас высоко ликвидного имущества (активов), которым владеет население.

 

    1. Формирование стоимости денег

 

В теории денег чуть ли не самой сложной есть проблема их стоимости.  
В истории мировой экономической мысли не одна попытка выдающихся мыслителей дать научное объяснение природы денег разбивалась в самый раз об эту проблему. В частности, не смогла дать убедительного объяснения стоимости денег «государственная теория денег», представители которой сводят природу денег к «продукту правопорядка», к «хартального платежного средства», стоимость которого устанавливается государством независимо от их внутренней субстанциональной стоимости.

Апогея в своем развитии эта теория достигла в начале XX ст. (в работах Г. Кнаппа, Ф. Бендиксена, К. Ельстера и др.), когда неполноценные деньги приобрели значительное распространение, тем не менее не потеряли прямой или опосредствованной связи с золотом, поскольку еще не состоялась демонетизация золотая. В этих специфических условиях вмешательства государства в денежную сферу было очевидным, а стоимость денег оставалась относительно стабильной, что и предоставляло правдоподобию концепции государственно  созидательного происхождения стоимости денег. После демонетизации золота, когда инфляционное обесценение неполноценных денег приобрело угрожающий характер и не подвергалось прямому государственному регулированию, стала очевидной ошибочность этой концепции.

Подобной метаморфозы  испытала и марксистская теория денег, которая абсолютизировала их товарную природу («деньги по своей природе — это всегда золото и серебро» — писал К. Маркс), а стоимость денег объясняла из позиций трудовой теории стоимости, т.е. определяла субстанциональной стоимостью того товара, который функционировал как деньги. Тем не менее, после демонетизации золота, когда были перекрытые все каналы влияния стоимости золота на товарные цены, стала очевидной безосновательность концепции трудового происхождения стоимости денег. Представители марксистской теории так и не смогли преодолеть разногласия между их теорией трудовой стоимости и нематериальной формой денег, которая возникла в реальной действительности после демонетизации золота. Это привело к важному послаблению позиций марксистской экономической теории вообще.

Современная мировая  экономическая мысль различает два аспекта в вопросе о стоимости денег: стоимость денег как денег и стоимость денег как капитала.

Деньги как капитал  приобретают свою стоимость на денежном рынке под влиянием спроса и предложения, и выступает она в форме  процента. Стоимость денег как денег формируется непосредственно в сфере их обращения, где деньги обмениваются на реальные блага, а стоимость их приобретает форму покупательной способности. Тем не менее, механизм формирования этой стоимости денег существенным образом различается при функционировании полноценных и неполноценных денег.

Меновая стоимость полноценных  денег, с которой они принимают  участие в обращении, под влиянием целого ряда объективных факторов приобретает  относительную самостоятельность  и определенное время может отвергаться от реальной их стоимости. При этом меновая стоимость есть более инертной сравнительно с реальной. Поэтому цены на товарных рынках и покупательная способность таких денег определенное время оставались неизменными после изменения стоимости золота как товара, которое мало положительное влияние на развитие рыночных отношений. 
Вместе с тем меновая стоимость золотых денег, которые находились в обращении, не могла полностью оторваться от реальной стоимости золота как товара. Этому мешало действие закона стоимости в сфере производства и обмена золота. Если меновая стоимость (покупательная способность) монеты снижалась сравнительно с реальной, то уменьшалась рентабельность производства золота, предприятия с худшими условиями добычи закрывались, и реальная стоимость золота снижалась к уровню меновой.

Если же реальная стоимость  полноценных денег уменьшалась  сравнительно с меновой, то в конечном итоге подрывалось доверие к  таким деньгам и их эмитенту, наступал разлад денежного обращения и  системы цен. Государство вынужденное было или перечеканить монету, чтобы повысить ее реальную стоимость до меновой, или вообще отказаться от золотомонетного обращения.

Возможность раздвоения стоимости полноценных денег  издавна была подмечена людьми и  широко использовалась в собственных интересах теми, кто чеканил монеты. На этой возможности базировалось обычная подделка монет, их обрезание частными лицами, известное еще со старинных времен. Тем не менее, и государства нередко использовали такую возможность для ухудшения качества денег с целью улучшения положения своей казны или в интересах определенных социальных групп. В самый раз ради этого все государства из первых шагов своего существования добивались полной монополизации чеканки монет.

Как же формируется стоимость  неполноценных денег, которые не имеют внутренней субстанциональной стоимости? Ее формирование и функционирования происходит под влиянием тех самых факторов, которые в условиях золотомонетного стандарта вызывали отклонение нарицательной стоимости золотых денег от реальной. В меру замещения в обращении золота его знаками этот разрыв усиливался, и даже разменные на золото деньги все больше выступали в их номинальной, а не реальной стоимости. С прекращением размена банкнот на золото деньги остались в обращении только в своей нарицательной стоимости. В сущности, она стала иррациональной величиной, которая определяется не воплощенной в денежном товаре общественной работой, а той средой, в котором деньги функционируют.

Масса дензнаков, которая  вступает в сферу обмена в каждом следующем цикле воспроизведения, - величина не случайная. Она обусловлена, прежде всего, совокупной меновой стоимостью товаров, которые реализованы в предыдущем цикле и вышли в сферу потребления. Дензнаки, оставаясь в обращении, продолжают представлять эту совокупную товарную стоимость, будучи ее отражением. Это оказывается в том, что каждый владелец денег, вступая с ними в очередной цикл обмена, рассматривает их как конкретную реальную стоимость и готов платить за нужный товар не любую их сумму, а лишь ту, которая обеспечит ему присвоение эквивалентной стоимости.

 

 

 

 

 

  1.  Спрос на деньги и определяющие его факторы

 

Понятие “спрос” является фундаментальным для всех разделов экономики. В общем понимании  закона спроса люди покупают большее  количество товара по мере того, как цена на товар снижается.

Существует спрос и  на такой специфический товар, как  деньги, поскольку деньги “могут”  почти все и ради них люди готовы пожертвовать многим. Но в данном случае понятие спроса рассматривается  в более узком его значении. В этой связи возникают определенные трудности относительно применения закона спроса к специфическому понятию денег, а именно: не известно, что понимать под “ценой” денег, как измерять величину спроса на деньги и какие факторы попадают под определение “при прочих равных условиях”, когда речь идет о спросе на деньги.

Спрос на деньги - одно из ключевых и самых сложных явлений  рынка денег. Его изучение является центральной проблемой современной  теории денег, а успехи в его познании определяли развитие этой теории в XX ст., открывали возможности эффективного регулирования рынка денег через механизмы и инструменты денежно-кредитной политики.

В отличие от обычного спроса на товарных рынках, который                                             формируется как поток купленных товаров за определенный период, спрос на деньги выступает как запас денег, который стремятся иметь в своем распоряжении экономические субъекты в определенный  момент.                                                        Если такой запас денег рассматривать как элемент богатства, которым владеют экономические субъекты, то спрос на деньги можно трактовать, как их желание иметь определенную часть своего портфеля активов (богатства) в ликвидной форме. Если собственники портфелей активов отдают преимущество ликвидной форме, то это будет означать повышение спроса на деньги, и наоборот. Такой (портфельный) подход к  изучению спроса на деньги был применен Дж. M. Кейнсом, который назвал свою трактовку спроса на деньги теорией преимущества ликвидности.

Трактовка спроса на деньги как явления остатка обуславливает существенное отличие его от спроса на доход, который является явлением потока. Спрос на деньги не только по сути отличается от спроса на доход, а и имеет относительно самостоятельные источники удовлетворения.

При такой трактовке  спроса на деньги это явление приобретает  важное  значен в практике управления денежной сферой. Наличие спроса на деньги означает, что экономические  субъекты будут держать деньги у  себя, не «выбросят» на товарный, валютный или фондовый рынки и не нарушат сформированное там равновесие. Поэтому рост спроса на деньги расширяет экономическую границу эмиссии денег, приведет к повышению уровня монетизации экономики.

Факторы, влияющие на спрос на деньги. Выяснение мотивов, которые поощряют экономических субъектов накапливать деньги, дает возможность определить факторы, которые влияют на эти мотивы, a значит - на динамику спроса на деньги.

Представители всех теоретических  концепций спроса на деньги признают изменение объемов производства (или объемов национального дохода) ключевым фактором влияния на спрос. Это влияние обуславливается трансакционным мотивом накопления денег - чем больший объем производства валового национального продукта, a значит и национального дохода, тем большим может быть объем операций относительно его реализации и тем большим может быть запас денег для выполнения этих операций. Эту зависимость можно выразить так:

Объем спроса на деньги = f(Q), где Q - номинальный объем ВHП.

Изменение объема валового национального продукта, в свою очередь, определяется двумя самостоятельными факторами - динамикой уровня цен и уровня реального объема производства, любой из которых может действовать независимо друг от друга. Например, абсолютный уровень цен может расти при неизменном объеме реального производства, и наоборот, последний может повышаться при неизменном уровне цен или эти показатели могут расти одновременно, но разными темпами. Поэтому изменение абсолютного уровня цен и реального объема производства можно рассматривать как самостоятельные факторы влияния на спрос на деньги. Влияние любого из этих факторов является прямо пропорциональным - в меру роста цен или увеличения физического объема производства соответственно будет расти спрос на деньги, a при их снижении спрос будет сокращаться. Зависимость объема спроса на деньги от указанных двух факторов = f(Y, P), где Y - физический объем ВHП, P - уровень цен.

При макроэкономическом подходе к анализу спроса на деньги появляется третий фактор – скорость обращения денег. Чем выше скорость обращения денег, тем меньшим будет спрос на деньги, и наоборот. Т.е. влияние этого показателя на спрос обратно пропорциональный. Поскольку скорость обращения денег формируется под влиянием многих факторов, то все они опосредовано тоже влияют на спрос на деньги. Тем не менее, сторонники такого подхода к анализу спроса на деньги считают, что скорость обращения денег является относительно стабильной, поэтому ее влияние на спрос мало ощутимый. Потому в своих теоретических выводах они абстрагируются от этого фактора. Поэтому формулу спроса на деньги фактор скорости, как правило, не входит.

При микроэкономическом подходе к анализу спроса на деньги скорость обращения денег исчезает из поля зрения. Вместо нее используется фактор изменения нормы процента. Tакая трансформация факторов не случайная. Ведь скорость обращения денег - явление потока, и оно не корреспондирует со спросом на деньги - явлением остатка. Чем дольше деньги сохраняются у индивидов, тем большим будет их остаток и, тем реже они будут передаваться одним индивидом другому. По мере роста ожидаемого дохода (нормы процента) на альтернативные деньгам активы продолжительность сохранения будет сокращаться, и спрос на деньги снижаться, а по мере снижения ожидаемого дохода – возрастать. Влияние этого фактора на спрос выражается формулой:

Объем спроса на деньги = f(R), где R - норма дохода на капитализированные активы, которые в значительной мере зависит от нормы процента.

Современная теория денег, кроме этих трех, которые уже стали  традиционными, признает еще ряд факторов влияния на спрос, которые можно условно назвать новейшими. Это, в частности, накопление богатства, инфляция, изменения в ожиданиях перспектив относительно конъюнктуры рынка.

Фактор накопления богатства  состоит в том, что экономические субъекты, накапливая богатство в форме разных активов, относительно равномерно размещают его прирост между всеми видами активов, в том числе и в виде запаса денег. Вследствие этого по мере увеличения массы богатства будет расти и спрос на деньги.

Фактор инфляции влияет на спрос на деньги в нескольких направлениях. B условиях инфляционного роста цен запас денег, который имеется в распоряжении экономических субъектов, неминуемо обесценивается, и они понесут потери, что само по себе провоцирует сокращение их спроса на деньги. Кроме этого, инфляционный рост цен неминуемо подталкивает вверх ставку процента и все другие ожидаемые доходы. Вследствие этого повысится альтернативная стоимость денежных запасов и сократится спрос на деньги. Вместе с тем следует помнить, что рост цен является фактором положительного влияния на спрос, если он не значительный и не провоцирует инфляционных ожиданий.

Информация о работе Формы и методы регулирования спроса и предложения денег