Формы и методы регулирования спроса и предложения денег

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 21:23, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение форм и методов регулирования предложения и спроса денег.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 283.00 Кб (Скачать файл)

Изменение учетной  ставки влияет на денежную базу. При повышении учетной ставки уменьшается спрос коммерческих банков на ссуды рефинансирования, вследствие чего уменьшаются остатки средств на их коррсчетах в центральном банке, то есть денежная база, сократятся также избыточные резервы банков и их возможности предоставлять ссуды, a значит и уровень мультипликатора.

Изменения типичной рыночной процентной ставки влияют на предложение денег по нескольким направлениям. В частности, при росте процентной ставки по займам y коммерческих банков расширяются возможности получать ссуды рефинансирования даже при росте учетной ставки, вследствие чего растет денежная база, банковские резервы и коэффициент мультипликации, что оказывает содействие расширению предложения денег. Вместе с тем в этой ситуации могут уменьшаться спрос на банковские ссуды, возрастать избыточные резервы и сокращаться мультипликация депозитных денег.

Изменение богатства приводит к изменению соотношения между депозитной и наличной составными денежной массы: чем беднее экономические субъекты, тем большую часть своих денег они держат в форме наличности, и наоборот. Но поскольку депозитная составная обуславливает мультипликативный процесс, a наличная - нет, то изменение их соотношения приводит к изменению общего объема предложения денег. При росте богатства депозитная составная денежной массы возрастет скорее, чем наличная, что усилит мультипликационный эффект и увеличит предложение денег. Уменьшение богатства будет иметь противоположное влияние на предложение денег.

Тенизация предпринимательской  деятельности обуславливает изменение структуры денежных запасов в пользу денежной наличности. Это ослабляет мультипликативное увеличение депозитов, поскольку денежная наличность выходит из банковского оборота и не используется для целей кредитования. Падение уровня мультипликации уменьшает предложение денег в депозитной форме. Поэтому общее денежное предложение сокращается по мере роста тенизации экономики.

Низкое состояние  доверия к банкам, банковская паника тоже отрицательно влияют на процесс мультипликативного увеличения депозитов, так как вызывают изъятие денег из депозитов. Увеличение наличной составной денежной массы не компенсирует потерь депозитной составной, т.к. через мультипликативный эффект они значительно превышают суммы наличных изъятий.

B условиях усиления  недоверия к банкам уровень  мультипликации может снижаться  и потому, что банки вынуждены  увеличивать свои избыточные резервы и сокращать кредитование, затем чтобы усилить свою ликвидность на случай отлива вкладов.

Итак, общий объем предложения  денег сокращается пропорционально  падению доверия к банкам, a в  период банковских паник такое сокращение становится лавиноподобным, способное парализовать всю платежную систему страны.

Рост процентных ставок по депозитам до востребования оказывает содействие привлечению банками денежной наличности на текущие вклады и расширению процесса мультипликации депозитов, вследствие чего повышается предложение денег.

Изменение предложения  денег через колебание коэффициента мультипликации могут вызвать и  другие факторы, в частности сезонное увеличение потребности населения  в денежной наличности, которая приводит к уменьшению текущих депозитов и снижения процесса мультипликации, а значит – уменьшение предложения денег. В этом случае банки увеличивают избыточные резервы накануне сезонного или любого другого ожидаемого роста отлива вкладов для обеспечения своей ликвидности.

Анализ факторов влияния  на предложение денег свидетельствует, что окончательный объем предложения  денег формируется усилиями четырех  групп субъектов: центрального банка, коммерческих банков, a также банковских вкладчиков и заемщиков. Это делает управление предложением денег довольно сложной задачей. Чтобы вывести предложение денег на запланированный уровень, недостаточно просто отрегулировать денежную базу. Для этого нужно также обеспечить соответствующий мультипликативный рост депозитов под влиянием всех перечисленных выше факторов.

 

Выбор тактической цели денежно-кредитной политики и соответствующей  ей кривой предложения денег зависит  от конкретной экономической ситуации в стране и тех факторов, которые  обусловили изменение спроса на деньги, соответственно которой банковская система должна откорректировать предложение денег. Если, например, рост спроса на деньги вызван ростом цен, то, чтобы не спровоцировать развитие инфляционного процесса, целесообразно зафиксировать массу денег на уровне, который сложился, и отпустить в «свободное плавание» процентную ставку. Если спрос на деньги уменьшается, например, под влиянием ускорения оборота денег вследствие усовершенствования технологий межбанковского перемещения денег, то, чтобы защитить реальную экономику от нежелательного влияния изменения процентных ставок, их уровень целесообразно зафиксировать, a массу денег отпустить в «свободное плавание».

3.1 Механизм  регулирования денежного предложения

 

Прямое регулирование  предложения денег в экономике  предполагает установление лимитов кредитования, процентных ставок, объема выдаваемых кредитов и пр. Используется оно, как правило, в условиях неразвитости банковской системы и денежного рынка в целом, в периоды усиления инфляции или финансовых кризисов.

В современных условиях в странах с развитой рыночной экономикой преимущественно используются три основных инструмента, с помощью которых Центральный банк осуществляет косвенное регулирование денежно-кредитной сферы: операции на открытом рынке, учетная ставка и норма обязательных резервов.

Проводя операции на открытом рынке и изменяя учетную ставку, Центральный банк влияет непосредственно  на денежную базу. Изменение нормы  обязательных резервов, как уже отмечалось, воздействует на процесс мультипликации.

Операции на открытом рынке — купля или продажа Центральным банком государственных ценных бумаг, как правило, на вторичном рынке, так как подобная деятельность Центрального банка на первичном рынке носит инфляционный характер и ограничена или запрещена законом во многих странах.

Покупая ценные бумаги у  частного лица или коммерческого  банка, Центральный банк увеличивает  резервы коммерческих банков, находящиеся  на их корреспондентских счетах, соответственно растет денежная база. Получив дополнительные ресурсы, коммерческие банки увеличивают объемы выдаваемых кредитов, включается механизм кредитной эмиссии и сопровождающего ее мультипликативного расширения денежной массы.

Если Центральный банк продает ценные бумаги, то процесс  протекает в обратном направлении  и происходит уменьшение денежной массы.

Увеличение ресурсов коммерческих банков может также  происходить, если Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Процесс кредитования коммерческих банков Центральным банком называется рефинансированием. Ставка, по которой  Центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам, называется учетной ставкой (если кредит в основном предоставляется в форме учета векселей) или ставкой рефинансирования (при других методах кредитования).

Ссуды Центрального банка  попадают на резервные счета коммерческих банков, увеличивают суммарные резервы банковской системы, расширяют денежную базу и образуют основу мультипликативного изменения предложения денег.

Повышение учетной ставки (ставки рефинансирования) означает удорожание ресурсов, которые банки могут получить путем заимствований у Центрального банка, что приводит к сокращению их объемов, а следовательно, к уменьшению ссудных операций коммерческих банков. В то же время, приобретая более дорогие ресурсы, банки повышают свои ставки по кредитам. Условия кредитования ухудшаются, кредиты становятся менее доступными, происходят кредитное сжатие и удорожание денег. Предложение денег в экономике снижается.

Снижение учетной ставки косвенно способствует росту денежной массы в обращении.

Обязательные резервы — это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить на специальных счетах в Центральном банке и не могут использовать для осуществления активных операций, и прежде всего кредитования.

Впервые практика обязательных резервов была официально введена в 1913г. в США при создании ФРС. Впоследствии ФРС получила право пересматривать норму обязательных резервов.

После второй мировой  войны принцип изменяющихся обязательных резервов был введен центральными банками  многих развитых стран.

Обязательные резервы представляют собой минимальный размер резервов, которые должны иметь коммерческие банки, и выполняют две функции. Во-первых, они должны обеспечивать необходимый уровень ликвидности коммерческих банков для бесперебойного выполнения платежных обязательств по возвращению депозитов вкладчикам и проведения расчетов с другими банками. Во-вторых, они являются инструментом Центрального банка для регулирования денежной массы. Изменение нормы обязательных резервов непосредственно влияет на величину кредитно-финансового потенциала коммерческих банков. Чем выше норма обязательных резервов, тем меньше сумма ресурсов для выдачи кредитов, тем меньше кредитная эмиссия.

На предложение денег  в экономике изменение нормы  обязательных резервов влияет через  изменение денежного мультипликатора. Увеличение нормы обязательных резервов уменьшает денежный мультипликатор и снижает степень воздействия коммерческих банков на объем денежной массы в обращении. Понижение резервных требований высвобождает часть ресурсов коммерческих банков для осуществления кредитных операций, усиливает мультипликационный эффект и приводит к росту предложения денег.

В современных условиях в различных странах основные инструменты денежно-кредитной политики используются с разной степенью активности. Например, в развитых странах наблюдается тенденция к отходу от активного использования резервных требований Центрального банка в качестве регулирующего инструмента. Практика показала, что использовать этот инструмент необходимо очень осторожно вследствие его жесткости.

Норма обязательных резервов не может часто изменяться, так  как это нарушает конкурентное равновесие между банками и другими финансовыми  посредниками. Изменение нормы обязательных резервов может вызвать резкие изменения  в объеме "работающих" активов банков и повлиять на их финансовое состояние.

При увеличении резервных  требований коммерческие банки вынуждены  держать большую долю активов  в форме, не приносящей процентов, и  тем самым нести потери из-за падения  своей доходности. В связи с  этим центральные банки, заинтересованные в устойчивости банковской системы, прибегают к изменению нормы обязательных резервов очень редко или вообще стараются ее не изменять.

Использование учетной  ставки (ставки рефинансирования) в  качестве инструмента денежно-кредитной политики также имеет свои особенности. Дело в том, что объем кредитов, получаемых коммерческими банками в центральных банках, обычно составляет незначительную долю привлекаемых ими средств. Поэтому изменение учетной ставки — прежде всего индикатор денежной политики Центрального банка. В условиях стабильного экономического развития, как правило, не происходит резкого изменения курса, а следовательно, и частого изменения учетной ставки. Иногда даже, как, например, в США, учетная ставка изменяется вслед за движением процентных ставок на рынке капиталов, с тем чтобы разница между учетной ставкой и рыночной ставкой была не слишком велика. Таким образом, в развитых странах основным активным инструментом оперативного регулирования предложения денег в экономике являются операции на открытом рынке.

В целом же методы и  инструменты денежно-кредитной политики в той или иной стране определяются сложившимися традициями или законами и зависят от степени развития кредитно-банковской системы, а также  финансовых рынков.

 

 

 

 

    1. Методы регулирования денежного рынка

 

Выбор проводимой денежно-кредитной  политики и набора инструментов регулирования  деятельности коммерческих банков центральный  банк осуществляет, исходя из состояния  хозяйственной конъюнктуры в  каждом конкретном случае. Разработанные на основе такого выбора основные направления денежно-кредитной политики утверждаются законодательным органом. При этом необходимо учитывать временной лаг между проведением того или иного мероприятия денежно-кредитного регулирования и появлением эффекта от его реализации. Эффективность применения различных типов денежно-кредитной политики определяется тем, в какой мере дестабилизация денежного оборота вызвана "чисто" денежными, а не общеэкономическими и политическими факторами.

Достижение поставленных задач по управлению платежным оборотом в едином экономическом пространстве осуществляется центральным банком путем разработки и реализации комплекса мер на макроуровне, а также посредством регулирования операций отдельных банковских учреждений или их групп. При этом могут использоваться как прямые (административные), так и косвенные (экономические) методы воздействия на деятельность банков. Реакция рынка банковских услуг на прямые методы вмешательства в деятельность банков более оперативна, чем на косвенные. Использование косвенных методов предполагает высокую степень развития процессов саморегуляции на микроуровне, а эффект от их применения замедлен и неоднозначен. К административным методам относятся прямые ограничения (лимиты) и запреты, устанавливаемые центральным банком в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков. При использовании административных методов воздействия наиболее широко применяются следующие инструменты:

Информация о работе Формы и методы регулирования спроса и предложения денег