Государственный и муниципальный финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 23:48, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является раскрытие сущности и необходимости финансового контроля, его видов, форм и принципов. Поэтому в данной курсовой работе поставлены следующие задачи:
-Раскрыть сущность и функции финансового контроля
-Изложить принципы финансового контроля.
-Охарактеризовать виды, формы и существенные методы финансового контроля.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1.Теоретические основы государственного финансового контроль…………………………………………………………………….4
1.1.Сущность финансового контроля………..…..................................................4
1.2.Система финансового контроля……......……………………………………9
1.3.Принципы финансового контроля………………...………..………………11
1.4.Формы финансового контроля……………..……………………………….13
Глава 2.Субъекты финансового контроля…………..…… ……..………14
2.1.Органы, осуществляющие финансовый контроль и их обязанности….14
Глава 3.Финансовый контроль на примере Контрольно-Счетной Палаты СПб и Развитие Финансового контроля………………………………………………………….………21
3.1. Пути реформирования и развития гос. и мун. Финансового контроля…21
3.2. Основные итоги деятельности Счетной палаты СПб…………….…….28
Заключение………………….…………………………………………….……41
Список использованных источников…………………………………………44

Файлы: 1 файл

курсовая 2003.doc

— 507.50 Кб (Скачать файл)

Система финансового  контроля в развитых западных  странах  в целом однотипна и включает следующие элементы:

    •  ведомство главного ревизора-аудитора (счётная палата) с подчинением   непосредственно парламенту или президенту страны. Главная цель этого ведомства – общий  контроль за расходованием государственных средств;

    •  налоговое ведомство с  подчинением президенту, правительству  или министерству финансов, контролирующее поступление в казну налоговых доходов;

    • контролирующие структуры в  составе государственных ведомств, осуществляющие проверки и ревизии  подведомственных учреждений;

    •   негосударственные службы  контроля, осуществляющие на коммерческой  основе проверку достоверности отчётной документации и законности финансовых операций;

    •  службы внутреннего контроля, основная задача которых –  снижение издержек, оптимизация  финансовых потоков и увеличение  прибыли.

В государствах тоталитарного типа формы организации и цели финансового контроля подчинены интересам правящей администрации. Государственный контроль носит глобальный и повсеместный  характер и преследует чисто фискальные цели.

         В странах с переходной экономикой, к которым в настоящее время принадлежит Россия, экономико – правовая организация финансового – контроля имеет специфические черты. Такие государства постепенно отходят от тоталитарности государственного финансового контроля и создают правовую основу для его организации.

        Проблема нехватки государственных  средств  для покрытия бюджетных  расходов зачастую решается посредством  скорее административных, чем экономических  методов, тотального ужесточения  санкций за налоговые и другие  финансовые нарушения. Это приводит к ущемлению интересов частного капитала и снижению деловой активности. По мере укрепления основ рыночного хозяйствования организация финансового контроля приобретает всё более правовой характер и постепенно приближается к западной модели, которая, по оценкам специалистов, в целом доказала свою эффективность.Развитие демократии и парламентаризма вызывает необходимость более тщательного контроля за исполнительной властью и соответственно повышением профессионального уровня контрольных служб.

1.3.Принципы  финансового контроля.

Финансовый  контроль организуется и проводится на основе определенных принципов. Принципы финансового контроля, которые легли  в основу организации прежде всего  государственного финансового контроля в Российской Федерации, были приняты IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 г. в городе Лиме (Франция) и нашли свое отражение в Лимской декларации руководящих принципов контроля.

  Декларация  закрепила призванное в большинстве  стран мирового сообщества мнение, что финансовый контроль – не самоцель, а неотъемлемая часть системы регулирования, осуществляемого государством в финансовой сфере рыночной экономике. Задача контроля – «вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии с тем, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причинённый ущерб, осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем».

Основными принципами финансового контроля являются следующие: законности, независимости, объективности, гласности, ответственности, разграничения функций и полномочий, системности.

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируются нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе, с помощью СМИ, содержания проектов различных финансово - плановых актов, принятых отчётов об их выполнении, результатов проверок и ревизии финансовой деятельности и т.д 
 
Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции РФ и субъектов РФ в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении РФ находятся финансовое, валютное, кредитное регулирование, федеральные бюджет, налоги и сборы, к совместному ведению РФ и субъектов РФ отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ. 
 
Принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово - плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах. 
 
Независимость контроля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контрольного органа, более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов контроля и закреплением в конституции их статуса. 
 
Объективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролёрами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролёров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы.


      Принцип объективности определяет  высокие требования к подготовке  и компетенции работников контрольных  органов. Их квалификация и  опыт должны быть таковы, чтобы  не давать повода усомниться  в способности контролёров выполнять  свою работу на требуемом  уровне. В целях объективности обязательным является привлечение к участию в контроле экспертов соответствующей компетентности в случаях, когда проверяющие не располагают необходимыми узкими специальными знаниями. . Их задача – оценить эту деятельность с точки зрения закона и финансовых правил.

         Принцип разграничения функций  и полномочий связан с тем,  что в развитых странах задачи  финансового контроля решают  обычно несколько органов. Поэтому  важно, чтобы они не дублировали  друг друга и не загружали проверками одни и те же объекты, обеспечивали возможно большую полноту контроля. Для этого органы финансового контроля координируют свои действия в установленном законом порядке или по согласованию между собой. Предусматриваются также возможности использования в интересах общества и государства одними органами результатов проверок других органов.

    Говоря о принципе подотчётности, надо иметь в виду, что государственная власть, как правило, делится на законодательную и исполнительную. Соответственно в каждой ветви власти могут быть созданы свои органы финансового контроля, чем и определяется их подотчётность. Существуют ведомственные органы финансового контроля, которыми, естественно, руководят сами ведомства. Те органы финансового контроля, которые обслуживают интересы собственников, отчитываются перед собственниками.

     В большинстве развитых странах  есть орган финансового контроля, который имеет статус высшего  или фактически является таковым  . Это не значит, что он руководит  всеми остальными органами контроля, а предполагается, что он решает основную задачу финансового контроля, определяемую конституцией страны . Таким органом является обычно общегосударственная Счётная палата, в деятельности которой принципы контроля реализуются с наибольшей полнотой. 

    Может возникнуть впечатление,  что принцип подотчётности противоречит  принципам законности, объективности  и независимости .

 [http://www.currency-exchange.ru/]

     1.4. Формы финансового  контроля

Выделяются следующие  формы государственного и муниципального финансового контроля (статья 265 БК РФ):

  • предварительный контроль – осуществляется в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;
  • текущий контроль – осуществляется в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;
  • последующий контроль – осуществляется в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

На практическом уровне предварительный контроль организуется и проводится в период принятия соответствующих управленческих решений по планированию, формированию и использованию финансовых и материальных ресурсов,  
а именно в период, предшествующий подписанию первичных учетных документов и проведению планируемых финансово-хозяйственных мероприятий. Его цель –  
эффективное использование соответствующих ресурсов, предупреждение незаконного и нецелесообразного расходования денежных средств и иных активов учреждения.

Текущий контроль осуществляется в ходе проведения финансово-хозяйственных операций с той же целью – в полной мере соблюсти финансовую дисциплину  
и предупредить возможные нарушения. При этом в целом ряде случаев текущий контроль как отдельная форма контроля не выделяется, а причисляется к предварительному контролю.

Последующий контроль осуществляется уже по итогам совершения финансово-хозяйственных операций, проводится в целях проверки законности, целесообразности и правильности использования ресурсов.

В рамках государственного финансового контроля функции предварительного  
и текущего контроля возложены, в частности, на органы Федерального казначейства (статья 267 БК РФ), а функции последующего контроля – на Федеральную службу финансово-бюджетного надзора (статья 268 БК РФ).

 [http://www.gosfinansy.ru] 

2 Глава. Субъекты  финансового контроля  и их обязанности

2.1.Органы, осуществляющие финансовый  контроль


Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти. В Российской Федерации государственный финансовый контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.     

  Субъекты государственного финансового контроля:

–        Счетная палата Российской Федерации;

–        Центральный Банк Российской Федерации;

–        Министерство финансов Российской Федерации (Главное управление )

–        федерального Казначейства, департамент страхового надзора, Контрольно-ревизионное управление);

–        Министерство РФ по налогам и сборам;

–        Государственный таможенный комитет Российской Федерации;

–        контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти;

–        иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов;

Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и  исполнительной власти субъектов России. Счетная палата Российской Федерации - постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ. 

К основным задачам Счетной палаты отнесены:

–        организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

–        определение эффективности и целесообразности расходов    государственных средств и использования федеральной собственности;

–        оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета;

–        финансовая экспертиза проектов федеральных законов и нормативных;

–        правовых актов федеральных органов государственной власти;

–        анализ выявленных отклонений от установленных показателей бюджета и подготовка предложений по их устранению;

–        контроль за законностью и своевременностью движения бюджетных средств в Центральном банке, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях;

–        регулярное представление палатам Федерального Собрания информации о ходе исполнения бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.   

 Счетная  палата, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии и тематические проверки, не вмешиваясь в оперативную деятельность проверяемых организаций. О результатах ревизий и тематических проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу.

В случаях  выявления нарушений в хозяйственной, финансовой или иной деятельности, наносящей государству ущерб и требующей пресечения,

Счетная палата вправе давать администрации  проверяемой организации предписания, обязательные для исполнения. В случаях  неоднократного неисполнения или ненадлежащего исполнения предписаний Счетная палата вправе по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по банковским счетам проверяемых организаций. Счетная палата должна регулярно представлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации. Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. В составе Министерства финансов РФ создано Контрольно-ревизионное управление (КРУ), осуществляющее в соответствии с законодательством ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности соответствующих хозяйствующих субъектов.

Министерство  финансов Российской Федерации осуществляет следующие функции:

–        проводит в пределах своей компетенции комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета;

–        контролирует в установленном порядке рациональное и целевое использование средств государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств;

–        проводит документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов;

–        организует ревизии и финансовые проверки в организациях по обращениям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.    

Осуществляя государственный контроль, Министерство финансов Российской Федерации имеет право:

–        ограничивать, приостанавливать, а в необходимых случаях и прекращать в  соответствии с законодательством Российской Федерации финансирование из федерального бюджета организаций при выявлении фактов не целевого использования ими средств федерального бюджета, а также в случае непредставления ими в установленные сроки отчетности о расходовании ранее полученных средств;

–        взыскивать в установленном порядке с организаций средства федерального бюджета, израсходованные ими не по целевому назначению, с наложением штрафа в соответствий с законодательством Российской Федерации.

Финансовые  органы субъектов Российской Федерации при осуществлении государственного финансового контроля за использованием ассигнований соответствующего бюджета наделяются правами, аналогичными правам Министерства финансов РФ.

Главными  задачами Министерства РФ по налогам  и сборам являются:

–        выработка и проведение единой государственной налоговой политики;

–        в сфере взимания налогов и сборов;

–        координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам налогов и сборов в Российской Федерации;

–        государственный контроль за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и других обязательных платежей в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции. 

Министерство  РФ по налогам и сборам выполняет  следующие функции:

–        проводит непосредственно и организует работу государственных налоговых инспекций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;

–        производит в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, основанных на любых формах собственности, и у граждан проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;

–        организует работу государственных налоговых инспекций по учету, оценке и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов;

–        осуществляет возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет через кредитные организации;

–        анализирует отчетные, статистические данные и результаты проверок на местах, подготавливает на их основе предложения о разработке инструктивных методических указаний и других документов по применению законодательных актов о налогах и иных платежах в бюджет и другие функции.      

 Государственные налоговые инспекции на территории субъектов Российской Федерации и городов с районным делением осуществляют функции, предусмотренные законодательством для Министерства РФ по налогам и сборам и Государственной налоговой инспекции по районам, городам без районного деления и районах в городах.      

 Государственная  налоговая инспекция выполняет  следующие функции:

–        осуществляет контроль за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет и во внебюджетные государственные фонды;

–        обеспечивает своевременный и полный учет плательщиков налогов и других платежей в бюджет, правильность начисления платежей гражданами РФ,

–        иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также поступление этих платежей в соответствующий бюджет;

–        контролирует своевременность представления плательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой платежей в бюджет, а также

–        проверяет достоверность этих документов в части правильности определения прибыли, Дохода, иных объектов обложения и исчисления налога и других платежей в бюджет;

–        передает правоохранительным органам материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность;

–        предъявляет в суд и в арбитражный суд иски;

–        приостанавливает операции предприятий, учреждений, организаций и граждан    по расчетным и другим счетам в кредитных организациях и др.

–        требовать от должностных лиц устранения нарушений законодательства о

–        налогах;

–        налагать административный арест на имущество юридических и физических

–        лиц с последующей реализацией этого имущества в случае невыполнения

–        обязательств по уплате налогов и др.

Государственный финансовый контроль ведется также  банками и другими  

учреждениями  кредитной системы. Банковский контроль осуществляется банками в ходе операций по кредитованию, финансированию и  расчетам. Банки осуществляют предварительный  и текущий контроль в ходе проведения денежных операций через проверку представленных документов, устанавливая право хозяйствующего субъекта на получение ссуды, проведение платежей ссудных счетов. Объектом банковского контроля выступает оборачиваемость платежных средств. Банки проверяют своевременность предъявления платежных документов поставщиком и оплату их покупателем в установленные сроки.

Центральный банк РФ осуществляет надзор за деятельностью  кредитных учреждений, организует и  осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки. Банк России вправе назначить и осуществить проверку операций банков. Внутрихозяйственный контроль представляет собой проверку производственной и хозяйственной деятельности предприятий в целом, отдельных его структурных подразделений, осуществляемую бухгалтерией, финансовым отделом и некоторыми другими экономическими службами самого хозяйствующего субъекта. Внутрихозяйственный контроль во многом зависит от главного (старшего) бухгалтера. При осуществлении своих функций главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю предприятия (учреждения), чьим приказом он назначается и освобождается от должности. Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами. Главный (старший) бухгалтер осуществляет предварительный контроль за правильностью и законностью расходования средств.

Аудиторская деятельность - аудит - представляет собой  предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйственных субъектов, а также оказанию им иных аудиторских услуг.

Основной  целью аудиторской деятельности является установление достоверности  бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и  хозяйственных операций нормативным актам РФ. Аудиторские проверки бывают обязательными и инициативными. Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ, инициативная - по решению хозяйствующего субъекта. Обязательная аудиторская проверка может также проводиться по поручению органов дознания, следователя при наличии санкции прокурора, суда, арбитражного суда, при наличии в производстве возбужденного (возобновленного производством) уголовного дела, принятого к производству гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду. Результатом аудиторской деятельности является заключение (ревизионный сертификат), имеющее силу официального документа. Заключение аудитора по результатам проверки, проведенной по поручению государственных органов, приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством. Выборные и другие органы  местного самоуправления осуществляют местный финансовый контроль при утверждении местного бюджета, его исполнении и при утверждении отчета о его исполнении; устанавливают местные налоги и сборы на основе принципов, определенных законодательством России. Главы местной администрации, являющиеся высшими должностными лицами местного самоуправления, осуществляют местный финансовый контроль при исполнении местного бюджета, управлении объектами муниципальной собственности, реализации государственных программ приватизации муниципальных предприятий, объектов социально-культурного и бытового назначения,  торговых и иных объектов (имущества), являющихся муниципальной собственностью, и при решении иных вопросов местного значения. Внутренний (внутрисистемный) финансовый контроль осуществляется в министерствах, комитетах и других органах исполнительной власти, общественных и религиозных организациях руководителями соответствующих образований и специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями, которые подчиняются, как  правило, непосредственно руководителю министерства, комитета, иного органа исполнительной власти или соответствующему органу общественной или религиозной организации.

[Алёхин Э.В. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. - Пенза: Изд-во Пенз. гос.ун-та, 2010. - 350 с.]


 

    3 Глава

Финансовый  контроль на примере деятельности Контрольно-счетной палаты СПб. Развитие финансового контроля.

3.1.Пути  реформирования и  развития гос.  и мун. финансового  контроля 

     Исключительная  актуальность вопросов организации  эффективной системы ГФК, предотвращающей  усиление позиций теневой экономики и распад государства, позволяет рассматривать ее в качестве одного из важнейших направлений государственных реформ в нашей стране.

     Вполне  очевидно, что основные направления  преобразований, наиболее характерные черты новой модели системы ГФК, его современную концепцию можно разработать только на основе всестороннего анализа его теоретических и практических вопросов, изучения отечественного и зарубежного исторического опыта, современной практики. Но необходимо отметить, что опыт организации ГФК, накопленный в дореволюционный и постреволюционный периоды российской истории, а также опыт организации ГФК в иных государствах можно использовать лишь отчасти. ГФК имеет в России богатую историю, так как напрямую связан с созданием и функционированием государства. В то же время дореволюционный период отечественной истории богат как реформами, так и застоем в развитии ГФК. Огромный же опыт, накопленный контрольными органами в период социализма, как уже отмечалось, может быть полезен лишь в определенной степени. В принципе же, те или иные концепции (или, скорее, видение) ГФК социалистического прошлого неприменимы в основном потому, что были разработаны в условиях иного государственного строя, иных требований к государственному хозяйствованию.

     Также и брать за основу какую-либо иностранную модель организации ГФК без критического анализа и учета российской специфики нецелесообразно.

     Итак, для того, чтобы ГФК в России был действительно эффективным  соответствовал уровню экономически развитых государств, необходимо проделать много важных и существенных преобразований. Создание системы ГФК, отвечающей потребностям государственного управления на современном этапе, предполагает реализацию совокупности мер правового, организационного и методологического характера. И все это требует безотлагательного и поэтапного решения. С учетом результатов научных исследований отечественного ГФК, международной науки и практики, особенностей современного российского социума, исторического наследия и исходных позиций, правовых норм должна быть разработана цельная концепция реформирования и развития ГФК в Российской Федерации, создания его системы в современных условиях построения развитого рынка. Идеи, которые будут заложены в данной концепции, будут требовать основополагающих государственных решений.

Информация о работе Государственный и муниципальный финансовый контроль